Формирование у суворовцев чувства чести и достоинства.
методическая разработка на тему

Сформировать у подрастающего поколения чувство чести и достоинства - важнейшая задача для воспитателей. "Жизнь - Родине, честь никому". Этот девиз должен стать  необходимым для каждого суворовца. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sysoev_nikolay_3.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

                Московское суворовское военное училище

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По теме   «Формирование у суворовцев чувства чести и достоинства».

                                                                                                                       

       Исполнил: 

                   Воспитатель 1 взвода 7 роты,  

                   Сысоев Николай Федорович

Москва 2016

                                                   

                                                               Жизнь – Родине, честь  - никому!

                                           План:

I. Вступление.  Модель выпускника МСВУ.

II. Основная часть.

   1. Изменение в стране духовно-нравственных ориентиров.

   2. Сущность понятий «честь» и «достоинство»:

     а) «Береги честь смолоду»;

     б) честь и бесчестие;

     в) духовно-нравственная ценность личности.

   3. Воспитательная работа по формированию у суворовцев чувства чести и достоинства:

      а) нормативные документы на защите чести и достоинства суворовцев;

      б) сегодня суворовец, а завтра офицер;

      в) юношеский возраст – плодотворный период для развития чувства чести и достоинства.

III. Заключение. Честь имею!

  Моделью выпускника Московского суворовского военного училища является человек, гуманно ориентированный, интеллектуально и духовно развитый, патриотичный, творческий, инициативный, конкурентоспособный на рынке труда, толерантный, ответственный, профессионально ориентированный, способный самостоятельно решать моральные дилеммы. То есть, иметь сформированное чувство чести и достоинства. Но это чувство нужно еще сформировать. Ведь к нам приходят  десятилетние мальчишки, которые принимают присягу суворовцев и перед лицом своих товарищей торжественно обещают быть честными, правдивыми и дисциплинирован- ными. Но времена диктуют свои правила.

    Проводимые реформы общественных отношений в Российском обществе привели к изменению духовно-нравственных ориентиров, идеалов, содержания всех форм общественного сознания. Сегодня осуществляется не только социальное, но и духовное расслоение общества: одни индивиды живут воспоминаниями о прошлом, другие - находятся в состоянии активного поиска новых нравственных идеалов; третьи - руководствуются меркантильностью и алчностью. Духовное возрождение общества требует огромной работы по созданию обновленных нравственно-эстетических ценностей, пересмотра в области содержания морального сознания.  Одним из условий становления и самоутверждения личности духовного индивида является формирование у него чести и достоинства. К сожалению, в условиях правового нигилизма, презрения к закону нравственное кредо человека размылось, стало аморфным, сопряженным с унижением чести и достоинства граждан. Сегодня необходимо совершенствовать законодательство, насаждать цивилизованные отношения, соблюдать права человека. Это долгий, трудоемкий процесс, требующий усиления педагогического внимания к воспитанию чести и достоинства подрастающего поколения, которое, в исторической ретроспективе, сменяя друг друга, создаст культуру взаимного уважения чести и достоинства между людьми.

      В чем же состоит сущность понятий «честь» и «достоинство», каково их родственно-понятийное окружение, взаимозависимость, взаимодействие между собой. Понятие «чести» происходит от таких дефиниций, как честность, стремление к моральной чистоте и незапятнанности. Человек чести честен по отношению к Родине, другим людям, своим занятиям, долгу, обязанностям, обязательствам. Он морально чист, пользуется репутацией, авторитетом и уважением в обществе. С момента образования общества люди испытывают чувство чести и заботятся о своей репутации. Одним из самых серьезных наказаний для человека, нарушившего правила чести, является лишение общественным мнением этого индивида чести, переживание состояние бесчестия. Бесчестию может подвергнуться струсивший солдат, коррумпированный чиновник, нарушивший присягу и законы морали руководитель страны, лживый политик и журналист. Честь - это высокая и прочная репутация человека как гражданина, личности и профессионала. Это то, что держит человека на высоком моральном уровне в системе общественных отношений, способствует достижению благосостояния и укреплению уважения к самому себе.

     «Береги честь смолоду» - гласит русская пословица. В индивидуально-психологическом плане сознание и чувство и чести реализуется в человеке как моральное переживание своей общественной значимости, состояния своего социального статуса - имиджа. Это чувство может приносить удовлетворение, когда честь человека уважается и может стать источником душевных мучений, страданий, когда она несправедливо уязвлена и поругана. Понятие чести является родовым по отношению к целому ряду родственных понятий, отражающих позитивные и негативные моральные явления в человеческих отношениях. К позитивным моральным явлениям относятся не только честность и чистота, но также гордость, переживание удовлетворения от своей принадлежности к стране, обществу, социальному строю, профессии, от результатов своей деятельности, здоровое честолюбие, переживание человеком внутренней потребности высокой оценки обществом его деятельности, желание почета, чествований, общественного внимания.

      К негативным явлениям и понятиям,  связанным с честью человека,  относятся  бесчестие и позор,  переживание справедливого или несправедливого общественного презрения,  гордыня. Это качества людей, которые возвели для себя свою честь в абсолютную ценность и пренебрегающие ею у других. Это надменные, высокомерные, презрительные в отношении окружающих индивиды, которым представилось, что они держат Бога за бороду. Честолюбие и гордыня характерны для людей, самовлюбленных, самонадеянных, склонных переоценивать свои способности и возможности, а также нравственные качества. Честолюбие вкупе с корыстолюбием может подталкивать таких индивидов на преступления, утрату гражданской чести. Таким образом, понятие чести и бесчестия отражает неотъемлемые качества и свойства личности, живущей в социуме и зависящей от общества.

      В то же время человек становится личностью не только тогда, когда неразрывно связан с обществом, зависит от него и хочет занять в нем достаточно высокий статус. Личность сама по себе нравственно самоценна, внутренне содержательна, автономна и духовно независима. Этимология понятия «человеческое достоинство» указывает на его неразрывную связь с такими дефинициями, как духовно-нравственная ценность личности. Человеческое достоинство - это нравственно-психологическое состояние, чувство, переживание, эмоционально-окрашенное осознание индивидом своей духовно-нравственной ценности, автономности, внутренней свободы, суверенности. Духовный человек больше всего ценит и оберегает свою внутреннюю интеллектуально-нравственную свободу и духовную независимость. Он осознает свое достоинство как способность делать свободный выбор поведения, самому решать свою судьбу, устраивать свои дела, нести ответственность за свои поступки. Такой человек никому не позволяет унижать себя, помыкать и издеваться. Он запрещает себе совершать поступки, противоречащие его убеждениям, нравственным принципам, унижать себя в себе самом, перед самим собой. Уважая себя, он никому не позволит уронить и унизить свою нравственную свободу, запятнать себя безнравственностью. Вместе с тем, человеку с достоинством свойственны понимание и уважение достоинства других людей, их внутренней свободы, суверенитета, готовность анализировать проблемы и идти на допустимые компромиссы. Достоинство человека - это один из духовных стержней личности. Такой индивид не будет совершать аморальных, безнравственных поступков. Для него характерно отстаивание интересов истины, добра, красоты, своего общества и государства, гордиться духовной культурой своего народа, не позволять манипулировать собой, четко придерживаться конструктивной жизненной стратегии. К большому сожалению, людей с развитым социальным стержнем и иммунитетом не так много, как должно быть. Достоинство человека не существует вне общества и независимо от него. Социальная, национальная, религиозная, индивидуально-личностная дифференциация общества оказывает прямое и непосредственное влияние на сознание и чувства, состояние, уровень, качество достоинства человека. Общечеловеческое достоинство, уважение нравственной свободы в одинаковой степени свойственно всем людям. Честь и достоинство могут находиться в различных отношениях. Они могут представлять собой единство, единое сознание и переживания личности, находящейся в состоянии гармонии с обществом и самим собой. Такой человек уважаем в обществе, имеет высокий моральный статус, признаваемую всеми честь и, вместе с тем, он уважает самого себя, строго относится к себе, своему достоинству, не вступает в противоречие со своей нравственностью. Честь помогает сохранить достоинство, а достоинство поддерживает и оберегает честь. Человек, гармонически сочетающий в себе честь и достоинство, проявляется в отношениях как цельная личность. Это люди, не способные предать себя духовно, продать за внешнюю честь и благополучие свои принципы. Честь и достоинство составляют одну из сторон нравственного содержания личности и в то же время они являются формой внешнего и внутреннего осознания и выражения всего совокупного единства духовности. Целостность личности, гармония, отношение к своей нравственности и духовности как высшей ценности, единство внутреннего состояния и внешнего проявления, полный контроль и власть над самим собой, своими инстинктами и страстями позволяют человеку осознать свое человеческое достоинство и внутренне проявлять его в себе в рефлексии, свободе выбора и сознательных волевых действиях. Честь в нравственной структуре личности - это форма осознания человеком внешнего положения своего внутреннего достоинства, его ценности в системе общественных отношений и взаимодействий. Честь защищает достоинство во внешнем взаимодействии. Следовательно, с одной стороны, честь и достоинство стоят в едином содержательном ряду духовных ценностей личности, с другой - они интегрируют, собирают их воедино и выражают их совокупность во внутреннем и внешнем проявлении. Это и определяет интеграцию чести и достоинства с отдельными духовными ценностями - свойствами, входящими в ядро личности. Внутреннее достоинство предполагает поддержание нравственной свободы, способности самостоятельно делать осознанный выбор и принимать решения.

     Организуя воспитательную работу с подрастающим поколением, необходимо, прежде всего, выяснить, какие отношения, явления, события, действия и слова ребенок воспринимает,  как честь и достоинство, а какие воспринимаются им как бесчестье, вызывают агрессию, гнев, импульсивность, дисфорию, активную самозащиту своей личности. Переживания и осознание чувства чести зависят от отношения к личности окружающего мира. Ребенок, как и взрослый, испытывает потребность уважительного отношения к себе, своему поведению, взглядам, многообразным личностным проявлениям. По отношении к суворовцам сотрудник Суворовского училища не имеет право унижать личное достоинство суворовцев, а именно: кричать, делать публичные замечания о внешности и одежде.

В Уставе нашего Московского суворовского военного училища говорится, что обучающие имеют право на уважение человеческого достоинства. А в должностной инструкции от 29 августа 2011 года прописано, что воспитателю запрещено унижать человеческое достоинство воспитанника, путем применения словесных оскорблений, физических методов воспитания. Но в тоже время обучающийся обязан быть дисциплинированным, честным и правдивым, дорожить честью своего Училища.

Честь и достоинство - взаимопроникающие категории, которые, оказывая воздействие на ценностное сознание человека, реализуются в конкретных действиях, имеющих позитивную общественную и первичную значимость в свободе выбора и сознательных волевых действиях.

Понятие личного достоинства включено в. понятие чести; оно, как и честь, раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в которых выражается моральная оценка и самооценка человека.

Честь — осознание и принятие индивидом социальных норм и других регуляторов поведения, которые становятся его  внутренними убеждениями, и общественного блага, становящегося целью его деятельности.

Воинская честь как понятие, отражающее осознанное стремление суворовца к выбору профессия офицера — будущего защитника Отечества, характеризуется верностью присяге, войсковым товариществом и взаимопомощью, бескорыстием, требовательностью к подчиненным, сочетаемой с уважением их личного достоинства, бережным отношением к традициям, гуманным отношением к гражданскому населению, верностью данному слову, умением вести себя в обществе. Достоинство как понятие морального сознания о ценности человека раскрывает отношение человека к себе, к другим людям, к миру в целом, это осознание человеком своей духовной, культурной и социальной ценности, значимости. Нравственное воспитание юношей в системе довузовской военной подготовки — это целенаправленный процесс развития нравственных убеждений, качеств и чувств, устойчивых и привычных норм поведения, соответствующих социальным требованиям к поведению мужчины.

Нравственное воспитание характеризуется  длительностью, непрерывностью, активностью воспитанника, что выражается в развитии нравственных убеждений, нравственных качеств и чувств, устойчивых норм поведения, основанных на традициях воинского братства и служения Родине.

Процесс воспитания представлений о чести и достоинстве связан с воспитанием сферы чувств, нравственного опыта и самосознания и предполагает единство рационального и эмоционального.

В регуляции поведения личности выделены следующие функции чести и достоинства:

• регулирующая функция — моральная регуляция при выборе поступков, перенесение в поведение человека реальных нравственных отношений данного общества;

• смысловая и образующая  функция - готовность человека совершать нравственные поступки, выражать оценочные суждения, которые обладают нравственной направленностью;

• интегрирующая функция — воспитание чести и достоинства основывается на свободе, эмоциональном подъеме, волевом усилии и объединяет все эти элементы, жизненный опыт личности подчиняется нравственным целям, личность приобретает единую направленность и устремленность.

    Юношеский возраст предоставляет наилучшие возможности для интенсивного созревания нравственной личности. Это пора исканий, жизненных выборов, самопознания, утверждения идеалов. Воспитанников характеризует твердое решение осуществлять свое духовное и физическое саморазвитие, определить жизненные цели и средства их достижения, стремиться к самоанализу, самостоятельному критическому мышлению и нравственной оценке своих поступков и явлений общественной жизни.

     Наши воспитанники заканчивают третий год обучения. Еще впереди четыре года. Но уже сейчас заметны ребята с каким-то внутренним стержнем, которые отдают отчет своим словам и поступкам, которые знают, что такое хорошо и что такое плохо, удерживают не только себя, но и своих товарищей от всякого рода проступков и правонарушений. Будем надеяться, что суворовцы нашего подразделения с честью и достоинством выполнят все задачи, которые будут поставлены перед ними,  и всегда из их уст будут слетать слова « Честь имею»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Честь и достоинство"

Способствует раскрытию высоких моральных понятий, их осознанию и развитию личного самосознания учащихся....

Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

Презентация к уроку ОБЖ в 11 классе.Тема: "Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества"...

Урок "Честь и достоинство", ОРКСиЭ, модуль "Светская этика", урок №22

Методические материалы к уроку "Чессть и достоинство" по предмету ОРКСиЭ, модуль "Светская этика". Урок построен в технологии критичесого мышления, ориентрован на творчество школьников, на определённу...

Урок "Честь и достоинство", ОРКСиЭ, модуль "Светская этика", урок №22

Методические материалы к уроку "Чессть и достоинство" по предмету ОРКСиЭ, модуль "Светская этика". Урок построен в технологии критичесого мышления, ориентрован на творчество школьников, на определённу...

ОБЖ_11класс_53_Честь и достоинство военнослужащего

Учебный материал по курсу ОБЖ для 11 классов старшей школы....

Честь и достоинство военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации

Познакомить учащихся с общими понятиями о чести и достоинстве военнослужащего Вооруженных Сил РФ и их содержанием....

Формирование у суворовцев чувства чести и достоинства.

Формирование у суворовцев чувства чести и достоинства - важнейшая задача для воспитателей нашего училища. Для будущего офицера чувство чести и достоинства не пустые слова. Поэтому необходимо целенапра...