Сценарий классного часа "Третье ратное поле России. Прохоровка"
классный час (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Оленич Наталья Владимировна

Классный час был проведен в канун 70-летия Великой Победы после посещения Прохоровского поля 11 классом. Можно использовать полностью или частично при проведении классного часа, посвященного памятным датам истории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx29.83 КБ
Файл bitva_na_kurskoy_duge.pptx1.29 МБ
Файл muzey_boevoy_slavy.pptx2.96 МБ
Файл trete_ratnoe_pole_rossii.pptx1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Автор: Оленич Наталья Владимировна

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Никольская средняя общеобразовательная школа» Новоусманского муниципального района Воронежской области

Аннотация:

Данное мероприятие было проведено в 2015 г в празднование 70-летия Великой Победы. Одиннадцатиклассники накануне 9 мая посетили Прохоровское поле. Классный час был подготовлен и проведен учениками 11 класса для учащихся среднего звена. Классный час посвящен битве на Курской дуге. В ходе мероприятия ученики обращаются к истории этого сражения, демонстрируют презентации о посещении Прохоровского поля, ученица 11 класса выступает с рассказом о своем прадедушке, который принимал участие в битве на Курской дуге, звучат стихи о Прохоровском поле.

Мероприятие, в рамках которого будет реализован сценарий: Классный час, посвященный Великой Победе.

Предмет: Классное руководство

Возрастная группа (класс): 7-11 класс

Название сценария: Прохоровка. Третье ратное поле России.

Цель: воспитание у учащихся чувства патриотизма.

Задачи:

  • развитие способностей оценивать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  • развивать и углублять знания об истории и культуре России;
  • формировать  у  учащихся чувство гордости за героическое прошлое своей  Родины.

Подготовительный этап: посещение Прохоровского поля, поиск информации о сражении на Курской дуге, создание презентаций.

Оформление класса: на столе в вазе цветы, рядом свечи, репродукции картин о Великой Отечественной войне, на доске надпись «Прохоровка. Третье ратное поле России», ведущие в военной форме с георгиевскими ленточками.

Ведущие, выступающие и помощники: учащиеся 11 класса

Время реализации: 45-60 минут

Авторский медиапродукт:

1. Microsoft Power Point , MS Word.

2. Презентации «Битва на Курской дуге», «Музей боевой славы», «Третье ратное поле России», «Я прадедушкой горжусь».

Ход сценария:

1 ведущий:

Владимир Чурсин

В названье этом - хриплый танка выстрел
И стон бойца, упавшего в траву...
Назло огню здесь колос снова вызрел
И снова пьют ромашки синеву.

Июль бинтует утром балок раны
За хлебным полем по-над Пслом-рекой,
И я дышу, не надышусь туманом
И чувствую в нем дым пороховой.

Не будет войн когда-то в целом свете,
Но тут, на поле, даже тишина,
Прессуясь из невидимых отметин,
Как бы вчера войной обожжена.

2 ведущий: Сегодня наше мероприятие посвящено третьему ратному полю России – Прохоровке. Накануне мы всем классом посетили это место. Когда слушаешь рассказы учителей о Великой Отечественной войне, испытываешь определенные чувства. Но мы сами ступили на землю, где произошло крупнейшее сражение той войны. Мы стояли и слушали звук колокола. Вокруг тишина… Ветер пронизывает. Мы пытаемся представить, как это было.  Армады железных машин  со скрежетом идут друг на друга. …

Давайте же  обратимся к истории этого сражения.

(Рассказ сопровождается презентацией «Битва на Курской дуге»)

3 ведущий: В ходе зимнего наступления Красной армии и последовавшего контрнаступления вермахта на Восточной Украине в центре советско-германского фронта образовался выступ глубиной до 150 и шириной до 200 километров, обращенный в западную сторону (так называемая «Курская дуга»). На протяжении апреля — июня на фронте наступила оперативная пауза, в ходе которой стороны готовились к летней кампании. (2 слайд)

4 ведущий:  Германское командование приняло решение провести крупную стратегическую операцию на курском выступе летом 1943 г. Планировалось нанести сходящиеся удары из районов городов Орёл (с севера) и Белгород (с юга). Ударные группы должны были соединиться в районе Курска, окружив войска Центрального и Воронежского фронтов Красной армии. Операция получила условное название «Цитадель». На совещании у Манштейна 10-11 мая план был скорректирован по предложению Готта: 2-й таковой корпус СС поворачивает от Обояньского направления по направлению к Прохоровке, где условия местности позволяют провести глобальное сражение с бронетанковыми резервами советских войск. И, исходя из потерь, продолжать наступление или перейти к обороне.(из допроса начштаба 4-й танковой армии генерала Фангора) (3 слайд)

5 ведущий: 12 июля в районе Прохоровки произошёл крупнейший в истории встречный танковый бой. С немецкой стороны, по мнению В. Замулина, в нём участвовал 2-й танковый корпус СС, имевший 494 танка и САУ, в том числе 15 «Тигров» и ни одной «Пантеры». По данным советских источников, в сражении с немецкой стороны участвовало около 700 танков и штурмовых орудий. С советской стороны в сражении участвовала 5-я танковая армия П. Ротмистрова, насчитывавшая около 850 танков. После нанесения массированного авиаудара сражение с обеих сторон перешло в активную его фазу и продолжалось до конца дня. К исходу 12 июля сражение завершилось с неясными результатами, чтобы возобновиться днём 13 и 14 июля. После сражения немецкие войска не смогли продвинуться вперед сколько-нибудь значительно, несмотря на то, что потери советской танковой армии, вызванные тактическими ошибками её командования, были намного больше. Продвинувшись за 5-12 июля на 35 километров, войска Манштейна были вынуждены, протоптавшись на достигнутых рубежах три дня в тщетных попытках взломать советскую оборону, начать отвод войск с захваченного «плацдарма». В ходе сражения наступил перелом. Перешедшие 23 июля в наступление советские войска отбросили немецкие армии на юге Курской дуги на исходные позиции. (слайды 4-11)

1 ведущий: По советским данным, на поле боя в сражении под Прохоровкой осталось около 400 немецких танков, 300 автомашин, свыше 3500 солдат и офицеров.  В тоже время, советские 18-й и 29-й танковые корпуса 5-й гвардейской танковой армии потеряли до 70 % своих танков.(слайд12)

2 ведущий:  В ходе сражения были проведены следующие операции. Орловская наступательная операция (операция «Кутузов»). 12 июля Западный (командующий генерал-полковник Василий Соколовский) и Брянский (командующий генерал-полковник Маркиан Попов) фронты начали наступление против 2-й танковой и 9-й армий врага в районе Орла. К исходу дня 13 июля советские войска прорвали оборону противника. 26 июля немцы оставили Орловский плацдарм и начали отход на оборонительную линию «Хаген» (восточнее Брянска). 5 августа в 05-45 советские войска полностью освободили Орёл.(слайд13 )

3 ведущий: Белгородско-Харьковская наступательная операция (операция «Румянцев»). На южном фасе контрнаступление силами Воронежского и Степного фронтов началось 3 августа. 5 августа примерно в 18-00 был освобождён Белгород, 7 августа — Богодухов. Развивая наступление, советские войска 11 августа перерезали железную дорогу Харьков-Полтава, 23 августа овладели Харьковом. Контрудары немцев успеха не имели.

- 5 августа в Москве был дан первый за всю войну салют — в честь освобождения Орла и Белгорода. (слайд 14)

4 ведущий:   Победа под Курском ознаменовала переход стратегической инициативы к Красной Армии. К моменту стабилизации фронта советские войска вышли на исходные позиции для наступления на Днепр. После окончания сражения на Курской дуге германское командование утратило возможность проводить стратегические наступательные операции. Локальные массированные наступления, такие как «Вахта на Рейне» (1944) или операция на Балатоне (1945) также успеха не имели.(слайд15)

5 ведущий: (выразительно читает стихотворение, которое сопровождается презентацией «Третье ратное поле России»)

Михаил Глазков

Прохоровское поле.

На Прохоровском поле – зыбь хлебов, 
Оно прекрасно в одеянье новом. 
О, наша слава, гордость и любовь, 
Каким тебя воспеть сыновьим словом! 

Счастлива же теперь твоя судьба, 
Как будто вовсе не было ненастья. 
И солнышко, и желтые хлеба – 
Все говорит о мире и о счастье. 
И только на граните гордый танк 
Да скрытый лозняком окопный бруствер 
В воображенье будят гул атак, 
А в сердце – память, смешанную с грустью. 
Победа кровью здесь обретена, 

Навечно слава поле увенчала, - 
Она издалека берет начало – 
От Куликова и Бородина. 
Спят Русичи под красною звездой 
Над нами небо – без конца и края, 
Да облака проходят чередой… 
И мы, живые, позабыть не вправе, 
Какой ценой была защищена 
Вот эта, с зоревым разноголосьем 
И с еле слышным шелестом колосьев, 
На Прохоровском поле тишина.

1 ведущий:

Владимир Молчанов. Поэма.

Танковое поле.

II.

Здравствуй, Танковое поле,- 
вот и мы к тебе пришли, 
Не изведавшие боли 
кровью политой земли. 
В небе тихо… 
И над лугом 
речка сонная тиха, 
Но, встревоженные плугом, 
бьют осколки в лемеха. 
Здравствуй, поле!... 
Как угодно, 
о людской суди вине, - 
Кто пришел к тебе сегодня – 
знает цену тишине. 
Верь нам, поле… 
Люди, верьте – 
наша память не слаба. 
Между смертью и бессмертьем – 
человечества судьба. 
Верь людскому поклоненью, 
верь велению любви, - 
Это наше поколенье 
поднималось на крови. 
В наших силах, в нашей воле 
отобрать всю власть у тьмы. 
Здравствуй, Танковое поле! – 
вот пришли к тебе и мы.

Демонстрация презентации «Музей боевой славы» с комментариями одиннадцатиклассников о посещении данного музея.

2 ведущий:

А.Климашкин

Минута молчания

Секунды разве? Годы в ней сошлись. 
Их горя на столетья не хватило. 
От слез горючих, что тогда лились, 
Огнем людскую память охватило. 
В ней до сих пор взрывается рассвет 
Негожего июня воскресенья. 
Кровав и черен неба синий цвет 
В расправленных зрачках от потрясенья. 
Среди разбитых в щебень городов, 
Сиротства труб печных на пепелищах, 
Горящих, потом вспоенных хлебов 
Расстрелянное детство кто-то ищет. 
Полынно горько в сердце от утрат 
Невосполнимых. 
Двадцать миллионов! 
В ней вспоминаем павших поименно, 
Ведь в этом списке: дед, отец иль брат, 
Кровинка – спи (он матери опорой в дни 
старости надёжной мог бы стать). 
Всех тех, кто встал на битву с вражьей сворой. 
Свободу нашу вздумавшей попрать. 
И благодарность вечная без слов 
Принесшим долгожданный час победы, 
За безмятежность сладких детских снов, 
За мирные закаты и рассветы. 
В ней прошлая и нынешняя жизнь 
Сливаются в единое звучанье. 
И будущее зримей. 
Преклонись 
Перед минутой Вечного молчанья.

Объявляется минута молчания.  Звук метронома (аудиофайл).

3 ведущий:

Е. Трутнева 

В любом краю любой страны
Ребята НЕ хотят войны!
Им в жизнь вступать придётся скоро,
Им нужен МИР, а не война,
Зелёный шум родного бора,
Им школа каждому нужна,
И сад у мирного порога,
Отец и мать, и отчий дом.
На белом свете места много
Для тех, кто жить привык трудом.
Народ наш поднял властный голос
За всех детей, за мир, за труд!
Пусть зреет в поле каждый колос,
Цветут сады, леса растут!
Кто сеет хлеб на мирном поле,
Заводы строит, города,
Тот для ребят сиротской доли
Не пожелает никогда! 

В заключение одиннадцатиклассники делятся своими впечатлениями о посещении Прохоровского поля.

Заключение, итоги (отзывы):

Классный час прошел, что называется, на одном дыхании. Ведущие, ученики 11 класса, прониклись этой темой, смогли передать свои впечатления от увиденного на Прохоровском поле. Учащиеся среднего звена, для которых был проведен классный час, не остались равнодушны к этой теме. Все поняли одно: война – это страшно, противоестественно природе человека. Необходимо делать все для того, чтобы всегда был мир.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

http://foto-history.livejournal.com/5826339.html - фотографии для презентации «Битва на Курской дуге»

http://mirznanii.com/a/118688/bitva-na-kurskoy-duge - информация о битве на Курской дуге

http://www.prohorovskoe-pole.ru/index.php/2012-04-10-13-10-10.html - стихи о Прохоровском поле

http://muz-color.ru/ - аудиофайл звук метронома

http://zanimatika.narod.ru/RF34_3_1.htm - стихи

фотографии автора Оленич Натальи Владимировны для презентаций «Музей боевой славы», «Третье ратное поле России», «Я прадедушкой горжусь».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оленич Наталья Владимировна Воронежская область МКОУ «Никольская СОШ» 11 класс Классное руководство Битва на Курской дуге

Слайд 3

Германское командование приняло решение провести крупную стратегическую операцию на курском выступе летом 1943 г.

Слайд 16

Интернет-ресурсы http:// foto-history.livejournal.com/5826339.html https :// yandex.ru/images/search?img_ur


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оленич Наталья Владимировна Воронежская область МКОУ «Никольская СОШ» 11 класс классное руководство Музей боевой славы Третье ратное поле России

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оленич Наталья Владимировна Воронежская область МКОУ «Никольская СОШ» 11 класс классное руководство Третье ратное поле России. Прохоровское поле.