Адаптация пятиклассников
статья (5 класс) на тему

Коршунова Юлия Петровна

Затронуты вопросы процесса адаптации пятиклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pyatiklassnikov.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5б КЛАССА

     В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать  приспособление обучающихся к новым окружающим условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов, привыкание к новым «пространствам» учреждения).

В моём 5б классе дети адаптировались к новым условиям обучения довольно легко и быстро. Этому поспособствовало то, что была осуществлена преемственность между младшим и средним звеном. По окончании 4 класса ребята уже знали кто у них будет классным руководителем, так как я с ними  была знакома по занятиям кружка при школьном оздоровительном лагере, кроме того мы часто встречались в кабинете. Ольга Сергеевна ознакомила меня с особенностями классного коллектива и его традициями, рассказала о каждом ребёнке и о его семье, дала некоторые рекомендации по работе с детьми и их родителями.

    Освоение нового «пространства» школы прошло быстро, но в начале ребята путали нумерацию кабинетов на втором этаже. Контакт с новыми учителями-предметниками  установлен довольно легко.

      Для изучения самочувствия на уроках ребятам было предложено ответить на вопрос "Как ты чувствуешь себя на уроке", отвечая на него: "хорошо", "нормально", "плохо".. Подводя итог по самочувствию пятиклассников на уроках, выяснилось, что комфортное самочувствие наблюдается на математике, технологии, ИЗО, физкультуре. Нормальное самочувствие наблюдается на таких уроках, как: русский язык, литература, биология, история, музыка. Некомфортное состояние  наблюдается  на уроке английского языка.

     Исходя из приведенных результатов диагностики комфортности обучения, можно сделать вывод, что в целом учащиеся комфортно чувствуют себя на уроках. Причинами дезадаптации отдельных учеников являются внутренние проблемы, проблемы в межличностном общении этих детей.

     Имеющиеся трудности, могут помешать успешной адаптации детей. Поэтому было проанализировано психоэмоциональное состояние пятиклассников по общей тревожности в школе и по частным видам проявления  тревожности.  Наибольшую тревогу у пятиклассников вызывают:

1.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

2.Страх ситуации проверки знаний.

3.Страх самовыражения.

     При анализе факторов тревожности выделяются ребята, которые имеют высокий уровень неблагополучия по большинству факторов( ). Эти ребята составляют "группу риска" по неблагополучному психоэмоциональному состоянию: они с очень низким уровнем школьной мотивации, низким уровнем развития познавательных функций (внимание, память, мышление),  высоким уровнем тревожности и некомфортным состоянием в школе.

     В классном  коллективе отсутствует сплоченность.

     Учителя и родители проинформированы о результатах диагностики пятиклассников, на заседании школьного педагогического совета и на  родительском собрании. Были внесены соответствующие коррективы в план  воспитательной работы с классом.

       Для детей «группы риска» необходимо создавать условия, при которых они будут иметь возможность реализовывать свои потребности в успехе, признании, самовыражении. Для улучшения эмоционального отношения к школе и внутреннего состояния учащихся необходимо предъявлять к детям адекватные требования, такие, которые учащиеся в состоянии выполнить без перенапряжения.

    Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них. Для достижения поставленных задач запланирован комплекс мероприятий, в том числе проведение тематических классных часов, коллективные походы и поездки, праздники и пр.

                                                  Классный руководитель Коршунова Ю.П.