Дисциплина – это послушание или активная работа?
классный час

Катунина Татьяна Петровна

Дисциплина – это послушание или активная работа?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_distsiplina_moy.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина – это послушание или активная работа?

Учитель:  Добрый день, уважаемые старшеклассники, уважаемые гости! Я хочу Вам подарить свою улыбку. И вы подарите добрые взгляды и улыбку друг другу и нашим гостям.

      Как хорошо, что мы сегодня собрались здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиды и беспокойство. Вдохните в себя свежесть воздуха, тепло солнечных лучей. Нам улыбается солнце. Оно наполняет наши сердца добротой и любовью.

Поговорим? О чем? О разном и о прочем.

Вдруг будет интересно.

Ребята зовут меня Татьяна Петровна.

  Сегодня я пришла к вам, чтобы познакомиться и пообщаться на тему: «Дисциплина- это  послушание или активная работа»?

Почему вы выбрали эту тему?

I. Вступительное слово учителя.

I

  1. Что же такое послушание?

Обратимся к видеоролику, где трактуется послушание с точки зрения церкви:

Так что же такое послушание? (ответы детей)

Учитель: - это способность слышать другого человека, понимать его мысли и чувства;

- послушание  - это вся жизнь, основа бытия человеческого общества;

( это не дрессура)

- соблюдая послушания вырастают взрослые, зрелые люди, которые  способны отрешиться от себя и «повернуться» к другому человеку.

- вырастает человек способен владеть собой.

II

II Что же такое дисциплина?

Дисципли́на (от лат. disciplina — выдержанностьстрогость, в свою очередь от лат. discipulus — студент) — правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка.

                                                                                                     Википедия (слайд)

Человек, общество, семья – все придерживаются определенных норм и правил поведения. Одни из них изложены в законах, изданных государством, другие (их называют нравственными) живут в обычаях, традициях народа, общества.  (устав школы)

Соблюдение этих норм и правил воспитывает такое важное качество, как дисциплинированность.

Хочу напомнить древнее правило: «Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях». Важно понять ошибочность мнения о том, что контролировать надо только свои действия, а мыслить можно о чем угодно.

Вы ученики и тоже выполняете правила  поведения учащихся в школе.  Какие правила вы выполняете?

                            III ( сознательная дисциплина)

Вопрос к учащимся: Какое содержание вкладывается в понятие «сознательная дисциплина»?

Ответы учащихся: - Не опаздывать на уроки.

- Своевременно выполнять домашние задания и т. д.

Обобщение ответов: Сознательная дисциплина не ограничивается исполнительностью, своевременным приходом на занятия, она предполагает полную отдачу сил учебному труду и общественным делам, активность и инициативу в труде. Дисциплина должна стать необходимым условием нормальной жизни коллектива, внутренней потребностью каждого, создаваться и поддерживаться всеми учениками.

Вопрос к учащимся: Как часто вы осознаете недостатки, ошибки в своих поступках, поведении?

Все ошибки в основном сводятся к тому, что ребята сознают ошибки в своих поступках. Но бывает и так, что ошибки повторяются.

Признать свою ошибку это победа над собой, пусть даже маленькая.

III. Учитель: Мужество начинается с умения одерживать победы, даже маленькие, над собой.

Существует также такое понятие самодисциплина — контроль собственного поведения, воспитание в себе силы воли.

                                                               Википедия ( слайд)

Известный педагог В.А.Сухомлинский советовал школьникам, как научиться властвовать собой, воспитывать самодисциплину: «Тебе не хочется подниматься в семь часов, разгневайся на себя, заведи будильник на шесть, поднимись с постели мгновенно, как только услышишь звонок. Сделай зарядку, умойся, оботри тело влажным полотенцем, пойди в сад, полей цветы, посмотри, как поднимается солнце, присмотрись, как пробуждается природа, потом сядь за книгу, почитай, потом рисуй… Ты убедишься, как это радостно – заставлять себя, повелевать собой, быть хозяином своих влечений. Пусть не хочется отступит – ты почувствуешь себя хозяином своей воли…»

Какие вы знаете примеры как человек воспитывал самодисциплину? Из истории, из жизни…

IV

Как же можно воспитать самодисциплину? Чаще всего люди берут чей-то пример для подражания.

Я вам расскажу историю одного мальчика. Попробуйте угадать, о ком идет речь.

Этот мальчик в детстве был хилым, малорослым, болезненным. Но он хотел стать полководцем, таким, как Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь, Петр 1. Мальчик составил программу самовоспитания: занимался физическими упражнениями, закалял себя, даже зимой ходил в легкой одежде, обливался холодной водой, бегал по снегу. Это сделало его выносливым и сильным.

Он много внимания уделял своему образованию: выучил 8 языков, много читал, сам писал стихи, проштудировал все книги по военному искусству и военным наукам. Он начал службу с самых нижних чинов и воспринимал ее как тренировку в умении подчиняться и добросовестно выполнять свои обязанности. Дежурства, караулы, военные упражнения, трудные поручения – все это он выполнял охотно, никогда не сваливал на солдат свои обязанности, как это делали другие военнослужащие дворяне. Наоборот, он сам добровольно подменял на дежурствах своих товарищей… Мальчик этот не только стал великим полководцем, но и создал армию, достойную себя. Вы конечно, догадались, о ком идет речь? (А. Суворов). (слайд 8).

Суворов воспитывал способность преодолевать препятствия.

Вопрос к классу.

  1. Какие же препятствия пришлось ему преодолевать? 

(лень, страх, трусость, физическую слабость, привычку к комфорту, гордыню, нетерпеливость, неусидчивость…)

 (У вас есть цель.  Чего вы хотите достичь? Знаете как это сделать?)

Составление памятки «Как тренировать самодисциплину».

Те, кто занимается спортом, хорошо знают, как тренируется  самодисциплина.. А остальные ребята и хотели бы изменить свой характер, но не знают, как это сделать.

Психологи утверждают, что характер и волю можно тренировать так же, как мы тренируем мускулы. Для наращивания мускулов используют штангу, гантели, гири, а для тренировки характера и воли применяют другие инструменты

 ((слайд   10  «Как воспитать свой характер») ( Как тренировать самодисциплину)

- Пообещать себе измениться.   (свой характер.)

-Составить план действий на день, неделю, месяц.

- Убеждать себя, что это тебе необходимо и полезно.

- Заставлять себя выполнять то, что наметил по плану.

- Заставлять себя сдерживать свои эмоции, владеть собой.

- Приказывать себе выполнять намеченное.

- Контролировать себя, критически относиться к своим поступкам.

(памятка раздается каждому ученику).

Вывод:

Что такое дисциплина? Это только лишь послушание или активная работа?

Дисциплина  - это работа над собой!

« Какой бы ни была ваша цель, вы сможете ее достигнуть, если только захотите трудиться». (Опра Уинфри).(слайд)

VI. Заключительное слово учителя.

6. Обобщение.

 - Человек всегда несет ответственность за свои поступки. Существует традиция: инженер, построивший мост, стоит под ним, пока идет первый поезд.

Но значит ли это, что мы несем ответственность только за то, что делаем сами. Мы каждый день выбираем, что сделать, как повести себя в той или иной ситуации. И в зависимости от выбора совершаем те или иные поступки

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?

- Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
Все в ваших руках ваши добрые дела и поступки зависят только от вас!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дисциплина - это послушание или активная работа?"

Классный час "Дисциплина - это послушание или активная работа?".  В начале урока вместо отрывка из произведения можно включить фрагмент из Ералаша ("Урок музыки")....

«Дисциплина – это послушание или активная работа?»

Мы все с вами ежедневно общаемся с людьми: будь то бурное обсуждение интересных тем с одноклассниками, задушевный разговор по телефону с подругой  или разговоры с родителями. И независимо о...

О дисциплине и послушании.

Есть правила, которым дети должны следовать, требования, которые они должны, безусловно, выполнять. Правила поведения, рациональный порядок делает жизнь ребенка понятной и предсказуемой, создает чувст...

Индивидуальная работа2

Индивидуальная работа2...

проектная работа1

проектная работа1...

проектная работа2

проектная работа2...