Воспитательное занятие "Ярмарка мастеров"
классный час (5 класс)

Шестова Татьяна Борисовна

Воспитательное занятие для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnoe_zanyatie.docx411.33 КБ
Файл melkie.docx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Крутихинская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

воспитательного занятие «Ярмарка мастеров»

4e2296eaf405bd81fe6f6e0e51edf0c53e20717b.jpg

                                                     Разработала: Шестова Т.Б.

                                                 Классный руководитель

                                                                             5 «а» класса

с.Крутиха,2019г

Пояснительная записка

          Актуальность воспитательного мероприятия «Ярмарка мастеров»   обусловлена большой значимостью воспитания потребности в овладении русскими народными ремёслами школьников в современном обществе.

   Привлечение школьников к изучению народных промыслов декоративно прикладного искусства и ремесел – важная составная часть в области изучения истории и технологии создания культурных ценностей народного художественного творчества.

В последние годы уделяется большое внимание приобщению детей к традициям народной культуры. Обращение к народному творчеству имеет глубокий социальный смысл, является средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей. Невозможно воспитать у молодого поколения чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего народа.

В этой разработке рассматривается тема народных промыслов России –глиняные игрушки, разновидности матрешек и роспись. Почему именно народные промыслы? Да потому что мы все в корне своём вышли из народа и это должно быть нам близко по своей природе.

  Русские ремесла органично вошли в современный быт и продолжают развиваться, сохраняя национальные традиции. Но сегодня они приобрели одну из форм художественного народного творчества, называемую народными промыслами.

Эту разработку мероприятия можно считать познавательной, так как в ходе работы дети познакомились с историей возникновения и видами русских ремёсел.

Класс-ученики 5 класса ( но так же это занятие интересно будет и ребятам с 1-4 кл)

Цель:-совершенствование духовной и нравственной культуры детей путем знакомства с декоративно- прикладным искусством России;

-воспитание патриотических качеств: любви к народному искусству, Родине, истории, культуре своего народа;

-пополнение знаний в области ручного мастерства.

Задачи:-закрепить знания о видах  декоративно-прикладного творчества;

-рассказать о традиционных видах росписи России;

-развивать эстетический вкус учащихся;

-воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, к восстановлению народных традиций.

Методы и примы:

-игровой (упражнения и задания, загадывание и отгадывание загадок, конкурсы);

-словесный (беседа, вопросы, указание, пояснение, художественные тексты, педагогическая оценка);

-наглядно-практический (моделирование, комментирование наглядного материала, самостоятельная работа, самоконтроль).

Планируемые результаты:

Личностные:

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, сопереживание за коллективный результат;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные:

• формирование умения планировать, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, построение рассуждений;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Предметные:

• осознание ценности традиций и обычаев народных промыслов и их значения в русской национальной культуре;

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

• развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на закрепление знаний о ДПИ;

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные УУД:

умение:

• принимать тему занятия;

• наблюдать и делать самостоятельные выводы;

• прогнозировать предстоящую работу;

• оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

• навыки сотрудничества в игре, в трудовой деятельности

Познавательные УУД:

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

• умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную информацию

Оформление класса: Предметы ДПИ, сундучок, мешочки с праздничными пряниками(Рефлексия), 4 клея карандаша, 4 набора масляных карандашей, матрешки бумажные, затовки подносов, заготовки чайников,  клея карандаш .

Музыкальное сопровождение, презентация.

Ход воспитательного занятия:

-Добрый день дорогие ребята, я рада вас приветствовать на нашем занятие . Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а после нашего занятия будет еще лучше.

-Сейчас мы с вами отправимся в сказку.

-В некотором царстве, в некотором государстве жили – были мастера. И создавали они расписные чудеса – предметы декоративно-прикладного искусства.

- Согласитесь ребята, мы живём в окружении самых разных предметов. Среди этого многообразия есть такие, которые искусно украсил художник, они нарядны и по-своему неповторимы.

-Художники, словно волшебники, преображают и украшают наш мир или другими словами декорируют предметы.

- А знаете ли вы, что означает слово «декор»? (ответы ребят: украшения)

-Согласна, молодцы.

- Слово «декор» означает «украшать, придавать красивый вид». И все эти предметы, выполненные руками русских мастеров продавались на русских ярмарках и базарах.

-И мы с вами то же попадем на такую ярмарку, но с начало отправимся в путешествие к народным умельцам и мастерам.

-А на чём мы можем добраться до городов  народных умельцев?

-Так как на улице у нас снег поедем мы туда на тройке лошадей, и во время поездки, что бы сани мчались еще быстрей вы будите вместе со мной изображать невидимый колокольчик. (слайд картинка лошадей)

-У меня есть сундучок и  во время путешествия вы сами побываете мастерами ,  выполняя задания из этого  сундучка.

-Вы не забыли, что мы отправляемся в сказочные государства?

-Занимайте свои места. Поехали. ( изображаем вместе колокольчики на тройке лошадей)

-Ехали мы ехали и наконец приехали кпервому мастеру сказочного государства «Гжель»

   Мастера этого сказочного государства- раскрашивали посуду всего 2 красками: голубой и белой. А названа она по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Жители  «Гжели»  прислали нам посуду. (показываю тарелку)

-Какого она цвета?

-Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины.

-А вокруг  их всюду сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

-Посмотрим, какое задание для нас приготовил волшебный сундучок.

«Украсить чайник элементами росписи гжель»

-Посмотрите вот на шаблон этого чайника, какого цвета не хватает?  Вам нужно  в вашей  команде  украсить свой чайник, у вас на парте  то же находится конверт №1: шаблон чайника и огромное количество разных узоров ваша задача подобрать узор данной  росписи и наклеить на ваш чайник украсив его , на это задание командам дается 3 минуты. Как только ваш чайник будет расписан вам необходимо его прикрепить на стенд рядом с росписью посуду.

-Молодцы, хорошо справились с заданием, а мы едим дальше.

-А следующее сказочное государство «Хохлома».

-Посмотрите ребята , такая роспись называется ХОХЛОМСКАЯ? Хохломой расписывают деревянную посуду. Вот это настоящие деревянные ложки и чаши, расписанные хохломскими мастерами.

- А что изображают художники в хохломской росписи? (Ягоды, листочки, цветочки, былинки, травинки, сказочных жар-птиц, чудесных рыб).

- Хохлому ещё называют «золотой». Почему?

- Старинное придание рассказывает:

«Жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их расписывал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую посуду».

-Посмотрим какое задание для нас приготовил волшебный сундучок.

«Кроссворд хохлома»

-Каждой команде нужно решить кроссворд «Хохлома», который находится в конверте №2.  На решение кроссворда 3 минутки. Чья команда решит, кроссворд нужно будет перевернуть кроссворд обратной стороной, посмотреть какая посуда у вас  и прикрепить к нашему стенду.

-Замечательно справляетесь с заданием, ну , что едим дальше.

-А мы отправляемся в следующее сказочное государство «Жостово»

-А - Это ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ и баночки. Такую посуду делают мастера из подмосковного села Жостово.

- Какой материал нужен для изготовления подносов? (Железо).

-Но сейчас наши мастера научились наносить жостовскую роспись на керамическую посуду.

- Что изображают художники на подносах? Главная тема украшения жостовских кованых подносов это букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. В жостовской росписи цветы как будто оживают.

- Откроем наш сундучок

- Вот и вы сейчас создадите свой жостовский поднос. «Собери  поднос».

- Вам за 2 минутки нужно собрать жоствоский поднос. У вас на столе есть заготовка подноса и кусочки росписи жостово . ваша задача собрать рисунок и наклеить его на заготовку, помните что работает каждый участник вашей группы. Открываем  конверт № 3.  Как только вы соберете поднос,  его нужно прикрепить к нашему стенду.

- Молодцы, так держать, отправляемся дальше.

- А следующее сказочное государство которое встретилось нам  «Городецкое»

- ГОРОДЕЦКИЙ народный художественный промысел сложился в старинном волжском городе Городце. Отсюда и название – Городецкая роспись. Городецким узором расписывают не только дощечки, но и прялки, игрушки-качалки, ставни домов и даже ворота.

-Городецкая роспись — веселая, праздничная. Цвета — черный, красный, синий, зеленый, коричневый, белый — на любой вкус! Яркая, лаконичная городецкая роспись(жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой

-Какое же тут задание для нас приготовил волшебный сундучок.

«Разбери городецкие досточки».

 В конверте №4, перемешались все росписи ваша задачи найти предметы с городецкой росписью , наклеить на заготовку досточки и после прикрепить к стенду.

-Вот какие у вас в классе мастера, едим дальше.

   -А нам осталось посетить сказочное государство     «Матрешки».

-Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.

- Из чего сделаны матрёшки? Изготовлением матрёшки традиционно занимается токарь. Именно в его задачи входит подготовка болванок из липы. (показываю болванки)

-Расписывают матрёшек мастера из г. Семёнова, Загорска и с. Полхов-Майдана.

-Отсюда и названия – загорская, семёновская и полхов-майданская матрёшки. А вот в чём их различие, расскажут вам ваши учителя на уроках изобразительного искусства.

- А теперь последнее задание из нашего волшебного сундучка

«Дорисуй матрёшку».

-У вас в конверте № 5 находятся матрешки, ваша зада используя карандаши восковые мелки расписать всем вместе, одновременно матрешку, и прикрепить к нашему стенду.

-Конечно мы с вами рассмотрели не все линии дпи, существуют еще много других помыслов, вышивание, вязание, кружева, расписные платки, резьба по дереву, и многое, многое другое ,  но с ним вы можете познакомится самостоятельно.

- А теперь , ребята, посмотрите, что у нас с вами получилось- настоящая Ярмарка.

-А вы знаете , что такое ярмарка? (ответы детей)

- Да, совершено верно.

-Ярмарка - происходящие для временной торговли, в определенном месте и в определенное время года, съезды торговцев и торгующих организаций.

Во время ярмарки для развлечения и угощения гостей и покупателей всюду продавались различные сладости.  

-Уходя с ярмарки каждый уносил, что то с собой, вот и я приготовила по волшебному прянику на память, только расписать пряники я не успела, поэтому предлагаю вам их расписать:

-У вас на столе стоит гуашь .Вам нужно будет в соответствии с тем как на ваш взгляд, сегодня прошло наше занятие расписать ваш пряник.

-А вам в помощь значение цветов:

Красный цвет- мне все понравилось, было очень интересно на занятии.

Желтый- Мне все понравилось , но иногда я испытывал трудности при выполнения заданий,

Синий-  мне было скучно и неинтересно на мероприятии

Зеленый – Мне все понравилось, и я узнал много нового и интересного.

-А теперь покажите другим группам, какие пряники у вас получились.

Итак, ребята!! Надеюсь, что вы узнали что-то новое о народных промыслах и декоративно прикладном искусстве. Я благодарю вас за наше интересное путешествие. До свидания.

        

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Роль игры в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ

Действия участников мастер-класса: Каждый слушатель, входя в аудиторию, выбирает цветной листочек и кладет его в корзину. Пока идет подготовка, листочки приклеиваются на «дерево» на доске.Ход мастер-...

Мастер-класс "Методические рекомендации по планированию воспитательной работы в классе"

Как создать воспитательную систему в классе?С чего начать?Какое направлениеи считать приоритетным?.......

Мастер-класс на областном семинаре: «Организация научно- исследовательской деятельности как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса по теме "Я выбираю жизнь""»

Эпиграфом служат слова китайской пословицы: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай сделать – и я пойму». (китайская по...

мастер-класс по воспитательной работе "Я классный руководитель, а это значит..."

данный мастер-класс был проведен в 2012 году в рамках муниципального конкурса "Самый "классный" классный"...

мастер-класс на тему: "Активные формы воспитательной работы с детьми"

Предлагаемый мною атериал может быть использован в работе классных руководителей. Особенно полезен для классных руководителей 5 классов, так как затрагивает важные приемы адаптации детей к новой обста...

Концепция воспитательной работы со студентами и учащимися ГБОУ СПО МО "УОР по футболу "Мастер-Сатурн"

Данная концепция - научно обоснованная совокупность взглядов на основные принципы, цели, задачи и направления развития системы воспитательной работы в УОР "Мастер-Сатурн"....