Конституция РФ
классный час (9 класс) на тему

Глухова Валентина Николаевна

Классный час о КонституцииРФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstitutsiya.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конституция РФ

Цель: познакомить учащихся с Конституцией РФ , сформировать уважительное отношение к закону, способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом нашего государства.

Оформление :  слайды  и краткие исторические справки, стихотворения , вопросы викторины .

 Форма проведения:   призентация Конституции. 

                                      Ход мероприятия.                 

 

Учитель : ребята , сегодня вся наша страна отмечает праздник День Конституции, и наше мероприятие будет посвящено Конституции Российской Федерации, основному закону  страны.Знать его должны все люди: и маленькие, и большие. Что представляет собой Конституция?       Это  основной закон государства,который  определяет его общественное и государственное устройство. Конституция закрепляет идеологические, политические и юридические особенности государства. Данный документ имеет высшую юридическую силу, поэтому все законы России должны соответствовать ему.

Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.

Мы честь Отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.

Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.

У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!

Термин Конституция происходит от латинского слова constitution «установление, устройство», которым в Древнем Риме обозначали важнейшие указы императоров.

      Конституция – это основной закон государства,  обладающий высшей юридической силой. Он определяет:

 - основы государственного строя;

 - организацию государственной власти;

 - отношения гражданина и государства.

     Все принимаемые законы в государстве должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить. Перед Конституцией России стоят три задачи:

       1.  закрепить и гарантировать права человека (глава 2)

       2.  упорядочить государственную власть (главы 2 - 6, 8), т.е.  должен

             быть  использован принцип разделения властей

       3.  утвердить правосудие (глава 7).  Оно должно стать независимой и

            сильной властью, способной защитить права человека.

      В России исполнительную власть осуществляет Правительство РФ; законодательную — Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы; судебную — Верховный , Конституционный Суд,  а также все другие суды.  

Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации,  политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

10 июля 1918 года в России появилась первая Конституция, которая была принята на 5 Всероссийском съезде  Советов.

В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство, которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик.

    Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства.  Конституция союзного государства была утверждена Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой  и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции.

   Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 года. Она мало чем отличалась от Конституции 1918 года. В ней также провозглашалась диктатура пролетариата, гарантировалось уничтожение эксплуатации человека человеком и в качестве главной и неизбежной цели называлось строительство коммунизма.

     С начала 90-х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточенная политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик  распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже  в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.

Так, в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

     соединенные общей судьбой на своей земле,

     утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

     сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

     исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

     чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

     возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

     стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

     исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

     сознавая себя частью мирового сообщества,

     принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. А у нас в школе ученики имеют права и обязанности? 

( Ученики имеют право:

На уважение человеческого достоинства;

На свободу информации, совести, на свободное выражение мнений.

Право на получение бесплатного начального, общего, среднего образования;

Право на выбор образовательного учреждения;

На получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

На получение образования на родном языке;

На бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами;

На получение дополнительных образовательных услуг;

На свободное посещение мероприятий;

На охрану здоровья;

На перевод в другое образовательное учреждение.

Обязанности учеников в школе:

выполнять устав образовательного учреждения, добросовестно учиться;

бережно относиться к имуществу;

уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;

выполнять требования педагогов в образовательном учреждении в части, отнесённой уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.)

Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

Задание 1.  Сказка В.ГАРШИНА  «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства  личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА».  Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ».  Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».  Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

      ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

Моя родина - Россия»

Команде предлагается ответить на большее количество вопросов за ограниченное время.

ВОПРОСЫ:

·         Что такое символ? (условный знак, обозначение).

  • Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).
  • Что такое герб? (эмблема государства).
  • Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).
  • Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).
  • Где можно увидеть флаг? (на кораблях, правительственных зданиях и т. д.).
  • Что такое гимн? (торжественная песня).
  • Где ее можно услышать? (на соревнованиях, встречах президентов и т.д.).
  • Символом чего является белый цвет флага? (чистота).
  • Символом чего является синий цвет флага? (вера в постоянство).
  • Символом чего является красный цвет флага? (энергия, сила).
  • Что означает слово «герб»? (наследство).
  • Старинное русское название флага? (стяг).
  • Деревянная игрушка – символ России? (матрешка).
  • Кто является главой Российского государства? (президент).
  • Когда отмечается День принятия конституции РФ? (12 декабря).
  • Назовите  автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).
  • Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).
  • Назовите денежную единицу России. (Рубль).
  • Назовите растение – символ России. (Береза).
  • Назовите столицу России. (Москва).
  • Какое место в мире Россия занимает по площади? (Первое).
  • Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).
  • Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).
  • Когда россияне отмечают день государственного флага? (22 августа).
  • Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).

Конкурс. Разминка: блиц - вопросы по Конституции РФ

- Когда отмечается день Конституции? (12 дек. )

- Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)

- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

- Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

- Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

- Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)

- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

Конкурс «Самый быстрый».

-Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)

-Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)

-Форма правления в России? (Республика)

-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)

-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

-Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг. )

-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )

Конкурс «Знаешь ли ты государственные праздники?»

1. Новый год

 

А. 23 февраля

2. Праздник Весны и Труда

 

Б. 1 января

3. День защитника Отечества

 

В. 9 мая

4. Рождество Христово

 

Г. 1 мая

5. День Победы

 

Д. 4 ноября

6. День народного единства

 

Е. 7 января

7. День независимости России

 

Ж. 8 марта

8. Международный женский день

 

З. 12 июня

«Вопрос – ответ»

Вопросы.1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках).

2.Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня)

3.На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец).

4.Конечно, герб России претерпевал множество изменений. Добавлялись и исчезали какие-то детали, изменялся цвет. А как вы думаете, на герб какой эпохи более всего походит герб России? (На герб петровских времен).

5.Где описан государственный герб России и порядок его официального использования? (В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 25 декабря 2000 года).

6. Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России (Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).

7. Чаще всего закон закреплен в виде официального документа, но есть законы, которые соблюдаются всеми, хотя нигде не прописаны. Такая же ситуация – с Конституцией в одной европейской стране. Назовите это государство Западной Европы, в котором нет документа «Конституция»? Великобритания

8.      Известно, что бракоразводные процессы в суде идут в закрытом режиме, какое конституционное право охраняется этим механизмом? Неприкосновенность частной жизни

9.      Перечислите круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания. Супруг, близкие родственники

Отгадай сказку.

  1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
  2. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)
  3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
  4. В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
  5. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
  6.  В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
  7. В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
  8. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
  9. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
  10. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
  11. Какое право нарушил Буратино,    схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.
  12. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
  13. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
  14. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ:  правом на образование.
  15. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
  16. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
  17. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
  18. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
  19.  Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
  20. Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

«Определи статью»

  1. Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (Кража)
  2. Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. (Грабёж)
  3. Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.)
  4. Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма)
  5. Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера. (Хулиганство, был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.)
  6. Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (Вандализм)
  7. Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и, наехав на камни, проколол два передних колеса. (Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.)

А закончить наш Урок Знаний я бы хотела строчками из «Гимна молодёжи – 2013»:

Время влияет на дни и события,
Давит, диктует форматы и стили,
Вы на пороге большого открытия
Сильной, свободной, богатой России.
Время менять обещанья строптивые,
Но это сделано здесь и сейчас.
Люди свободные, честолюбивые,
Завтра России зависит от вас.

Всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории, растите настоящими патриотами своей Родины!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»

Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции  для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:•    расширение и...

Классный час на тему: "Конституция России"(ко дню конституции 12 декабря)

Цель:Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать разв...

«Конституция России» (ко дню конституции 12 декабря)

Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать развитию позна...

Сценарий брейн-ринга, посвященного ко Дню Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить ада...

Сценарий классного часа к 20 - летию Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить адаЦели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования уч...

презентация ко дню конституции игра "Мы знаем Конституцию"

Игра для 10-11 классов по истории и теории российской Конституции...