Классный час "О толерантности"
классный час (6 класс)

Суржко Наталья Николаевна

Разработеа классного часа о толерантности для учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_tolerantnosti.docx24.58 КБ
Файл o_tolerantnosti.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Посмотрите на слайд 1. (Изображены скелеты)

Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Правильно, о том, что все люди разные по характеру, но одинаковые по своей сути.

Обсудите в группах и напишите, что вас объединяет и чем вы различны. Одна минутка.

Но как быть, если мнение одного человека противоречит интересам общества? Его позиция наносит вред окружающим? Пусть живет, как хочет? Пусть существует ложь, подлость, лицемерие? Пусть, значит, кто-то другие борются со злом, помогают людям становиться лучше, а самому спокойно жить?

Слайд 2 – юноша за компьютером.

Что мы видим? Кто он? Какой он? Какие чувства испытывает? А какие чувства испытывает мама, которая это наблюдает со стороны?

Вот здесь важно понимать разницу, “восприятие” другого человека и “понимание” другого? В чем разница, на ваш взгляд? Для того, чтобы понять другого человека, говорят нужно пройти его путь в его сапогах..., или поставить себя на его место. А восприятие человека, это первое впечатление. Можете ли вы назвать примеры, когда первое впечатление было обманчивым? Из своего жизненного опыта, из литературы, из просмотренных кинофильмов?

Как вы думаете, почему одни люди нам симпатичны, а другие нет? От чего это зависит? (Возможно, мы симпатизируем тем, кому нравимся сами)

А нравимся ли мы сами себе? Какое чувство мы испытываем по отношению к себе? Принимаем себя таким, как есть или нет? А других людей? Нравятся ли нам люди, которые не держат слова? Хотелось бы нам жить в доме, сделанном тяп-ляп, где протекает крыша, сыплется штукатурка? Хочется нам смотреть бездарные фильмы? Приятно ли общаться с грубым продавцом? Хочется ли встречаться с равнодушным врачом?

Слайд 5 - Существуют основные модели общения [4]: (на доске постепенно открываем схемы).

  • Позитивное представление о себе и принятие других. (Этому соответствует уверенное поведение, стремление к близости с другими.)
  • Позитивное представление о себе – негативное о других, отвержение их. (Этому соответствует избегание других, малообщительность, склонность к критике окружающих, высокомерие. Чистый эгоист).
  • Негативное представление о себе – позитивное о других. (Этому соответствует озабоченное, неуверенное поведение. Человек с тревогой вступает в контакты, часто страдает при этом). Негативное представление о себе и негативное о других. (Этому соответствует избегание других, уход в свой внутренний мир, жизнь в мире фантазий, страхи)

Как вы думаете, при какой модели человек себя чувствует наиболее комфортно? А почему?

Библия говорит: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”. Согласны?

Что мешает нам всем быть в зоне комфорта, жить в согласии с собой и с окружающими?

Наши убеждения, наши мысли и поступки, своеобразный “умственный мусор” [4].

Давайте разберемся, какие убеждения здесь являются “умственным мусором”, а какие нет.

Каждой группе я выдаю несколько изречений, и вы должны решить: какие оставите себе, а какие выкинете в корзину.

Задание №1.

Каждому учащемуся раздать лист А4. Сказать, что сейчас надо будет выполнить определённые действия с бумагой. Задача участников – чётко следовать инструкции.Закрыть глаза. Согнуть лист пополам. Ещё раз пополам. Оторвать верхний правый угол. Оторвать нижний правый угол. Открыть глаза, развернуть лист.

Можно найти похожие узоры, но одинаковые – вряд ли. Инструкция была одинакова для всех, но понимается она каждым по-своему. Это ведёт к непониманию, разногласиям. Так и в жизни класса: учеников много и у каждого свой взгляд на разные вопросы, своё понимание одних и тех же задач, проблем. Необходимо научиться решать вопросы сообща, без конфликтов.

Мудрецы и слон

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

О чём эта сказка? Почему они так и не узнали, как выглядит слон? Были ли мудрецы действительно мудрыми? Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?

Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.

Проблемная ситуация "Как себя оценить? "

 Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам, Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?

Примерные ответы детей:

- Судила о себе по мнению мамы и бабушки.

- Учебные неудачи объясняла придирками учителей.

- Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми. Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.

- Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.

- Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках. - Ставила себе нереальные цели. путь к себе.

У каждой пары на столе лежат положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из них.

  • «Не делай другому того, от чего больно тебе».
  • «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
  • «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
  • «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».

- Передайте эти мысли своими словами.

- Какой общий смысл есть в этих высказываниях?

Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу.

Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность» (слово появляется на доске).Как вы его понимаете?

Слайд «толерантность» 

давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением.

У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

Слайд «толерантность» 

У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик.
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.

 Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила… 

И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо. 

Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой. 

А в городе том не носили бород.
-Ха-ха, Хо-хо-хо! – стал смеяться народ
-Вот чучело! – каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил. 

И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в этом доме обычнейший гном. 

Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда. 

Притча от Эрнеста Цветкова

Через пустыню шли двое и о чём-то разгорячённо спорили.

Один, то и дело, облизывая тонкие сухие губы с застывшим на них желтоватым налётом, страстно что-то доказывал второму, но тот лишь презрительно морщился и хрипло усмехался: “Безумны твои речи”, — и в свою очередь начинал развивать собственные идеи. Но вскоре первый нетерпеливо перебивал второго, и всё начиналось сначала. Каждый из них отстаивал свою правоту, старался продемонстрировать свою силу, стремился обратить в свою веру.

И вот уже на пороге ночи спор перешёл в ссору, и уже готова была вспыхнуть вражда. И каждый уже кричал другому, что может обойтись и без него. И тогда они, не сговариваясь, решили пойти врозь — каждый своей дорогой. Их уже обступила холодная мрачная ночь. И вокруг простиралась пустыня. И первый дерзко шагнул во тьму. Но вскоре он услышал за собой шаги своего спутника и подумал: “Какая во мне сила! Он пошёл за мной, потому что он не может обойтись без меня”.

“Всё-таки как он слаб! Надо пойти за ним, чтобы уберечь его от бед и опасностей, иначе это будет лежать на моей совести”, — думал в это время другой, догоняя первого”.

- Поняли эти двое друг друга? Прислушались к мнению другого человека?

- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?

Почему-то в XXI веке
Очень редко в людях встретишь доброту,
И даже в трудный час для человека
Его спокойно стороною обойдут.

Подумают: «Вам трудно?? Ну и ладно!
У меня своих полно забот!..»
Шагают мимо (лично мне досадно!..),
Будто в свой воды набрали рот.

А человек совсем уж впал в отчаяние,
Ему уже не мил и солнца свет.
Но вдруг, подняв глаза свои нечаянно,
Увидел доброты последний след,

Увидел помощи протянутую руку!
(неважно, что на тысячу - одна)
Покуда существует сердце друга,
Не будет умирать и доброта!

нам нельзя жить обособленно; мы рождаемся и сразу попадаем в семью, потом в детский сад, школу. Затем дальнейшая учеба, и мы все время находимся среди людей. Одинокому человеку трудно. Вспомним просмотренный фильм “По контуру лица”, что испытывал главный герой, отторгнутый всем миром, он был наказан за безнравственный поступок? (Сначала испытывал сильный стресс, ломку, затем взял себя в руки – занялся спортом и очищением души) И как он поступил, когда увидел человека в том же состоянии? Помог, сказал важные слова: “Я тебя слышу”. Он поступил так, как хотел бы, чтобы поступили с ним.

видео

-А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?

-Благодарить?
-Благодарить.
-За боль?
-За боль еще важнее.
-Простить обидчика?
-Простить. Он слаб. И в страхе. Ты сильнее.
-Принять скорбящего?
-Принять. Все его скорби и тревоги.
-Поднять упавшего?
-Поднять. Он твой собрат. Один из многих.
-Благословить?
-Благословить.
-И проклинающих?
-Их тоже.
-Любить жестокий мир?
-Любить. Его спасти Любовь лишь может...

Так давайте, попробуем вывести правила нравственности, которое приблизит нас к зоне комфорта. Рассуждения в группах. Результат написать на листе и прикрепить на доску.

Слайд 8 - “Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой”.

“Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием”.
Конфуций

Ваши предложения, как назвать наш классный час?

Мой вариант – “Закон, который никогда не меняется – закон человеческого общения”


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

толерантность В английском языке – «готовность и способность воспринимать без протеста личность». Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли». В арабском – «прощение, снисхождение, сострадание, терпение». В персидском – «готовность к примирению».

Слайд 3

Толерантность Прощение Милосердие Уважение прав других Сотрудничество, дух партнёрства Уважение человеческого достоинства Сострадание Принятие другого таким, какой он есть Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению

Слайд 5

Модели общения  Позитивное представление о себе и принятие других  Позитивное представление о себе – негативное о других, отвержение их  Негативное представление о себе – позитивное о других  Негативное представление о себе и негативное о других

Слайд 6

… Я ВАС ВСТРЕТИЛ ВПЕРВЫЕ. НО Я – ЧЕЛОВЕК, И ВЫ – ЧЕЛОВЕК, МЫ ЛЮДИ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ… В. СОЛОУХИН

Слайд 9

«По контуру лица»

Слайд 10

«Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой»

Слайд 11

Закон, который никогда не меняется!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация классного часа "Толерантность"

Собственная разработка классного часа. 8 класс....

Презентация к к классному часу "Толерантность"

Презентация к к классному часу "Толерантность"...

Сценарий классного часа "Толерантность"

Методическая разработка классного часа на тему "Толерантность" + презентация для студентов 2-3 курсов колледжа....

Сценарий классного часа "Толерантность и мы"

Развитие умения понимать чувства, настроения, моти­вы поведения других людей; усвоение стандартных приемов эти­ческих форм общения и творческого их использования с учетом обстановки, эмоциональн...

Презентация к классному часу «Толерантность - основа межличностного общения»

Изменения, происходящие в мире и, в Российской Федерации с особой остротой ставят проблему взаимоотношений между людьми. Не случайно государства – члены ООН, наряду с заверениями о распространении иде...

Конспект и презентация классного часа "Толерантность - путь к миру!"

В ходе данного классного часа учащиеся знакомятся с понятием "толерантность", узнают о важности быть терпимым к окружающим людям в независимости от из возраста, национальности, внешнего вида и т.д....