Психологические особенности воспитания детей класса со школьной дезадаптацией
статья (7 класс)

В статье автор говорит о проблемах, встающих перед классным руководителем, подростками и родителями в классе, приводя пример из личного опыта и раскрывает возникающие вопросы и пути их решения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НИКОЛАЕВА Елена Викторовна,

классный руководитель класса,

учитель-логопед ГБОУ школы №350

Невского района г.Санкт-Петербурга,

Россия, г.Санкт-Петербург

Е-mail: nev.73@mail.ru

Психологические особенности воспитания детей класса с школьной дезадаптацией.

Аннотация. В статье автор говорит о проблемах, встающих перед классным руководителем, подростками и родителями в классе, приводя пример из личного опыта и раскрывает возникающие вопросы и пути их решения.

Ключевые слова: школьная дезадаптация (ШД), подросток, классный руководитель, проблемы, цитаты.

Школьная дезадаптация – это расстройство адаптации ребёнка школьного возраста к условиям учебного учреждения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками.

«В мире есть две сложные вещи - воспитывать и управлять» (И. Кант)

Немного поделюсь о том, какие глобальные проблемы встали передо мной на протяжении того времени, когда поставили меня классным руководителем. Я в своей статье привожу много цитат великих педагогов не просто так, благодаря им я находила для себя ответы на многие вопросы.

На протяжении двух лет, я – учитель-логопед, была классным руководителем в средней школе. Сын давно закончил школу без проблем в учёбе и в поведении, и я никогда не думала, что бывает такое…ощущение было, что я «с другой планеты».  В общем погрузилась в чужие проблемы родителей и детей, но оптимизм не покидал меня, и как сказал В.А.Сухомлинский «Оптимизм, вера в человека – неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья воспитателя и воспитанника». Вроде решил одну проблему - уже возникла следующая и…следующая. Один ребёнок постоянно спит на уроках, второй- прогуливает, третий- грубит учителям, четвёртый- дерётся не только со сверстниками, а пятый вообще пьяный приходит. Сразу возник вопрос, что я могу сделать для этих детей? Чем им помочь?

Приведу несколько причин школьной дезадаптации:

  1. Отсутствие элементарных коммуникативных навыков, замкнутость.
  2. Особенности семейного воспитания. Это и отвержение ребенка родителями и гиперопека ребенка.
  3. Самооценка школьника и стиль взаимоотношений с близкими.
  4. Эмоциональная нестабильность и плохое самочувствие.
  5. Специфика организации учебного процесса, не учитывающего индивидуальные различия детей.

С причинами разобрались, они на лицо. Необходимо работать над ними, а их много. Теперь рассмотрим какие ошибки допускают взрослые по отношению к детям.

Типичные ошибки педагогов и родителей:

  1. «При уступчивости дети получают распушенное, а при постоянном противодействии – ложное воспитание» (И.Кант). При упрямстве следует оказывать подростку естественное сопротивление, но не ломать его волю.
  2. В конфликте между сверстниками, взрослым нельзя принимать одну из сторон, так как обе, как правило, не правы, правда где-то посередине.
  3. Требование безусловного подчинения взрослым препятствует выработке собственной позиции.
  4. Расширение оценки успеваемости до оценки личности. Отличная успеваемость не означает высоких личностных качеств и наоборот.
  5. Нельзя захваливать и противопоставлять успехи одного неуспехам другого учащегося, так как снижается или завышается самооценка.
  6. Ошибкой является предъявление неверных ответов на поставленные подростком вопросы (например, в вопросах пола). Ответы должны быть правдивыми, лишь степень детализации должна быть различной.
  7. Нравоучения бесполезны – обращение к подросткам должно быть немногословным, грубость порождает только грубость.
  8. В общении с подростком не должен присутствовать поучительный унижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний. Когда вербальные формы общения неэффективны, используйте невербальные, опосредованные – кинофильмы, статьи, художественную литературу, метод группового обсуждения проблем.

Возникает вопрос «с чего начать работу?», а вернее «с кого?», начинаю с родителей. Увидев их на родительском собрании понимаю, что передо мной сидят те же дети, сразу было видно где чья мама или отец, как говорится «яблоко от яблоньки». «Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» ( В.А. Сухомлинский). Очень правильные и понятные цитаты этого выдающегося педагога – новатора. Рассмотрим на примерах:

  • если мама диктатор, то ребёнок растёт замкнутым;
  • если при ребёнке родители ругают учителей, то и ребёнок делает то же самое в школе;
  • если у взрослого все вокруг виноваты, то и ребёнок винит в своих «двойках» учителей;
  • если родители выпивают или курят, то их ребёнок это же самое попробует в раннем возрасте;
  • вседозволенность дома вызывает в ребёнке протест в школе, и он не понимает и не воспринимает школьные правила и нормы;
  • агрессия и истерика - это признак того, что дома ему уделяют мало внимания, так ребёнок привлекает к себе. Например, дочь живёт только с папой и у него нет времени просто поговорить с ней, так как он зарабатывает деньги;
  • если родители вежливые и воспитанные, то и на ребёнка любо будет глянуть;
  • исключение составлял мальчик, у которого это всё, что перечислено  выше, было «в одном флаконе», так как он был взят из детского дома, видно это гены сказывались.

Главный мой девиз на родительском собрании был «Гладьте своих детей по голове, говорите им чаще как вы их любите, как гордитесь ими». Нельзя, чтобы у подростка было много свободного времени, он тогда начинает искать приключения. Необходимо заинтересовать его спортом, творчеством, музыкой, танцами и т.д. Пусть лучше ребёнок перепробует всего понемногу, он всё равно найдёт то, что его заинтересует больше всего.

Но при всём при этом, существуют ещё причины ШД, которые кроются в самих преподавателях, и в общении со сверстниками. «Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком» (В.А. Сухом-линский). Учитель с учеником не находят общий язык, поэтому учитель не идёт на уступки, например, чтобы дать шанс исправить плохие оценки. Что делать? Ведь я по сути «школьная мама» этим детям. Приходилось подходить к педагогу и объяснять, разговаривать, просить дать ученику ещё один шанс.

Работа велась в самых разнообразных направлениях. Чтобы стать ближе к детям, а также сплотить их, организовывала различные мероприятия: танцы и песни разучивала вместе с ними к праздникам; водила на экскурсию в колледж; ходили в кино; организовала бесплатную поездку на неделю в оздоровительный лагерь (это было незабываемо для всех нас); два раза в год обязательно с родителями накрывали столы с пиццей и соками; на внеурочной деятельности рисовали, общались. Помимо всего этого дети могли рассказать мне самое тайное, то с чем не могли поделиться с родителями, тем самым прислушиваясь к моим советам.

Можно сделать вывод, что профилактика школьной дезадаптации состоит в том, чтобы не допускать развития неблагоприятных ситуаций. Когда один или несколько учеников оказываются эмоционально изолированными от остальных, страдает психика, теряется доверие к миру. Адаптация к школьной среде – процесс стрессовый не только для ребенка, но и для родителей, для педагогов. Именно поэтому задача взрослых на этом этапе жизни ребенка — постараться ему помочь. Нужно учить вовремя решать конфликты, следить за психологическим климатом в классе, организовывать мероприятия, помогающие установить контакт, сближающие детей. А также общаться с родителями и педагогами, вместе вести совместную работу. Это как в логопедии, невозможно одному логопеду справиться с проблемой, только многосторонняя работа (логопед+ педагог + родитель) даст положительный результат. 

Таким образом, проблема дезадаптации в школе требует к себе внимательного отношения. Помогите ребенку справиться со своей внутренней болью, не оставляйте наедине со сложностями, которые наверняка кажутся ему неразрешимыми.

«Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя» (А.Н.Остро-горский).

Список литературы:

  1. https://www.livelib.ru/author/237524/quotes-vasilij-suhomlinskij
  2. https://golubnatalia.jimdo.com/копилка-высказываний-великих-педагогов/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Психологические особенности развития детей дошкольного возраста с ОНР"

Исследователи в области логопедии и специальной психологии отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей и становление их личностных качеств....

Методический материал "Психологические особенности обучения детей с ОВЗ иностранным языкам".

Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) не существует изолированно, она связана с рядом других наук (философией, физиологией, психологией, языкознанием, педагогикой и др.) попирается на установленны...

Статья "Психологические особенности обучения детей с ОВЗ иностранным языкам"

Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) не существует изолированно, она связана с рядом других наук (философией, физиологией, психологией, языкознанием, педагогикой и др.) попирается на установленны...

Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей

      Слово "одаренность" происходит от слова "дар".   Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...

Консультация для родителей "Особенности воспитания детей младшего школьного возраста (6-10 лет).

В консультации идет речь об основных особенностях детей указанного возраста: развитие их мышления, памяти, речи....

Психологические особенности перехода детей в 5 класс. Роль внеурочной деятельности

Материал может быть использован на педсовете, методическом объединении...

Некоторые приемы работы в инклюзивном классе. Психологические особенности развития детей с ОВЗ

quot;Различия между учениками - это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать", - один из основных принципов инклюзивного образования. В...