Родительское собрание «Как поддержать ребенка перед экзаменами в 9 классе»
методическая разработка (9 класс) на тему

Информация для родителей девятиклассников о правилах сохранения здоровья подростков в предэкзаменационный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Советы родителям29.44 КБ

Предварительный просмотр:

       Методическая разработка

 Родительское собрание «Как поддержать ребенка перед экзаменами в 9 классе»

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №94» г. Перми

Учитель французского языка Кутузова Наталья Ивановна

 

Цель: 1. Предупредить родителей об основных опасностях нервного напряжения для здоровья учащихся и о правилах сохранения здоровья в предэкзаменационный период.

2. Дать советы родителям о том, как можно помочь детям в предэкзаменационный период.

Задачи: 1. Организовать групповое взаимодействие родителей для выяснения способов сохранения здоровья детей.

4. Помочь родителям оценить степень риска возникновения нервного истощения для каждого подростка.

Ход собрания

Классный руководитель  предлагает родителям объединиться в группы и обсудить, как страдает здоровье учащихся в связи с интенсивной подготовкой к экзаменам.  

           Классный руководитель рассказывает о том, по каким признакам можно определить, что ребенок находится в стрессовом состоянии.

Признаки стресса.

 У человека наблюдаются  хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания  и пр.), резкая прибавка или потеря  в весе, боли различного характера (в голове,  груди, животе, шее, спине и т.д.).

 У подростка может быть беспокойство,  сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие  к  окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустякам.

Девятиклассника может характеризовать ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений,  потеря  интереса  к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос,  кусание  ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение  пищевых привычек (голодание или избыточный прием пищи), злоупотребление лекарствами, употребление алкоголя, курение.

Прежде чем вновь перейти к групповой работе, педагог говорит о необходимости различать экстремальные нагрузки (которые могут привести к срыву) и функциональные (преходящие) нарушения. Можно кратко обсудить вопрос, зависит ли тревога, утомление, общий риск для организма от успеваемости.

В ходе обсуждения классный руководитель показывает родителям, что умение работать с материалом и научная организация умственного труда сокращают время подготовки к экзаменам и тем самым снижают вредные нагрузки на организм.

Затем классный руководитель обращается к родителям:

 Как же мы можем помочь нашим детям? Давайте попробуем коллективно решить эту проблему.

Рекомендации по преодолению возможных нарушений:

Общее утомление : Соблюдение режима сна и бодрствования, прогулки на свежем воздухе не менее 30 минут в день, витамины, сосредоточенность при подготовке, устранение отвлекающих факторов, это экономит время.

Нервозность, переживания: Аутотренинг, самовнушение, распределение времени, планирование деятельности, прогулки, витамины.

Утомление глаз: Перерывы в чтении, не читать лежа, умывание холодной водой, гимнастика для глаз, не спать лицом в подушку, не приучать глаза к стимулирующим витаминным каплям, полноценный сон, питание, богатое витамином А , после утомления глаз не поднимать тяжести.

Вегетативные проявления (в том числе боли в сердце, желудке: Привычный режим дня, травяные чаи, правильное питание, прогулки, аутотренинг, медитация, спокойная музыка, любимая музыка

Нагрузка на сердце, сосуды: Самоуспокоение на случай неудачи: «И Энштейн был двоечником!», самовнушение: «Все сдают — и я сдам», гимнастика во время утомительных занятий, прогулки на свежем воздухе, полноценный отдых и сон, правильная поза за столом (не сдавливать грудную клетку, крупные сосуды, выпрямлять ноги).

Мышечное утомление: Чередование труда и отдыха, наклоны, элементарные физические упражнения, питание с высоким содержанием белка и низким — жира, массаж, самомассаж

Нагрузка на позвоночник: Вращение головой, наклоны, подбор правильной позы, осанки, смена позы, пища, богатая кальцием, спать на плоской подушке, в перерывах между занятиями полежать на полу.

Снижение иммунитета: соблюдение режима дня, полноценный сон и питание, физические упражнения на свежем воздухе, прием иммуностимуляторов (по рекомендациям врача).

Родители часто склонны переоценивать значение лекарственных препаратов и недооценивать значение самих простых и эффективных правил здорового образа жизни. Поэтому целесообразно еще обратить внимание на значение физических упражнений, регулярных занятий спортом, активного образа жизни. А также обязательного пребывания на свежем воздухе.

 Сколько часов в день ваши дети бывают на свежем воздухе? Не стараются ли они всеми правдами и неправдами получить освобождение от физкультуры? Сколько часов в день проводят за компьютером? Какая часть этого времени отводится компьютерным играм? Знаете ли вы, что увлеченные игрой подростки, даже чувствуя сильное утомление не в состоянии отказаться от продолжения игры? Сколько часов в день спит ваш ребенок?

Обсуждение этих вопросов в группах.

Парадокс, почему о самом простом и самом главном – образе жизни -  мы вспоминаем в последнюю очередь? При интенсивной  умственной нагрузке нужно делать 2-3 перерыва в сутки для движения на свежем воздухе, при таком режиме учение становится более продуктивным. Нужно переключать нагрузку с головы на ноги и обратно. Чтобы организм выдержал стресс, необходим здоровый сон не менее 7 часов в сутки.

Имеет смысл еще раз обратить внимание родителей на питание ребенка. Во времена высоких психоэмоциональных нагрузок рацион нужно обогащать естественными витаминами. Вместо традиционного чая лучше пить морсы, компоты из сухофруктов, травяные чаи. Заваривать корень лопуха, шиповник, крапиву, бадан, смородиновый лист. Витамины, содержащиеся в этих растениях, помогут вам не заболеть и пережить стресс. Пусть на столе всегда будут орехи, мед, сухофрукты, семечки, морская капуста –это природные источники микроэлементов и витаминов

Знаете ли вы, что некоторые продукты питания помогают нам бороться со стрессом? Например:

 Бананы - надежные помощники в борьбе с депрессией. В них содержится "веселящее" вещество мескалин.

Помидоры. В них есть вещества, помогающие расслабиться, побороть хандру и раздражение.

Сыр - еще одно средство для поднятия духа. В нем много аминокислот, которые улучшают настроение, добавляют бодрости.

при стрессогенных ситуациях:

- Прежде всего питание должно быть разнообразным. Нервное истощение - это реакция на состояние стресса. И именно питание - один из самых доступных способов противостояния стрессу.

Главное правило: в вашем ежедневном рационе должны быть и белки, и жиры, и углеводы. Очень важно употреблять не только овощи и фрукты, но еще и растения, которые вполне можно считать природными лекарствами, - это всякая зелень, пряности, фенхель. Без них организм страдает от нехватки важнейших элементов, необходимых для нормальной работы нервной системы.

- У людей, живущих в состоянии хронического стресса, всегда выявляется дефицит, нехватка одних и тех же элементов. Например, витамины группы В иногда называют нейротропными - они активно влияют на состояние нервной системы. Если их не хватает, человек быстро устает, сосредоточиться трудно. Источники этих витаминов: крупы (гречка, рис), мука грубого помола, многие овощи, яйца.

- Витамины-антиоксиданты, замедляющие старение и также защищают нервную систему. Они содержатся в цитрусовых, шиповнике, ягодах, красном перце. Очень важен витамин Е, которого много в морской рыбе, кукурузном и оливковом масле.

- Есть еще одно важнейшее вещество, которое защищает нервную систему, - магний. Его источники: зелень (петрушка, укроп), ягоды. Частые головные боли нередко бывают вызваны нехваткой магния. А виноваты мы сами, если слишком увлекаемся кофе и другими напитками с кофеином. Кофеин способствует тому, что организм теряет магний. А еще к потере магния ведут курение, алкоголь, сахар.

- Самая быстрая помощь нервной системе и мозгу, например перед экзаменом: крепкий сладкий чай, шоколадка, кусочек сдобного печенья - в них содержится глюкоза. Очень полезны отвар шиповника, квас, морс, соки.

- Быстро успокоиться после экзамена помогут кисломолочные продукты, молоко с медом, запаренные сухофрукты, любые овощные и фруктовые салаты. Замечательная пища- супы. Но действуют они по-разному. Супы на крепком мясном бульоне, наваристые борщи тонизируют. Супчики полегче - вегетарианские, овощные - помогают расслабиться.

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей.
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
-   Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
-  Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
-  Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
- Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок.
- Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Постарайтесь обеспечить ребенку полноценное питание, так как  в процессе запоминания и усвоения информации большую роль играет именно грамотное питание:
      -   тертая морковь с подсолнечным маслом (участвует в обновлении клеток мозга);
       -  половина луковицы в день (от перенапряжения и психической усталости);
        - орехи (для выносливости);
         -острый перец, клубника, бананы (снимают стресс, улучшают настроение);
         -капуста (от раздражительности и нервозности);
         -лимон (освежает знания);
         -черника (улучшает кровоснабжение мозга);
         -мясо, морская рыба, рыбий жир в капсулах (питает клетки мозга);
         -хлеб грубого помола, сухофрукты (повышают работоспособность).
Есть нужно часто и понемногу. Собираясь утром на экзамен, покормите вашего ребенка запеченной рыбой или чем-то вкусненьким.
          Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
           Необходимо помнить о том, что необходимо снизить напряженность и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.

 Приёмы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов.
            Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Её недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды.
В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут или через 30 минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности. 
Вторая проблема – это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно их них – правое (образное) или левое 
(логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «Перекрестный шаг» и проводится следующим образом: 
Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно; можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено  с левой рукой. Обязательное условие выполнения этого упражнения –двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.   
Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», то  можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.
Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием  «Энергетическое зевание».  Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. 

Как правильно зевать?
Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3 – 5 зевков.

Помогает устранить психическое напряжение, нервное раздражение и упражнение с орехами. Ладонью правой руки слегка прижмите орех к левой ладони и делайте круговые движения против часовой стрелки по всей ладони, начиная со стороны мизинца. И так 2-3 минуты. То же проделайте 2-3 минуты на правой ладони, вращая орех левой ладонью, но уже по часовой стрелке. 
В завершение успокоительной гимнастики слегка помассируйте кончики мизинцев. Будьте уверены — ваши нервы не подведут в ответственный момент.

Классный руководитель советует родителям внушать своим детям, что OГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не надо придавать событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение. 

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки. 

Рефлексия

            Индивидуальные вопросы классному руководителю.

 Решение родительского собрания.

  1. Родителям проводить больше времени с детьми и совместно с ними разработать программу действий по решению возникших проблем.
  2. Обеспечить сбалансированное питание детям.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу».

Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу»....

Презентация к родительскому собранию: «Подготовка к единому государственному экзамену.Как противостоять стрессу?"

Данная презентация содержит информацию о  психолого-педагогической поддержке учащихся в период подготовки и проведения единого государственного экзамена,...

Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу».

Данное родительское собрание познакомит родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена; поможет проанализировать подготовленность детей ...

Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...

Презентация к родительскому собранию "Как поддержать интерес к учебе"

Рекомендовано для использования классными руководителями....

Советы родителям. Как помочь ребенку перед экзаменами

Советы родителям. Как помочь ребенку перед экзаменами...

буклет "Как предотвратить сресс у ребенка перед экзаменами и проверочными работами?"

Все мы разные, и реакции на стресс у нас разные. Экзамены-необходимый этап перед вступлением во взрослую жизнь. Буклет дает рекомендации, как ребенку преодолеть стресс перед сдачей экзаменов и написан...