Классные часы "Диалоги с учащимися"
методическая разработка на тему

Шипикова Анастасия Игоревна

Диалог с учащимися «Есть ли герои у нашего времени?».

Диалог с учащимися «Способность прощать – это слабость души или ее богатство?»

Диалог с учащимися «Гражданин – личность, видящая не только окружающий мир, но и самого себя»

Диалог с учащимися «Существует мир, где правит совесть».


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dialog_sovest_vybor_shipikova.doc47.5 КБ
Файл dialogi_s_uchashchimisya.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

Шипикова Анастасия Игоревна

Диалог с учащимися «Существует мир, где правит совесть».

Класс: 6Б

Направление: Нравственное воспитание

Форма проведения: тематическая беседа с детьми с элементами ролевого диалога

Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости внутреннего качества человека – совести человека.

Задачи:

  • 1. Воспитательные:
  • 1.1. Способствовать воспитанию культуры нравственного поведения учащихся;
  • 1.2. Способствовать формированию готовности к коммуникации, воспитанию культуры общения;
  • 2. Развивающие:
  • 2.1. Способствовать выработке навыка правильного выбора в той или иной ситуации;
  • 3. Образовательные:
  • 3.1. Познакомить детей с принципами нравственного воспитания
  • 3.2. Повышать активность учащихся на уроке
  • 3.3. Работать над сознательным усвоением материала

Оборудование: письмо, карточки с ситуациями, мультимедийное оборудование, слова «Добро», «Зло», «Совесть», альбомные листы, фломастеры

План:

  • 1. Организационный момент
  • 1. 1. Приветствие
  • 1. 2. Выбор темы (письмо)
  • 2. Введение в тему классного часа
  • 2. 1. Сообщение темы
  • 2. 2. Беседа о совести
  • 3. Раскрытие темы классного часа
  • 3. 1. Приставка «со»
  • 3. 2. Совесть… Какая она?
  • 3. 3. Разбор ситуаций
  • 3. 4. Возвращаемся к письму
  • 3. 5. Символ совести
  • 3. 6. Подведение итогов классного часа. Рефлексия

Ход занятия:

-Доброе утро ребята, уважаемые гости! Я пришла к вам с письмом, которое передал мне мальчик, а вот, что в письме, мы сейчас и узнаем.

Меня зовут Сергей, я учусь в 6 классе. Вот уже прошло пол года, а одна история все не дает мне покоя.

Однажды на уроке мне удалось стащить у одной девочки, Тани, сумку со сменной обувью и выбросить её в открытое окно. Малыши, увидев чужие старые ботинки, забросили их в глубокую лужу.

После уроков у меня был матч, и я совсем забыл про эти несчастные ботинки. Я сбегал домой, пообедал, переоделся, потом полтора часа честно отстоял на воротах, не пропустив ни одного гола.

Уже на последних минутах матча я увидел, как из дверей школы вышла Таня, как шлёпала в босоножках по грязи, размазывая по щекам слёзы. Я подозвал ребят, и мы хохотали, глядя на эту раззяву.

…А вечером у нас в подъезде был скандал. Из квартиры Тани раздавались крики. Отец кричал, что заставит ее  ходить босиком или в кирзовых сапогах, так как она не умеет беречь свои вещи.

Я надел наушники, включил музыку и принялся делать уроки. Смеяться почему-то совсем не хотелось. А ночью я никак не мог уснуть, что-то противно царапало сердце, мешало, не давало покоя. Я вспоминал все события дня: заплаканная Таня, шлёпающая по лужам в босоножках, голос её отца, жалобный лепет матери – как не уговаривал я себя, как не оправдывал, но получалось, это я был виноват во всём. Решив, что утро вечера мудренее,  уснул.

А на следующее утро скорая помощь увезла Таню в больницу с воспалением лёгких. Вот тут я и  понял, как может быть плохо на душе, как может грызть боль за совершенный поступок.

-Вы послушали рассказ. Пожалуйста, скажите,  о чём уже началась речь на нашем классном часе

-(о совести).

-Да действительно. Совесть – а, что это? Давайте попробуем дать определение этому понятию.

(После высказываний ребят подводится итог)

-Конечно ребята, вы правы, что Совесть – это чувство ответственности за своё поведение перед другими.

 -Можно ли сказать, что совесть регулирует наше поведение?

(ответы)

-Подумаем над приставкой  со – весть. Она есть в словах со – чувствие, со – страдание, со – переживание. Не чувствовать, а сочувствовать, то есть вместе с кем-то чувствовать. То есть «со» – это вместе, со – весть  – это вместе откликаться на весть. А откуда эта весть идёт? Кто несёт эту весть?

(Внутренний голос,  Внутреннее я)

-Значит, если это внутренний голос каждого, а мы разные, то и совесть бывает разная. Какие эпитеты можно подобрать к слову совесть?

(чистая, грязная, незапятнная, уснувшая, задремавшая, пассивная, активная)

-Если совесть у людей бывает разная, то можно ли говорить, что в мире есть свои законы совести?

(высказывания ребят)

-Конечно же – эти законы есть. Именно они стоят на границе между добром и злом, между честью и бесчестьем, между правдой и ложью.

(на доске прикрепляю 2 слова ДОБРО, ЗЛО по горизонтали, а между ними по вертикали СОВЕСТЬ)

-Жизнь часто ставит человека перед выбором, по совести или против совести. И этот выбор каждый делает сам не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед собой. По этому решению люди будут судить о человеке. Каждый день мы решаем задачи на законы совести, голос совести. И я, предлагаю вам решить такие задачи. Прочитайте и обсудите проблемную ситуацию и ответьте на вопрос после неё.

____________________________________________________________

Ситуация 1.

Вы покупаете в магазине продукты, и продавец по ошибке даёт вам со сдачей лишние 50рублей. Это не ваша ошибка, поэтому вы спокойно можете оставить деньги себе.

Оцените ситуацию с точки зрения законов совести.

______________________________________________________________

Ситуация 2.

Мама обещала Маше, что та пойдёт в субботу гулять с подружками, которых давно не видела. Но в субботу заболела бабушка, папа на работе, и маме нужно было её навестить. Она попросила Машу остаться с младшим братом. Маша сказала: " Так нечестно, ведь ты же обещала! "

Оцените ситуацию с точки зрения законов совести.

______________________________________________________________

Ситуация 3.

 Мама позвонила с работы, сказала, что задерживается и попросила своих двух дочерей приготовить ужин и покушать. Девочки долго спорили, кто, что будет делать, но так и не смогли договориться между собой. В 9 часов вечера  вернулась уставшая мама, девочки уже готовились ко сну. На вопрос мамы: " А где ужин? ",  они ответили:

" Мама, мы были сыты и просто попили чай".

Оцените ситуацию с точки зрения законов совести.

______________________________________________________________

-На мой взгляд, вы достаточно хорошо поработали с ситуациями, оценили их действительно по законам совести. Посмотрите ребята, вроде бы житейские, мелкие ситуации, а ставят перед выбором Добро и зло. И от того, какой выбор делает человек, зависит многое. Скажите, а бывает так, что человек проигнорировал законы совести и сделал что – то дурное?

(ответы детей)

-Что может произойти дальше?

 (ответы детей)  

-Либо человек так и продолжает себя вести, и говорят, что совесть у него спит или  ее нет совсем – бессовестный, либо голос совести пробуждает в человеке стыд, и он стремится исправить или загладить ситуацию. Так и в письме Сергея. Послушайте конец письма.

После того, как Таню увезли в больницу, я понял, как может грызть совесть. У меня были деньги, которые я копил на велосипед. В обувном магазине я купил новые ботинки 37 размера, как у мамы, и пошел в больницу проведать Таню. Я сказал, что пришел по поручению классного руководителя, положил пакет на кровать и убежал. Попросить прощения я так и не решился. Придя домой, я по привычке включил музыку, надел наушники. Но вспомнив испуганное и удивленное лицо Таний, я почему-то заплакал. Я плакал несколько минут, как ни странно мне стало легче, словно тяжелый камень с души свалился.

-Вот так закончилось это письмо, в основе,  которого такое нравственное понятие, как совесть человека. Мы говорили о нём словом, историями, да ситуациями. А давайте  поговорим о совести душой и руками. Я прошу вас попробовать изобразить на бумаге с помощью фломастеров символ совести.

 

(Раздаю ребятам бумагу, фломастеры, включаю притчу о совести)

Через … минут ребята представляют свои работы.

-Спасибо всем. Получились вот такие разнообразные символы совести. И это не случайно, ведь законы совести каждый определяет для себя сам, но тем не менее есть факторы, которые влияют  на их формирование. Это может быть и семья, и общество, и друзья, и Вера человека в Бога. Вот и подходит к концу наш разговор. Конечно, о совести можно говорить не один урок, но, тем не менее, я уверена, что  каждому из вас есть что написать, буквально 1,2 предложения на тему "После этого разговора я……..

(учитель зачитывает )

Спасибо всем за работу.



Предварительный просмотр:

Шипикова Анастасия Игоревна

Диалог с учащимися «Есть ли герои у нашего времени?».

Класс: 6Б

Форма проведения: тематическая беседа с детьми с элементами ролевого диалога

Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для формирования  чувства  патриотизма, активной жизненной позиции. 

Задачи:

  • 1. Воспитательные:
  • 1.1. Способствовать воспитанию культуры нравственного поведения учащихся;
  • 1.2. Способствовать формированию готовности к коммуникации, воспитанию культуры общения;
  • 2. Развивающие:
  • 2.1. Способствовать формированию чувства патриотизма, активной жизненной позиции;
  • 2.2. Способствовать выработке навыка правильного выбора в той или иной ситуации;
  • 3. Образовательные:
  • 3.1. Повышать активность учащихся на уроке
  • 3.2. Работать над сознательным усвоением материала

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация

План:

  • 1. Организационный момент
  • 1. 1. Приветствие
  • 2. Введение в тему классного часа
  • 2. 1. Беседа о «нашем времени»
  • 2. 2. Сообщение темы
  • 3. Раскрытие темы классного часа
  • 3. 1. Понятие «герой»
  • 3. 2. Понятия «долг», «честь», «патриотизм»
  • 3. 3. Понятие «Подвиг»
  • 3. 4. Есть ли портрет у «настоящего героя»
  • 3. 5. Герои на Руси
  • 3. 6. Герои войны
  • 3.7. Современные герои
  • 3.8. Подведение итогов классного часа. Рефлексия

Ход занятия:

-Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. Как известно, у каждой эпохи свои герои. А кто герой нашего времени, да и что такое это самое «наше время»? Может быть, и— нет никакого особенного времени с его духом, а есть просто мы со своими идеалами и мечтами? Тема нашей беседы «Есть ли герои нашего времени?»

-Но кто он этот герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии? Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь С.И. Ожегова, обратиться к мудрым мыслям, ну и попробуем сами сформулировать такое понятие.

Герой –это…

1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.

-Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?

(Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг).

-Слово «герой» пришло к нам из Древней Греции, оно переводится как «защитник», «хранитель» и связано с именем богини Геры, покровительницы брака и обетов. В латинском, аналогичное понятие означает «хранить целое», в авестийском «бдить».

 -Сегодня мы употребляем слово «герой» во множестве различных смыслов, весьма далёких от изначального. Так какие же это смыслы?

(герои труда и войны, герои книжные, театральные и кинематографические, трагические и лирические, наконец, герои «наших романов»)

-Какие понятия неразрывно связаны с понятиями  «долг», «честь», «патриотизм»?    

(«подвиг» и «герой»)

 -Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Какие это поступки? 

(добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена. Зло не может совершить добрые дела)

-Как вы понимаете слово «подвиг»?

( Мнения учащихся)

-А вот такое определение даётся в словаре

(Подвиг – самоотверженный героический поступок)

-Вы согласны с этим определением? А теперь, попробуем, составим портрет героя Портрет? Какие характеристики стоит взять за основу?

- внешность;

- возраст;

- профессия;

- воспитание;

- место рождения;

- качества характера.

-Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига

 (учащиеся называют качества)

-Данные качества позволяют выстоять в трудные моменты. Герои всех времен. Какие они?

 -С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку, трудились во славу Родины. В песнях, поэмах, легендах, былинах был воспет подвиг народа русского. Былинные герои Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович остаются примером мощи, силы и справедливости.

    Но истинной проверкой силы и мощи нашего народа стала Великая Отечественная война. Немало лишений пришлось испытать людям.

При входе в Михайловский парк написаны слова: «Свое бессмертие вам Родина вручила и не забыты ваши имена…». Слова, обращенные  к нам, живым, но которые знают историю войны из книг, фильмов и просто рассказов наших близких.

   Но не только на фронте, но и в тылу люди совершали подвиг каждый день. Женщины, дети, старики стояли у станков по 16 – 18 часов, превозмогая усталость и голод. В полях на себе женщины и дети тащили плуги и сеялки. Собирали каждый колосок, зернышко. И все это для общей победы.

Что же это как не подвиг?

Но героем может быть не только один человек, но и целый город. Это Ленинград.

Я никогда героем не была,

Не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханием с Ленинградом,

Я не геройствовала, а жила.  

   Писала Ольга Бергольц.

Никто из жителей блокадного Ленинграда не думал о подвиге, каждый не выживал, а жил. Сила духа и характера проявили все жители города. Ценою собственной жизни выстояли от мала,  до велика. Мужество и героизм еще не раз проявили люди и на фронте и в тылу.

-Но только ли на войне есть место подвигу? И в мирное время люди совершают поступки достойные звания героя. Ребята, ответьте на вопрос: Герой. Кто он?

(Герой - это обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр, мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине.)

-А кто может привести пример героя – обычного человека?

(если возникают сложности пример из презентации)

    

Не в этом ли секрет настоящего и всегда современного героя? Как вы думаете, ребята?  (учащиеся обмениваются мнениями)

-Спасибо всем. Вот и подходит к концу наш разговор. Конечно, о героях можно говорить не один урок, но, тем не менее, я уверена, что  каждому из вас есть что написать, буквально 1,2 предложения на тему "После этого разговора я……..

(учитель зачитывает )

Спасибо всем за работу.

     

 

Диалог с учащимися «Способность прощать – это слабость души или ее богатство?»

Класс: 6Б

Форма проведения: тематическая беседа с детьми с элементами ролевого диалога

Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для для демонстрации учащимся значимости внутреннего качества человека – способности прощать.

Задачи:

  • 1. Воспитательные:
  • 1.1. Способствовать воспитанию культуры нравственного поведения учащихся;
  • 1.2. Способствовать формированию готовности к коммуникации, воспитанию культуры общения;
  • 1.3. Способствовать формированию сильной личности, умеющей любить и быть милосердной.
  • 2. Развивающие:
  • 2.1. Способствовать формированию …
  • 2.2. Способствовать выработке навыка правильного выбора в той или иной ситуации;
  • 3. Образовательные:
  • 3.1. Познакомить детей с правилом «бумеранга»
  • 3.2. Повышать активность учащихся на уроке
  • 3.3. Работать над сознательным усвоением материала

Оборудование: листочки  темного цвета, коробочка,  нарисованные цветочки, ключик, отпечатанные ситуации.

План:

  • 1. Организационный момент
  • 1. 1. Приветствие
  • 2. Введение в тему классного часа
  • 2. 1. Беседа (эпиграф)
  • 2. 2. Сообщение темы
  • 3. Раскрытие темы классного часа
  • 3. 1. Слово «прости»
  • 3. 2. Чувства при обиде
  • 3. 3. Выход из состояния обиды
  • 3. 4. Чувства, мешающие прощать (коробочка)
  • 3. 5. Чувства, способствующие прощению (поляна)
  • 3. 6. Прощенное воскресение
  • 3.7. Волшебный ключик от доброго сердца
  • 3.8. Правило «бумеранга»
  • 3.9. Подведение итогов классного часа. Рефлексия

Ход занятия:

Любить – это значит прощать,
Прощать  – это понять,

Понять – это значит знать,
Знать – значит приблизиться к порогу мудрости.

(Николай Рерих)

 

-Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. (эпиграф). Как вы думаете, о каком человеческом качестве пойдет речь? 

(способность прощать)

-Да, сегодня, мы поговорим о таком важном внутреннем качестве человека – о способности прощать. И ответим на вопрос: «Способность прощать -  это слабость души или её богатство?»

-Ребята, давайте порассуждаем с вами над такими простым словом, как «прости». /простить – это “перестать упрекать”, “не держать зла”, “относиться терпимо к тому, что не принимаешь в других”; “не ждать, пока обидевший первый придет мириться”. 

-Есть ли среди вас тот, кто был обижен кем-нибудь? Поднимите руки. Каждый из нас в обиде не одинок. Назовите чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся

(печаль, досада, раздражение, злость, ненависть).

- Ребята, а вы ведь тоже кого-то обижали? А какие чувства испытывает человек, обидевший другого,  – сам обидчик? Вспомните, просили ли вы прощение?

     

(ответы детей)

-Иногда простить друг друга бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаются лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям. Как же выйти из этого состояния? Что поможет?

(ответы учащихся)

- Извинение не только возвышает человека, но не унижает его. Ребята, перед вами список различных человеческих чувств (список на доске). Выберите из них те, что мешают нам прощать, и запишите их на своих тёмных листочках. А теперь порвите их на мелкие кусочки, уничтожьте их, а кусочки положите ко мне в коробочку. Порвав и выкинув эти чувства, вы выкинули эти чувства и из своей души. Выкинули Злость и Обиду вместе с ними! А на приготовленных  цветочках напишите чувства, которые помогут простить и попросить прощение.  Наша полянка расцвела без Злости и Обиды.

Чувства:

Досада

Порядочность

Агрессия

Доброта

Любовь

Раздражение

Уважение

Гнев

Вдохновение

Интерес

Презрение

Ненависть

Обида

Зависть

Сердечность

Ненависть

Любовь

Взаимопонимание

Равнодушие

Радость

Ревность

Страх

Счастье

Успех

-На Руси давным-давно существует праздник, который именуют Прощенным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой.   В последние годы старая традиция – празднования прощеного воскресения – плотно входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!». Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!»- Конечно. Все мы люди. А человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает.

-Но прощение – это внутреннее, личное освобождение от обиды и борьба за освобождение другого из плена отрицательных эмоций.   Не важно - какого ты вероисповедания, не важно - маленький ты или большой, человек должен уметь прощать, если он человек, но всё же лучше стараться не обижать других людей, животных, природу. А умение прощать даёт возможность человеку стать добрее, лучше, порядочнее.

Некоторые люди считают даже, что просить прощение – значит унизиться перед другим. Я попрошу вас, передавая волшебный ключик от доброго сердца, друг другу, назвать качество, которое помогает нам прощать. Итак, я начну, а вы продолжайте: «Уметь прощать- значит быть милосердным» ………                                          

  -Только обладая всеми этими качествами можно стать поистине милосердным человеком, умеющим прощать.    

Других не зли и сам не злись,

Мы гости в этом бренном мире.

А если что не так – смирись.

Будь поумнее, улыбнись.

Холодной думай головой,

Ведь в мире все закономерно.

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно.                                                                 

-Это правило называется правилом бумеранга.

-Вот и подходит к концу наш разговор. Конечно, о способности прощать можно говорить не один урок, но, тем не менее, я уверена, что  каждому из вас есть что написать, буквально 1,2 предложения на тему "После этого разговора я……..

(учитель зачитывает )

-Я желаю вам вселенского прощения. Желаю вам найти в себе силы простить человека, который вас обидел. Простите и вы меня, если я кого-то невольно обидела. Благодарю вас за разговор.

Диалог с учащимися «Гражданин – личность, видящая не только окружающий мир, но и самого себя»

Класс: 6Б

Форма проведения: тематическая беседа с детьми с элементами ролевого диалога

Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для формирования  чувства  патриотизма, активной жизненной позиции. 

Задачи:

  • 1. Воспитательные:
  • 1.1. Способствовать воспитанию культуры нравственного поведения учащихся;
  • 1.2. Способствовать формированию готовности к коммуникации, воспитанию культуры общения;
  • 1.3. Способствовать формированию гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству;
  • 2. Развивающие:
  • 2.1. Способствовать формированию …
  • 2.2. Способствовать выработке навыка правильного выбора в той или иной ситуации;
  • 3. Образовательные:
  • 3.1. Познакомить детей с юридическом и духовно-нравственным смыслом понятия «гражданин».
  • 3.2. Повышать активность учащихся на уроке
  • 3.3. Работать над сознательным усвоением материала

Оборудование: высказывания о  человеке,  ватманы для работы  групп (3 шт.), лото (3шт.), клей, листы «социальные роли человека», ручки

План:

  • 1. Организационный момент
  • 1. 1. Приветствие
  • 2. Введение в тему классного часа
  • 2. 1. Сообщение темы
  • 3. Раскрытие темы классного часа
  • 3. 1. Какие понятия включает слово «человек»
  • 3. 2. Игра «Лото» (3 группы)
  • 3. 3. Понятие «гражданин»
  • 3. 4. Юридический смысл понятия «гражданин»
  • 3. 5. Духовно-нравственный смысл понятия «гражданин»
  • 3. 6. Исторические примеры гражданственности
  • 3.7. Гражданственность в повседневной жизни (ситуации)
  • 3.8. Качества настоящего «гражданина»
  • 3.9. Подведение итогов классного часа. Рефлексия

Ход беседы:

-Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашей беседы «Гражданин – личность, видящая не только окружающий мир, но и самого себя». Предлагаю вам поразмышлять о том, кто такой «гражданин», какие качества личности отличают настоящего гражданина. Я думаю, все понимают, что, родившись, человек не сразу становится личностью, гражданином.

-Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово?

                                                               Человек

индивид        организм          индивидуальность                 личность             гражданин

-Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем разобраться сначала с понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность». Предлагаю разбиться на три группы и поиграть.

Игра «Лото»

-На столе у каждой группы находятся ватман с одним из этих понятий и в конверте карточки лото (Homo sapiens, система пищеварения, голова, рост, вес,  руки,  единичное, походка, внешность, природное существо, принадлежность к роду человеческому, ноги, голос, почерк, сердце, система кровообращения).

За 5 минут каждой группе необходимо выбрать и приклеить на ватман карточки, которые подходят к данному понятию, раскрывают его суть. После окончания работы каждой группе необходимо объяснить, почему взяты именно эти карточки.

1 -я г р у п п а. Человек-индивид.

Homo sapiens, единичное, природное существо, принадлежность к роду человеческому.

2-я группа. Человек-организм.

Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения.

3-я группа. Человек-индивидуальность.

Рост, вес, голос, почерк, походка, внешность.

 -(Командиры групп объясняют, почему они выбрали именно эти понятия.)

-Каждый из нас, живущих в обществе играет определённую роль, а может и несколько ролей. Кто-то рабочий, кто-то учитель, продавец, водитель, ученик, сын, дочь, брат и т. д. И вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны. Мы с вами – граждане великой России!

-В каких случаях мы слышим слово «гражданин»?

(ответы учащихся)

-Ребята, понятие «гражданин» имеет юридическое и нравственное толкование.

В юридическом смысле «гражданин»- это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства – Конституцией Российской Федерации.

Какие важнейшие права вы можете назвать?

(право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести и т.д.)

Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.

-А теперь попытаемся понять, в чем духовно-нравственный смысл понятия «гражданин»?

-Вспомним строки Н. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».

-Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.

На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающий в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, а годы суровых испытаний, не задумываясь отдавали свои жизни за Родину.

-Конечно ребята, в нашей жизни и в истории нашего отечества мы можем встретить много ярких примеров настоящей гражданственности. Приведите примеры.

(примеры детей)

Означает ли это, что гражданином Отечества можно назвать, только того, кто защищал детей, женщин, стариков в чрезвычайных ситуациях?

Можно ли в повседневной жизни проявить свою гражданскую позицию? Как?

-Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.

У соседей случился пожар…

Срочно потребовалось сдать кровь больному…

Возникла необходимость съездить за лекарствами постороннему человеку…

-Можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками?

Ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым островкам своего города.

Молодые люди участвуют в восстановлении храма.

Ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны.

Если человек гражданин, он не может равнодушно смотреть как гибнет природа его родного края- он работает в экологическом отряде и сажает деревья. Он помогает содержать в порядке свой двор и никогда не бросает бумажки на землю. Вечером в парке он не сидит с ногами на скамейке и не разламывает ее перед уходом.

Гражданин хранит прошлое своей страны и участвует в восстановлении памятников старины

Гражданин понимает, что люди никогда не были равны и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм.

-Ребята, подумайте, а как можно воспитать в себе качества настоящего гражданина?

(Уважать законы. Быть честным, трудолюбивым, смелым, целеустремленным Уважать права других людей, быть добрым, нести ответственность за свои поступки)

-Таким образом, гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных ситуациях Все зависит от самого человека, его гражданской позиции.

Спасибо, дорогие ребята за то, что у вас есть добрая струна отзывчивости, ответственности. И я уверенна, что вы станете настоящими гражданами России.

Вот и подходит к концу наш разговор. Конечно, о гражданственности можно говорить не один урок, но, тем не менее, я уверена, что  каждому из вас есть что написать, буквально 1,2 предложения на тему "После этого разговора я……..

(учитель зачитывает )

Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Толерантность. Классный час для учащихся 5 - 7 классов.

Классный час для учащихся 5 - 7 классов "Толерантность"....

«Диагностика особенностей классного коллектива и учащихся как составная часть деятельности классного руководителя»

Эта исследовательская работа о диагностической деятельности классного руководителя. Может использоваться классными руководителями в работе....

Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:

Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....

Классный час для учащихся 7 классов "Как не допустить конфликт в классном коллективе"

В ходе классного часа анализируются понятия «конфликт», «конфликтная ситуация», выясняются причины конфликтов, предлагаются варианты конструктивного разрешения конфликтов....