Дефицит общения между ребенком и родителями в период экономического кризиса в России.
статья (8 класс) на тему

Ким Алексей Евгеньевич

Статья по проблеме современного воспитания  "Дефицит общения между ребенком и родителями в период экономического кризиса в России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дефицит общения между ребенком и родителями в период экономического кризиса в России.

Ким Алексей Евгеньевич, классный руководитель ГОУ 491

Слово ласковое — мастер дивных див,
Слово — полководец человечьей силы.

В.В.Маяковский

От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А.Сухомлинский

Сегодня особо актуальной  становится проблема дефицита общения между родителями и детьми,  сказывающаяся на воспитательном и образовательном процессах. 

[1]«…итак, семья не существует сама по себе. Она живет в конкретном городе, стране, в которой происходят изменения в политике, экономике,  в моральных оценках, взглядах людей. Семья – это часть большого организма. Она не только ощущает все процессы, происходящие в обществе, но и сама оказывает влияние на это общество…»

Именно поэтому темой моей статьи стала упомянутая выше проблема, особо актуальная  в нашей стране, где долгое время шло строительство нового общества, так называемого капиталистического. В эпоху начавшегося экономического кризиса эта ситуация наиболее обострилась в свете новых общественных направлений  и изменений морально-нравственных ценностей. Давайте проясним, в чем суть проблемы:

  • Следует отметить профессиональную занятость родителей, и в силу этого отсутствие возможности уделять достаточное  количество времени детям.

Любой современный родитель занимается своей карьерой, а это требует очень большого времени.

  • Изменились нравственные  и моральные нормы семейных отношений, сместились приоритеты личностных качеств, что, конечно, повлекло за собой изменения  в структуре и  атмосфере  семьи.
  • В современном обществе складываются новые морально-нравственные основы, такие, как  личностный подход, отказ от коллективизма, постановка в центр всех социальных событий собственного «эго» и др.   Таким образом, на первом плане оказалась проблема общения между детьми и их родителями. Наиболее полно данную ситуацию демонстрирует результат анкетирования родителей в моем классе, так, например, только 10 процентов от общего числа родителей способны уделить внимание своим детям, большинство же из родителей ошибочно считают, что выделенное ими незначительное время для общения или просто присутствие их рядом может восполнить дефицит общения.
  • Позволю напомнить, что включает в себя понятие «общение». [2]«Общение — взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты». Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение „радости общения“. Нарушения общения вызывают изменения личности, так что же может быть нарушением общения - это его отсутствие или нехватка, другими словами, дефицит общения. 

Особенно сильно дефицит общения сказывается в переходный период в жизни ребенка в связи с личностными изменениями и переоценкой своего места в социуме. Подростковый период называют переходным. Меняется организм, психика, взаимоотношения с окружающими. Наиболее очевидны физические изменения: рост, половое созревание. Внутренние органы работают с напряжением - отсюда утомляемость, сонливость.  Гормональные бури потрясают организм, вызывая то апатию, то беспричинное возбуждение, снижается умственная работоспособность, возникают проблемы с кожей, весом. [3]«Физические изменения вызывают смятение в душе. Подросток, в отличие от жизнерадостного, уверенного в себе ребёнка, кем он был совсем недавно, остро чувствует своё несовершенство, зависимость от старших. Он старается быть лучше и в результате страдает от неискренности, фальши». Поглощенность собой, постоянная потребность оценивать делают подростка очень ранимым. Ему кажется, что все только и делают, что наблюдают за ним, обсуждают его внешность и поступки. Самое важное в этот период - отношения с людьми. Они отодвигают на второй план учебу и увлечения, делая центром своего внимания общение, общение со старшими. Им хочется быть оцененными, для них очень важно мнение старших,  родителей в большей степени, хотя не всегда они проявляют это открыто. Родители в этот период ошибочно полагают, что ребенок глух к их мнению, и оттого холодны во взаимоотношениях. И вместе с тем  подростки страдают от одиночества, они хотят возобновить общение, просто не знают как.

Вот почему дефицит общения в этот период так ощутим.  Для того чтобы разобраться в этом вопросе, нам стоит выяснить, что подразумевается под словосочетанием «дефицит общения». Психологический словарь даёт следующее толкование: [4]«Дефицит общения — снижение интенсивности и качества общения ребенка с другими людьми, обычно связанное с нахождением ребенка в детских учреждениях закрытого типа (больницах, детских домах, интернатах) или в семьях, в которых родителями не уделяется ребенку достаточного внимания». Дефицит общения приводит, как правило, к задержкам и отклонениям в психическом и нравственном развитии. Очень сильно дефицит общения сказывается на  ребенке в [5]пубертатный период, так как именно в это время ребенок является наиболее уязвимым, ему необходимо повышенное внимание и забота, он хочет быть не только услышанным, но и быть понятым. Так, например, одной из частых проблем в моем 9 классе является заниженная самооценка, ребенок считает, что он не нужен в обществе, сложнее идет на общение и почти не доверяет никому в школе. Дети, лишенные внимания, считают себя изгоями, никем не понятыми. Наиболее опасной эта ситуация становится в период общения с противоположным полом, так как в это время  формируется самооценка ребенка и своих возможностей, все проблемы он переживает сам, ожидая от окружающих только понимания, внимания и совета, но родители многих считают, что выделение материальных средств является заботой о ребенке и ничего дополнительного ему не требуется. Так один из моих воспитанников в классе считал долгое время, что он некрасив и поэтому не пользуется популярностью, этот настрой подогревало еще и то, что отец ребенка в полушутливой форме называет его «маленьким уродцем». Сильнее всего на его самооценку повлияла возрастная полнота. Ребенку не с кем было поделиться, родители заняты своими проблемами. Закономерный итог: постоянное депрессивное настроение ребенка и нежелание идти на  контакт с одноклассниками и педагогами. Долгие индивидуальные беседы с ребенком, направленные на повышение его самооценки, дали свои результаты: в учащемся произошла внутренняя переоценка себя и своего положения в коллективе, а в целом, и в обществе. Дефицит общения может вызывать резкие личностные изменения, депрессивное состояние или задержку психического развития, что не менее опасно в период взросления и личностного становления подростка. [6]«Задержка психического развития — парциальное недоразвитие высших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении, носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. В качестве причины задержки психического развития могут выступать:

  1. Дефекты конституционального развития ребенка, из–за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников („гapмонический инфантилизм“);
  2.    2. Различные соматические заболевания („физически ослабленные дети“);
  3.    3. Органические поражения центральной нервной системы („дети с минимальной мозговой дисфункцией“). У таких детей, в силу психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости, происходит значительное снижение работоспособности, памяти и внимания, затрудняется усвоение навыков чтения, письма, счета, речи. Также возникают эмоциональные и личностные нарушения». Главную задачу современного классного руководителя я вижу в удовлетворении социальных потребностей воспитанника. Потребности — форма проявления  природы психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично биологической формой потребности является нужда. На ее восполнение направлены инстинкты, в которых заданы и свойства релевантных потребности предметов, и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения. Для человека характерно то, что даже те его потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей осуществляется за счет общественно обусловленного развития их предметов. Потребности подразделяют по характеру деятельности (оборонительная деятельность, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая). Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их реализации — в виде оценочных эмоций.
  4. Воспитание в индивиде личностных основ и развитие  нравственно-творческого потенциала ребенка - вот что я считаю основой современного воспитания и образования.  Личность — это индивид со сложившейся совокупностью основ поведения в социуме, построенный прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. Из вышесказанного родилось  моё педагогическое кредо: « Воспитание гармоничного человека - это воспитание будущего гражданина, способного влиять на наше  общество и действительность, воплощающего в жизнь лучшие мечтания человека». Оно стало основой всей моей воспитательной работы в классе. Однако, исходя из современного положения в обществе, когда родители детей заняты  своей карьерой и улучшением благосостояния, отведение на вторые роли проблемы воспитания в семье более чем логично. Это положение обострилось еще больше в свете  начавшегося экономического кризиса, когда родители, поддавшись общей панике потерять работу, а вместе с тем материальное благополучие, ещё больше внимания стали уделять карьере, забывая о необходимости воспитывать детей. У подростка в этот период  обостряется чувство осознания внешнего мира, ему необходимо внимание и забота родителей, так как только так возможно создание целостного мироощущения. Обостренное осознание собственного «я» требует от родителей повышенного такта и внимания к собственному ребенку, но они, озабоченные материальным благосостоянием, не готовы тратить дополнительное время на обходительное поведение, предоставляя это педагогам и классному руководителю. Порой, случается, что родители вспоминают об этой социальной функции, но время потеряно и подростку проще рассказать свою проблему чужому человеку, нежели своему родителю,  еще больше подогревает конфликт взаимоотношений  усиленная настойчивость, проявляемая в гипертрофированном внимание, перегибах заботы о нём. Зачастую ребенок предоставлен сам себе. Большое количество времени отводится свободному время провождению, так школа занимает всего 40% времени, поэтому получается, что дети предоставлены сами себе. Это подтверждает результат проведенного мною исследования. [7]Исследование было направленно на оценку нравственной воспитанности детей (в анкетировании приняло участие 17 человек).  В результате  у 80 % детей нравственная самооценка оказалась на 5 баллов, хотя нормой является 7 баллов. Это исследование красноречиво доказывает тот факт, что детям не хватает внимания родителей, ведь нравственные составляющие личности формируются под внешним влиянием старших и умудренных опытом людей, которые и закладывают основы нравственности и морали в ребенке.

Одно из ведущих мест в воспитательной системе класса занимает психолого-педагогическая методика гармонизации ребенка. Её суть состоит в предотвращении возможности прорыва чувств и эмоций в негативную сторону. На примере это выглядит так: представьте себе надувную резиновую игрушку, одна из конечностей которой перевязана. Игрушка теряет свою первоначальную стойкость, делаясь неустойчивой на поверхности. Как только мы отвязываем эту часть, игрушка возвращается в первоначальное состояние. Проводя аналогию с ней, можно сказать, что ребёнок при дефиците общения с взрослыми, в частности с родителями, выглядит, как эта надувная игрушка с перевязанной конечностью, становясь доступным для негативного воздействия  в социуме. Для такого ребёнка характерно девиантное поведение, но как только, хотя бы частично, барьер в общении снят, неважно где, ребенок постепенно возвращается в нормальное состояние.  Но если это не предотвратить, то отклонение в поведение  будет усиливаться и со временем приведет к психолого-педагогическим проблемам, называемым педагогическим упущением. Таким образом, проанализировав все полученные данные, я пришел к выводу, что причиной такого  отклонения в учениках моего класса стал дефицит общения. Учитывая все вышесказанное, в своей   воспитательной работе, принимая  во внимание дефицит общения между детьми и родителями, некоторые аспекты её были направлены на частичную замену дефицита в общении в рамках школьной жизни. Большую роль в этой работе стали иметь место индивидуальные беседы с детьми по волнующим их вопросам. Этому способствовала долгая предварительная работа, так как ребенок никогда не откроется человеку, не заслуживающего их доверия. В начале этой работы мне приходилось решать обыденные проблемы, свойственные их возрасту, и лишь с течением времени дети стали проявлять большее доверие, а в индивидуальных беседах, ставших традиционными у нас в классе, всплывают вопросы личного характера (например,  проблемы с молодым человеком, разрыв с подругой, знакомство с девушкой и т.д.). В большинстве случаев индивидуальные беседы носят характер монолога ребенка, в котором тот  делится своими проблемами и хочет быть услышанным без каких-либо комментариев и наставлений, однако такие беседы не могут быть, да  и не бывают, одиночными, от случая к случаю, они  комплексны. Так в первой беседе я выслушиваю детей без комментариев, на второй объясняю, почему он не прав, и уже далее предлагаю возможные пути изменения сложившейся ситуации.

Так невозможно, скажите вы, так как для комплексной работы необходимо много времени в школе и вне её, а  рутина школьных проблем занимает очень большое время. Мне видится решение этой проблемы в использовании современных технологий, например, можно воспользоваться теми возможностями, которые даёт Интернет.

 Так, например, у моих детей есть индивидуальная страница на сайте « В контакте», работает web-сайт класса, где мы выкладываем фотографии совместных мероприятий, делимся мнениями. Именно используя Интернет технологии, можно продолжать индивидуальные беседы с ребенком. Большое внимание я стал уделять внеклассным мероприятиям с учащимися моего класса, направленных на совместное проведение их с родителями, зачастую «заставляя» хитростью их принимать участие в этих мероприятиях. Например, проведение совместного анкетирования (как детей, так и родителей), причем анкеты детей невозможно заполнить без помощи родителей, и, наоборот, анкеты родителей невозможно заполнить без участия детей.  И это даёт свои результаты, таким образом, дети проводят совместно с родителями время в общении и лучше узнают друг друга.  Такого же правила я придерживаюсь и в проведение внеклассных мероприятий и собраний, проводя их совместно, родители вместе с детьми участвуют во многих играх на внеклассных мероприятиях, обсуждают проблемы класса вместе с детьми на собраниях. Совместные индивидуальные  беседы с ребенком в присутствии родителей сделали возможным  подключить  к воспитательной работе с детьми и их родителей. Чаще после индивидуальных бесед с детьми я вызываю их родителей на беседу, выясняя настоящие причины проблемы, помогая педагогическими советами и рекомендациями, затем  мы проводим совместную беседу с ребенком и его родителями. Эта работа даёт свои результаты, дети очень часто удивляются  изменениям, произошедшим в их родителях после общения со мной, ребята стараются  изменить себя и своё поведение. Свободные классные часы направлены просто на беседы, в которых мы часто обсуждаем проблемы класса, поведение детей, причины замечаний учителей. К таким классным часам я готовлюсь заранее:  обхожу педагогов, узнаю, каковы претензии к детям, в чем их суть и возможные пути их решения, при этом, ставя их в известность о личных семейных проблемах детей и какие вопросы были бы нежелательными для рассмотрения на уроках.  Большую помощь в этом мне оказывают воспитатели из ВСОК ВМФ РФ (Высшие Специальные Офицерские Классы  Военно-Морского Флота РФ), которые совместно со мной проводят различные тематические классные часы, для которых характерным является система тренингов, где дети совместно со мной участвуют в решении различных проблемных ситуаций, смоделированных нами. В качестве примера могу привести один из первых воспитательных часов: знакомство, ребята рассаживаются в круг и начинают рассказывать о себе ведущему воспитателю-офицеру,  при этом мне отводится роль наблюдателя, однако положение меняется, когда ребенок не знает, что про себя рассказать ( увлечения, кружки и т.д), и тогда я дополняю сведения о нем: как личные, так и общеизвестные (ребенок имеет право остановить меня при желании),  после этого начинается обсуждение, кто и чем дорог ребятам,  ребята рассказывают о качествах характера друг друга, которые наиболее симпатичны им. Мероприятие заканчивается подведением итога, суть которого состоит  в том, что все они замечательные и неповторимые и каждый из них занимает своё место в классе, без него в этом коллективе будет пустота. Тематические классные часы в моем классе в целом направлены на сплочение коллектива, воспитание основ нравственности и морали, создание собственной призмы оценки внешнего мира.  Первые результаты не заставили себя долго ждать: дети откликнулись на  мою работу, в результате произошли изменения в поведении и общении. Они поддерживают друг друга в трудных жизненных ситуациях,  не дают в обиду другим, имеют четкое представление о правильном или неправильном поступке. Педагогический коллектив подтвердил моё мнение об изменении детей в лучшую сторону, замечая, что они,  стали  гуманнее и взрослее, а это главное в системе  воспитательной работы по искоренению последствий дефицита внимания. Но этому предшествовала долгая предварительная работа с подростками и их родителями. Так традиционными в первый год моего классного руководства в этом классе стали рассылки рекомендательных писем, где я ставил в известность родителей о проблемах, связанных с учебой, возможности их решений, о психологических рекомендациях нашего психолога и социального педагога. Знакомил  родителей с жизнью ребенка в школе, проводил частые групповые занятия, во время коих   подростки вовлекались в ролевые игры, проблемные ситуации, решить которые было возможно только совместно, причем любое нарушение достоинства личности строго осуждалось.

Подводя итог вышесказанному, должен констатировать, что в эпоху становления нового общества в России проявились проблемы в общении  между родителями и детьми, наиболее усилившиеся в период начавшегося экономического кризиса и повлекшие за собой падение нравственно-моральных устоев у подрастающей молодежи, обострились внутренние проблемы  ребенка, проявляющиеся в виде заниженной самооценки, озлобленности и повышения внутреннего чувства непонятости и ненужности. Для частичного искоренения этих последствий в воспитательной работе класса я применяю различные методы, среди которых приоритетными являются общение с детьми и их родителями и совместное  решение подростковых проблем. Виды применяемых методов разнообразны: это тренинги, анкетирование, интервьюирование, совместные мероприятия в классе с присутствием родителей, ранжирование, бинарные методы, решение проблемных ситуаций, классные часы, совместные родительские собрания. Не следует забывать, что главным для детей в этот период является общение, что даже в школу в этот период они ходят только ради общения со сверстниками. И это является основой воспитательной работы в классе. Хотя, конечно, хотелось бы заметить, что система взаимодействия Школа-родители-УДОД хороша тем, что она даёт возможность развить полноценную личность, но в свете всего вышесказанного эта система даёт сбой. Ведь когда в единой системе не работает одно из звеньев, вся система перестаёт функционировать эффективно.  Именно это и произошло в современном обществе. Поэтому всё описанное в моёй статье ставит своей конечной целью  внедриться в систему взаимодействия путем частичной замены одного из звеньев, заставив её заработать.  Ведь так и только так возможно воспитать полноценную, гармонично развитую личность 21 века, которая в будущем сможет сама принимать решения в нашем сложном мире. Слово "гармония" (от греческого слова "harmonia") означает  соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое (опр. БСЭ). [8]«Тогда если мы говорим о личности, то из каких же "различных компонентов" она состоит, что в итоге составляет нашу личность, "органическое единое целое"?  Различные компоненты нашей личности возникают тогда, когда мы попадаем в разные жизненные ситуации. Для примера рассмотрим пять базовых ситуаций, которые есть практически у каждого человека. Первая ситуация — общение в дружеской компании, например, за столом или на прогулке. Другая ситуация, когда мы находимся на работе и делаем свое дело, каким бы оно ни было. Третья ситуация — романтическая, интимная. В ней мы находимся только с любимым человеком. Семейная ситуация, когда мы решаем какие-то бытовые вопросы или вместе с детьми идем на пикник. И пятая ситуация — творческая. В ней мы одни и занимаемся чем-то очень интересным для нас, например, приготовлением новых блюд, решением кроссвордов, написанием музыки, созданием компьютерных игр, просмотром видео, одинокой прогулкой за размышлениями — всем чем угодно, если это не требует участия других людей и при этом полностью нас увлекает». Думаю, можно смело сказать, что если во всех данных ситуациях человек себя чувствует хорошо — это очень похоже на гармонию. Если у человека все прекрасно на работе, в творчестве, в интимной жизни, в семье и с друзьями, то вряд ли он будет жаловаться, что у него проблемы. Отсутствие гармонии проявляется и в речи человека. Он говорит: "Все хорошо, да не знаю, что с детьми делать", "Все хорошо, только вот на работе проблемы" или "Все хорошо, только вот жена..." Разумеется, если человек говорит, что все плохо, то это также далеко от гармонии. Таким образом, главной  целью, которое ставит перед нами общество, это гармонизация подрастающего поколения, а попытки борьбы с негативными проявлениями дефицита общения является одним из методов современного воспитания и профессиональной задачей, поставленной перед педагогом, являясь так называемым социальным заказом. В заключении хотелось бы привести афоризмы основателей системы воспитания, чьи слова поставят точку в моих рассуждениях и станут аргументированным доказательством моего мнения.

 [9]«Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних».  Сократ

[10]«Воспитание должно оказаться в силах сделать и тела и души наипрекраснейшими и наилучшими».  Платон

Литература, использованная в статье.

Интернет- ресурсы.

  1. Интернет ресурс психологический словарь http://psi.webzone.ru/st/027600.htm
  2. Интернет ресурса психологических терминов http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/247270
  3. Вестник НЛП №26  статья «Гармония личности» Ефимов И.Л (http://vestniknlp.ru/index.php?sid=250&did=894)
  4. Интернет сборник афоризмов и высказываний «великих» http://www.aphorisme.ru/by-themes/vospitanie/?q=18

Книги и периодика.

  1. А.М.Князев, А.В.Лифанова  «Учебник для родителей» М-2006 год.
  2. Рогов Н «Общая психология» Ростов-на-Дону 2004г
  3. Вячеслав Панкратов «Управление общением на 100%» «Психотерапия» Москва-2006г
  4. «Энциклопедия педагогических технологий» СПб «Каро» 2006г
  5.  Сборник «Учимся решать проблемы вместе» В 3 частях. СПб «Культура» 2004г
  6. Студеникина. Е. «В помощь классному руководителю» М-2006г


[1] А.М.Князев, А.В.Лифанова «Учебник для родителей» М-2006 год.

[2] Интернет ресурс психологический словарь http://psi.webzone.ru/st/027600.htm

[3]  Электронный сборник «Возрастная психология в  помощь классному руководителю» М «Просвещение» 2007г

[4] Интернет ресурс психологический словарь http://psi.webzone.ru/st/027600.htm

[5]  Пубертатный период -  (от лат. pubertas - возмужалость - половая зрелость), возраст с 12 до 16 лет у девочек и с 13 до 17-18 лет у мальчиков; соответствует периоду полового созревания. Подростковый период. (Согласно  интернет ресурса психологических терминов http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/247270)

[6] Интернет ресурс психологический словарь http://psi.webzone.ru/st/027600.htm

[7] Метод взят из книги  Студеникина. Е.«В помощь классному руководителю» М-2006г

[8] Вестник НЛП №26  статья «Гармония личности» Ефимов И.Л (http://vestniknlp.ru/index.php?sid=250&did=894)

[9]Интернет сборник афоризмов и высказываний «великих» http://www.aphorisme.ru/by-themes/vospitanie/?q=18

[10] Интернет сборник афоризмов и высказываний «великих» http://www.aphorisme.ru/by-themes/vospitanie/?q=18