В помощь классному руководителю "Классный час. Каким ему быть?"
методическая разработка

Комиссарова Ирина Николаевна

Классный час – одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_pomoshch_klassnomu_rukovoditelyu.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

В помощь классному руководителю.

Классный час. Каким ему быть?

Классный час – одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.

Существуют различные определения классных часов.

  • Классный час – специально организованная ценностно-ориентированная деятельность, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е.Щуркова, Н.С. Финданцевич)
  • Классный час - это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия (Е.В.Титова)
  • Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. (Л.В. Байбородова)
  • Час классного руководителя - гибкая по составу и структуре форма  воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию ее членов.

В зависимости от целей классные часы можно систематизировать некоторым образом, вычленив несколько видов.

В настоящее время любой  вид классных часов должны быть личностно-ориентированным!!!

Классный час выполняет следующие функции:

  • просветительскую - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.
  • ориентирующую - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.
  • Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы. Хотя классный час может выполнять чисто ориентирующую функцию.
  • направляющую - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
  • формирующую - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.

Типы классного часа:

  • Нравственный классный час (нельзя проводить часто)

Цели: 
1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок
2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений
3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников
4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать  свою и уважать чужую культуру, и др.)

  • Интеллектуально-познавательный классный час
    Цели
    :
    1. Развивать познавательный интерес учащихся.
    2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.

  • Тематический классный час
    Цели
    :
    1. Развивать кругозор учащихся.
    2. способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей.

  • Информационный классный час
    Цели
    :
    1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района.
    2. Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения
    3. Формирование своего отношения к происходящему
    4. Развитие исследовательских умений

Выбор содержания и формы проведения классного часа осуществляется  исходя из:

  • Возрастных и психологических особенностей школьников
  • Целей и задач, которые ставит классный руководитель
  • Нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся

Новые формы классных часов

  • Классный час - игра "Откровение".
    Пусть каждый желающий расскажет о своем товарище из класса "только хорошие новости" - чем замечателен это человек, что он сделал, кому помог, каковы его интересы, его невероятные поступки, привычки, пристрастия. Необходимо только соблюсти одно условие. При рассказе нельзя называть имя и фамилию этого человека. Хорошо, если ребята догадаются о ком идет речь и хорошо так же и то, что в процессе рассказа ученики вольно или невольно озвучивают свои ценности, взгляды на людей, интересы.

  • Классный час "Почтовый ящик".
    В ящик с прорезью учащиеся закладывают напечатанные или любым образом написанные вопросы так, что если автор записки пожелает, он может остаться инкогнито. Классный руководитель отвечает на те из них, на которые он может ответить, если же вопросы требуют специальной подготовки, и ответы на них очень важны для учеников, то возможно проведение на следующий день второго классного часа.

  • Час беседы один на один.

Час разговора по душам или час секретной подготовки к какому-нибудь событию,  о котором не должны знать все.

  • Классный час "Вопросом на вопрос".
    Класс делится на 2-3 команды, 3 человека выбираются в жюри. Каждая команда задает другой команде вопрос по заранее объявленной теме, красота вопроса и оригинальность, точность, образность, юмористичность ответа жюри оценивает по 5-балльной шкале.

  • Биклассный час "Самообразование и самовоспитание".
    1-й проводится в сентябре,  2-й - в мае (подведение итогов).
    Содержание 1-го классного часа. Классный руководитель предлагает ученикам принести тетрадь, в которую заносятся полученные в ходе реализации индивидуальной программы самообразования и самовоспитания, результаты. Каждая пара страниц этой тетради слева отведена для целей и плана самообразования, справа – самовоспитания

  • Час таинственных дел.
    В обстановке полной таинственности, чтобы ни одна мышь или муха не узнали, класс готовится к какому-нибудь событию. Это может быть концерт в госпитале или для ветеранов; специальная программа к юбилею любимого учителя или к какому-то школьному празднику; подготовка спектакля, самодеятельного подарка, альманаха, газеты, листков, буклетов, листовок, к диспуту или к конкурсу; разработка сценария игры; таинственная подготовка к бездвоечному в течение всей четверти обучению; подготовка к познавательному походу и т.д.

  • Ток-шоу

В ходе «мозгового штурма» определяется детализация будущего проекта, выбирается приемлемый вариант. В ходе ток-шоу идет обсуждение проблемы (ситуации нравственного выбора). Ток-шоу не дает единственно-верного решения проблемы, однако в поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, соотносятся нравственные ценности участников с общечеловеческими.

       

 

Толерантные классные часы

  «Все равно ты молодец…» Участники объединяются в пары. Первый  обращается к партнеру с фразой: «Меня не любят за то, что…», Второй  выслушав, должен отреагировать, начиная словами: «Все равно ты  молодец, потому что…» Затем участники меняются ролями.

  «Постоять в чужих туфлях»

  1.Участникам предлагается подумать и ответить на вопрос:

 «Какова была бы ваша жизнь, если бы вы были»:   мышью, пойманной в мышеловку и не    знающей, как оттуда  выбраться;   подростком, которого сверстники не принимают в игру;

человеком, попавшим на необитаемый остров.

 Участникам предлагается выбрать один из этих персонажей постараться сыграть роль, почувствовать себя на его месте и   описать свои чувства,  состояние.

  2.Участникам предлагается представить себя:  лилипутом среди людей;    человеком среди лилипутов;  новорожденным ребенком;  глубоким стариком;    слепым;  глухим.

  Участникам необходимо изобразить один из персонажей и описать   свои чувства, состояние.

Участники должны рассказать о чувствах, которые они  испытывали, наблюдая разыгрываемые сцены.

Критерии эффективности классного часа

  • Личностная значимость для учащихся

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся. (Пословица)

  • Комфортность, благоприятный психологический климат

Успех - вот что создает великих людей. (Наполеон I)

  • Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников

Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. (Пабло Пикассо)

  •  Обогащение жизненного опыта учащихся

Юность – весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни. Я.Б.Княжнин.

  • Духовно-нравственная ценность

Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком. (Н.И.Пирогов.)

  • Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа

Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию. (Я.А.Каменский.)

Информационные источники

  1. Е. В. Карпова, О. В. Никулина. Формы проведения классного часа//Справочник классного руководителя.- 2012.- №4.
  2. В. Сазонов. Для кого проводится классный час?//Сельская школа.-2012.-№ 3.
  3. http://elb-sch9.edusite.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

В помощь классному руководителю "Методические приёмы в работе классного руководителя".

Материал - презентация адресован классным руководителям.Рассмотрены методические приёмы в работе классного руководителяв направлении индивидуально-педагогической помощи учащимся класса....

Журнал классного руководителя (в помощь классному руководителю)

Даная разработка очень кстати начинающим классным руководителям. Ведь молодого педагога ждёт много открытий в работе с новым классом. А опытным классным руководителям данная разработка поможет сэконом...

ТЕСТ В помощь классному руководителю "Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас  в стране. Он разработан по ру...

Материал к классному часу "Ответственность несовершеннолетних"( в помощь классным руководителям).

     Несовершеннолетние — это особая группа молодых людей, которые еще не адаптировались к жизни, их психика неустойчива к окружающему миру, они лишены возможности правильн...