Программа воспитательно- образовательной деятельности, направленной на формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся.
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Будамишина Татьяна Евгеньевна

Проблема гражданского становления подрастающего поколения - одна из актуальнейших в современном образовании. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование гражданской компетентности через нравственное воспитание подростков. Воспитание гражданско-патриотического самосознания - основа воспитательной системы школы. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx43.17 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

воспитательно- образовательной деятельности, направленной на формирование

 гражданско-патриотического сознания обучающихся.

Введение.

Патриотизм сегодня является нравственной основой жизнеспособности нашего государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности.

Проблема гражданского становления подрастающего поколения - одна из актуальнейших в современном образовании. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование гражданской компетентности через нравственное воспитание подростков. Воспитание гражданско-патриотического самосознания - основа воспитательной системы школы. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Тип опыта

Сектор применения: среднее общее образование

Масштаб изменений: локальный

Предмет изменений:  методы и формы организации воспитательного процесса

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта –– использование в работе авторских программ и методов  по патриотическому воспитанию школьников.

Актуальность: Воспитание гражданско-патриотического самосознания - основа воспитательной системы школы. Содержание этого процесса - совместная деятельность взрослых и детей по изменению условий жизни, когда происходит историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

Эффективность:

- потенциальная полезность заключается в повышении уровня гражданского самосознания учащихся.

- надёжность обеспечивается стабильностью результатов воспитанности: уровень личностного роста находится на высоком уровне; уровень гражданской идентичности повышается, учащиеся являются победителями и призёрами конкурсов разного уровня.

- перспективность представленного опыта заключается в том, что данный подход к патриотическому воспитанию  соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

 

Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат, но требует значительных затрат  труда, времени  учителя.

 СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление  инновационной  деятельности

Воспитательная деятельность

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся во внеурочной деятельности.

3. Ведущая  педагогическая  идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание условий для формирования гражданско-патриотического сознания у учащихся.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия: между потребностью общества в личности с высоким уровнем гражданского сознания и отсутствием системы воспитания гражданской идентичности.

Новое средство обучения  программа воспитательной деятельности как средство формирования гражданско-патриотического сознания.

Новые условия образовательной деятельности. Привлечение  каждого ребёнка к участию в общественной жизни.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Организация воспитательного  процесса.

Программа включает в себя следующие направления воспитательной деятельности: духовно-нравственное направление (воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни), культурно-историческое направление (формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы), военно-патриотическое направление (изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей города), гражданско-правовое направление (формирование понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности).

Наиболее эффективным в реализации задач гражданско-патриотического воспитания определен метод проектовкак способ достижения дидактической и воспитательной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, в процессе проведения которого решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры нашей страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.  Используются технологии, предусмотренные стандартами ФГОС.

Проектная деятельность является ведущей для формирования УУД ,в том числе личностных УУД.

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость и риски применение активных форм и методов требует значительных затрат труда, времени  учителя; не все обучающиеся достигнут среднего и высокого уровня личностного роста и гражданской идентичности.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для успешной реализации инновационного опыта необходимо:

 - создание методической копилки с дидактическими материалами, проектами;

 - готовность к организации конструктивного взаимодействия;

 - стремление повышать уровень профессиональных знаний, решать задачи личностного роста.

- внутренняя мотивация педагога на реализацию социальных проектов.

8. Результат изменений

Результаты внедрения программы:

  • повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
  • формирование гражданской грамотности учащихся;
  • внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы;
  • возрождение духовных ценностей школьников;
  • улучшение условий для формирования патриотических чувств.

Срок реализации: 3 года

Цель: формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся.

Этапы работы.

Первый этап. Диагностика педагогом уровня сформированности гражданский идентичности, развития эмоционально-ценностного компонента.  На этом этапе проводится тестирование, анкетирование.

На втором этапе, исходя из результатов диагностики, педагог определяет цели и задачи воспитательно-образовательного проекта, выстраивает систему общих рекомендаций, включающих:

  • содержание;
  • виды деятельности;
  • ожидаемые результаты;
  • формы контроля.

Третий этап. Выстраивание системы личного отношения учащихся к реализации проекта. Каждый ребенок выстраивает свой индивидуальный образ темы:

  • определение индивидуальных целей;
  • отношение к выделенным проблемам;

Четвертый этап. Определение роли родителей в реализации проекта.

На данном этапе используются следующие формы работы: беседа с родителями, анкетирование родителей, очное общение, а также с использованием электронных ресурсов, родительские собрания, привлечение  к совместной творческой деятельности, организация поездок на выступление, сопровождение и др.

На пятом этапе - разработка плана - педагогу необходимо разработать план деятельности (темы занятий, мероприятия, конкурсы и т.д.), опираясь на поставленные цели.

Шестой этап. Определение содержания плана, форм работы, приемов и методов, формы определения итогов.

Духовно-нравственное направление

Задачи

Формы работы

Воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям.

Проведение совместных внеклассных мероприятий.

Родительские собрания.

Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Привлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях.

Дни здоровья.

Смотр строя и песни.

Посещение профилактических спектаклей.

Дни профилактики, встречи со специалистами.

Воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни

Дежурство в школе, субботники

Формирование чувства национальной гордости, национального самосознания.

Посещение парадов Победы.

 Участие в акции «Бессмертный полк».

Культурно-историческое направление

Задачи

Формы работы

Вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы.

Классные часы

Благоустройство могилы Неизвестным летчикам

Гражданско-правовое направление

Задачи

Формы работы

Формирование понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности.

Посещение школьного зала боевой славы.

Классные часы.

Развитие реально действующего школьного самоуправления.

Помощь учителю в организации классных праздников, привлекая одноклассников к подготовке и проведению мероприятий.

Военно-патриотическое направление

Задачи

Формы работы

Изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей города.

Посещение краеведческого музея.

Встречи с ветеранами локальных войн, ВОВ, и тружениками тыла.

Поздравления ветеранов с Днем победы.

занятия исследовательской        групповые         факультативы        творческие

      деятельностью                                 занятия                по выбору                мастерские

творческие отчеты                                                                

        творческие кружки

общешкольная конференция         

        

достижений обуч-ся                                                       работа по индивидуальным планам

        конкурсы, марафоны

Для успешного достижения цели проекта  применяются  различные средства обучения: традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (СМИ, мультимедийные средства, проекторы, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети).

Используются средства и способы развития коллективно-творческой деятельности обучающихся, которые реализуются через: различные способы организации деятельности обучающихся. Ведущей я считаю технологию обучения проектной деятельности. Технология обучения проектной деятельности – это способ достижения дидактической и воспитательной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, в процессе проведения которого, дети объединяются в творческие группы и решают интересные, практически значимые и доступные для обучающихся проблемы. В целом, результативность использования метода проектов отразилась как в качестве продемонстрированных проектов – презентаций, подобранного детьми иллюстративного материала для аргументации, так и в растущем интересе к материалу патриотического характера.

Но использование технологии проектного обучения невозможно в отрыве от других образовательных технологий: использование ИКТ,  здоровьесберегающая технология, исследовательская деятельность.

Информационно-коммуникативные технологии позволяют интенсифицировать усвоение материала, развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках, способствуют развитию информационной компетентности, делают изучаемый материал более увлекательным для ученика. Преимуществом использования информационно-коммуникативных технологий является новизна деятельности. В процессе электронного обучения используются интерактивные электронные средства доставки информации, преимущественно Интернет, а также компакт-диски. На моем персональном сайте для школьников содержатся дополнительные материалы, а также ссылки на необходимые ресурсы. Посредством информационно-коммуникационных технологий осуществляется поисково-исследовательская деятельность: подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редактора, создание графических изображений, сканирование, обработка цифрового фотоизображения средствами графических редакторов; создание звукового сопровождения и видеоизображения; - выполнение разнообразных творческих работ , оформление результатов работ на компьютере, подготовка тезисов и творческих работ в электронном виде, отправка работ средствами Интернет ,создание Интернет-сайта. 

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение исследовательских задач с заранее неизвестным решением. В процессе исследовательской деятельности мы реализуем следующие этапы: изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Внедрение в работу здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Здоровьесберегающие образовательные технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.  Это предполагает активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.  

Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительного эмоционального настроя. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника.

Седьмой этап. Интеграция с другими специалистами.

Специалист

Деятельность, результат

Сроки

Психолог

Тестирование, анкетирование, выявление уровня гражданской идентичности, диагностирование уровня эмоционально-ценностного компонента, отслеживание динамики, беседы.

В течение года

Заместитель директора по УВР

Отслеживание результативности работы, информирование педагога о предстоящих конкурсах, акциях и т.д.,  привлечение детей к участию в различного рода мероприятиях.

В течение года

Научный руководитель (при наличии)

Консультирование по подготовке исследовательской работы.

1 – 2 раза в год

Заключительный восьмой этап. Определение способов оценки результатов.

Для диагностики результативности используются следующие методики:

- уровень личностного роста (методика, авторы И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев);

 - уровень развития эмоционально-ценностного компонента (методика «Незаконченный тезис»);

 - уровень сформированности гражданской идентичности.

Способ дальнейшего совершенствования воспитательного процесса заключается в совершенствовании собственной педагогической техники. Ведь только благодаря постоянному творческому поиску, рациональному выбору форм и приемов методов воспитания, современный учитель может успешно реализовать поставленные перед ним цели и задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной образовательной деятельности общеинтеллектуального направления "Секреты фонетики"

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения речью невозможна полноцен­ная познавательная деятельность....

Рекомендации для родителей "Организация воспитательно – образовательной деятельности ребенка в режиме самоизоляции для детей дошкольного возраста"

Сейчас, во время карантина и самоизоляции, многие родители остались дома с детьми на продолжительное время. Возникает вопрос:  «Как организовать деятельность ребенка в течение дня? »...

Технологическая цепь конструирования образовательного маршрута, направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся (в рамках предмета русский язык и литература).

Конструирование образовательного маршрута формирования функциональной грамотности обучающихся.Самостоятельная работа № 2....