Работа классного руководителя с неблагополучными семьями
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Перова Мария Викторовна

выступление на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_neblagopoluchnymi_semyami.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя с неблагополучными семьями

(выступление на педагогическом совете 13.11.2015 г.)

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», - писал В.А. Сухомлинский. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работа классного руководителя с семьёй столь значительна в его педагогической деятельности. Если ему удастся сделать родителей своими союзниками, то он станет сильнее во всех отношениях. 
Взаимодействие классного руководителя с родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации.

Наиболее распространёнными проблемами в отношениях семьи и школы на сегодня, по мнению педагогов, являются: 
        чрезмерная занятость родителей добыванием средств к существованию, ведущая к сокращению времени на воспитание детей; 
           высокий уровень социально- психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью; 
            увеличение числа расторгнутых браков; 
            алкоголизация большой части населения, пьянство как принятое в обществе времяпрепровождение; 
          недостаточное внимание к образованию своих детей и нежелание участвовать в школьных делах; 
           низкий уровень доверия школе и как следствие негативное отношение к школьному воспитанию; 
           невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей, зачастую повторяющийся у их детей.

Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы как никогда актуальна. Кризисное состояние семьи – социальная проблема, требующая решения; социальная реальность, ждущая помощи. Однако сегодня нередки случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь многие родители не совсем чётко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые возлагают обязанность воспитания детей лишь на школу. Количество неблагополучных семей растёт. 

Под неблагополучной семьёй мы понимаем такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания.

С учётом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. 
           Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов(в частности, неполные).
          Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. 
      Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции. Возраст ребенка может быть разным, но проблемы таких детей примерно одинаковы

Основные направления работы с неблагополучными семьями

1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребёнку. 
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей. 
3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье. 

Работа с неблагополучными семьями проводится по следующим этапам:

 
1-й этап. Диагностико-аналитический. 

Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно- бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Диагностика причин семейного неблагополучия. Обработка результатов. Составление карты семьи. Инициирование постановки семьи на внутришкольный социально-педагогический учёт как неблагополучной.

2-й этап. Планово- координационный.

Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации. Координационная деятельность с работниками школы( администрация, учителя- предметники, социальные педагоги, психологи, педагоги дополнительного образования и др.) и со всеми заинтересованными организациями(Управление образования, Управление здравоохранения, Управление внутренних дел, инспекция по делам несовершеннолетних, Центр занятости, Комитет по молодёжной политике, реабилитационные центры, наркологический и психоневрологический диспансеры и т.д.). 

3-й этап. Организационно-деятельностный.
Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества. Реализация программы: «Работа с родителями и ребёнком». Взаимодействие со специалистами для помощи в работе с неблагополучной семьёй. 

4-й этап. Контрольно-коррекционный.
Контроль за выполнением программы работы с неблагополучной семьёй. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье. Текущие и контрольные посещения семьи. Коррекционная деятельность в реализации программы по мере необходимости. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй. Снятие с внутришкольного социально-педагогического учёта. 

Эффективные техники общения с родителями

«Нейтрализация»

В первой фазе беседы с родителем приобретите нейтральное состояние, не угрожайте, не оправдывайтесь. Не включайтесь эмоционально в ситуацию разговора. Жалобы(претензии к школе, к Вам лично) выслушивайте молча, оставаясь спокойными, не теряя при этом вежливой доброжелательности. Жалобы на беспомощность родителей в воспитании выслушайте, кивая головой. Используйте при этом нейтральные фразы(успокойтесь, я Вас слушаю, я Вас понимаю). 
Родитель, почувствовав нейтральность, успокоится и будет готов к конструктивному разговору.

«Равенство»

Во второй фазе беседы задача – организовать равноправное взаимодействие с родителем. Необходимо проявлять доброжелательность, открытость, принимать чувства родителей. Показывать любовь к ребёнку(это снимает психологическую защиту). Подчёркивать значимость родителей в воспитательном процессе. Искать совместно новые формы сотрудничества.

«Взаимодействие» 
1. Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию(основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения). 
2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика(сформулируйте психолого-педагогический «диагноз» учебной деятельности и поведения и что делать, чтобы улучшить положение. Например, плохо учится, потому что запущены некоторые предметы, следует организовать помощь в «подтягивании». Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему). 
3. Учитывайте личные интересы родителей(например, резкое требование: матери бросить работу, отцу – свои увлечения; это обоснованно, но более эффективно признавать право родителей на интересную и содержательную жизнь; предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребёнка).
4. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. 

Взаимодействие будет успешным, если: 
-удалось избежать противостояния и конфронтации; 
-удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений; 
-удачно сформировали проблему воспитания, и родители поняли и приняли вашу формулировку.

В заключении ещё раз подчеркнём, что было бы неверным положение о том, что осуществление коррекционно- реабилитационной деятельности можно провести силами только одного классного руководителя. В оказании помощи неблагополучной семье необходимо объединение усилий специалистов, которые смогут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье.  Полный успех гарантирован, если Вы сумели объединиться с родителями против вашего общего «врага» - воспитательной проблемы – и разработать план конкретных совместных действий по её решению. 

Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся.

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.

Традиционные формы работы с родителями.

  1. Родительские собрания.
  2. Общешкольные и общественные конференции.
  3. Индивидуальные консультации педагога.
  4. Посещение на дому.

Нетрадиционные формы работы с родителями.

  1. Тематические консультации.
  2. Родительские чтения.
  3. Родительские вечера.

         Я работаю по данной проблеме  ещё совсем мало времени (3 года) и пока можно говорить об экспериментальном  уровне разработки. О больших результатах пока говорить рано, но мелкими шажками мы двигаемся к намеченной цели. Есть совместные мероприятия, праздники, проводятся лектории, тренинги, выпускаются памятки, буклеты,  есть заинтересованность со стороны детей, подростков и родителей и мы работаем,  и будем продолжать свою не лёгкую и порой не благодарную работу. И пусть мы сможем помочь только одной семье из множества этих семей, но и этот результат будет дорог. Таким образом, я считаю, что магистральным направлением решения данной проблемы  является система профилактических мероприятий. При таком подходе центр тяжести всей системы должен быть перемещён на работу с семьёй. Причём эта работа должна быть комплексной и включать в себя меры помощи социального (в том числе и материального), психологического, педагогического и юридического характера. Педагоги и психологи, берущие на себя миссию работы с этой проблемой, должны в полной мере обладать качествами зрелой личности. И качества эти – любовь, ответственность, забота и профессионализм. Жизнью доказано, что отсутствие любви, сострадания и поддержки – главные ошибки человечества. Хорошо, когда родители понимают, что, несмотря на все семейные проблемы, нельзя отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого понимания нет, на помощь детям приходим мы – педагоги, и в этом главный смысл нашей деятельности. Педагог подобен священнику – так говорят старцы.

  А в заключении мне хотелось бы рассказать вам  психологическую притчу.

 Пять простых правил, чтобы быть счастливым

Однажды осел фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками:
   - Как же его оттуда вытащить?
   Тогда хозяин ослика рассудил так: “Осел мой - старый. Ему уже недолго осталось. Я все равно собирался приобрести нового молодого осла. А колодец, все равно почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю, чтобы не чувствовать запаха разложения”.
   Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Осел сразу же понял к чему идет дело и начал издавать страшный визг. И вдруг, ко всеобщему удивлению, он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу.
   Он был изумлен от того, что он увидел там. Каждый кусок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро,  всеобщему изумлению, ослик показался наверху - и выпрыгнул из колодца!
   …В жизни вам будет встречаться много всякой грязи и каждый раз жизнь будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, стряхни его и поднимайся наверх и только так ты сможешь выбраться из колодца.
   Каждая из возникающих проблем - это как камень для перехода через реку. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого самого глубокого дна.
   Встряхнись и поднимайся наверх. Чтобы быть счастливым запомни пять простых правил:
   1. Освободи свое сердце от ненависти - прости.
   2. Освободи свое сердце от волнений - большинство из них не сбываются.
   3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь.
   4.Отдавай больше.
   5. Ожидай меньше.

Основные функции  классного руководителя в работе с неблагополучной семьёй

и детьми   из неблагополучных семей.

1.  Создать   благоприятную   обстановку   в   классе  вокруг   учащегося   из неблагополучной семьи.

2.  Установить отношения партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.

3.  Планировать работу с неблагополучными семьями.

4.  Создать    банк    данных    о    неблагополучных    семьях    и    детях    из неблагополучных семей, обучающихся в классе.

5.  Создавать и реализовывать индивидуальные программы воспитания детей из неблагополучных семей.

6.  Работать с учащимися группы по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

7.  Быть инициатором создания индивидуальных программ обучения детей из неблагополучных семей.

8.  Вовлекать  ребенка  из  неблагополучной   семьи   в   кружки   и   клубы   по интересам, в том числе в занятость выходного дня.

9.  В случае необходимости быть инициатором активных действий по защите прав ребенка.

Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.

1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.

2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели - это, прежде всего их цели.

3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.

4. Классный руководитель обязан поощрять успехи, замечать даже самые незначительные успехи.

5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.

6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.

При работе с неблагополучными семьями классному руководителю необходимо:

1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).

2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:

- Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание - это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.

- Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).

3. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.

4. Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).

5. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.

6. Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа классного руководителя с трудными семьями

Работа классного руководителя с трудными семьями...

Работа классного руководителя с трудными семьями. Презентация.

Работа классного руководителя с трудными детьми и семьями. Решение проблем....

"Работа классного руководителя с проблемными семьями"

Тема по самообразованию классного руководителя...

Особенности работы классного руководителя с неблагополучными семьями.

В данной методической разработке даны рекомендации  по работе классного руководителя с неблагополучными семьями...

Доклад на тему "Работа классного руководителя с неблагополучными семьями".

Доклад на тему "Работа классного руководителя с неблагополучными сеиьями"....

Презентация по теме "СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ"

Данная презентация знакомит классных руководителей с понятием, проблемами и типами неблагополучных семей...