Материалы для родителей
консультация (7 класс)

Туманова Екатерина Вячеславовна

Повышение уровня умственной деятельности, расширение интересов и познавательной деятельности в связи с изучением новых предметов. Развитие наблюдательности, памяти подростков. Особенности мыслительной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское Собрание по теме

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕМИКЛАССНИКОВ

РУКОВОДСТВО ДЕТСКИМ ЧТЕНИЕМ

Цель:  Повышение уровня умственной деятельности, расширение интересов и познавательной деятельности в связи с изучением новых предметов. Развитие наблюдательности, памяти подростков. Особенности мыслительной деятельности. Привитие желания  учиться. Формирование учебно-познавательной мотивации у школьников. Забота родителей о расширении кругозора подростка и развитии его познавательных интересов. Вооружение семиклассника  различными приемами учебного труда. Самообразование подростка и руководство им со стороны родителей.»

Форма проведения: лекторий

Ход собрания:

Вступление в отрочество несет с собой - об этом никто и не будет спорить - серьезные перемены в отношении ребенка к школе, к учению. В подростковом возрасте совершается переход к новой стадии развития его психической жизни. Что же происходит с этой точки зрения со школьником, вступающим в подростковый возраст?

Во-первых, изменились прежде всего условия школьной жизни: у ребенка уже не один, а много учителей; учебный материал усложняется, по-иному идет и сама работа на уроке. Во- вторых, значительно расширяется весь практический жизненный опыт ребенка - это касается разнообразных занятий вне школы, контактов со взрослыми и сверстниками вообще. Отсюда - стремление подростка занять новую позицию в отношениях со взрослыми, приобрести большую самостоятельность, известную свободу действий, а также по-новому строить свои отношения со сверстниками. Невозможно забывать о главной нашей задаче - с тем, чтобы постоянно развивать у подростков потребность во взрослости, вовлекать его в такие все усложняющиеся виды деятельности, которые как раз и формировали бы у него недостающие навыки самостоятельности, саморегуляции, самоконтроля. Как и всякому другому времени детства, отрочеству присущи проблемы, трудности и противоречия. Но ведь у всякого возраста есть и свои преимущества, особые достоинства, на которые можно опереться в воспитании. Так вот, большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учения, учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его, подростка, привлекают самостоятельные формы работы на уроке, сложный учебный материал, возможность самому учиться.

Беда же подростка в том, что эту готовность он еще не умеет воплотить в дело, он не владеет новыми способами самостоятельного овладения знаниями. Подвести его к этим способам, помочь овладеть ими, не дать им угаснуть - важная задача и учителей, и родителей.

Нередко у родителей справедливо вызывает тревогу то важное обстоятельство, что с переходом в 5 класс (или несколько позже ) у ребенка снижается общий интерес к учению, к школе. Происходит то что, что обычно называют «внутренний отход от школы»: школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни. Почему? Да потому, что те мотивы, которые побуждали ребенка к учению в начальных классах, уже удовлетворены, а новые мотивы, отвечающие условиям средней школы и возрастным особенностям подростка, не сложились.

Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке, им неинтересно записывать под диктовку учителя или списывать годовые решениях доски. Они ищут новых форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Их также привлекает более сложный учебный материал.

Для учеников характерно исследовательское отношение к материалу. Они склонны задаваться вопросами о глубоких причинах явлений, живо включаться в выдвижение и обсуждение различных точек зрения. Им' интересно самим прийти к выводам и обобщениям, Не случайно в отрочестве заметным становится новое явление - самостоятельное приобретение знаний вне школы (чтение дополнительной литературы поиски других источников информации).        '        >

Потребность в самостоятельности и взрослости растет с возрастом. Но не столь же быстро складываются нужные для этого способы самостоятельной учебной работы. Подростки хотя и тяго теют к самостоятельности, пока не  умеют сами организовать свою умственную деятельность, не владеют в достаточной мере приема ми осмысления материала, его запоминания, концентрацией вин мания.

Умение осознанно сосредотачиваться говорит о возможностях так называемого произвольного внимания у учеников средней школы. Подростки могут удерживать свое внимание в течение всего  урока, умеют распределять внимание между несколькими видами  учебной работы, нередко предпочитают быстрый темп рaботы. У некоторых складывается уже привычка работать внимательно что, по оценке психологов, означает превращение произвольного преднамеренного внимания в гак называемое послепроизвольное.

И все-таки нам хорошо всем известно, что сплошь и   навыки самоорганизации подростков оставляют желать нунции Ребята далеко не всегда осознают применяемые ими приемы запоминания, их внимание нередко продолжает оставаться неустойчивым  и непроизвольным, зависящим от того, оказался ни матрица интересным для них. Анализируя и оценивая свою работу подростки используют чаще всего самоконтроль лишь по результату  или  по образцу: «получилось — не получилось». A вот  умении  проверять  себя по ходу работы не хватает. Затруднят n подростков  и перспективный самоконтроль - они не всегда умеют составить общий план работы, наметить ее этапы, определить их трудность. Словом, в отрочестве налицо благоприятные условия для того, чтобы выработались саморегуляция в учении: общая широкая активность подростков, готовность их включаться в самые разные дела, стремление к «взрослым» формам учения. Плохо, когда это стремление не учитывается, когда в школе и дома не поощряется поиск и выработка способов самостоятельной учебной работы, когда подросток не пополняет опыта исследовательской познавательной деятельности, когда его не учат тем приемам, с необходимостью которых он все чаще сталкивается на практике. Сказанное определяет и другую упомянутую выше причину снижения интереса к школе, к учению - подросток не всегда получает здесь возможность самоутверждения.

Любому человеку свойственна потребность утверждаться в том деле, которым он занят, стремление добиться успеха в собственных глазах и во мнении окружающих. В особой мере это характерно для подростка с его бурно развивающимся самосознанием, обостренным чувством собственного достоинства. Всякий неуспех порождает у него нежелание учиться. Причин для этого предостаточно. Одна из них - это трудности, которые могут быть вызваны пороками семейного воспитания, ослаблением контроля за учением подростков, более редкими встречами родителей с учителями или, напротив, мелочной опекой, сковывающей инициативу и самостоятельность подростка. Роль родителей должна состоять, прежде всего, в том, чтобы помочь подростку овладеть способами самостоятельной организации домашних заданий. Как этого достичь?

Смысл помощи родителей подросткам в учении состоит не только в том, чтобы помочь сыну или дочери преодолеть возникшее затруднение. Важно, что при этом речь идет о сотрудничестве подростка со взрослыми, столь ему необходимом.

Бывает, ребенок обращается за помощью к родителям не потому, что не может сам выполнить задание, а потому, что у него возникает острая потребность именно в сотрудничестве с родителями, т. е. просьба о помощи - предлог для общения. Отказывать в удовлетворении этой потребности, как и в самой учебной помощи, нельзя без риска потерять контакты с детьми, те психологические, душевные связи, без которых полноценное воспитание детей в семье практически невозможно.

Сотрудничество со взрослыми, родителями подростку необходимо для благоприятного психического самочувствия. В этом  поступков и действий, их результатов, черпает уверенность в своих силах и возможностях, усваивает много необходимых ему знаний, умений, навыков. Если сотрудничество со взрослыми при выполнении учебных заданий организовано правильно, он активно учится, развивается, формируется как личность. Вот почему в семьях, где проявляется интерес у родителей, активная заинтересованность в учебных делах детей, связь между поколениями оказывается более прочной, а дети - более собранными, организованными, воспитанными, кстати, более верными, преданными интересам семьи.

Ученье выполняет не только познавательную, но и воспитательную роль. Хорошие, систематически успевающие ученики, как - правило, и ведут себя лучше других.

Правильно организовать помощь подростку в учении можно, лишь зная, какими мотивами учения он руководствуется, какие цели он при этом себе ставит, каковы средства и способы, рри помощи которых он их достигает, каковы результаты его деятельности и отношение к этим результатам.4

Родителям полезно знать, что трудности в учебе могут быть самого различного характера. Одни связаны с необходимостью вспомнить ранее усвоенный материал и изложить его; другие - запомнить новые данные, которые с трудом усваиваются; третьи - спланировать предстоящую деятельность, выбрать наиболее рациональные пути и способы ее выполнения, предвидеть ее результаты; четвертые - с необходимостью самоконтроля и самооценки выполняемой деятельности,, ее результатов. Наконец, родителям иногда надо помочь подросткам довести выполнение задания до конца, преодолевая усталость, утомление, нежелание его выполнять.

Методические рекомендации

В начале собрания проводится анкетирование.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Поделитесь опытом, как вы помогаете своему ребенку учиться» (подчеркните утверждения, опирающиеся на ваш опыт общения с ребенком, и дополните их по необходимости):

•        готовлю с ним уроки;

•        лишаю удовольствий за плохие оценки;

•        определяю, что ему читать;

•        учу пересказывать прочитанное по учебнику;

•        покупаю «впрок» словари, справочники, энциклопедии;

•        контролирую выполнение режима дня;

•        запрещаю выполнение домашних заданий с приятелями- одноклассниками;

•        отвечаю на все вопросы;

•        внимательно слежу, чтобы за каждым словом у ребенка стояло верное представление;

•        поощряю рассказы о полученных впечатлениях, о новых знаниях;

•        слежу, чтобы правильно сидел за рабочим столом;

•        ругаю за плохие оценки;

•        проверяю только выполнение письменных домашних заданий;

•        много читаю ему вслух;

•        вместе играем;

•        вместе собираем портфель «на завтра»;

•        помогаю найти ответы на возникающие у него вопросы;

•        вместе пишем письма родным и знакомым;

•        стараюсь обогатить новыми впечатлениями (природа, труд, экскурсии и др.);

•        пополняю домашнюю библиотеку с учетом интересов ребенка;

•        поощряю подарком (удовольствием) за хорошую отметку;

•        всегда привожу в пример ровесников, которые хорошо учатся;

•        всегда расспрашиваю о том, что нового узнал в школе;

•        учу самостоятельно проверять качество выполненных дома заданий;

•        не пускаю гулять, пока не сделал уроки;

•        учу самостоятельно выбирать книги для чтения.

В ходе собрания организуется обсуждение, педагогической ситуации.        '

«В школе мне трудно давалось чтение. Когда я не мог правильно прочитать какое-нибудь слово, отец поправлял меня, потом брал из моих рук книгу и сам начинал читать, показывая, на каких словах нужно сделать логическое ударение.

Иногда заходил к нам мой двоюродный брат Николай, и тогда мы читали вслух по очереди. Эти семейные чтения стали необходимостью для меня, и я с нетерпением ждал субботних и воскресных вечеров, когда у отца находилось время для книги. Сейчас, беседуя с родителями, своих учеников, слышу: дети дома не хотят читать. Спрашиваю: а вы читаете вслух? Оказывается , нет. Пока дети маленькие были, мы читали, а теперь нет. Почему?


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Советы родителям!

Любите дочку 

Девочке необходимо почувствовать себя девочкой. Некоторые отцы, ожидая сына, стремятся воспитать мальчика из своей дочери. Это разрушает ее дальнейшую жизнь и мешает нормальному развитию женского организма. 
Женщина нуждается в подтверждении того, что ее любят. Ей чаще необходимо слышать, что она любима родными. Воспитывая девочку, обходитесь без таких одобрений, как: "молодец", "хорошо сделала", "умница". 
Такие слова поощрения заставляют девочку уподобляться мальчику и стремиться добиваться успехов, чтобы получать одобрение. Но это не сделает ее счастливой, так как ей нужна любовь. Многие женщины, неправильно воспитанные, стремятся к достижениям, карьере, большому заработку, но еще больше чувствуют себя обездоленными и лишенными любви. 

- Я тебя так люблю. 
- Ты у меня просто чудо, подарок судьбы. 
- Ты самая удивительная, самая прекрасная, я так тебя люблю. 
- Ты украшаешь мою жизнь. 

Эти и другие подобные слова ожидает услышать каждая девочка и женщина. 
Женская энергия, как и женский организм, предназначена для длительных процессов. 
Женщина 9 месяцев носит ребенка, затем много лет ухаживает за ним. Благодаря своей женской энергии, она всегда видит любое изменение в доме и может регулярно вести хозяйство. Это тяжело для мужчины, которому необходимы отрезки. Мужчина начинает дело, а потом стремится его закончить. После окончания ему необходимо восстановить силы, настроиться на следующую деятельность. 
Женская энергия текуча, поэтому женщина никак не может завершить начатое. Если вы связали шапочку, вам постоянно хочется ее довязать, перевязать или еще что-то изменить в ней. Девочки прекрасно ухаживают за комнатными цветами, так как женская энергия помогает им быть в постоянном процессе. 
Мальчик не может постоянно держать в своей голове долгий процесс. Ему необходимо испытывать ощущение того, что он доделал, закончил. 
Поэтому мальчик полил цветы и решил, что все сделал. Завтра это будет совсем иное дело. Поэтому мальчикам приходится постоянно напоминать о той работе, которую вы хотите, чтобы он выполнил. Мальчик не может выдержать постоянных обязанностей по дому, которые на него накладывает мать. 
Девочка, выполняя ежедневные обязанности, хочет чувствовать стабильность и получать подтверждение того, что ее любят. 
Помните, девочка ухаживает за домом не для того, чтобы получать одобрение, а только потому, что она испытывает радость, когда поддерживает гармонию в доме. Женщина всегда ощущает радость и счастье, когда вокруг нее гармония. Женская энергия помогает ей чувствовать себя хранительницей, богиней домашнего очага. Сравните квартиру холостяка-мужчины и квартиру женщины. Квартира настоящей женщины всегда манит уютом и гармонией. 
Женская энергия дает девочке способность к состраданию, сопереживанию. 
Для мальчиков жизнь приготовила другие задачи, поэтому они, с некоторых пор, прячут свою чувствительную душу и способность к сопереживанию глубоко внутри. Ему нужно вырасти мужчиной, а это значит, быть внешне сильным и защищенным, жестким. 
Чем больше родители требуют от девочки мужской реализации и поведения, тем жестче, резче и сдержанней она становится. 
Способность к любви у девочки можно определить по ее почерку. Чем он красивее и стройнее, тем счастливее чувствует себя девочка. 
Если ваша дочь - подросток, посмотрите в ее школьные тетради. Как только ее почерк становится кривым, неразборчивым, значит, ей не хватает вашей любви. 
Девушка, когда она чувствует себя счастливой и любимой и родители смогли правильно сформировать ее женские энергии, будет легко переносить периоды своих менструаций. Болезненные менструации бывают только у тех девушек, родители которых ломали их женское "Я". 

🌀ПРИТЧА О ТОМ, КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ🌀 

Однажды шел по дороге старый мудрый человек, разглядывал природу и любовался весенними яркими красками. Тут он увидел мужчину, который нес на плечах необъятно огромный груз. Было заметно, как у него от такой тяжести подкашиваются ноги.

– Почему ты обрекаешь себя на такой тяжкий труд и страдания? – спросил старик.

– Я страдаю для того, чтобы мои внуки и дети были счастливыми, – ответил бедолага. – Мой прадед обрекал себя на тяжкий труд ради деда, дед – ради отца, отец – ради меня, а я буду страдать ради счастья моих детей.

– А кто-то в вашей семье был счастливым? – поинтересовался мудрый собеседник.

– Пока ещё нет, но дети и внуки наверняка станут счастливыми! – мечтательно воскликнул мужчина.

– К сожалению, неграмотный не может научить читать, а крот никогда не воспитает орла! – вздохнул старый мудрый человек. – Сперва нужно научиться самому быть счастливым, только тогда ты сможешь научить детей счастью. Это и будет твой самый ценный подарок.



Предварительный просмотр:

«ГИПЕРАКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  КАК  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

В статье представлен анализ отечественных научных подходов по проблеме гиперактивного поведения младшего школьника. Рассматриваются  основные характеристики гиперактивных детей, факторы,  причины которые способствуют развитию этого состояния у детей младшего возраста.  Для детей с РДВГ свойственно безответственное поведение, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками  и родителями,  окружающими их людьми, несоблюдение общепринятых правил. Поэтому очень значимо своевременное диагностирование расстройства  и выработка комплексных медико-психологических коррекционных мероприятий. 

Ключевые слова: гиперактивное поведение, гиперактивность, расстройство дефицита внимания и гиперактивности (РДВГ), младший школьник, коррекция

 Гиперактивное поведение младших школьников становится все более распространенной проблемой в современном обществе. Это поведение характеризуется излишней подвижностью, неспособностью к концентрации внимания и частыми переходами от одного занятия к другому. Гиперактивность рассматривается как психологическая проблема, которая влияет на образ жизни и обучение школьников. Для педагогов, родителей и психологов это является серьезной проблемой, требующей комплексного подхода. Помимо того, что гиперактивные дети могут нарушать уроки и создавать проблемы в классе, они также могут испытывать сложности в социальном взаимодействии с другими детьми. Большинство из них испытывает большие трудности при адаптации к новым средам и неумением контролировать свои эмоции и поведение.

Сегодня количество гиперактивных детей в начальных классах возрастает до 50 %,  когда в прошлом в классе было всего 1-2 таких ученика. Это цифра постоянно растет.  При этом важно помнить , что при данной проблеме  умственные способности ученика могут быть не нарушены, и при правильном коррекционном подходе они могут благополучно осваивать программу общеобразовательной школы в соответствии со своими возможностями.  Проблема гиперактивности  это не только трудности самого ребенка, но и всего его окружения: одноклассников, родителей, педагогов, специалистов. Родители ждут помощи от педагога, опираясь на его профессионализм и психологическую подготовку.  Если не начать  данную работу, гиперактивное поведение у младших школьников может иметь серьезные последствия для их учебного процесса и социальной адаптации. Ребенок с таким поведением может испытывать трудности с концентрацией, что приводит к плохим результатам на экзаменах и ограничению возможностей для продвижения вперед. Они могут испытывать трудности с установлением контакта со сверстниками, что приводит к изоляции и ощущению одиночества. Это может оказывать серьезное влияние на психическое здоровье ребенка.

«Исследованием гиперактивного поведения занимались как зарубежные, так и отечественные психологи: Е.Д. Белоусова, Н.М. Пылаева, Н.Н. Заваденко, Ю.С. Шевченко (теоретико-эмпирические исследования детей с двигательной расторможенностью), И.П. Брязгунов, Р.Р. Иванов (теоретико-эмпирические

исследования проблемы минимальных мозговых дисфункций), Ю.Б. Дормашев, Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина (психолого-педагогический подход коррекции гиперактивного поведения), Н.К. Корсакова, А.В. Семенович, А.В. Меньшикова (нейропсихологический подход) и другие» [ 1, с. 94]. Гиперактивное поведение – это совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Слово «гиперактивный» происходит от слияния двух частей: «гипер» - (от греч. Hyper - над, сверху) и «активный», означающее «действенный, деятельный». В словаре практического психолога С.Ю. Головин определяет детскую гиперактивность «как отклонение от возрастных норм развития онтогенетического, характерное невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в поведении социальном и деятельности интеллектуальной, повышенной активностью при нормальном уровне развития интеллектуального» [4, с. 626].

В исследовании В.А.Красова  гиперактивное поведение у детей младшего школьного возраста представлено «сочетанием собственно двигательной расторможенности, повышенной отвлекаемости, то есть нарушений внимания и эмоционально-волевых расстройств» [ 7, с. 23]. Эти нарушения, по данным автора, находятся в различных соотношениях, проявляются не постоянно и имеют не отчетливый ситуационный характер. «Особенно сложной для лечебно-коррекционный работы являются случаи гиперактивного поведения с ярко выраженным нарушением эмоционально-волевой сферы [ 7, с. 28].

В работе Д.Добсона «гиперактивное поведение и проявление повышенной активности рассматривается как болезнь или недуг. Повышенная двигательная активность не контролируемая, включает склонность ребенка быстро отвлекаться, находиться в постоянно беспокойном состоянии и неспособность к двигательной концентрации внимания. У таких детей также могут быть проблемы визуального восприятия, заключающиеся в неспособности правильно воспринимать смысл символа и печатного материала, а так же проблемы эмоционального характера; при наличии последних, болезнь трудно поддается лечению» [5,с. 131]. Следуя этой точке зрения автора, можно заключить: нарушение визуального восприятия и эмоционального нарушения не является специфическими для гиперактивного поведения.

В исследованиях В.Петрунек, В.П.Таран направленных на изучение темперамента, дается характеристика холерического темперамента, близкого к характеристике изучаемого нами гиперактивного типа поведения: «ребенок активен, непоседлив, легко вступает в контакт с незнакомыми людьми, но если общение не интересно, тут же охладевает внимание, отвлекается. Он неусидчив и беспокоен, хватается за многие дела, но при снижение к ним интереса быстро отвлекается, меняет игру. Легко возбудим, часто вступает в конфликт, но не злопамятен» [13, с.  190].

В публикациях Е.М. Гаспаровой дана аналогичная характеристика детей называемая автором «шустриками». «Ярко выраженный «шустрик»- это непоседливый, неугомонный, подвижный гиперактивный ребенок, его трудно приучить к порядку, ему с трудом удается любая деятельность, сковывающая его активность. Этот ребенок не способен выполнить задание, результат которого невиден сразу. Таким детям трудно удержать образ цели. Цель меняется несколько раз во время деятельности. Дети не могут удержать в памяти определенную последовательность деятельности, потому что она для них внутренне неструктуирована, а отсюда -  беспорядочные случайные отвлечения» [ 3, с.90-98].

Как один из вариантов категории трудных детей шумливый, подвижный ребенок представлен в исследовании Е.Е.Сапоговой. В ее работах дети разделены на две категории. «К одной из них относится излишне шумные, дерзкие, подвижные, агрессивные, неуправляемые, непослушные дети; другую же образуют дети вялые, медлительные, тихие, плаксивые, капризные, упрямые, не контактные, «непослушные». На наш взгляд, остается неясным основание разделения детей на такие две категории. В обоих случаях речь идет о психически нормальных, здоровых детях. К 6-ти годам, дополняет автор, первый тип обновляется новыми качественными характеристиками: повышенной возбудимостью и расторможенностью» [ 14, с. 206].

По мнению других исследователей (З.Тржесоглава и другие), «гиперактивность проявляется в избытке двигательной активности, не зависит от возраста и пола» [ 15, с. 255].  В работах Е.М.Мостюковой, Г.В.Грибоновой, А.Г.Московкиной указывает, что «у детей  при семейном алкоголизме синдром повышенной возбудимости и двигательной расторможенности уже проявляется при рождении и является даже одним из симптомов алкогольного синдрома плода. В дошкольных учреждениях трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа. К подростковому возрасту эмоциональная возбудимость, колебания настроения и трудности поведения усиливаются» [ 11, с. 56]. В работе М.Е.Поляковой «гиперактивность встречается у детей от 2 до 4 лет. Эта проблема может проявляться в различных формах, таких как беспокойство, невнимательность, неспособность концентрироваться и сосредоточиться на заданиях» [ 12, с. 53].

Таким образом, гиперактивное поведение у младших школьников проявляется через чрезмерную активность, неспособность сидеть на месте, постоянное беспокойство и неумение концентрироваться на учебном материале. Дети с гиперактивным поведением имеют трудности в социальном взаимодействии, так как они обычно проявляют агрессивность и несдержанность в общении с другими детьми. Также они часто испытывают затруднения в выполнении простых заданий и следовании правилам, что может привести к негативным последствиям для успеваемости и отношений со сверстниками. Важно помнить, что гиперактивное поведение может быть одной из составляющих расстройства дефицита внимания и гиперактивности (РДВГ), которое требует комплексного подхода к лечению и коррекции. Таким образом,  гиперактивное поведение у младших школьников может быть вызвано различными факторами, и каждый случай требует индивидуального подхода. Однако понимание причин возникновения этой проблемы может помочь родителям и педагогам в выборе оптимальных методов ее решения.

Одни исследователи  считают , что причины гиперактивного поведения могу быть связаны с наследственностью, в то время как другие - с окружающей средой. Одним из основных факторов, который может привести к гиперактивному поведению, является нарушение баланса нейрохимических процессов в мозге. Например, дисбаланс уровня допамина и норадреналина может вызывать гиперактивное поведение у ребенка. Кроме физиологических причин, гиперактивное поведение также может возникать из-за социальных факторов. Дети сталкиваются с этой проблемой уже на ранних стадиях своего развития. Она может оказать серьезное влияние на их учебный процесс и социальную адаптацию. В связи с этим, гиперактивное поведение у младших школьников требует особого внимания со стороны взрослых. Стоит также заметить, что гиперактивность не является признаком плохого поведения ребенка. Важно помнить об отсутствии педагогического отношения и о том, что отсутствие помощи и поддержки может способствовать ухудшению состояния ребенка.
             Таким образом, родители, учителя и специалисты по психологии должны оказывать помощь детям с гиперактивным поведением. Для этого нужно проводить диагностику состояния ребенка и выработать подходящие методы лечения. Существует множество методов и техник, которые помогают контролировать активность ребенка и обучить его правильно вести себя в различных ситуациях. Некоторые из них включают следующие:

1. Регулярные физические упражнения - они помогают выпустить энергию ребенка и уменьшить его напряжение.

2. Медитация и йога – это техники для управления стрессом, которые также помогут успокоить гиперактивный ребенок.

3. Позитивное подкрепление - это методика поощрения желательного поведения при помощи похвалы или награды.

4. Установление четких правил - это поможет ребенку понять свои ожидания и ограничения.

5. Консультации со специалистами - психологи, педагоги и врачи могут помочь разработать индивидуальный подход к ребенку и его проблемам.

Важно отметить, что каждый ребенок индивидуален и требует особого внимания. При выборе метода лечения следует учитывать возраст, пол и характеристики ребенка. Необходимо также обратиться к специалисту для проведения дополнительных тестов и диагностики.

В заключение можно сказать, что гиперактивное поведение младших школьников является серьезной психологической проблемой. Она может приводить к негативным последствиям как для самого ребенка, так и для его окружения. Тем не менее, существуют эффективные методы лечения и контроля данного состояния. Важно оценивать значимость этой проблемы и проводить соответствующие меры по ее решению.

Литература

1. Абрамовская И.В., Малыхина Е.В. Психологический портрет гиперактивности ребенка в младшем школьном возрасте: феномен, факторывозникновения и формы проявления.// Вестник магистратуры. 2022. №2-1

2.Баулина М. Е. Материалы по диагностике и коррекции  трудностей обучения младших школьников / М. Е. Баулина. –  Москва : АРКТИ, 2009. – 80 с.

3.Гаспарова Е.М. «Шустрики» и «Мямлики» //Дошкольное воспитание.-1990.-№ 4.- С.90-98.

4.Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст]: С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 626 с.

5. Добсон А. Непослушный ребенок. –«Пенаты», «Т-Око», 1992,-С.131-149.

6. Еремеева В.Д.. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости //Вопросы психологии.-1990 №1-С.128-134.

7.Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие для вузов / 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 274 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:  https://urait.ru/bcode/473144/, (дата обращения: 28.01.2022).

8. Казаков С.Е. Особенности клиники неврозов у леворуких детей: Автореф.дис.…канд.мед.наук.-М.,1987-20с.

9. В.А.Красов Гипердинамический синдром у детей младшего школьного возраста»   1989  М., 1989 – 23 с.

10.  Кучма В. Р. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактики / В. Р. Кучма, А. Г. Платонова. – Москва, 1997. – 63 с.

11. Мостюкова Е.М, Грибонова Г.В. Московкина А.Г. "Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме"

Москва , Издательство « Владос »2006 – с.56

12.Набойченко Е.С. Синдром дефицита внимания и гиперактивности в младшем школьном возрасте: медико-психологический аспект.  Вестник Курганского государственного университета:  Психологические науки 2019  -  с.53

13.Петрунек В.,Таран Л.Н. «Колыбель неврозов».(заметки врачей – психоневрологов). –М: Знание, 1988-190с.

14.Сапогова В.Д. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы.- Тула: Приокс.кн. изд.-во, 1992.-206с.

15. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте / Пер. с

чеш. В. В. Язвикова. М.: Медицина, 1986. 255 с.

"HYPERACTIVE BEHAVIOR OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN AS A PSYCHOLOGICAL PROBLEM"

© Tumanova Ekaterina Vyacheslavovna

undergraduate 15126 m, SPF

kattumanova@mail.ru

Buryat State University named after Dorzhi Banzarov

Russia, 670000, Ulan-Ude, Smolina street, 24a

The article presents an analysis of scientific approaches to the problem of hyperactive behavior of children of primary school age. The main characteristics of hyperactive children, factors that contribute to the development of this condition in young children are considered. The causes and signs of manifestation of hyperactivity in a child are shown. Children with ADHD are characterized by irresponsible behavior, problems in relationships with peers and parents, people around them, non-compliance with generally accepted rules. Therefore, timely diagnosis of the disorder and the development of complex medical and psychological corrective measures are very important.

Keywords: hyperactive behavior, hyperactivity, attention deficit hyperactivity disorder (ADHD), junior schoolchild, correction


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей. Дети и курение.

Каждая семья должна огородить своих детей от употребления табака, в целях сохранения их здоровья. И все же пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет, несмотря на старания родителей и педаг...

Материалы для родителей. Компьютер в жизни подростка.

Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел...

материалы для родителей и учителей

  ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ Дорогие  друзья! У нашей профессии есть два начала – охранительное и инновационное. Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое...

Материалы для родителей

Подростковый возраст – это период активного формирования самосознания (образа себя, представления о себе). Подросток накапливает знания о себе, и на основе этих знаний оценивает себя.  Оценка се...

Материалы для родителей

Материалы для родителейУроки жизни10 заповедей для родителей от Януша Корчака1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не треб...

Материалы для родителей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6654386","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 136px; height: 95px;"}}]] ТРЕВОГА МЕШАЕТ ДЕТЯМ РЕШАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ...