Урок мужества День освобождения Краснодарского края и завершение битвы за Кавказ
классный час (9 класс)

Кривошеева Татьяна Николаевна

Цель:

  • познакомить с историческими сведениями о войне на Кубани;
  • формирование уважительных отношения к истории родного края, ветеранам, Великой Отечественной войны;
  • воспитание патриотизма.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №100 имени В.С.Пустовойта


https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/10/23/k_59eda488cf29c/434011_1.png



http://www.adygheya.ru/upload/iblock/bd4/AAG2666.jpg

  Разработала

классный руководитель 9 Д класса                                                                                          Кривошеева Т.Н.


Урок мужества:

«День освобождения Краснодарского края и завершение битвы за Кавказ»


Цель: 

  • познакомить с историческими сведениями о войне на Кубани;
  • формирование уважительных отношения к истории родного края, ветеранам, Великой Отечественной войны;
  • воспитание патриотизма.

I. Учитель

Война… Произносишь это слово, и страшные картины встают в нашем воображении. Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей…

Война вошла в каждую семью, принесла тяжелые испытания и страдания, горечь утрат родных и близких.

Как трудно было выстоять, обеспечить армию всем необходимым для Победы! Победа на фронте во многом зависела от успехов в тылу. На предприятии, в поле вышли и стар, и млад, ковали оружие победы, растили хлеб.

Цифры, факты, события утверждают, что кубанцы-люди героические. 469255 земляков в т.ч. 2952 женщины, не вернулись к своим близким, друзьям, родным, к любимым.

Как и миллионы советских людей, они остались на полях сражений о Волги до Эльбы, от Сталинграда до Берлина.

Прах 61 557 погибших кубанцев покоится на территории 36 государств ближнего и дальнего зарубежья. К глубокому огорчению, нам известны имена и фамилии лишь половины павших смертью храбрых.

Война.. ее не вычеркнут из воспоминаний те, кому доверялось сражаться. А мы, потомки победителей, знаем, помним, чтим?... в истории человечества, к сожалению, немало войн, больших и малых. Это потом для Истории будет поле Куликово. Бородино, Прожоровка. А для русского солдата- это все родная русская земля. Нужно вставать во весь рост, и идти в атаку, и умирать в чистом поле под небом России. Так русский человек выполнял испокон веков свой долг, долг защитников отеческой земли…

Огромный вклад в укрепление Красной Армии внесли кубанцы.

Упорнейшее сопротивление врагу в самом начале войны оказали защитники Брестской крепости. Среди них — Петр Газрилов, имя которого носит одна из улиц краевого центра, и многие другие кубанцы.

Героически сражались кубанцы и в битве за Москву. Есть в Краснодаре улица имени Седина. Здесь, в доме рядом с нынешней медицинской академией, жила семья летчика Александра Ивановича Покрышкина. Покрышкин придумал «кубанскую этажерку». Смысл ее заключался в том, что наши самолеты вступали в бой на разной высоте и по очереди заходили на противника со стороны солнца, с выгодных позиций. В этих боях победа всегда была на стороне краснозвездных истребителей.

Александр Иванович Покрышкин совершил за время войны 600 боевых вылетов, принял участие в 156 воздушных сражениях и лично сбил 59 вражеских самолетов. Он стал трижды Героем Советского Союза. Именно в воздушных боях на Кубани, где он уничтожил 2,0 самолетов врага, А. И. Покрышкин стал грозой для фашистских авиаторов.

Но не только в кубанском небе сражались наши земляки. Среди тех, кто является гордостью Кубани — Владимир Абрамович Алексенко, Евгений Яковлевич Савицкий, Тимофей Тимофеевич Хрюкин., ставшие дважды Героями Советского Союза. Наравне с мужчинами в борьбу с врагом вступали кубанские женщины.

Столица Кубани была освобождена от гитлеровских оккупантов в ходе Краснодарской фронтовой наступательной операции, которая началась 9 февраля 1943 года. Ставкой Верховного Главнокомандующего была поставлена задача командующему войсками Северо-Кавказского фронта – не позднее 12 февраля выбить противника из города.

Краснодар освобождали соединения 46-й армии под командованием Героя Советского Союза генерал-майора Ивана Рослого и 18-й армии под командованием генерал-майора Александра Рыжова. В результате решительной атаки 12 февраля советские войска заняли город.

В этот день рано утром бойцы взвода конной разведки лейтенанта Крапивы 121 горно-стрелкового полка 9 горно-стрелковой дивизии Д. Васюков, Х.Адалгиреев, Р.Абрамян и Ю.Ишкинин установили красный флаг на башенке здания крайкома ВКП(б) на углу ул. Красной и ул. им. Ворошилова (ныне ул. Гимназическая).

Оккупация краевого центра продолжалась шесть месяцев. За полгода нацисты уничтожили около 13 тысяч мирных жителей. Впервые в нашем городе фашисты использовали «машины смерти» - душегубки.

В городе были разрушены: 161 предприятие, 613 жилых домов, 17 школ, 5 институтов, три театра, 9 больниц, 20 детских яслей, городской водопровод, электростанция, три трамвайных парка. Общий ущерб городскому хозяйству (без имущества граждан) составил более двух миллиардов рублей (в ценах 1945 года).

Краснодар вошел в десятку самых разрушенных во время войны советских городов, был включён в число 15-ти городов, подлежащих первостепенному восстановлению.

В столице Кубани 14-17 июля 1943 года прошел первый в истории суд над фашизмом. Был организован судебный процесс по делу о зверствах оккупантов и их пособников. Перед судом предстали коллаборационисты, принимавшие участие в военных преступлениях на территории Краснодара и Краснодарского края. В процессе принимали участие советский писатель Алексей Толстой, Герой Советского Союза, знаменитый летчик-истребитель Александр Покрышкин.

Процесс восстановления промышленных предприятий, социальных объектов, учреждений культуры начался в Краснодаре весной 1943 года. После освобождения и до окончания войны было восстановлено 192 библиотеки, 510 изб-читален, 486 клубов, 56 домов культуры, 6 музеев. Довоенный уровень промышленного производства был достигнут только к 1950 году. Тогда же парк сельхозмашин достиг довоенного уровня, а к концу 1950 года производство зерновых культур также вышло на уровень 1940 года. Параллельно с восстановлением велось строительство новых фабрик и заводов. В Краснодаре за 1943-1945 гг. было восстановлено 22 тыс. кв. м жилья.

21 января 1943г.- октябрь 1943г.-начало освобождения Краснодарского края

12 февраля- освобождение г. Краснодара 

Мы помним тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы, помним живых и усопших. И в первую очередь- тех, кому природой предназначено продолжать жизнь.


Чтение стихотворения В. Бакалдина «Они бессмертья не просили…»

Они бессмертия просили.

Сложили головы в бою

за синеву полей России,

за власть Советскую свою.

И не могли они иначе.

Иного не было пути.

Не каждый в списке обозначен

у обелиска на груди.

Не каждому вручить награду

смогла спасенная страна.

Дождь золотого листопада

по всей земле, как ордена.

Склоняет Родина знамена.

Она, как мать, в душе своей

не в срок сгоревших сыновей

всех называет поименно.

Навечно с нами память наша.

Ее сама земля хранит.

Она - в корнях садов и пашен,

Она - металл, она- гранит,

она и подвиг, изваянный,

она и холмик безымянный,

что повиликою повит… 

Подведение итогов



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципального образования город Краснодар

Средняя общеобразовательная школа №100 имени академика В.С. Пустовойта

Урок мужества на тему:

«Памяти В.С.Снесарева, героя Советского Союза»

Классный руководитель 9 «Д» класса

Кривошеева Т.Н.

г.Краснодар

2018

Урок мужества на тему "Памяти В.С.Снесарева, героя Советского Союза"

Цели:

  • воспитывать чувство патриотизма, гордости за Отчизну,
  • сформировать образ истинного патриота и защитника Родины,
  • познакомить учащихся с историей страны и края;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции. 
  • обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств. 

Задачи:
 развивать у учащихся чувство патриотизма и гражданственности;
 способствовать развитию чувства сопереживания людям, выстоявшим в тяжелые дни войны.

Тип занятия: Комбинированный

Вид занятия: Занятие – презентация.

Оборудование: 

•     компьютер с операционной системой MS Windows;

•    мультимедийный проектор, экран;

•    электронная версия урока — презентация, подготовленная в PowerPoint.

Ход занятия.

Сегодня наш Урок Мужества будет посвящен  Снесарёву Владимиру Семёновичу, Герою Советского Союза, лётчику, защищавшему кубанское небо и черноморские рубежи в годы Великой Отечественной войны.

Родился будущий лётчик 15 Июля 1914 года в городе Алчевске, ныне Коммунарск Ворошиловградской области, в семье служащего. Окончил школу ФЗУ (ныне СПТУ № 8) и 2 курса Центрального института физкультуры. С 1936 года на службе в Военно - Морском флоте. В 1941 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков.

С Августа 1941 года сержант В. С. Снесарёв в действующей армии. Служил в составе 32-го ИАП (11-го Гвардейского ИАП) ВВС Черноморского флота.

К Апрелю 1944 года командир эскадрильи 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка (1-я минно - торпедная авиационная дивизия, Черноморский флот) Гвардии старший лейтенант В. С. Снесарёв совершил 302 боевых вылета, в 32 воздушных боях сбил лично 12 и в группе 4 самолёта противника.

16 Мая 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Их было 3 брата: Виктор, Владимир и Василий. Все они получили среднее образование. До войны Владимир работал слесарем. Затем, по путёвке комсомола, братья пошли учиться лётному мастерству в Ейское авиационное училище. Успешно закончив его, в Июне 1941 года, они были направлены в авиацию Черноморского флота, где вскоре и приняли боевое крещение.

Недолго пришлось воевать Виктору и Василию - они геройски погибли в 1941 году при обороне Крыма и Севастополя. Остался в строю лишь средний брат - Владимир. После гибели братьев он стал малоразговорчивым, внешне выглядел старше своих лет, сражался отчаянно, нередко забывая, что человеку и на войне положен отдых. "Мне теперь нужно драться за троих", - говорил он товарищам. И дрался с врагом за троих в небе Севастополя, Туапсе, Новороссийска, Тамани и Керчи.

Встретив войну рядовым пилотом, Владимир в ходе боёв быстро приобрёл опыт, овладел мастерством разить врага. В 29 лет Владимир Снесарёв - командир эскадрильи 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка - стал вновь летать над Крымом и Северной Таврией. Здесь он одержал не одну победу над врагом, каждый раз приговаривая: "Это за Виктора... А это за Васю". Успехи на время повышали его настроение, но затем лётчик вновь уходил в себя до новой победы...

Он один дрался с 8-ю вражескими истребителями, водил звено против 30 "Мессеров"... Самое поразительное, что за войну не погиб ни один из его ведомых или "подопечных", как он сам называл молодых пилотов. А когда прикрывал наших бомбардировщиков, ни разу не позволил врагу сбить хотя бы одну машину.

Кроме воздушных боёв наши лётчики - истребители занимались ещё и "свободной охотой" за вражескими кораблями и транспортом. Обнаружив, они атаковали их пулемётно - пушечным огнём, а иногда и бомбами. Подобные ситуации возникали не раз. Однажды четвёрка "Аэрокобр", ведомая Гвардии капитаном В. С. Снесарёвым обнаружила транспорт водоизмещением до 1000 тонн и охранявшие его корабли. Наши истребители немедленно атаковали противника. В результате двух атак звена были повреждены два сторожевых корабля и вызван пожар на палубе транспорта. Наша группа потерь не имела.

После войны героический лётчик продолжил службу в ВВС. В 1954 году окончил авиационный факультет Военно - Морской академии имени К. Е. Ворошилова. С 1960 года Гвардии полковник В. С. Снесарёв - в запасе. До 1978 работал в Гражданской авиации. Жил в Краснодаре. Умер 13 Августа 1995 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями.

        Мультимедийная презентация к уроку.



Предварительный просмотр:

Планирование воспитательной работы с учащимися

9 «Д» класса

2018-2019 учебный год

                                                         Классный руководитель:

                                                                       Кривошеева Татьяна Николаевна

г.Краснодар

2018

Цели и задачи:        

Цель:

  1. Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе;
  2.  Воспитание гражданских и патриотических качеств личности через пропаганду и утверждение здорового образа жизни.
  3. вырабатывать сознательное отношение к учебе
  4.  сплотить ученический коллектив
  5. формировать у учащихся представление о здоровом образе жизни
  6. продолжать работу по охране здоровья учащихся
  7. продолжать начатую работу по предупреждению правонарушений, профилактике экстремизма, привлекать детей группы «риска» к общественной жизни класса
  8. продолжать развивать систему работы с родителями.

Задачи:

  1. Продолжить развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки;
  2. Формировать представление учащихся об основах самовоспитания и саморазвития;
  3. Учить вести обсуждения вопросов о роли норм и правил жизни человека и общества;
  4. Развивать умение микроколлективов организовывать свою деятельность по участию в коллективно творческих делах и коллективно общественных делах, вырабатывать алгоритмы выполнения поручений;
  5. Способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, споров;
  6. Активизировать участие каждого учащегося в выполнении поручений;
  7.  Развивать культуру общения;
  8. Воспитывать трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  9. Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
  10.  поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности;
  11. привлечение родителей к участию во внеклассной и школьной деятельности.

Прививать:

  • Нормы общения, поведения в общественных местах и дома.
  • Воспитывать уважение к чужому и своему труду.
  • Воспитывать уважение к старшему по возрасту, к себе и друг другу.
  • Воспитывать у учащихся любовь к природе, развивать потребность изучать природу родного края, оберегать её богатства.
  • стороны граждан и общественных организаций.

Самообразование : «Организация работы с родителями»

Литература:

Родительское собрания. 8 класс/Авт.-сост. О.Г. Черных, В.А.Малюхина.-М.:ВАКО, 2014.-176 с.

Дж.Нельсен, Л.Лотт, Х.С. Гленн «1001 совет родителям по воспитанию от А до Я»

Н. Дереклеева «Родительское собрания».

Работа с родителями.

Родительский комитет:

  1. Антонян (Маракян) Шогера Рудиковна – председатель.
  2. Кузнецова Марина Евгеньевна.

План работы с родителями

Сроки

Содержание работы

Сентябрь

Родительское собрание «Решение организационных вопросов 2017-2018 учебный год», «Закон № 1539 – КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» от 26 июля 2008 года»

Октябрь

Родительское собрание. Об усилении контроля за детьми в период осенних каникул.

О выполнении закона Краснодарского края от 21.07.2008 №1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».

О необходимости проведения бесед с детьми о соблюдении правил дорожного движения.

Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях».

Подросток и соц. сети. Медиа – безопасность.

Профилактика травматизма учащихся.

 

Ноябрь

  1. Анализ учебной работы за 1 четверть. Достижения детей в различных видах деятельности. Индивидуальное собеседование с родителями учащихся по текущим проблемам обучения и воспитания.

Декабрь

  1. Заседание родительского комитета. Привлечение родителей к подготовке и проведению новогоднего праздника.
  2. Коллективное творческое дело «Готовимся к новому году».
  3. Индивидуальные беседы с родителями по мере поступления проблем.

Январь

Анализ учебной работы за 2 четверть. Письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности.

Февраль

Заседание родительского комитета «Организация досуга на каникулах»

Март

  1. Праздник мам и бабушек «Славим женщину России».
  2. Индивидуальные беседы и консультации.

Апрель

Анализ учебной работы за 3 четверть. Письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности. Индивидуальные консультации с учителями-предметниками.

Май

  1. Семейная гостиная «Тропинка школьная моя».
  2. Родительское собрание на тему: «Проблема содержания семейного общения. Духовная жизнь семьи».
  3. Знакомство с рекомендациями учителей-предметников на лето (приобретение учебников, рабочих тетрадей и т.д.).

Социальный  паспорт 9 «Д» класса.

Классный руководитель: Кривошеева Татьяна Николаевна

Количество учащихся

Всего:

Из них:

мальчиков

девочек

                               мальчики                девочки                          всего

2002 г.                                                                                    

2003 г.                                                                                                

2004 г.                                                                                          

Полные семьи –

Неполная семья:

№ п/п

Ф.И.О  детей

Категория неполной семьи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Многодетные семьи:

№ п/п

Ф.И.О. детей

Количество детей в семье

Домашний адрес, телефон

1

2

3

4

5

Дети –инвалиды:

№ п/п

Ф.И.О.

Дата рождения

Домашний адрес

ФИО родителей

Группа инвалид.

Форма обучения

1

Количество детей проживающих в Школьном микрорайоне:

Вновь прибывшие учащиеся 2018 году

№ п/п

Ф.И.О.

1

2

        Наличие высшего образования у родителей (количество)

Мамы:

Папы:

Внеучебная деятельность учащихся 9 «Д» класса

№ п/п

ФИО

Название кружка, секции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива:

1.      Общие сведения о классе.

Наш класс сформировался в сентябре 2010 г. Класс успевает по всем предметам. Из 39 человек, ____учащихся учится на «хорошо».

_____ «удовлетворительно». Дети владеют навыками самостоятельной работы, работают в парах и в группах, на уроках учащиеся активны, любознательны, проявляют устойчивый интерес к любой учебной деятельности. В классе хорошая дисциплина. В классе нет детей, злостно нарушающих дисциплину.

2.      Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы.

Учащиеся 9 «Д» класса представляют уже сложившийся коллектив. В классе имеются лидеры. Класс живой, подвижный. В классе нет детей, которых можно было бы отнести к категории «изолированных», «замкнутых», «необщительных».

 

3.      Характер общения учащихся в классе.

Все дети дружны. Проявлений нетерпимости, неприязни, агрессии  друг к другу не наблюдается. Между мальчиками и девочками – отличные взаимоотношения. Все ребята относятся друг к другу с уважением, пониманием, желанием прийти на помощь в трудную минуту. После школы ребята поддерживают добрые отношения с одноклассниками.

 

 4.      Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся.

На уроках дети активны, любознательны, проявляют интерес к учебе, полученным знаниям. По познавательной активности класс делится на две группы:

1)      ребята, способные анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, с развитым мышлением, сообразительностью

2)      ребята с плохой памятью, неустойчивым рассеянным вниманием.

Преобладающее большинство учащихся относится к первой группе, что делает работу с детьми легкой, увлекательной, яркой.

Учащихся на уроке не всегда внимательны, не все выполняют  домашние задания.

В классном коллективе есть ученики с неустойчивым, рассеянным вниманием.

Есть в классе учащиеся с очень высоким потенциалом, у них хорошая память. Есть и ученики, у которых очень плохая память – им очень тяжело дается усвоение учебного материала.

Есть в классе ученики, у которых развито математическое мышление, они сообразительны, способны  анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

5.      Творческий потенциал и творческая активность учащихся.

Учащиеся 8 «Д» класса обладают высоким творческим потенциалом и творческой активностью. Ребята принимают активное участи во внеклассной жизни школы, а именно – школьная ярмара, в классных праздниках, спортивных соревнованиях.

6.      Уровень воспитанности членов коллектива, усвоение ими социального опыта

Класс нельзя назвать очень тихим и скромным, но дети на все замечания реагируют сразу и правильно. Работаем над дисциплиной Дисциплины на уроках  хорошая,  вне уроков и дома    дети ведут себя хорошо. Воспитываем в классном коллективе чуткость, внимательность, честь, долг  и др. Проводятся в классном коллективе беседы, на примере показываем примеры чуткости и внимательности. Совместно с родителями  стараемся сделать классный коллектив более сплоченным: проводим совместные экскурсии  для детей и родителей, посещаем мероприятия городского масштаба.

Постараться в новом учебном году продолжить работу по сплочению классного коллектива, проводить вечера, праздники, посещать театр, кинотеатр, экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по кубановедению «К 70-летию освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков» Тема :«Юные герои большой войны»

Цель: осуществить перенос известных учащимся предметных способов деятельности в модельную ситуацию.Предметные задачи: познакомить с подвигами юных пионеров в годы Великой Отечественной войны.Представл...

Классный час "Освобождение Краснодарского края"

Данный материал сожержит информацию для проведения классного часа "Освобождение Краснодарского края". Для проведения использованы книги, имеющиеся в школьной библиотеке....

75 лет освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков. Завершение битвы за Кавказ

внеклассное мероприятие, урок мужества. Можно использовать для младших школьников и для 5-11 классов...

Урок мужества 75 лет освобождению Краснодарского края и завершению битвы за Кавказ

урок помогает сформровать у обучающихся чувство патриотизма на примерах исторических событий, происходивших в Краснодарском крае в годы Великой Отечественной войны, героических поступков жителей Кубан...

Буклет ко дню освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков

Буклет ко дню освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков...