«Моя педагогическая копилка»
статья

Кучаткова Венера

На мой взгляд, каждый классный руководитель имеет в своей методической копилке несколько интересных секретов, которые помогают ему в работе с классом. Складываются они, как правило, на протяжении всего педагогического творческого пути, но зарождаться начинают в самые первые годы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_kopilka.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

 «Моя педагогическая копилка»

На мой взгляд, каждый классный руководитель имеет в своей методической копилке несколько интересных секретов, которые помогают ему в работе с классом. Складываются они, как правило, на протяжении всего педагогического творческого пути, но зарождаться начинают в самые первые годы. Так вот я как раз нахожусь сейчас ещё в самом начале своего пути, и находки только недавно стали появляться в моём арсенале, но, тем не менее, мне будет приятно поделиться ими.

1

«Я и родители»

При работе с родителями для подведения итогов в конце родительских собраний провожу рефлексию «Наведение порядка в голове». На доске крепятся 3 больших листа с изображением сундучка, печи и мусорного ведра.

Каждый участник получает по одному стикеру. Для того, чтобы подвести итоги встречи, родителям предлагается отметить стикерами тот предмет, который, по их мнению, символизирует результат работы:

  • на сундучок, если  участник вынес из родительского собрания важные моменты, которые хотел бы забрать с собой и использовать в своей дальнейшей работе;
  • на мусорное ведро – если материал оказался ненужным, бесполезным;
  • на печь – если материал был интересным, но пока участник не готов к применению его в своей работе, или его нужно доработать, додумать.

2

«Я и класс» «Я и школьник»

Для того чтобы работа была более плодотворной в начале классного часа провожу «Сейф хлопот»  обратить внимание на опасения участников, принять их и частично проработать.

Иногда проходит много времени, прежде чем мы включаемся в работу. Возможно, мы ещё вспоминаем о том, где были до прихода сюда, или мысленно уже перенеслись в будущее. У каждого есть мысли, отвлекающие его от обучения и ограничивающие внимание. Учащиеся записывают мысли, отвлекающие от классного часа, на стикере и прикрепляют его в понравившейся ячейке на ватмане. Позже эти вопросы прорабатываются с ребенком.

3

Игра   «Кочки». Цель: выработка групповой стратегии решения проблем, разрядка, сплочение. Правила: представим, что перед нами болото и вам нужно перейти через него, прыгая по кочкам помогая товарищам «не завязнуть». Собрать из ладоней «мостик» пословицу «нам без дружбы не прожить - дружбой надо дорожить». Примечание: болото это  листы бумаги синего цвета, коричневые это кочки, мостик-ладошки, на них написаны слова из пословицы, все разложены в хаотичном порядке на полу. Дети, помогая  друг другу встать правильно, зачитывают пословицу.

4

«Корзина идей»

В течение недели учащиеся записывают на листочках идеи и складываются в сундучок, затем на следующем классном часе обсуждаются и принимаются решения.

5

«Я, класс, социум»

Для того чтобы сформировать активную жизненную позицию, воспитать любовь к малой и большой Родине, традициям и истории своей страны основных нравственных правил и идеалов мы тесно сотрудничаем с центром патриотического воспитания «Матросовец» г.Ульяновска.  В рамках тимуровского движения принимаем участие в различных акциях, в смотре строя и песни, в военно-патриотической играх, митингах. Все это формирует у моих учеников сознательное отношение к своему долгу перед защитниками Отечества и перед своей страной.

6

На базе нашего школьного музея «Н.К.Крупская и народное образование» мы с моим классом организовываем выставки, например, «Мир моих увлечений», в которой представили свои увлечения или «История страны в реликвиях моей семьи» и рассказали о семейных реликвиях и провели экскурсии для учащихся нашей школы.

7

Ежегодно проводим тематические радиопередачи для учащихся нашей школы.

8

Выпускаем тематические стенные газеты.

9

«Я и педагоги класса»

           В начале года на этапе планирования провожу среди учителей-предметников анкетирование для решения некоторых важных вопросов.
1. Какие проблемы в классе требуют первоочередного решения?
2. Какие мероприятия целесообразно провести с целью решения этих проблем?
3. Какие дела, формы работы могут быть организованы с вашим участием?
4. Какая внеучебная работа по вашему предмету может быть проведена с учащимися?
5.Какие проблемы целесообразно обсудить с родителями детей?

        В начале учебного года знакомлю своих учащихся с требованиями учителей-предметников и раздаю памятки, которыми дети могут пользоваться при подготовке домашних заданий, что, повысит результативность учебной деятельности, обеспечит контроль учебной деятельности учащихся со стороны родителей, поможет наладить сотрудничество родителей, педагогов и учащихся.

10

«Я и детское самоуправление»

Для развития самоуправления работа с классом строится по принципу: «Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – внедряй!».

    

Для определения уровня развития ученического самоуправления использую

Методику определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе разработанную Михаилом Иосифовичем Рожковым.

Дети выставляют баллы по каждому критерию.  При обработке результатов  предложения разбиваются на 6 групп компонентов.

При обработке результатов 24 высказывания разбиваются на шесть групп:

1 группа - 1, 2, 3, 4 высказывания (включенность учащихся в самоуправленческую деятельность);

2 группа - 5. 6, 7, 8 высказывания (организованность классного коллектива);

3 группа - 9, 10, 11, 12 высказывания (ответственность членов первичного коллектива за его дела);

4 группа - 13,14, 15, 16 высказывания (включенность класса в дела общешкольного коллектива);

5 группа - 17, 18, 19, 20 высказывания (отношения класса с другими классами);

6 группа - 21, 22, 23, 24 высказывания (ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива)

 

По каждой группе подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на 16 -максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждой группе.

Например, сумма баллов, выставленных 10 участниками опроса по первой группе, составляет 78. Тогда 78 : 10 : 16 = 0,4875.

Полученный коэффициент соотносится с интервальной шкалой:

Таблица

Низкий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1)

0-0,5

Средний уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1)

0,51-0,8

Высокий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1)

0,81-1

Аналогично высчитываются показатели для оставшихся двух групп. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий.

11

«Я и моя документация»

Начиная с 1 сентября в 5 классе мы оформляем наш классный фотоальбом, в который складываем все фотографии нашей школьной жизни.

12

«Я и администрация школы»

Ежегодно в нашей школе из учащихся 8-10 классов избирается президент республики Надежда. Каждый кандидат на данный пост готовит свою предвыборную кампанию, агитирует, но перед этим я провожу тест Тест Пипа Уилсона. Суть теста бесконечно проста. Есть рисунок дерева. На нем человечки на разной высоте и в разных позах. Надо найти такого, которой вызывает стойкие ассоциации с собой любимым. В текущий момент времени, конечно. Далее следует интерпретация теста дерево с человечками. 1 и 3, 6 и 7 – поза целеустремленного человека, который ничего не боится – ни препятствий, ни преград на пути.  2, 11 и 12, 18 и 19 – коммуникабельная личность, нацеленная на помощь друзьями и близким. 4 – устойчивая жизненная позиция помогает достигать высоких результатов в делах, особенно если на пути не возникают серьезные трудности. 5 – характерна быстрая утомляемость, слабость из-за небольшого запаса энергии и жизненных сил. 9 – просто очень веселый по жизни человек, любитель развлечений. 13 и 21 – тревожность и замкнутость ведут к минимизации круга общения и снижению коммуникабельности. 8 – любит погружаться в свой мир, уходить в себя, мечтать и размышлять. 10 и 15 – нормальная адаптация к текущей жизненной ситуации, полный комфорт и довольство окружающим миром.

Хочется надеяться, что мои наработки окажутся кому-то интересными и кого-то возникнет желание воспользоваться ими на уроках так, как это делаю я.