Тренинг «Семь волшебных ключей ( или несколько добрых советов родителям)».
тренажёр на тему

Монаенкова Ирина Леонидовна

Данное мероприятие способствует эффективному взаимодействию классного руководителя и родителей, воспитанию ценностного отношения к семье, формированию позитивного опыта семейных отношений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_1256.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

План мероприятия (занятия- тренинга) по теме  «Семь волшебных ключей ( или несколько добрых советов родителям)».

Целевая аудитория: 1 - учителя, классные руководители;

                                    2 - родители и дети;

Цели для 1 группы (для классных руководителей и учителей):

1.Показать эффективные методы, формы и приемы работы  с  родителями и  детьми, направленные на  взаимодействие родителей, детей и учителей, на создание (или сохранение) ценностного отношения к семье, формирование позитивного опыта семейных отношений.

            2. Совершенствовать профессиональный уровень, обмениваться опытом.

Цели для 2 группы (для родителей):

воспитание ценностного отношения к семье, формирование позитивного опыта семейных отношений;

привитие родителям, а через них и детям социальных навыков поведения;.

          Основные  задачи :

–возвышение роли семьи, ее статуса в нашем  обществе;

– укрепление у детей чувства  благодарности к родителям за их заботу и внимание;

–усиление желания  жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании детей и взрослых;

- воспитание у обучающихся ответственного отношения к созданию в будущем семьи;

- возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада;

- установление плодотворного сотрудничества между образовательным учреждением и семьёй.

Методическими условиями успешного проведения мероприятия  являются:

- совместная работа классного руководителя, родителей и  обучающихся, в организации и проведении одного или нескольких занятий по программе «Семейная гостиная» или «Уроки семьи и семейных ценностей»;

– опора на  имеющиеся положительные результаты проведенной диагностики по проблемам детско-родительских  отношений в семье;

– корректность  педагога в процессе ведения занятий в силу разного состава семей (возможного отсутствия одного из родителей в семье и т.д.).

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

Участники надевают бейджики с именами. Садятся в круг.

  1. Упражнение 1- на знакомство и разогрев « Сломать лед».

Участники сидят в кругу. Ведущий задает вопросы и просит на них ответить без слов, просто поднимая руку. Если необходимо, просит пояснить. Вопросы:

- Кто из Вас потратил больше часа, чтобы дождаться этого занятия?

-У кого из Вас  есть  руководитель, интересующийся тем, что вы будете здесь изучать?

-Кто из Вас оставил незавершенной важную работу?

-У кого есть партнер, который радуется тому, что у Вас появилась такая возможность обучения?

-Кто из Вас в течение этого года принимал участие в тренинге?

- Кто  считает себя любознательным человеком?

-Кого сюда направили не по его инициативе?

-Кто задает себе вопрос: « Произойдет ли на этом занятии что-то важное для меня?»

- У кого есть какая- либо цель, которую он хотел бы здесь достичь?

- У кого хорошее настроение? 

2.  упражнение «Ожидание»

Передавая предмет по кругу, нужно закончить предложение «Надеюсь, это занятие поможет мне…

3.Руководитель говорит о целеполагании занятия, о форме проведения  - тренинге. ТРЕНИНГ –  форма социально-организованного общения, в ходе которой решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы, решать личностные  проблемы участников (А.С. Прутченков, 1996). 

4. Обговариваются условия и режим работы, вводятся правила групповой работы.

 Правила работы в группе:

- говорим по одному

- ценим мнение каждого;

- не давать оценок;

- право ведущего;

- правило поднятой руки;

5. Упражнение на знакомство «А я еду…»

    Обсуждение : когда и для чего можно провести это упражнение? Если  в группе люди малознакомые, то это упражнение поможет ближе познакомиться, запомнить имена.

6.  Упражнение  на снятие напряжения: «ОЛЕ НЕЛЕ НИШИКОВ»

 Участники сидят в кругу. Ведущий рассказывает историю и начинает: « Сейчас наша задача – передать фразу по кругу следующим образом. Обращаясь к соседу справа, спросит: « Ты не видел ОЛЕ НЕЛЕ НИШИКОВ?» Сосед справа должен ответить: «Жаль, но я не видел ОЛЕ НЕЛЕ НИШИКОВ. Спрошу у своего соседа» и обращается к своему соседу справа. Главная задача – не смеяться и не улыбаться, кто это делает- выбывает из игры.

 

 7.Тема нашего занятия звучит так …. Как вы думаете, почему именно 7? С чем это связано?

Семь – магическое число…    Семь..    Корень  в слове «Семья»

 Вы правы. Речь пойдет о семье, точнее о формировании (или сохранении) ценностного отношения к семье и позитивного опыта семейных отношений. А что такое СЕМЬЯ? Попробуем разобраться. Для этого нужно разбиться на 4 группы.

  1. Упражнение  «Идем в поход»  Кто любит походы? Вы будете командирами группами. Выберите себе помощника. Каждый помощник приглашает в команду человека, которому он доверит нести свой рюкзак. Тот  берет собой друга, у которого всегда есть бутерброд. Следующий приглашает в команду  
  2. Задание группам.  За  время (      ) изобразить то, что символизирует семью.

Затем объяснить.

  1.       Работа с понятием.  

Определение понятия

  • Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса, под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.
  • В праве под семьёй понимается законный социальный институт, находящийся под защитой государства. Как правило, «полная семья» в юридическом смысле состоит из отца, матери и ребёнка (или детей); «неполная семья» — из отца с ребёнком (или детьми) или матери с ребёнком (или детьми). В российском семейном праве семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.
  • Генеалогическое определение семьи представляет её как совокупность людей, связанных кровным родством или свойство́м. Такое определение, с одной стороны, шире правового определения семьи, с другой стороны, оно исключает приёмных   родителей и детей из списка членов семьи.

    *   Психологический подход к семье (такого подхода, в частности, придерживается Клаус Шнеевинд (нем. Klaus Schneewind)) понимает под семьёй некую совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям:

*Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов.

*Пространственная и временная ограниченность.

*Закрытость, межличностная интимность.

*Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.

11.    Обсуждение  последнего определения: определение идеальной семьи.  ПОЧЕМУ?

Представить себе идеальную семью довольно сложно, поскольку такая семья должна была бы пребывать в состоянии полной законсервированности, не подвергаться никаким влияниям извне и таким образом, не развиваться. В реальной жизни семья, как и отдельный организм, взаимодействует с окружающим миром, благодаря чему она подвергается изменениям. Помимо этого меняется и каждый из членов семьи, что влечет за собой необходимость принимать эти изменения и адаптироваться к ним остальным. Однако не всегда это удается. Тогда и возникают конфликты. Конфликты между мужем и женой, между детьми и родителями.  Возникают ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО РАЗРЕШИТЬ, чтобы сохранить семью.  И как  замок на двери  ассоциируется с проблемой, так и ключ от неё ассоциируется  с выходом из конфликта, с разрешением проблемы.  Каждый ключ символизирует определенное человеческое качество, без которого в жизни, а тем более в семье не обойтись

НАША  СОВМЕСТНАЯ ЗАДАЧА  НАЙТИ ЭТИ  КЛЮЧИ, ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИВ КАЧЕСТСТВА

  1.  Итак,  в путь за первым ключом. Упражнение  (деление на группы)  «Времена года»

Участникам раздаются листочки с названием времени года (зима, весна, лето, осень). Задача – не показывая карточек, не называя время года, объединиться в группы.

Как вы думаете, какое качество вам помогло выполнить упражнение? (Каждая из 4 получившихся групп записывают это качество на ватмане).

  1.    Упражнение «Глаза». Как известно, глаза – зеркало души. Они могут рассказать о многом, в том числе и о том, что вы рады видеть человека и  желаете ему только счастья.  Сейчас мы это проверим. Для этого просим 1 человека (например, который  любил в  детстве носить бантики) стать на время гостем.(Сначала он выходит из помещения, затем возвращается, задача:  с 2-х попыток определить из группы человека, который  при помощи глаз должен  объяснить, что рад и счастлив его  видеть.

 Задача других: сидеть как обычно, при этом нельзя говорить и  улыбаться..

Какое человеческое качество было главным? Можно записать.

 (Если группы не определяют нужное качество, то проводится ещё одно  упражнение «Пойми меня», по типу игры «Крокодил») Для этого группа делится на пары по принципу игры «Атомы и молекулы».

  1. Подведение итогов : определения качества- ПОНИМАНИЕ.

Да. Вы оказались правы. Одно из главных качеств любого человека – это умение ПОНЯТЬ другого, войти в его положение, разделить с ним и радость, и горе…

Символичным ключом открываем замок

А так ли хорошо вы знаете  близких, как думаете. Уверены ли вы  в них на 100 Доверяете ли вы им так, как себе?

  1. Ведущий говорит о важности понимания себя самого и понимания своего ребенка, предлагает ответить на  ряд вопросов, заполняя таблицу, где отвечают за себя и за ребенка (предположительно), оставляя место для реального ответа ребенка, который они получат уже дома (приложение№2). Затем, по желанию, идет обсуждение, обмен впечатлениями, чувствами участников.

Перечень вопросов:

            1) Мое любимое животное и почему?

            2)Мое нелюбимое животное и почему?

            3)Мой любимый цвет и почему?

            4)Мой нелюбимый цвет и почему?

            5)Моя любимая сказка?

            6)В другом человеке мне нравится такая черта, как …

            7)Моя нелюбимая сказка и почему?

            8)В другом человеке мне не нравится такая черта, как …

             9)Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то  на один день,                       то я бы стал… , почему?

            10)Доброго волшебника я попросил бы о …, почему?

           11)Злого волшебника я попросил бы о …, почему?

           12)В какое животное превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи и почему?

Примечание ведущему: Многие вопросы из перечня касаются наших желаний, нереализованных возможностей, представлений об идеальном существовании. Далеко не всегда родители хорошо знают об истинных чаяниях, и желаниях своих детей.( Обмен собственными ответами на вопросы способствует знакомству родителей друг с другом и побуждает их к самоанализу).

Несмотря на изменения в мире, наиболее ценными качествами  в людях остаются доброта, честность, открытость, верность, ответственность, а в числе неприемлемых чаще всего называют лживость, лицемерие. Что касается животных, то кошки, собаки, безусловно, держат пальму первенства. Желание превратиться   в кого-нибудь у взрослых часто связано с потребностью унестись от забот ( ветерком, облачком, птицей, ручейком и т.д.) или обрести могущество, как Ванга, волшебник, обладатель цветика-семицветика. Выбор сказок, сюжет их, является отражением реализованных или нереализованных жизненных сценариев. Ведь сказки писались когда-то не для детей.

  1. Обсуждение: Как себя чувствуете? Какие чувства, мысли возникли у Вас, пока вы размышляли? Какие выводы Вы сделали?
  2.  Рефлексия .Упражнение по сбору обратной связи «Телеграмма».

Вспомните, пожалуйста, наше занятие и поделитесь Вашими ощущениями, впечатлениями, выводами и пожеланиями с нами. Для этого Вам нужно написать телеграмму из 6-7 слов. И отправить ее ведущим. Затем мы их прочтем.

Благодарность за участие и аплодисменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ.

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ                                РОДИТЕЛЯМ....

Несколько ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

Эти краткие советы-рекомендации могут стать предметом большого и интересного разговора на родительских собраниях....

Добрые советы родителям

Советы родителям, как воспитывать своих детей. Заповедь: каждый ребёнок заслуживает любви и уважения, научитесь слушать и слышать детей и вы сами будете услышаны.  ...

Несколько полезных советов родителям в период подготовки ребенка к ЕГЭ

Материал для беседы с родителями или для размещения заметки на школьном сайте...

Буклет "10 добрых советов родителям при организации обучения на дому"

Надомное обучение - это учёба дома или в медицинском учреждении. Предназначено для детей, состояние здоровья которых не позволяет регулярно посещать школу. Например, с ограниченными возможностями здор...