"Почему ребенок плохо учится?"
презентация к уроку
Выступление на педсовете. Входе доклада рассматриваются основные психологические причины школьной неуспеваемости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Может все дело в этом?
Почему ребенок плохо учится?
Этот вопрос волнует и семью и школу. Рассмотрим основные психологические причины школьной неуспеваемости. По мнению педагогов – ученых (В.Н Шаталов, С.Н Лысенковой ) причина неуспеваемости в несовершенстве методов преподавания . По мнению многих учителей причина неуспеваемости в недостатке волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия, прилежания и контроля родителей. Надо заметить, что в проблеме неуспеваемости лежит не одна причина, а несколько. Бывает, что на первоначальную проблему наслаиваются новые. Как следствие - отставание в учебе.
Школьники неодинаково реагируют на свою неуспеваемость. В младшем школьном возрасте любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность - с другой, определяют положительное отношение к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Отставание в учении, плохие оценки чаще всего остро, до слез переживаются детьми. Подростки уделяют учебным занятиям уже гораздо меньше внимания. Сфера их жизнедеятельности заметно расширяется: они участвуют в различных кружках, занимаются спортом, много времени отводят играм и развлечениям. В подавляющем большинстве подростки относятся к учебе довольно равнодушно, и успеваемость в средних классах обычно снижается .
Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессиональной направленности. Если неудовлетворительная оценка получена по предмету не входящему в сферу будущих профессиональных интересов, то отношение к ней будет спокойное, чем к оценке по интересующему его предмету Кроме того, отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника таких как мотивация, взаимоотношение с учителями, родителями, учащимися, характера самооценки и т.д
Учитель использует скудный и далекий от совершенства набор средств помощи отстающим, так как не умеет хорошо дифференцировать причины неуспеваемости. Малоэффективны!!!
Среди психологических причин первой группы выделим следующие три: несформированность приемов учебной деятельности; недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка; неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.
Несформированность приемов учебной деятельности как причина неуспеваемости. Об этих учащихся можно сказать, что они не умеют по-настоящему учиться! Счет в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворения наизусть — даже такие с точки зрения взрослого человека несложные действия можно выполнять не одним, а несколькими разными способами. Ребенок, поступивший в школу и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, часто не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специально необходимым навыкам и приемам, он будет интуитивно находить их сам, и не всегда это будут правильные и эффективные навыки и приемы. К числу наиболее распространенных неправильных и малоэффективных способов учебной работы можно отнести такие, как заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил, недостатки контролирующей деятельности и др.
Возможны и такие случаи, когда ученик формально усваивает учебные приемы, перенимая у учителя лишь внешнюю сторону их выполнения. Например, они могут вычленять основные части текста по абзацам, а не по смысловым связям, соотносить контурную карту с основной по квадратам, образованным параллелями и меридианами, перенося условные обозначения без учета условий задания . Если специально не обратить внимания на неправильные навыки и приемы учебной работы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию школьника в учебе.
Как научить правильным способам учебной работы. Наблюдая ученика в учебном процессе и при выполнении специальных экспериментальных заданий, беседуя о том, как он выполняет то или иное учебное задание, учитель может обнаружить ошибки и промахи ученика, обратить на них его внимание и внимание его родителей, научить правильным приемам работы, а родителей — способам контроля за их использованием. Задача состоит не в том, чтобы полностью разрушить нежелательные приемы работы и сформировать новые, а перестроить те, которые реально имеются у неуспевающего ученика. Необходимо помнить, что просто отвергнуть старый способ и заменить его новым не всегда целесообразно
Ребенок, которого трудно учить. Учащийся, характеризующийся недостаточной сформированностью основных психических процессов. Психолог 3. И. Калмыкова разработала специальное понятие « обучаемость » как восприимчивость к обучению. Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека, влияющих при прочих равных условиях на успешность обучения. Среди слагаемых обучаемости отмечаются обобщенность мыслительной деятельности, экономичность мышления, самостоятельность мышления, гибкость мыслительных процессов и др .
Мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника. Именно недостатки в развитии мышления, а не памяти и внимания, как это обычно считают в школе, являются распространенной психологической причиной неуспеваемости школьников. Нелегко учащимся выделить основное, существенное, отбросить несущественное, ненужные детали, что наблюдается при пересказе, при подготовке устных уроков, при составлении плана изложения и устного ответа и т. д. Усваивая понятия, дети не различают существенные и несущественные признаки и стремятся в равной мере запомнить как те, так и другие. Другая особенность детского мышления — неумение рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, неумение оперировать одновременно всеми необходимыми для решения задачи данными, неумение одновременно выполнить все требуемые правила действия.
Нередко от ребенка при решении учебных задач требуется умение увидеть что-то по-новому, с другой стороны, отказавшись от фиксации привычных свойств и включив объект рассмотрения в необычные связи и отношения. Так бывает при решении задач на смекалку, при ответе на такие вопросы учителя, когда требуется не только усвоить последний материал, но и соотнести его с информацией, полученной раньше. Умение преодолеть « однолинейность » мышления, найти новые направления поиска, повороты мысли в решении учебных задач — важнейшая особенность творческого мышления. Трудности, возникающие при смене стратегии, гипотезы, при пересмотре сложившихся привычных, шаблонных способов работы, показывают негибкость мышления; они встречаются не только у детей, но и у взрослых.
Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводит иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями». К их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети воспроизводят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходный путь — выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т. д.
Неумение и нежелание активно мыслить — это отличительные особенности рассматриваемой группы неуспевающих учащихся, иногда называемых «интеллектуально пассивными» (Л. С. Славина). Психологи рассматривают интеллектуальную пассивность как следствие неправильного воспитания и обучения, когда ребенок не прошел в течение жизни до школы определенный путь умственного развития, не научился необходимым интеллектуальным навыкам и умениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему ребенок не любит читать и плохо пишет
В статье раскрываются причины дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста....
Почему школьник плохо учится?
Почему школьник плохо учится?...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/30/picture-1110598-1612005503.jpg)
«Почему ребенок себя плохо ведет?» Четыре стиля воспитания, которые приводят к избалованности ребенка
Почему дети ведут себя плохо? Почему они делают нам все назло? Почему им даешь, даешь, а им все мало и мало? Эти частые вопросы родители задают психологу на консультациях. В...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/02/picture-1326475-1617351044.png)
Развитие познавательной активности школьников или «Почему ребенок плохо учится?!»
Развитие познавательной активности школьников или «Почему ребенок плохо учится?!»...