классный час "Прививка от фашизма"
классный час (9 класс) на тему

Шагижигамова Гульзифа Ахмадулловна
Методическая разработка классного часа «Прививка от фашизма» предназначена для обучающихся 8-10 классов, составлена с учётом требований ФГОС ООО и направлена на формирование гражданской идентичности обучающегося. Обращение к документальному фильму сценариста Е. А. Латия, использование 40 письма из книги «Письма и добром и прекрасном» Д.С. Лихачева обусловлено реальной ситуацией, сложившейся в современной подростковой и молодёжной среде. Материал классного часа направлен на повышение уровня гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития учащихся. В ходе мероприятия используются в комплексе разные формы и методы воспитательной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

классного часа

«Прививка от фашизма»

I.Введение

         Дмитрий Сергеевич Лихачёв – уникальное явление нашей истории литературы и культуры. Имя академика, выдающегося русского мыслителя ХХ века, одного из крупнейших учёных-гуманитариев, - это символ научного и духовного просвещения, мудрости и порядочности. В сознании поколения, которое познало жизнь в могучей СССР и пережило лихие 90-е,  Лихачев воспринимался и остаётся, как «совесть нации», «нравственный идеал», «последний российский интеллигент».

        Сегодня, всё больше и больше говорят о духовном возрождении нации. В этом отношении мы, учителя, не можем не обращаться к наследиюД.С.Лихачёва, которое имеет национальное значение. Этому подтверждение дважды в 2001 и 2006 годах изданные указы1 президента России В.В.Путина, где были отмечены выдающиеся заслуги Д.С.Лихачёва. Как отмечает А.С.Запесочный: «Не только в нашей новейшей, но, полагаю, во всей российской истории не было случая, чтобы государство дважды за столь малый срок продемонстрировало свою заинтересованность в сохранениипамяти об академическом ученом.В этом исключении из правил видится признание особой роли Дмитрия Сергеевича Лихачева даже не столько в прошлом и настоящем нашей страны, сколько в её будущем»2.

        В предисловии к книге А. С. Запесоцкого «Дмитрий Лихачев–великий русский культуролог» выдающийся российский писатель Борис Львович Васильев пишет: «Мы –единственный народ в мире, который называет себя именем прилагательным: РУССКИЕ. Почему? Ведь прилагательное подразумевает принадлежность кому-то: «Чьих же будете?», — как спрашивали в старину.

________________

  1.  Указ Президента РФ В. В. Путина «Об увековечении памяти Дмитрия Сергеевича Лихачева» № 587 от 23 мая 2001 г.; Указ Президента РФ В. В. Путина «О праздновании 100-летия со дня рождения академика Д. С. Лихачева» № 110 от 14 февраля 2006 г
  2. Запесоцкий А. С.Культурология Дмитрия Лихачева. — 2-е изд. — СПб. : СПбГУП,2012. — 528 с. — (Новое в гуманитарных науках ;Вып. 27).ISBN 978-5-7621-0664-1

.

С материка нашей культуры. Его существование открыл наш гениальный современник Дмитрий Сергеевич Лихачев, заслужив этим вечную память и благодарность России. Мы поняли силу свою, поднявшую весь народ с колен. Мы сохранили мощь внутреннюю, духовную — свою единственную в мире уникальную культуру. Да, мы выстояли, выпрямились только потому, что под нами лежал созданный нашими предками великий материк культуры. Мы черпали силы из этого материка. Силы наших предков и нашей религии, мощь национальной памяти и гордость самопожертвования, свое право подняться с колен и вздохнуть полной грудью».

        Итак, поднимая вопрос о духовном возрождении нации,  мы имеем ввиду национальную самоидентификацию россиян, что является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования, основой основ в сфере  гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания. Как известно,  воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения.

Самая известная книга Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» обращена молодому поколению, которому предстоит учиться, выбирать жизненные дороги, познавать сложный мир. Изданная в 1985 годув разных странах и на многих языках эта книга пользуется огромной популярностью. Значит, она актуальна, востребована читателями, так как «письма» своего рода советы авторитетного человека, к которым невозможно не прислушаться.

Думаю, что не только на вопрос «Чьих же будете?», но и на другие вопросы, без сомнения, ответят с гордостью те, кто однажды взял в руки «Письма…» и навсегда проникся её содержанием и извлёк для себя уроки о добром и прекрасном.

II.Основная часть

Классный час

«Прививка от фашизма»

Цель: расширить значение понятия «память»; развитие у учащихся умений аргументировано высказывать свою точку зрения, умения слушать; формирование у подростков осознанного неприятия идей фашизма; воспитывать патриотизм, гражданственность, уважение к народу, одержавшему Великую Победу; формирование нравственных ценностей и качеств.

Предварительная подготовка к классному часу: накануне просмотреть в кругу семьи второй фильм документального проекта «Прививка от фашизма» (фильм создан творческой группой Первого канала, автор сценария фильма Евгений Латий), посвящённый городу-герою Туле, организовать обсуждение.

Оборудование и оформление: мультимедийный проектор, карточки с тезисами,  художественное оформление сцены или класса по тематике.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

Классный руководитель: Добрый день, ребята, сегодня я приглашаю вас на классный час, который проходит  после домашнего просмотра документального фильма «Прививка от фашизма», снятого творческой группой программы "Армейский магазин" Первого канала по сценарию Евгения Александровича Латия.

Я вижу по вашим сосредоточенным лицам, что фильм никого из вас не оставил равнодушным. Разве может быть иначе, если речь идёт о фашизме, о  том, какой ценой досталась Великая Победа и том, что, к сожалению, есть в жизни такие моменты, за которые нам невыразимо стыдно перед памятью тех, кто никогда не вернулся домой с полей сражений, кто погиб в застенках концентрационных лагерей смерти.

  1. Первый этап.

Классный руководитель:

- Скажите, чему посвящён фильм? Кто принял участие в съёмках? (Фильм  посвящен истории оккупации и освобождения Орловской области в годы Великой Отечественной войны. В съемках приняли участие орловцы – ветераны войны и труда, «дети войны», учащиеся.)

- Как вы думаете, почему создатели проекта решили, что он должен стартовать именно в г. Орле? С каким переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны это связано?  (В 1943 году на Орловщине был сломан хребет гитлеровской армии. Орловская наступательная операция, носившая кодовое наименование «Кутузов», привела к полному разгрому «Цитадели» противника. В ходе Орловской наступательной операции рано утром 5 августа 1943 года войска Брянского фронта при содействии Западного и Центрального фронтов в результате ожесточенных боев овладели городом Орлом. Разведчиками 380-й стрелковой дивизии ефрейтором Василием Ивановичем Образцовым и рядовым Иваном Дмитриевичем Санько было водружено Красное знамя на единственном уцелевшем крупном здании – доме № 11 по улице Московской. В тот же день, в 24 часа, столица нашей Родины Москва впервые за годы войны салютовала доблестным советским войскам, освободившим города Орел и Белгород двенадцатью залпами из 120 орудий3.)

- «Прививка от фашизма». Как вы понимаете это выражение? Как вы думаете, какой смысл вложили создатели проекта в эту метафору? Нужна ли такая прививка? Кому она необходима в первую очередь и почему?

(учитель выслушивает высказывания обучающихся, благодарит)

- Спасибо, за ответы. Действительно, нельзя не согласиться с вами, что такая прививка от фашизма в наше время имеет место быть. Нуждается в нём прежде молодое поколение, что и продемонстрировал нам фильм.

На презентации фильма полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Беглов выразил надежду, что этот кинопроект найдет отклик в сердцах подрастающего поколения и станет настоящей прививкой от фашизма.

3. Второй этап.

- Сейчас прошу вас обратить внимание на слова из речи Вадима Потомского, Губернатора Орловской области:

«Сегодня пытаются каждому завоеванию дать национальный признак. У советского солдата не было национальности. Это была одна семья и одна на всех Победа».

«Мы должны доказать всему мировому сообществу, что прививка от фашизма заключается в одном – в нашей памяти. Если мы помним, кто сохранил нашу святую землю и дал нам возможность жить, тогда у нас есть будущее»4.

- Выделите ключевую фразу.

- Правильно: « прививка от фашизма заключается в одном – в нашей памяти». Только при этом условии у народа, у страны есть будущее.

- Ребята, что такое память, что значит для вас память? (выслушиваются высказывания учеников)

-Спасибо за ответы. А сейчас проведём небольшой эксперимент: « Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нём останутся складки, и если вы сожмёте его вторично – часть складок ляжет по прежним складам».

- Такой эксперимент предложил в своей знаменитой книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёв, которого вы знаете, как одного из крупнейших русских учёных-гуманитариев XX века, историка, филолога, видного общественного деятеля. Он настоящее олицетворение истинно русского интеллигента, патриота своей страны, чуждого национализма во всех его проявлениях.

- Результат эксперимента, выведенный Лихачёвым, - даже «бумага «обладает памятью». И по мнению академика,  «память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…»5 (Письмо сороковое «О памяти»)

4. Третий этап (работа в парах)

- Теперь прошу вас на середине листа написать слово «память». На верхней половине листа записать ассоциации-существительные (например, дом, детство, школа, семья, друг, Родина, мать, событие, война и т.д.), на нижней – ассоциации-глаголы к слову «память» (например, сохранить, сберечь, вернуть, помнить, развить и т.д.)

- Сейчас систематизируем ваши ассоциации в два общих куста (запись ассоциаций на доске в том порядке, в каком называют учащиеся). Что мы видим? Для чего память? Что нужно делать с памятью? (ученики высказываются, приходят к выводу, что память – это процесс, и над ним надо работать).

-Вот что говорит Д.С.Лихачёв: «Память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс:  именно процесс и именно творческий. Запоминается, то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…»6. Действительно, память – это процесс, который требует от человека постоянных усилий.

5.Четвёртый этап (работа в парах: обсуждение и выступление)

- А сейчас, представитель каждой пары подойдите к столу и выберите тезис из Лихачевского письма, обсудите утверждение академика, выразите своё согласие или несогласие,  подбирая соответствующие  аргумент(ы) из реалий прошлого, настоящего или будущего.

Тезисы

1.«Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее.  Но благодаря  памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим»6.

2.«Память — преодоление времени, преодолениесмерти. В этом величайшее нравственное значение памяти»7.

3. «Беспамятный» — это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки»8.

4. «Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Онсам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто»9.

5. «Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести»10.

6. «…важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии — это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых»11.

7.  «Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков. Вспомните у Пушкина:

Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу —

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва»12.

8. «Подобно тому как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким — родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, — так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ»13.

9. «Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское выражение), поэтична. Она воспитывает эстетически»14.

        Далее пара (по одному или вместе) зачитывают вслух тезис, высказываются, приводя аргументы; ответы могут дополняться другими учениками, дополняться, корректироваться учителем )

6.Пятый этап ( составление пазла)

 - А сейчас из листочков с тезисами мы соберём на столе пазл.

 ( Ребята складывают листочки  оборотной стороной на стол, где появляется надпись «Прививка от фашизма»)

7. Шестой эпап. Подведение итогов. Рефлексия

- Итак, дорогие ребята, мы пришли к единому мнению, что если каждый из нас

будет жить, соблюдая советы Д.С.Лихачёва, никогда не потеряет память.

Значит, он будет привит  от фашизма, потому что, по мнению Лихачёва,  

«память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, «накоплений» культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство»15.

- Наш классный час подходит к концу. Мне хотелось бы услышать ваше мнение.

(обучающиеся высказываются, используя интерактивный приём «Микрофон»)

- С какими мыслями вы будете уходить с классного часа?

- Поделитесь ли вы своими впечатлениями от классного часа со своими родными и друзьями?

- Возьмёте ли вы книгу Д.С. Лихачёва, чтобы прочитать другие письма?

- Спасибо за вашу работу, за ваш отклик, неравнодушие к проблеме, о которой мы сегодня говорили.

III.Заключение

                                                                                       Дмитрий Сергеевич своим ожиданием от человека того лучшего, что в нем есть, учил нас всех, нашу страну и нашу власть быть неравнодушными к отдельной личности, ожидать от каждого лучших проявлений и творчески их развивать. Дай Бог, если искорка этой любви, любопытства и ожидания пробудится в нас, и мы сумеем смотреть друг на друга так, как Дмитрий Сергеевич Лихачев

Ф.А.Искандер

        Сегодня мир переживает не лучшие времена. В настоящее время, когда экстремизм, ксенофобия, политический радикализм разжигают межнациональную вражду,  ставят под угрозу мирную жизнь и стабильность россиян и братских ей народов. Когда молодое поколение России вместе с большей частью населения зрелого возраста переживает в настоящее время глубокий ценностный и духовно-нравственный кризис, который фактически явился спутником глобализации и информатизации современного общества, особенно актуально в воспитательной работе обращение к темам, решающим проблемы сохранения исторической памяти, героизации подвигов солдат и ветеранов Великой Отечественной войны, событий 1941-1945 гг. Самое главное, в этом вопросе нельзя проявлять равнодушие, надо использовать в работе весь мощный арсенал воздействия на умы и сердца молодого поколения, чтобы воспитать гражданина и патриота России, обращаясь к авторитетному мнению. Несомненно, таким лицом является академик Д.С.Лихачёв.

В своей статье А.Запесоцкий пишет: «Дмитрий  Лихачев - великий педагог-гуманист XX века, великий российский Учитель.Перечитывая Лихачева, невольно возвращаешься к мысли, что любые школьные уроки по литературе и истории, географии и биологии, физике и математике - должны быть уроками отношения к миру, к природе, к ценностям культуры, к обществу. Но, может быть, главным результатом школьного образования надо считать способность человека различать добро и зло. Такие работы Дмитрия Сергеевича, как  «Раздумья», «Письма одобром», «Я вспоминаю» и другие, могут быть элементами своего рода педагогической программы Лихачева по самовоспитанию юношества, вступающего во взрослую жизнь. Читая эти произведения, мы как бы присутствуем на уроке замечательного учителя.Уровень лихачевского монолога столь высок, что кажется, урок ведет сама Истина. Воспитание - это прививка нравственности».

Наша задача – не упустить время прививки. Думаю, книга «Письма о добром и прекрасном» может служить прививкой для памяти, добра, истины, красоты, совести, от жадности, от зависти и т.д.

____________

4-15. Д. С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. Москва «Детская литература», 1989. Издание третье

16.А.С. Запесоцкий, член-корреспондент, ректор Санкт-Петербургского гуманитарного  университета, доктор профсоюзов, докторкультурологических  наук, профессор, заслуженный деятель профессор, заслуженный деятель профессор, заслуженный деятель профессор, заслуженный деятель профессор, заслуженный деятельнауки РФ науки РФ статья  «Воспитание – прививка нравственности»

  Список литературы

  1. Д. С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. Москва «Детская литература», 1989. Издание третье
  2. Запесоцкий А. С.  статья  «Воспитание – прививка нравственности»
  3. Запесоцкий А. С. Культурология Дмитрия Лихачева. — 2-е изд. — СПб. : СПбГУП, 2012. — 528 с. — (Новое в гуманитарных науках ;Вып. 27). ISBN 978-5-7621-0664-1
  4. Статья « Творческое наследие академика Д.С.Лихачёва как основа духовно-нравственного развития современных школьников». Авторы: РыжоваН.И., ЕфимоваЕ.П., ЗинкевичН.А. НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов», г. Санкт-Петербург.

Ресурсы Интернет

  1. http://www.lihachev.ru/
  2. ru.wikipedia.org/wiki/Губернатор_Орловской_области
  3. http://rusfan.ru/posts/113426/orlovskaya_oblast_v_godi_velikoy_otechestvennoy_voyni
  4. http://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/prezent_zapes.pdf
  5. http://www.1tvam.ru/index.php/2011-02-20-19-08-07/2015-01-31-19-11-32/1762-l-r


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Латий Евгений Александрович Российский писатель Российский кинодраматург, литератор, редактор. Принимал участие в создании программ «ХХ век: русские тайны», «Документальный детектив», «Детективные истории», «Криминальная Россия».

Слайд 6

Вади́м Влади́мирович Пото́мский (р. 12 августа 1972 года ) — 3-й губернатор Орловской области «Мы должны доказать всему мировому сообществу, что прививка от фашизма заключается в одном – в нашей памяти . Если мы помним, кто сохранил нашу святую землю и дал нам возможность жить, тогда у нас есть будущее»

Слайд 7

Д.С. Лихачёв - один из крупнейших русских учёных-гуманитариев XX века, историк, филолог, видный общественный деятель науки и культуры.

Слайд 8

«Память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается, то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты …» Д.С.Лихачёв

Слайд 9

ТЕЗИСЫ 1. «Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим»

Слайд 10

2. « Память — преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти» . 3. «Беспамятный» — это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки» .

Слайд 11

4. «Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто»

Слайд 12

5. «Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести»

Слайд 13

6. «… важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фото­графии — это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых»

Слайд 14

7. «Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков. Вспомните у Пушкина: Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва»

Слайд 15

8. «Подобно тому как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким — родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспомина­ния, — так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ» . 9. «Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское выражение), поэтична. Она воспитывает эсте­тически» 14 .

Слайд 16

«Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, «накоплений» культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство»

Слайд 17

Рефлексия Интерактивный приём «Микрофон» ) - С какими мыслями вы будете уходить с классного часа? - Поделитесь ли вы своими впечатлениями от классного часа со своими родными и друзьями? - Возьмёте ли вы книгу Д.С. Лихачёва, чтобы прочитать другие письма?

Слайд 18

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классного часа «Мы внуки страны, победившей фашизм»

Сценарий классного часа посвященного победе в Великой Отечественной войне...

Классный час "Молодежь против фашизма"

Данный материал предназначен для учащихся 9 классов. Театрализованное представление - суд....

Сценарий классного часа "Нет фашизму"

знакомство с историей Сталинградской битвы....

Классный час "Суд над фашизмом"

Сценарий к классному часу "Суд над фашизмом"...

Классный час "Уроки фашизма"

Мероприятие направлено на формирование цивилизованного человека и гражданина. Знакомит с истоками фашизма. Его современными проявлениями....

классный час "Против фашизма!"

анифашистские фотографии...