"Почему ребенок плохо учится?"
презентация к уроку

Беляева Елена Михайловна

Выступление на педсовете. Входе доклада рассматриваются основные психологические причины школьной неуспеваемости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_rebenok_ploho_uchitsya.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опять двойка?!

Слайд 2

Может все дело в этом?

Слайд 3

Почему ребенок плохо учится?

Слайд 4

Этот вопрос волнует и семью и школу. Рассмотрим основные психологические причины школьной неуспеваемости. По мнению педагогов – ученых (В.Н Шаталов, С.Н Лысенковой ) причина неуспеваемости в несовершенстве методов преподавания . По мнению многих учителей причина неуспеваемости в недостатке волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия, прилежания и контроля родителей. Надо заметить, что в проблеме неуспеваемости лежит не одна причина, а несколько. Бывает, что на первоначальную проблему наслаиваются новые. Как следствие - отставание в учебе.

Слайд 5

Школьники неодинаково реагируют на свою неуспеваемость. В младшем школьном возрасте любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность - с другой, определяют положительное отношение к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Отставание в учении, плохие оценки чаще всего остро, до слез переживаются детьми. Подростки уделяют учебным занятиям уже гораздо меньше внимания. Сфера их жизнедеятельности заметно расширяется: они участвуют в различных кружках, занимаются спортом, много времени отводят играм и развлечениям. В подавляющем большинстве подростки относятся к учебе довольно равнодушно, и успеваемость в средних классах обычно снижается .

Слайд 6

Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессиональной направленности. Если неудовлетворительная оценка получена по предмету не входящему в сферу будущих профессиональных интересов, то отношение к ней будет спокойное, чем к оценке по интересующему его предмету Кроме того, отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника таких как мотивация, взаимоотношение с учителями, родителями, учащимися, характера самооценки и т.д

Слайд 7

Учитель использует скудный и далекий от совершенства набор средств помощи отстающим, так как не умеет хорошо дифференцировать причины неуспеваемости. Малоэффективны!!!

Слайд 9

Среди психологических причин первой группы выделим следующие три: несформированность приемов учебной деятельности; недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка; неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.

Слайд 10

Несформированность приемов учебной деятельности как причина неуспеваемости. Об этих учащихся можно сказать, что они не умеют по-настоящему учиться! Счет в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворения наизусть — даже такие с точки зрения взрослого человека несложные действия можно выполнять не одним, а несколькими разными способами. Ребенок, поступивший в школу и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, часто не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специально необходимым навыкам и приемам, он будет интуитивно находить их сам, и не всегда это будут правильные и эффективные навыки и приемы. К числу наиболее распространенных неправильных и малоэффективных способов учебной работы можно отнести такие, как заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил, недостатки контролирующей деятельности и др.

Слайд 11

Возможны и такие случаи, когда ученик формально усваивает учебные приемы, перенимая у учителя лишь внешнюю сторону их выполнения. Например, они могут вычленять основные части текста по абзацам, а не по смысловым связям, соотносить контурную карту с основной по квадратам, образованным параллелями и меридианами, перенося условные обозначения без учета условий задания . Если специально не обратить внимания на неправильные навыки и приемы учебной работы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию школьника в учебе.

Слайд 12

Как научить правильным способам учебной работы. Наблюдая ученика в учебном процессе и при выполнении специальных экспериментальных заданий, беседуя о том, как он выполняет то или иное учебное задание, учитель может обнаружить ошибки и промахи ученика, обратить на них его внимание и внимание его родителей, научить правильным приемам работы, а родителей — способам контроля за их использованием. Задача состоит не в том, чтобы полностью разрушить нежелательные приемы работы и сформировать новые, а перестроить те, которые реально имеются у неуспевающего ученика. Необходимо помнить, что просто отвергнуть старый способ и заменить его новым не всегда целесообразно

Слайд 13

Ребенок, которого трудно учить. Учащийся, характеризующийся недостаточной сформированностью основных психических процессов. Психолог 3. И. Калмыкова разработала специальное понятие « обучаемость » как восприимчивость к обучению. Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека, влияющих при прочих равных условиях на успешность обучения. Среди слагаемых обучаемости отмечаются обобщенность мыслительной деятельности, экономичность мышления, самостоятельность мышления, гибкость мыслительных процессов и др .

Слайд 14

Мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника. Именно недостатки в развитии мышления, а не памяти и внимания, как это обычно считают в школе, являются распространенной психологической причиной неуспеваемости школьников. Нелегко учащимся выделить основное, существенное, отбросить несущественное, ненужные детали, что наблюдается при пересказе, при подготовке устных уроков, при составлении плана изложения и устного ответа и т. д. Усваивая понятия, дети не различают существенные и несущественные признаки и стремятся в равной мере запомнить как те, так и другие. Другая особенность детского мышления — неумение рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, неумение оперировать одновременно всеми необходимыми для решения задачи данными, неумение одновременно выполнить все требуемые правила действия.

Слайд 15

Нередко от ребенка при решении учебных задач требуется умение увидеть что-то по-новому, с другой стороны, отказавшись от фиксации привычных свойств и включив объект рассмотрения в необычные связи и отношения. Так бывает при решении задач на смекалку, при ответе на такие вопросы учителя, когда требуется не только усвоить последний материал, но и соотнести его с информацией, полученной раньше. Умение преодолеть « однолинейность » мышления, найти новые направления поиска, повороты мысли в решении учебных задач — важнейшая особенность творческого мышления. Трудности, возникающие при смене стратегии, гипотезы, при пересмотре сложившихся привычных, шаблонных способов работы, показывают негибкость мышления; они встречаются не только у детей, но и у взрослых.

Слайд 16

Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводит иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями». К их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети воспроизводят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходный путь — выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т. д.

Слайд 17

Неумение и нежелание активно мыслить — это отличительные особенности рассматриваемой группы неуспевающих учащихся, иногда называемых «интеллектуально пассивными» (Л. С. Славина). Психологи рассматривают интеллектуальную пассивность как следствие неправильного воспитания и обучения, когда ребенок не прошел в течение жизни до школы определенный путь умственного развития, не научился необходимым интеллектуальным навыкам и умениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему ребенок не любит читать и плохо пишет

В статье раскрываются причины дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста....

Почему школьник плохо учится?

Почему школьник плохо учится?...

Почему ребенок плохо учится

Почему ребенок плохо учится...

Почему мой ребенок плохо говорит

Консультация для родителей...

«Почему ребенок себя плохо ведет?» Четыре стиля воспитания, которые приводят к избалованности ребенка

Почему дети ведут себя плохо? Почему они делают нам все назло? Почему им даешь, даешь, а им все мало и мало? Эти частые вопросы родители задают психологу на консультациях. В...

Развитие познавательной активности школьников или «Почему ребенок плохо учится?!»

Развитие познавательной активности школьников или «Почему ребенок плохо учится?!»...

Почему ребенок плохо говорит?

Консультация для родителей...