Разработка рабочей программы классного руководителя "Я - гражданин России"
методическая разработка (7 класс) на тему

Дмитриевских Юлия Викторовна

"Я - гражданин России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vud_7_ya-grazhdanin.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 8»

«Рассмотрено»      

на заседании МС

школы

протокол № __

от ______20_г.

«Согласовано»            

зам. директора по ВР      

 ___________________                  «____» __________20__ г.                  

Утверждена педагогическим советом школы

Протокол от ___  №______

Приказ директора школы

 от ____201__ г. № ______

_________Н.В. Купавцева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

  ВНЕУРОЧНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

КУРСА

«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»

7 «в» КЛАСС

Составитель:

Дмитриевских Юлия Викторовна

классный руководитель 7 «В» класса

2018 -  2019 учебный год

             Рабочая программа  «Я – гражданин России» составлена на основании плана внеурочной деятельности обучающихся 7 классов в соответствии нормативной базой ФГОС, с целями и задачами школы, запросами родителей.

Направления программа “Я – гражданин России”: развитие и социальное и духовно-нравственное воспитание обучающихся на ступени основного общего образования.

Системный подход к формированию гражданской позиции школьника, на который направлена программа, способствуют созданию условий для его самопознания и самовоспитания. Педагогический потенциал социального окружения является помощью учащимся в освоении общественно-историческим путём вхождения в социальную среду, формулированию своего индивидуального  опыта жизнедеятельности.

Реализация программы в 7 классе - 34 часа,  1 часа в неделю.

Рабочая программа предусматривает проведение теоретических и практических учебных занятий.  

Цель программы:

формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания; воспитание патриотов России, граждан демократического государства.

Задачи:

  • формировать и развивать у ребенка чувство принадлежности к обществу, в котором он живет, любовь к родному краю;
  • формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств;
  • воспитывать толерантность, развивать способность к успешной социализации в обществе

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

– осознание себя частью общества, членом общества и государства,  самоопределение своей российской гражданской идентичности, осознание чувства любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре; 
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, 
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.


  1. Содержание курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России»

Основные содержательные части курса - это три основные темы, неразрывно связанные.

7 класс – «Я – гражданин России» (молодые граждане России) (34 часа)

1. «Мы – россияне!» (10 ч. (десять часов))

Граждане России – россияне!

Россия – многонациональное государство. Территориальные особенности страны. Культурное многообразие народов, заселяющих Россию. Традиции, обычаи, праздники народов России, религии. Толерантность. Многообразие и единство нашей страны.

«С чего начинается Родина…?»

Мои права и обязанности, наши права и обязанности.

Кто они, те, кто защищают Родину? Мои родные или нам чужие?

Мир – коротко слово, да много смысла. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России.

Права, обязанности и  свобода  человека.

По страницам истории… Этапы становления и формирования прав, обязанностей и свободы человека. Крепостное право. Поместное дворянство. Жалованные грамоты дворянству и городам. Не увидевшая свет «Жалованная грамота крестьянству». Наемный труд. Городская жизнь.

«Как в дружбе, так и в государственной деятельности должны быть исключены притворство и лесть» (Цицерон Марк Туллий).

Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти.

Государственные органы власти в России.

Правительство, парламент, суд.

2. «Гражданин в экономических отношениях» (8 ч. (восемь часов))

Государство в экономической жизни людей – история и современность.

Понятие «экономика». Частная собственность и ее роль в обществе. Что моё, а что наше?

Экономические функции государства.

Государство в экономической жизни людей – история и современность.

Занятость и трудоустройство в современной России. Выбор профессии.

Семья. Экономическая составляющая семьи.

Бюджет. Из чего формируется доход семьи?

Налоговый кодекс РФ.

Правовое положение. Система налогов и сборов в РФ. Виды налогов. Права и обязанности граждан.

3. «Роль личности в истории страны». (7 ч. (семь часов))

Тенденции развития Российского общества.

Прогресс. Научные открытия и технические достижения.

Роль личности в истории.

Исторические ступени в развитии личности. Точки зрения: Аристотель, Ж-Ж Руссо и др.

Биографии великих и их открытия, события, связанные с ними (М.В Ломоносов, К.К. Рокоссовский, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и др.)

Историография. Знать или не знать ИСТОРИЮ? Вот в чём вопрос.

Интерес к прошлому. Событийность. Описание истории глазами людей, историков.

 4. «Религия в духовной культуре » (4 ч. (четыре часа))

Религия - одна из форм культуры.

Религиозные объединения и их роль в жизни общества. Культура вероисповедания. Роль религии в формировании традиций человека.

Старообрядчество и др.

Религиозно – общественное движение. Пути формирования. Есть ли сегодня старообрядцы?

5. «Я познаю себя» (4 ч. (четыре часа))

«История моей семьи». Семейное древо».

Родной край, дом. Ответственность за судьбу. Профессии моих предков. Фото из семейного альбома.

Жизненные ценности.

Формирование взглядов на жизнь. Здоровье, счастье, друзья. Нравственный долг. Профессия.

Раздел 6. «Культура информационного общества» (2 ч. (два часа))

Изменения в жизни социума.

Компьютерная грамотность. Современные технологии. Вред или польза гаджетов. Всемирная паутина.

«Не хлебом единым …» дозированная или не контролируемая информатизация нужна населению.


  1. Тематическое планирование 7 класс

Тема

Часы

Содержание теоретической части занятия

Виды деятельности

Формы организации

« Мы - россияне»  (10 часов)

Граждане России – россияне. Россия – многонациональное государство

2 часа

Россия – многонациональное государство. Территориальные особенности страны. Культурное многообразие народов, заселяющих Россию. Традиции, обычаи, праздники Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

Творческое задание.

С чего начинается Родина

2 часа

Мои права и обязанности, наши права и обязанности. Я и МЫ.

Кто они, те, кто защищают Родину? Мои родные или нам чужие?

Мир – коротко слово, да много смысла. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

Защита проектов «Мои родные – защитники Родины.

Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России!»

Права, обязанности и  свобода  человека.

2 часа

По страницам истории… Этапы становления и формирования прав, обязанностей и свободы человека. Крепостное право. Поместное дворянство. Жалованные грамоты дворянству и городам. Не увидевшая свет «Жалованная грамота крестьянству». Наемный труд. Городская жизнь.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

Защита проектов  «Наемный труд. Городская жизнь.»

«Как в дружбе, так и в государственной деятельности должны быть исключены притворство и лесть» (Цицерон Марк Туллий).

2 часа

Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Формирование  государственной власти. Ветви власти.

 

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

Просмотр и обсуждение видеоматериала

Государственные органы власти в России.

2 часа

Правительство, парламент, суд.

Проблемно-ценностное общение

Игровая деятельность

Беседа,

игровая ситуация Ролевая игра «Встать, Суд идет»

«Гражданин в экономических отношениях»  (8 часов)

Государство в экономической жизни людей – история и современность.

2 часа

Понятие «экономика». Частная собственность и ее роль в обществе. Что моё, а что наше?

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты Просмотр и обсуждение видеоматериал,

сообщения.

творческие проекты. 

Экономические функции государства.

2 часа

Государство в экономической жизни людей – история и современность.

Занятость и трудоустройство в современной России. Выбор профессии.

 

Проблемно-ценностное общение

Игровая деятельность

Беседа,

творческие проекты,

игровая ситуация. Обсуждение,

викторина,

обыгрывание проблемных ситуаций.

Семья. Экономическая составляющая семьи.

2 часа

Бюджет. Из чего формируется доход семьи?

Бюджет. Затраты.

Проблемно-ценностное общение

Игровая деятельность

Беседа,

игровая ситуация Деловая игра «Из чего формируется доход семьи?»

Налоговый кодекс РФ.

2 часа

Правовое положение. Система налогов и сборов в РФ. Виды налогов. Права и обязанности граждан.

Проблемно-ценностное общение

Туристско-краеведческая

Экскурсия в банк,

встреча с сотрудником налоговой службы,

беседа.

«Роль личности в истории страны».  (7 часов)

Российское общество и тенденции его

развития.

2 часа

Тенденции развития Российского общества. Прогресс. Научные открытия и технические достижения.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты.

Защита презентаций

Развитие взглядов на роль личности в истории.

2 часа

Исторические ступени в развитии личности. Точки зрения: Аристотель, Ж-Ж Руссо и др

Проблемно-ценностное общение

Игровая деятельность

Беседа,

игровая ситуация Диспут «Развитие личности. Точки зрения: Ж-Ж Руссо,

Аристотель,

Роль личности в истории.

2 часа

Исторические ступени в развитии личности. Точки зрения: Аристотель, Ж-Ж Руссо и др.

Биографии великих и их открытия, события, связанные с ними (М.В Ломоносов, К.К. Рокоссовский, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и др.)

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

Защита проектов «Роль личности в истории»

Историография. Знать или не знать ИСТОРИЮ? Вот в чём вопрос.

1 час

Интерес к прошлому. Событийность. Описание истории глазами людей, историков.

Туристско-краеведческая

Экскурсия в библиотеку.

«Религия в духовной культуре»  (4 часа)

Религия как одна из форм культуры.

2 часа

Религиозные объединения и их роль в жизни общества. Культура вероисповедания. Роль религии в формировании традиций человека  

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

сообщения

Защита презентаций

Старообрядчество

2 часа

Религиозно – общественное движение. Пути формирования. Есть ли сегодня старообрядцы?

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты

Защита презентаций

«Я познаю себя» (4 часа)

«История моей семьи»

2 часа

Родной край, дом. Ответственность за судьбу. Профессии моих предков. Фото из семейного альбома.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты защита презентации,

фотовыставка «Я и моя семья». 

Жизненные ценности.

2 часа

Формирование взглядов на жизнь. Здоровье, счастье, друзья. Нравственный долг. Профессия.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

обсуждение проблемных ситуаций.

«Культура информационного общества»  (2 часа)

Изменения в жизни социума.

1 час

Компьютерная грамотность. Современные технологии. Вред или польза гаджетов. Всемирная паутина.

«Не хлебом единым …» дозированная или не контролируемая информатизация нужна населению.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты

Защита творческих проектов 

Итоговый урок

1 час

  1. Календарно - тематическое планирование  7 класс

Тема

Часы

Содержание теоретической части занятия

Виды деятельности

Формы организации

Дата

План\факт

« Мы - россияне»  (10 часов)

понедельник

Граждане России – россияне. Россия – многонациональное государство

2 часа

 Россия – многонациональное государство. Территориальные особенности страны. Культурное многообразие народов, заселяющих Россию. Традиции, обычаи, праздники Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти.

Проблемно-ценностное общение.

Беседа,

творческие проекты

3.09\3.09

10.09\10.09

С чего начинается Родина

2 часа

Мои права и обязанности, наши права и обязанности. Я и МЫ.

Кто они, те, кто защищают Родину? Мои родные или нам чужие?

Мир – коротко слово, да много смысла. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России.

Проблемно-ценностное общение

Беседа, Защита проектов «Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России!»

17.09\17.09

24.09\24.09

Права, обязанности и  свобода  человека.

2 часа

По страницам истории… Этапы становления и формирования прав, обязанностей и свободы человека. Крепостное право. Поместное дворянство. Жалованные грамоты дворянству и городам. Не увидевшая свет «Жалованная грамота крестьянству». Наемный труд. Городская жизнь.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

Защита проектов  «Наемный труд. Городская жизнь.»

1.10\1.10

8.10\8.10

«Как в дружбе, так и в государственной деятельности должны быть исключены притворство и лесть» (Цицерон Марк Туллий).

2 часа

Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

Просмотр и обсуждение видеоматериала

15.10\15.10

22.10\22.10

Государственные органы власти в России.

2 часа

Правительство, парламент, суд.

Проблемно-ценностное общение

Игровая деятельн.

Беседа,

игровая ситуация Ролевая игра «Встать, Суд идет»

29.10\29.10

«Гражданин в экономических отношениях»  (8 часов)

Государство в экономической жизни людей – история и современность.

2 часа

Понятие «экономика». Частная собственность и ее роль в обществе.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты Просмотр и обсуждение видеоматериала,

сообщения.

творческие проекты.

12.11\12.11

19.11\19.11

Экономические функции государства.

2 часа

Государство в экономической жизни людей – история и современность.

Занятость и трудоустройство в современной России. Выбор профессии.

Проблемно-ценностное общение

Игровая деятельность

Беседа, творческие проекты, игровая ситуация. Обсуждение,

викторина,

обыгрывание проблемных ситуаций.

26.11\26.11

3.12\3.12

Семья. Экономическая составляющая семьи.

2 часа

Бюджет. Из чего формируется доход семьи?

Бюджет. Затраты.

Проблемно-ценностное общение

Игровая деятельн.

Беседа, игровая ситуация Деловая игра «Из чего формируется доход семьи?»

10.12\10.12

17.12\17.12

Налоговый кодекс РФ.

2 часа

Правовое положение. Система налогов и сборов в РФ. Виды налогов. Права и обязанности граждан.

Проблемно-ценностное общение

Туристско-краеведч.

Экскурсия в банк,

встреча с сотрудником налоговой службы,

беседа.

24.12\24.12

14.01\14.01

«Роль личности в истории и жизни страны».  (7 часов)

Российское общество и тенденции его

развития.

2 часа

Представления об историческом времени. Научные открытия и технические достижения.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты.

Защита презентаций

21.01\21.01

28.01\28.01

Развитие взглядов на роль личности в истории.

2 часа

Исторические ступени в развитии личности. Точки зрения: Аристотель, Ж-Ж Руссо и др

Проблемно-ценностное общение

Игровая деятельность

Беседа,

игровая ситуация Диспут «Развитие личности. Точки зрения: Ж-Ж Руссо,

Аристотель,

4.02\4.02

11.02\11.02

Роль личности в истории.

2 часа

Исторические ступени в развитии личности. Точки зрения: Аристотель, Ж-Ж Руссо и др.

Биографии великих и их открытия, события, связанные с ними (М.В Ломоносов, К.К. Рокоссовский, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и др.)

Проблемно-ценностное общение

Беседа, Защита проектов «Роль личности в истории»

18.02\18.02

25.02\25.02

Историография

Знать или не знать ИСТОРИЮ? Вот в чём вопрос.

1 час

Интерес к прошлому. Событийность. Описание истории глазами людей, историков

Туристско-краеведческая

Экскурсия в библиотеку.

4.03\4.03

«Религия в духовной культуре»  (4 часа)

Религия как одна из форм культуры.

2 часа

Религиозные объединения и их роль в жизни общества. Культура вероисповедания. Роль религии в формировании традиций человека  

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

сообщения

Защита презентаций

11.03\11.03

18.03\18.03

Старообрядчество

2 часа

Религиозно – общественное движение. Пути формирования. Есть ли сегодня старообрядцы?

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты

Защита презентаций

1.04\1.04

8.04\8.04

«Я познаю себя» (4 часа)

«История моей семьи»

2 часа

Родной край, дом. Ответственность за судьбу. Профессии моих предков. Фото из семейного альбома.  

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты защита презентации,

фотовыставка «Я и моя семья».

15.04\15.04

22.04\22.04

Жизненные ценности.

2 часа

Формирование взглядов. Здоровье, счастье, друзья. Нравственный долг. Профессия.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

обсуждение проблемных ситуаций.

29.04\29.04

6.05\6.05

«Культура информационного общества»  (1 часа)

Изменения в жизни социума.

 1 час

Компьютерная грамотность. Современные технологии. Вред или польза гаджетов. Всемирная паутина.

«Не хлебом единым …» дозированная или не контролируемая информатизация нужна населению.

Проблемно-ценностное общение

Беседа, творческие проекты Защита творческих проектов

13.05\13.05

Итоговый урок

1 час

20.04\20.04


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа классного руководителя

Данная разработка является шаблоном  и представляет собой набор страниц  дневника классного руководителя, включающих в себя такие, как «Социальная карта класса», «Протокол родительского собр...

Рабочая программа классного руководителя 5-9 классы

Рабочая программа воспитательной работы «Содружество» для 5-9 классов включает в себя: пояснительную записку, цели, задачи, принципы реализации, пернспективное планирование по направлениям воспитатель...

Рабочая программа классного руководителя по воспитательной работе

Программа классного руководителя по воспитательной работе включает в себя: пояснительную записку к программе, анализ воспитательной работы классного руководителя,классные часы по направлениям, работа ...

Рабочая программа классного руководителя

В данной программе содержится информация по деятельности классного руководителя 6 класса; основные направления работы......

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ «СТУПЕНЬКИ РОСТА»4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КЛАССНОГО  РУКОВОДИТЕЛЯ «СТУПЕНЬКИ  РОСТА»4 класс...

Рабочая программа классного руководителя

Рабочая программа классного руководителя содержит пояснительную записку, цели и задачи, планы воспитательной работы, наименования видов работы с родителями, родительские собрания...

Рабочая программа классного руководителя

Рабочая программа классного руководителя содержит пояснительную записку, цели и задачи, планы воспитательной работы, темы внеклассных мероприятий и родительских собраний...