Классный час «Блокада Ленинграда».
классный час (5 класс)

Наумова Галина Николаевна

Классный час «Блокада Ленинграда» позволяет познакомить учащихся с наиболее трагическими и патриотическими страницами нашей истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Блокада Ленинграда».

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи: Познакомить ребят с понятием «блокада Ленинграда»;

Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Блокада Ленинграда – военная блокада немецкими, финскими, испанскими войсками во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Блокада длилась 872 дня.

В директиве Гитлера от 22 сентября 1941 года «Будущее города Петербурга» со всей определенностью говорилось:

  • Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса.
  • Предполагается окружить город тесным кольцом и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения.

Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со страной.

В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения, а затем и первые случаи каннибализма. В феврале 1942 года за каннибализм осуждено более 600 человек, в марте – более тысячи. Запасы продовольствия пополнять было крайне сложно: по воздуху обеспечить снабжение такого большого города было невозможно, а судоходство по Ладожскому озеру временно прекратилось из-за наступления холодов. В то же время лед на озере был еще очень слабым, чтобы по нему могли проехать автомашины.

Несмотря на нижайшие нормы выдачи хлеба, смерть от голода еще не стала массовым явлением, и основную часть погибших пока составляли жертвы бомбардировок и артобстрелов. В колхозах и совхозах блокадного кольца с полей и огородов собирали все, что могло пригодиться в пищу. Однако все эти меры не могли спасти от голода. Воины на передовой стали получать 500г в сутки, рабочие – 250г, служащие, иждивенцы и воины, не находящиеся на передовой, - 125г. И кроме хлеба, почти ничего. В блокадном Ленинграде начался голод. При этом до 50% хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки. Все остальные продукты почти перестали выдаваться. На 24 сентября хлеб на 40% состоял из солода, овса и шелухи, а позже целлюлозы (бумаги) в разное время от 20% до 50%.

Вместо супа – бурда из столярного клея,

Вместо чая – заварка сосновой хвои.

Это б все ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмется, как ежик,

И глухие удары пойдут невпопад…

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь: город клянется, что враг не пройдет!

…Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось еще восемьсот.

В ноябре 1941 года положение горожан резко ухудшилось. Смертность от голода стала массовой.

Девочка руки протянула

И головой – на край стола…

Сначала думали – уснула,

А оказалось – умерла.

Ее из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Число жертв голода стремительно росло – каждый день в Ленинграде умирало более 4000 человек, что в сто раз превышало показатели смертности в мирное время. Были дни, когда умирало 6-7 тысяч человек.

Еще одной причиной смертности стал холод. С наступлением зимы в городе практически кончились запасы топлива: выработка электроэнергии составляла всего 15% от довоенного уровня. Прекратилось централизованное отопление домов, замерзли или были отключены водопровод и канализация. Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах, кроме оборонных.

Зима 1941-1942 годов оказалась значительнее холоднее и продолжительнее обычного.

Главным отопительным средством для большинства квартир стали особые мини-печки буржуйки. В них жгли все, что могла гореть, в том числе книги, мебель. Деревянные дома разбирали на дрова. Добыча топлива стала важнейшей частью быта ленинградцев. Из-за нехватки электроэнергии прекратилось движение городского транспорта, в первую очередь трамваев. Это событие стало важным фактором, способствовавшим росту смертности, так как к обычной, ежедневной нагрузке добавилось еще 2-3 часа пешеходного марша от места жительства к месту работы и обратно, а это требовало дополнительного расходования калорий. Очень часто люди умирали от внезапной остановки сердца, потери сознания и замерзания в пути.

"Свеча горела с двух концов» - эти слова выразительно характеризовали положение жителя города, жившего в условиях голодного пайка и огромных физических и психических нагрузок. В большинстве случаев семьи вымирали не сразу, а по одному, постепенно. Пока кто-то мог ходить, он приносил продукты по карточкам. Улицы были занесены снегом, который не убирался всю зиму, поэтому передвижение по ним было очень затруднено.

По Ленинграду смерть метет,

Она теперь везде, как ветер.

Мы не встречаем Новый год –

 он в Ленинграде не заметен.

Дома – без света и тепла,

И без конца пожары рядом.

Враг зажигалками дотла

Спалил Бадаевские склады.

И мы Бадаевской землей

Теперь сластим пустую воду.

Земля с золой, земля с золой –

Наследье прожитого года.

Блокадным бедам нет границ:

Мы глохнем под снарядным гулом,

От наших довоенных лиц

Остались лишь глаза и скулы.

И мы обходим зеркала, чтобы себя не испугаться…

Не новогодние дела

У осажденных ленинградцев…

Здесь даже спички лишней нет.

И мы, коптилки зажигая,

Как люди первобытных лет

Огонь из камня высекаем.

И тихой тенью смерть сейчас

Ползет за каждым человеком.

И все же в городе у нас не будет каменного века!

Кто сможет, завтра вновь пойдет

Под вой метели на заводы.

…Мы не встречаем Новый год,

Но утром скажем:

С Новым годом!

25 декабря 1941 года были повышены нормы выдачи хлеба – население стало получать 350г по рабочей карточке и 200г по служащей, детской и иждивенческой. Из хлеба почти исчезли примеси. Но главное – снабжение стало регулярным, продукты по карточкам стали выдавать своевременно и почти полностью.

«Дорога жизни» - название ледовой дороги через Ладогу зимами1941-1942 и 1942-1943 годов, после достижения толщины льда, допускающей транспортировку грузов любого веса.  Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землей.

И все это время город продолжал жить и бороться: заводы выпускали военную продукцию, работали театры, музеи. Не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели.

14 января 1944 года силами Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке артиллерии Кронштадта началась заключительная часть операции по освобождению Ленинграда. К 27 января 1944 года советские войска прорвали оборону немецкой армии, разгромили основные силы. С освобождением Пушкина, Гатчины, Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.

В связи с полным освобождением г. Ленинграда от вражеской блокады и от артиллерийских обстрелов 27 января в Ленинграде был произведен салют.

За залпом залп. Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика-

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол Ленинграда не поднялось…

Рыдают люди и поют,

И лиц, заплаканных, не прячут.

Сегодня в городе – салют!

Сегодня ленинградцы плачут…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Блокада Ленинграда"

Классный час "Блокада ЛДенинграда"...

Классный час "Блокада Ленинграда"

В работе предлагается классный час  посвященный блокаде Ленинграда. Предлагается провести в форме презентации.в форме презентации...

Классный час "Блокада Ленинграда"

Классный час   5 класса«Блокада Ленинграда»...

классный час "Блокада Ленинграда"

В этом году страна отмечала 69-ю годовщину снятия Блокады Ленинграда. И я решила рассказать и показать учащимся те страшные годы, в которых жили люди....

Классный час "Блокада Ленинграда"

В данной разработке представлен материал, посвященный страшным дням блокады города Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Учащиеся узнают о планах немецкого командования, о героическом подвиге...

Классный час "Блокада Ленинграда"

Материалы помещенные в разработку посвящены страшным дням Блокады Ленинграда....

Сценарий классного часа "Блокада Ленинграда"

Разработка классного часа для 3-6 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...