Классный час на тему: «Прежде чем сделать, - подумай!»
классный час (5 класс) на тему

Асессоров Вячеслав Владимирович

Классный час

на тему:

 

«Прежде чем сделать, - подумай!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_prezhde_chem_sdelat_-_podumay.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

на тему:

«Прежде чем сделать, - подумай!» 


«Прежде чем сделать, - подумай!»

Цель: учить детей обдумывать свое поведение.

Оборудование: тетрадь для записей; записи на доске: стихотворение; «Правила обдуманного поведения»; цветы.

Ход занятия

Классный руководитель: Все, что побуждает человека к деятельности, должно проходить через его голову...

В процессе обдумывания человек «пытается... предварительно мысленно «проиграть» различные варианты действий и прочувствовать тот смысл, который последствия его поступка могут иметь для окружающих и для самого человека.

Например: Случай 1. Вас нечаянно толкнули. Вам больно и неприятно. Ваши действия. (Слушаем ребят, как бы они поступили). Да, можно ругаться, кричать! А, подумав, лучше культурно попросить человека быть аккуратнее.

Случай 2. Вас ударил друг... (Ваши действия, слушаем). Возможно, вам обидно. Но на мгновенье задумайтесь, как выйти из этой ситуации.

Ты гордо, спокойно и с достоинством спроси Ваню, что случилось. На такое ваше поведение Ваня обязательно отреагирует - уйдет, извинится за свой срыв.

Ребята, наши меньшие братья поступают чаще обдуманнее нас с вами. Животные вначале предупреждают: оскал, рычание, хвост трубой и т.д. Нужно всегда помнить, что способность анализировать свои действия - драгоценное преимущество человека. Послушайте!

Мой первый бой -

С самим собой.

Когда на линии огня

Сам перед собою — как броня.

И в вихре яростных атак

Сам пред собой - как дерзкий враг.

Где трусость за руку берет,

Но смелость говорит:

- Вперед!

Мой первый бой -

С самим собой.

Главнейший бой,

Труднейший бой –

Суметь

Себя преодолеть.

И жизнь свою, и даже смерть.

А дальше с кем угодно бой.

Уже полегче. . .  Он – второй!

(Р. Фархади. «Мой первый бой»).

Классный руководитель: Нельзя даже в детстве жить, как деревья, птицы, не размышляя. Пожалуй, наиболее важным качеством для современного человека является способность сопоставлять свои цели и действия, уметь предвидеть дальнейшие последствия своих поступков.

Как вы считаете, ребята, в вашей жизни были случаи, когда потом вы думали - зачем я это сделал? Можете рассказать нам о своих примерах, чтобы товарищи не делали ваших ошибок. Или вы задумывались прежде, чем что-то предпринять? (Слушаем примеры). Приведите конкретные примеры, за что вам в вашей жизни приходилось извиняться? (Слушаем.)

Все примеры, которые мы тут слышали, говорят о том, что обдуманность своего поведения просто необходима, чтобы не попадать в очень неприятные ситуации или позже долго об этом переживать и жалеть, что так поступил. Всегда надо свой поступок обдумать, вовремя сказать себе: «Стоп! Подумай!»

Когда вы выходите к доске на уроке, вы вначале думаете, а потом отвечаете. Там сигналом к обдумыванию служит оценка. Никто не хочет «2», а «5» всем приятна. Точно так и в других ситуациях: вы должны подумать, а потом действовать словом, руками, ногами. Послушайте, ребята, сказку, но очень внимательно, про торопливую Куницу и терпеливую Синицу.

 Стала торопливая Куница сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Весь шелк искромсала - изрезала в лоскутки. И не то что сарафан - платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка не пропало даром. Диву далась Куница. На фартук глядит - завидует:

  • Где ты кройке-шитью училась. Синица? У кого?
  • Бабушка меня шитью выучила.
  • А как она учила тебя?
  • Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.
  • Каких?
  • Семь раз отмерь - один отрежь.

Классный руководитель: Ребята, сказка понравилась? А какой вывод вы для себя сделали? Правильно. Эту пословицу выучить надо всем и ею пользоваться во всех делах и поступках.

Есть много книг о детстве: «Детские годы Багрова-внука» Аксакова, «Детство Никиты» А. Толстого, книги о детстве Горького, «Маленький герой» Достоевского.  Они  помогают осознать себя, разобраться в сложностях нашего внутреннего мира. И учат главному - думать. Послушаем стихотворение молодого К. Маркса.

Не могу я жить в покое.

Не могу я жить без боя

И без бури в полусне.

Я хочу познать искусство –

Самый лучший дар богов,

Силой разума и чувства

Охватить весь мир готов.        

Так давайте в многотрудный

И в далекий путь пойдем.

Чтоб не жить нам жизнью скудной –

В прозябании пустом.

Под ярмом постыдной лени

Не влачить нам жалкий век.

В дерзновенье и в стремленье полновластен человек.

Классный руководитель: Многие великие люди придавали большое значение формированию в себе обдуманности поведения. Я хочу вас познакомить с правилами поведения, составленными для себя К.Д. Ушинским, которые целиком основаны на обдуманности совершаемых действий и поступков. Эти правила включали в себя следующие требования:

  1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
  2. Прямота в словах и поступках.
  3. Обдуманность действия.
  4. Решительность.
  5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
  6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.
  7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.
  8. Каждый вечер добросовестно делать отчет в своих поступках.
  9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Классный руководитель: Какие правильные и нужные мысли! Я вас прошу открыть свои тетрадочки и записать в них: какие книги вам надо почитать о детстве великих людей; правила обдуманного поведения.

Вывод: человек должен чувствовать и знать, как надо себя вести в любой ситуации.