кл час " Ушаков. Россия. Флот"
классный час (7 класс) по теме

Рогочева Юлия Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _ushakov._rossiya._flot.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №29»

Внеклассное мероприятие

«Ушаков. Россия. Флот»

(для учащихся 7 класса)

                                       Подготовила:

учитель истории и обществознания

 Рогочева Ю.В  89179933950

Саранск 2015

Внеклассное мероприятие на тему:

« Ушаков. Россия. Флот».

Цель: формирование патриотических чувств и сознания гражданина на основе  

              истинных ценностей, сохранение и развитие чувства гордости за свою    

              страну, памяти  о великих героях.

Оборудование:

  1. Мультимедиа проектор, экран, компьютер;
  2. Музыкальные композиции:  С. Терханов « Гимн ушаковцев», гимн Российской Федерации;
  3. Презентация;
  4. Рисунки о военных подвигах Ф.Ф.Ушакова
  5. Запись эпиграфа на доске

Ход мероприятия:

Организационный момент.

На экране название классного часа  а на доске порет и записан эпиграф:

Помните, чье имя носите!

Учитель:

 У каждого народа есть свои заветные имена, которые остаются в памяти всегда, которые мы невольно связываем с такими понятиями как Родина, отечество. Чем дольше, тем ярче и светлее становится в памяти потомков святой образ наших героев, они, как звезды, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения отечеству и народу!

Учитель:

Ребята  какое однокоренное слово вы можете подобрать словам? (земля , отец, …) Отечество – это «земля отцов». А каждый отец передает свои знания  опыт своим сыновьям, встает на защиту и «земли отцов», настает  время – и сыновья создают живой щит на пути врага.

 Какие синонимы вы можно подрать к слову «Отечество»?

 (Родная земля, отчизна, земля народа, край, где родился, Родина).      

 Каждый гражданин России, а тем более будущий защитник Отечества, должен знать об этих священных для нашего народа датах. Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавская битва, Бородинское сражение - это битвы, в которых решалась судьба нашего народа, судьба Русского государства. И это самые главные наши победы

Кадет: Чтение стихотворения «Пламя ударило в небо»

Пламя ударило в небо –

                                                     Ты помнишь, Родина?

                                                     Тихо сказала:

                                                     «Вставай на помощь…» -

                                                               Родина.

                                                      Славы никто у тебя не выпрашивал,

                                                               Родина.

                                                      Просто был выбор у каждого:

                                                      Я или Родина.

                                                      Самое лучшее и дорогое –

                                                              Родина.

                                             Горе твое –

                                            Это наше горе,

                                                 Родина.

                                                       Правда твоя – это наша  правда,

                                                             Родина.

                                                       Слава твоя – это наша слава, Родина.

Родина позвала на помощь, и поднялись на ее защиту славные сыны ее. А кого

из защитников Отечества вы знаете?  (Ответы детей.) –  Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов Александр Невский, Георгий Константинович Жуков, Ф.Ф.Ушаков.

Что же  знаем о нем? О человеке, имя  которого с 2013г. носит  наш класс.

Выступления учащихся:

25 февраля (13.02 по старому стилю) 1745г.-15.10. 1817г.

1  кадет:  Федор Ушаков родился 25 февраля 1745 г. В селе Бурнаково Романовского уезда Ярославской области. Родом он из небогатой семьи. Его родители – Федор Игнатьевич и Прасковья Никитична были людьми глубоко верующими.

          В послепетровские времена дворянских юношей обычно определяли в гвардию, служил в ней и отец Федора. Но  после рожденья третьего сына – Федора он был уволен. Вернувшись в родное село, он занялся хозяйственными делами и воспитанием детей. 

2  кадет: В трех верстах от Бурнаково располагался  мужской Островской Богоявленский монастырь, при  нем была школа для дворянских детей. В этой школе грамоте и счету учился Ф.Ф. Ушаков.

          В деревенском поместье  было много простора для физического развития. Федор с детства обладал смелым, решительным характера и нередко, в сопровождении таких же смельчаков, отваживался на подвиги не по годам – со старостою деревни ходил на медведя. Скромный в обычных условиях, он как бы перерождался в минуты опасности и без страха смотрел ей прямо в лицо.

3  кадет:  По достижении 16 лет Федор был представлен на смотр в Герольдмейстерскую контору Сената, где показал свои знания и изъявил желание обучаться дальше в Морском кадетском корпусе. В феврале 1761 г. он был зачислен в Санкт-Петербургский морской кадетский корпус. Науки преподавались здесь хорошо, но в деле воспитания много возлагалось на розги. Наибольший интерес у Федора Федоровича проявился к арифметике, навигации и истории. Закончив морской корпус, он получил чин мичмана и был приведен к военной присяге.

4  кадет:   Ф.Ф.Ушаков понимал, что боеспособность флота зависит, прежде всего, от матросов, он высоко ценил доверие подчиненных к нему. «Всякое доверие их ко мне совершает мои успехи», - говорил он. Постоянная забота об экипажах кораблей являлась важнейшим требованием Ушакова, которое он предъявлял ко всем командирам кораблей. Большое внимание он уделял здоровью матросов, улучшению их питания и бытовых условий на кораблях и на берегу. Большое внимание уделял обучению личного состава. Боевая подготовка строилась на наиболее рациональных приемах. Мастерство черноморских моряков только росло, что повышало боеспособность флота.

5  кадет:   Адмирал Ф.Ф.Ушаков ярким представителем русской военно-морской школы и внес крупный вклад в развитие военно-морского искусства. За 44 года своей военной службы он находился в море в течении 40 компаний. Под его командованием моряки Черноморского флота не знали поражений и одержали ряд замечательных побед в морских сражениях.

6 кадет  Ушакова называли «Суворов на море». Суворов любил и уважал Ушакова, называл его своим другом. Между ними действительно было много общего. Они оба создали свою науку побеждать, только Суворов - на суше, а Ушаков - на море. Оба не проиграли ни одного сражения. Оба уважительно относились к солдатам, ценили смекалку, инициативу. И оба были настоящими патриотами и думали не о своей личной славе, а о славе Отечества. Во время Великой Отечественной войны были учреждены орден и медаль Ф. Ушакова. Эти награды вручались морякам за мужество и храбрость в бою с противником, превосходящим в силе.

Считалось огромной честью для моряка получить такую награду.

Игровой блок. Викторина «Морской бой»

Учитель: А теперь у нас тоже будет сражение - «Морской бой». Сражение будет учебное, поэтому участвовать в нем будут 2 команды «своих». В учениях их обычно называют «синие» и «зеленые». Пусть это будет левая и правая половина класса. Прошу капитанов подняться на капитанский мостик - выйти к доске.

(Капитаны выходят.)

Вам нужно будет ответить на вопросы, правильный ответ оценивается в 1 балл. Вы можете отвечать сами или дать слово члену своего экипажа. Судить ваши ответы будут участники творческой группы. Прошу их выйти на командный пункт, и подготовить карту учений.

(Два участника творческой группы, чертят таблицу из 2-х колонок («синие» - «зеленые»). Один судья будет фиксировать правильные ответы «синих», другой - «зеленых».)

Первый тур. Разминка «Внимание!»

Классный руководитель. Первый тур - разминка, проверка внимания. Это качество, без которого просто нельзя отправляться в дальнее плавание. Проверим внимание ваших экипажей. Дайте ответы на вопросы (задает командам вопросы по очереди):

1. Сколько дней воинской славы было установлено законом России? (15.)

2. Как прозвали Ушакова турки? (Ушак-паша.)

3. Где была главная военно-морская база России на Черном море? (В Севастополе.)

4. Как назывался флагманский корабль Ушакова в бою у Тендры? («Рождество Христово».)

5. В бою у Тендры турецкие корабли на всех парусах убегали от русских и смогли оторваться. А утром оказалось, что русская эскадра буквально у них под носом. Почему это произошло? (Турки, оторвавшись от русских, бросили якоря, а корабли Ушакова дрейфовали, и ветром их отнесло к турецкой эскадре.)

6. После ночи один из русских фрегатов оказался в окружении турецких кораблей. Как удалось командиру избежать плена? (Когда турки опять бросились убегать, он, не поднимая флага, начал отставать и оторвался от турецкой эскадры.)

7. Какой ценный груз ушел на дно вместе с кораблем «Капудания»? (Сокровища, вывозимые турками из Крыма.)

8. Как переводится на русский язык название турецкого корабля «Мелеки-Бахри»? («Владыка морей».)

9. Сколько русских моряков погибло в бою у Тендры? (21.)

10. Сколько моряков потеряли турки в этом бою? (2 тыс.)

11. Сколько крепостных душ имел отец Ушакова? (19.)

12. Каким флотом руководил Ушаков? (Черноморским флотом.)

13. Сколько моряков Ушакова попали в плен? (Ни одного.)

14. Назовите трех святых воинов России. (Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков.)

15. Сколько сражений проиграл Ушаков? (Ни одного.)

16. Как называли моряки адмирала Ушакова? («Батюшка Федор Федорович».)

17. За что награждали орденом Ушакова во время Великой Отечественной войны? (За мужество и храбрость, проявленные в бою с численно превосходящим противником.)

18. Почему в православных церквях можно увидеть икону с изображением Федора Ушакова? (Потому что он причислен клику святых.)

19. В какой войне Ушаков и Суворов участвовали вместе? (В русско - турецкой войне.)

20. Где находится мыс Тендра? (В Крыму.)

Классный руководитель. Разминка закончена. Какой экипаж оказался внимательнее?

(Судья 1 объявляет итоги.)

Второй тур «Морская азбука»

Классный руководитель. Что ж, разминка показала, что моряки в обеих командах внимательны, умеют слушать и слышать. Но понимают ли они морской язык? Это мы проверим входе второго тура. Он называется «Морская азбука».

(Классный руководитель задает командам вопросы по очереди.)

1. Поступила команда «отдать швартовы». Что нужно делать? (Нужно отвязать трос, которым корабль крепится к берегу.)

2. Поступила команда «бросить якорь». Что нужно делать? (Бросить якорь. Остановить корабль.)

3. Почему греческий огонь нельзя тушить водой? (Это горючая смесь, которая воспламеняется именно от контакта с водой.)

4. Для чего на корабле камбуз? (Для приготовления пищи - это кухня.)

5. Что делают в кают-компании? (Это столовая - едят, отдыхают.)

6. Какое расстояние длиннее: один кабельтов или одна миля? (Миля.)

7. В футе три ярда или в ярде три фута? (В ярде три фута.)

8. Куда будет двигаться корабль, если капитан отдал команду «лечь в дрейф»? (В сторону ветра или течения.)

9. Куда будет дуть ветер, если корабль идет левым галсом? (В левый борт корабля.)

10. Чем передают буквы в семафорной азбуке? (Флажками желто - красного цвета.)

Прошу судей объявить результаты второго тура.

(Судья 2 объявляет результаты.)

Третий тур «Морская эрудиция»

Классный руководитель. Как видим, пока лидирует команда (название). Ну а победитель определится в третьем туре. Этот тур называется «Морская эрудиция» (задает командам вопросы по очереди):

1. Какую одежду матроса писатель Соболев назвал «морская душа»? (Тельняшку.)

2. Что означают три белые полоски на воротнике моряка? (Три великие победы XVIII в.: за Гангут, Чесму и Синоп.)

3. Когда на флоте наступает адмиральский час и что нужно в это время делать? (Ежедневно в 7 7.00. Это предобеденный перерыв. Нужно слегка перекусить перед обедом.)

4. Откуда взялся обычай драить палубу с песочком? (Моряки ходили по палубе босиком и, чтобы пятки не занозить, полировали палубу песком.)

5. Самое глубокое море России, (Берингово.)

6. Самое мелководное море России. (Азовское.)

7. Самое большое море России. (Берингово.)

8. Самое маленькое по площади море России. (Азовское.)

9. Самое холодное море России. (Восточно-Сибирское.)

10. Самое теплое море России. (Черное.)

11. Самое чистое море России. (Чукотское.)

12. Самое соленое море России. (Японское.)

13. Сколько мачт у брига? (Две.)

14. Сколько мачт у корвета? (Три.)

15. Брандеры - так назывались специальные суда в парусном флоте. Для чего они были предназначены? (Брандер - небольшое парусное судно, которое нагружалось различными горючими веществами и предназначалось для уничтожения неприятельского флота путем поджога его кораблей при сцеплении с ними.)

16. Какой корабль назвали «Дедушкой русского флота»? (Ботик Петра.)

Морской поединок закончен. Экипажи могут отдохнуть. А судьи объявят результаты.

(Судья 1 объявляет результат.)

Ну что ж, бой был на равных. Поздравим победителя, команду (называет команду) залпом аплодисментов.

(Дети аплодируют победителям.)

IV. Заключительное слово «Долг патриота»

Классный руководитель. Сегодня мы вели разговор об одном из 15 Дней воинской славы России. В этот день решалась судьба России, судьба русского народа. Это день подвига, день самопожертвования во имя Отечества. Казалось бы, кому сейчас нужно вспоминать о далеком сражении в водах Черного моря? Но мне кажется, что память о Днях воинской славы очень нужна нашим современникам. Мы живем в трудное время, и многие привыкли оправдывать этим свою слабость, трусость, эгоизм. Адмирал Ушаков и его воины тоже жили в сложное время. Это было время войн, жестоких страданий, трагедий. Пять императоров сменились за время службы Ушакова. Но Ушаков и его солдаты выполняли свой воинский, христианский, патриотический долг - верой и правдой служили Отечеству. Я хочу прочитать цитату А. Пушкина, которую я взяла эпиграфом к нашему классному часу (читает). И память о великих предках в наше трудное и сложное время поддерживает силы, спасает от слабости, дает надежду на возрождение нашего Отечества. Ведь нам есть с кого брать пример.

V. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что осталось в памяти после сегодняшнего классного часа? Что для себя вы сегодня открыли?

- К сожалению, ничего не знал об этой победе и очень мало знал об Ушакове.

- Удивило то, что Ушаков признан святым. Это очень необычно, думаю, в других странах такого адмирала не было.

- Так захотелось, чтобы и в наше время были адмиралы и генералы, которых так любят солдаты и матросы,

- Запомнился случай с фрегатом, который оказался среди турецких судов и как он хитростью избежал погибели.

- Удивительно, как можно после такого жестокого боя отделаться такими малыми потерями - 21 моряк, притом что противник потерял в 50 раз больше. Ушаков действительно гений!

Список  использованных источников

  1. Исторический календарь 2012. 14 октября 1817 года : [биография флотоводца Ф.Ф. Ушакова] // История : Научно-методическая газета для учителей истории и обществознания. - 2012. - N 8. - С. 5-6
  2. Митяев, А.В. Адмирал Ушаков ; Адмирал Нахимов : рассказы / А. В. Митяев. - Москва : Дрофа, 1998. - 32 с. : ил. ; 20 см. - (Школьная программа. Страницы истории)
  3. http://vashechudo.ru/detskoe-tvorchestvo-i-dosug/scenari-vneklasnyh-meroprijatii/konspekt-klasnogo-chasa-dlja-8-klasa-po-teme-suvorov.html