Главные вкладки

    Сценарий внеклассного мероприятия «Петр Аркадьевич Столыпин: человек и политик»
    методическая разработка по теме

    Сценарий внеклассного мероприятия «Петр Аркадьевич Столыпин: человек и политик».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kl_chas_stolypin.rar1.95 МБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования Сахалинской области

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Долинск

    Сценарий внеклассного мероприятия

    Тема:

    «Петр Аркадьевич Столыпин: человек и политик»

    Выполнил:

    Преподаватель

    Кокшенина Елена Владимировна

    учитель истории и обществознания

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Долинск

    г.Южно-Сахалинск

    2012


    Пояснительная записка

         Внеклассное мероприятие по теме «П. А. Столыпин: человек и политик» рассчитано на учащихся 12 – 13 лет. Проведено в 6 Б классе, обучающемся по стандартной программе изучения истории в рамках празднования 150-летия со дня рождения выдающегося российского политика Петра Аркадьевича Столыпина.

         Внеклассное мероприятие проводилось в виде тематического информационно-познавательного часа «Годы и люди» посвященного изучению биографии П. А. Столыпина. Оно было направленно на воспитание информационной, гражданской и нравственной культуры шестиклассников.

         Формой классного часа была выбрана презентация в виде устного журнала. Видами работы учащихся были пересказ фактов из жизни Столыпина сопровождающийся просмотром фото и видео сюжетов, с последующим обменом мнениями по увиденному и услышанному.

         На этапе подготовки классного часа были выбраны ответственные за освещение этапов жизни П. А. Столыпина, эти ребята - соведущие получили сведения из биографии политика. Ведущим классного часа был классный руководитель, который подготовил мультимедийное сопровождение сообщений учащихся по отдельным этапам жизни Столыпина.

         В ходе классного часа ребята - соведущие сделали сообщения о фактах жизни и политической карьеры П. А. Столыпина, сопровождавшиеся просмотром слайдов с комментариями ведущего.

         На завершающем этапе классного часа ребята обменялись сложившимися в процессе прослушивания сообщений и просмотра презентации мнениями о личности П. А. Столыпина и его роли в истории российского государства.


    Классный час

    «Петр Аркадьевич Столыпин: человек и политик».

     Информационно-познавательный классный час, посвященный 150- летию П. А. Столыпина.

    Цель: создать у шестиклассников первое впечатление о личности великого русского реформатора П. А. Столыпина.

    Задачи: расширить представление шестиклассников о роли личности в истории России, побудить детей к изучению отечественной истории, воспитывать уважение к историческому прошлому России.

    Форма проведения: презентация в виде устного журнала.

    Подготовительная работа: создание компьютерной презентации; распределение ролей среди учащихся.

    Оборудование: компьютер, проектор.

    План проведения классного часа.

    1. Вступительное слово классного руководителя.
    2. Детские и юношеские годы Петра Столыпина.
    3. Столыпин-политик.
    4. Политика и семья П. А. Столыпина. Кончина Столыпина.
    5. Подведение итогов.

    Ход классного часа:

    Вступительное слово классного руководителя. (слайд 1)

    В преддверии 14 апреля 2012 года в России по многим каналам ТВ прошел ряд передач посвященных 150-летию величайшего русского политика начала XX века Петра Аркадьевича Столыпина. Сейчас в России ведется сбор пожертвований на строительство памятника этому человеку. Так кем же был П. А. Столыпин? Какой вклад он внес в историческую судьбу нашего государства? Давайте приоткроем некоторые страницы из жизни и деятельности П. А. Столыпина.

    Ученик 1. (Детские и юношеские годы Петра Столыпина).

    П.А.Столыпин родился 2 апреля (14 апреля по новому стилю) 1862 г. в Дрездене (Германия).

    Отец Петра Аркадьевича - Аркадий Дмитриевич, активный участник обороны Севастополя, в период русско-турецкой войны генерал-губернатор Восточной Румелии, позднее командовал гренадерским корпусом в Москве, затем - комендант Кремлевского дворца.

    Мать, Наталья Михайловна Столыпина (урожденная Горчакова), дочь канцлера князя М.Д.Горчакова.

    С 1862 по 1874 г.г. жил в подмосковном имении Середниково (до 1869 г.) и в имении Колноберже, Ковенской губернии. Получил домашнее образование. (слайд 2)

    1874-1879 учился в Виленской гимназии. (слайд 3)

    1879-1881 учился в Орловской классической гимназии.

    В июне 1881 года по окончании гимназии, получил аттестат зрелости, в июле подал прошение и в августе был зачислении в Санкт-Петербургский Императорский университет на естественное отделение физико-математического факультета.

    Летом 1884 года, будучи студентом, женился на фрейлине императрицы Марии Федоровны, Ольге Борисовне Нейдгардт, дочери обер-гофмейстера, действительного тайного советника Б.А.Нейдгардта. (слайд 4)

    В 1885 году закончил университет и получил диплом о присуждении степени кандидата физико-математического факультета.

    В 1886 году зачислен на службу в департамент земледелия и сельской промышленности Министерства государственных имуществ.

     Ученик 2. (Столыпин-политик).

    В 1889 году П.А.Столыпин назначается предводителем дворянства Ковенского уезда и председателем Ковенского съезда мировых посредников.

    С этих пор его служба, в течение 14 лет, была связана с Ковенской губернией.

    В 1898 году занимает пост Ковенского губернского предводителя дворянства, а в 1902 году - исправляющего должность Гродненского губернатора.

    В 1903 году переводится на должность Саратовского губернатора.

    В апреле 1906 года П.А.Столыпин назначается министром внутренних дел, а 8 июля - и председателем Совета Министров.(слайд 5)

    Своим главным делом Петр Аркадьевич считал улучшение жизни русского народа и тем самым приведение Россию к процветанию. Выступая в I Государственной думе он произнес: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». (слайд 6)

    Возглавив правительство Российской империи, Столыпин имел смелость взять на себя историческую ответственность за крутой поворот в стратегическом курсе страны. Чтобы избежать насильственного передела помещичьих земель и новой революции в стране Петр Аркадьевич разработал проект аграрной реформы, осуществление которой началось 9 ноября 1906 г. Крестьяне получили право переселяться на хутора и отруба, а так же переселяться на пустующие земли за Урал. Избранный курс Столыпину приходилось защищать в упорной борьбе, преодолевая сопротивление дворцовой камарильи, право-консервативных и лево-радикальных сил, а также непонимание либеральных общественных кругов. В марте 1911 г. Столыпин подал прошение об отставке в связи с тем, что Государственный совет окончательно отклонил законопроекты о западных земствах. Царь после недолгого раздумья отставку не принял и пошел навстречу требованиям своего премьера, однако всем стало ясно, что на политической карьере Столыпина поставлен крест.

    Ученик 3.

    Представители террористических организаций развязали настоящую "охоту" на премьера, подготовив и осуществив более 10 покушений.

    12 августа 1906 г. на Аптекарском острове в Петербурге, где жила семья Столыпина и он принимал посетителей, раздался мощный взрыв. (слайд 7) 27 человек погибли, 32 – ранены. Взрывом была искалечена дочь и ранен сын Столыпина. (слайд 8)

      Последнее покушение явилось роковым. В августе 1911 года Киев посетил император Николай I I. (слайд 9, 10) 1 сентября 1911 г., во время пребывания царской семьи в Киеве, в здании местной оперы Столыпин был смертельно ранен. Покушение совершил Дмитрий Богров, сын местного владельца многоэтажного дома. Единого мнения о мотивах преступления Богрова до сих пор нет. Некоторые исследователи считают, что убийство Столыпина - дело рук охранки, возможно, предпринятое и не без ведома царя; другие - что, действуя по заданию партии эсеров, Богров сумел обмануть руководство охранки и из рук начальника охранного отделения Кулябки получить пригласительные билеты почти во все места, где пребывали царская чета и Столыпин; третьи,- что у Богрова были на то чисто личные причины. Во всяком случае, партия эсеров заявила о своей непричастности к этой акции.

    Ученик 4.

    5 сентября 1911 г. Столыпин скончался. (слайд 11)

    Похоронен он был в Киево-Печерской лавре, поскольку в свое время завещал похоронить его там, где его настигнет смерть.

     Кончина Столыпина вызвала массу откликов в российской и зарубежной печати. Заграничная левая пресса восприняла этот факт с удовлетворением. Так, в газете Независимой рабочей партии Англии отмечалось: "Столыпин обратил Думу в фарс и мошенническую проделку. Он, именно он, бросил тысячи людей в зараженные тюрьмы и послал тысячи на виселицу". "Он не может воротиться - и, конечно, многие тысячи русских благоговейно поблагодарят за это господа". Печатный орган Французской социалистической партии заявлял: "Смерть Столыпина заслуженная. Пред этой могилой человечество может лишь вздохнуть с облегчением".

     Смерть Столыпина, последовавшая 5 сентября, прервала начавшийся мирный эволюционный процесс реформирования страны, что имело трагические последствия для ее дальнейшей истории.

    Петр Аркадьевич Столыпин был похоронен в Киево-Печерской лавре. Его памятник, воздвигнутый в Киеве на общественные пожертвования, был снесен в марте 1917 г.

    Ученик 5.

    П.А.Столыпин состоял почетным мировым судьею Гродненского и Ковенского уездов и Инсарского уезда Пензенской губернии, именитым гражданином г. Полоцка и посада Дубок Саратовской губернии, почетным членом Московского совета детских приютов, Императорского Московского Археологического института, Холмского Свято-Богородицкого Братства, Императорского Петербургского яхт-клуба, Тамбовской губернской архивной комиссии, Российского общества Красного Креста, почетным гражданином г. Киева. В 1908 г. пожалован в статс-секретари.

    П.А.Столыпин имел ордена Белого Орла, Анны 1-степени, Владимира 3-й степени, а также иностранные ордена: бухарский Искандер Салис, шведский - Серафиме, норвежский - Святого Олафа 1-й степени, итальянский - Святых Маврикия и Лазаря 1-й степени, английский - Виктории 1-й степени, сербский - Белого Орла 1-й степени, Прусской Короны за заслуги и другие.

    В целом же сохранились весьма противоречивые оценки как самой личности Столыпина, так и его деятельности. С. Ю. Витте, который придирчиво следил за политической карьерой своего преемника, отмечал, что Петр Аркадьевич "был человек с большим темпераментом, человеком храбрым", но обвинял его в отсутствии государственной культуры, неуравновешенности, излишнем влиянии на его политическую деятельность жены Ольги Борисовны, использовании служебного положения для протекции родственникам. В этом есть доля истины, поскольку министром иностранных дел был Сазонов, женатый на сестре жены Столыпина. Младший офицер императорской яхты Бок, женившись на дочери Столыпина, тотчас получил должность морского агента в Берлине.

    Подведение итогов.

    Классный руководитель:

    Ребята, вот мы и познакомились с личностью П. А. Столыпина. Так почему же мы вместе со всеми россиянами вспоминаем Столыпина?

    Примерные ответы детей:

    • Он был выдающимся российским политиком, проводил аграрную реформу;
    • Он стремился предотвратить в России революцию;
    • Он хотел, чтобы народ жил лучше;
    • Он хотел мирным путем решить в стране земельный вопрос;
    • Он хотел видеть Россию процветающей страной

    Классный руководитель:

    Как вы считаете, можно ли считать Столыпина патриотом?

    Примерные ответы детей:

    • Да, потому что он хотел процветания России;
    • Да, потому что он работал на благо России, проводил необходимые стране реформы;

    Классный руководитель:

    Считаете ли вы для себя важным четко следовать поставленной перед собой цели, не взирая на поступки недоброжелателей, как это делал П. А. Столыпин?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий внеклассного мероприятия "Новому веку - здоровый человек!"

    Внеклассное мероприятие для учащихся 7 классов...

    «Жизнь и деятельность Петра Аркадьевича Столыпина»

    В 2012 году Россия официально отметила  150-летие со дня рождения Столыпина.В образовательных учреждениях  Красноселькупского района  знаменательную дату великого политика и реформатора...

    СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРАВЕДНИКАМ ЧУЖДЫ МАВЗОЛЕИ. ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ПАМЯТЬЮ ХРАНИМ» / «Память о Холокосте – путь к толерантности» /

    Материал очень сложный  и трудный в эмоционально-психологическом плане. Однако в современном полиэтническом обществе важно говорить с молодым поколением о толерантности через призму исторических ...

    Сценарий внеклассного мероприятия "Литературный салон для знатоков и любителей математики" по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

    Разработка может быть использована как внеклассное мероприятие или на уроке по теме "Решение задач на оптимизацию"...

    Петр Аркадьевич Столыпин как личность в истории России

    «Россия…нашла своего человека. Этот человек Столыпин. Он призван спасти Россию» В.В.Шульгин. В 2012 году Россия отмечала 150-летний юбилей П.А.Столыпина... Данная презентация выполнена как иллюст...

    Презентация к уроку истории 9 класс "Исторический портрет Петра Аркадьевича Столыпина"

    В данной презентации содержитсяавтобиографическийматериал,высказывания современников, эссе учащихся по данной теме"...

    Методическая разработка урока истории "Аграрная политика Петра Аркадьевича Столыпина"

    Данный материал поможет учителю провести современный урок истории. В материале пояснительная записка  и презентация урока....