Час общения "Что такое счастье и как быть счастливым"
классный час (10 класс)

Кострикова Ольга Васильевна

Час общения помогает осмыслить каждому ученику  понятие «счастье» применительно к самому  себе, развивает ценностное отношение к нормам жизни, развивае мышление, способность формулирвать мысли, высказывать свою точку зрения…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_chto_takoe_schaste_i_kak_byt_schastlivym.docx37.59 КБ

Предварительный просмотр:

Школа-интернат №22 ОАО «РЖД»

Воспитатель: Кострикова О.В.

Классный час  «Что такое счастье и как быть счастливым?»

Цель: познакомить учащихся с понятием «счастье»; помочь осмыслить каждому ученику в течение классного часа понятие «счастье» применительно к самому  себе.

Задачи:

1. Развитие ценностного отношения к нормам жизни.

2.Воспитание позитивного отношения к жизни.

3.Продолжить работу над культурой ведения дискуссии, формированием этических категорий, коммуникативной компетентности учащихся.

4.Развивать мышление, способность формулировать мысли, высказывать свою точку зрения

Форма проведения: дискуссия (философский стол)

Оборудование: высказывания о счастье, стихотворения, презентация, видеоролики.

Предварительная подготовка: подобрать высказывания великих людей, стихотворений о счастье,  подготовить участников.

         

 Эпиграф: «Большинство людей счастливы настолько,

 насколько они решили быть счастливыми»

 А.Линкольн

Слайд 1.

 

Ход мероприятия

Воспитатель: Для вас, учащихся 10 класса, не за горами то время, когда вы, закончив школу, расстанетесь с родным домом и вступите в самостоятельную, взрослую жизнь. Какой она будет? Наверно каждому из вас хочется прожить долгую и счастливую жизнь. Но что нужно сделать, чтобы эта мечта стала реальностью, чтобы были счастливы вы и ваши близкие?

Тема нашего классного часа так и называется “Что такое счастье и как быть счастливым?”, и разговор хочется начать с постановки вопроса,   “Когда заканчивается детство?”  Когда, в какой момент оно уступает место взрослению?  Вика Д. и Наташа В. провели опрос родителей класса и учителей нашей школы, где им было предложено ответить на вопрос: “Когда по их мнению заканчивается детство?” Сейчас мы узнаем у них результаты.

Эксперная группа: (Дудакова В., Васютина Н.) – слайд 2.

  1. Сейчас мы вам покажем ролик, из которого вы узнаете мнение учителей. Внимание на экран.

Среди опроса родителей самые популярные ответы были следующие: (слайд 3)

“Большинство наших родителей считают, что детство заканчивается с окончанием школы, когда человек вступает в самостоятельную жизнь. Когда человек вынужден принимать самостоятельные решения.

Воспитатель: Вообще бывает так, что люди редко помнят тот момент, который отделяет детство от юности, но давно замечено, что детство заканчивается, когда человек встречается с какими-либо трудностями, горем, лишениями, решением каких-то проблем.

В разговоре с одной пожилой женщиной на мой вопрос когда закончилось ее детство, она засмеялась и сказала, что оно не закончилось.

Что же, - спросила я, - вы так и не повзрослели?

Повзрослела, - ответила она и неприятности в жизни были, и беды, а детство не кончилось. Как вы думаете, что помогло этой женщине сохранить ощущение детства? – ответы учащихся.

Воспитатель: Вы правы, если человек добрый, веселый, искренний, доброжелательный, то он никогда не стареет душой. Считается, что детство самая беззаботная и счастливая пора – это радость, беззаботность, шалости. Почти все хотят возвратиться хоть на мгновение в безоблачную и беззаботную пору, когда можно было целыми днями гоняться за бабочками, пускать мыльные пузыри с балкона и газетные кораблики весенними лужами, часами рассматривать яркие картинки в больших книгах ...
Чтобы быть счастливым, вовсе не обязательно возвращаться в страну детства. Достаточно хранить в сердце эту крошечные частичку прошлого и надеяться, что она согреет мое будущее жизни и раскрасит в невероятные и удивительные цвета.

 Мы живем не в лучшие времена. Меняется образ жизни, образ мыслей, уходят в прошлое и перестают быть важными многие нормы поведения. С экранов телевизоров каждый день мы видим сцены насилия и убийства. Конечно, мы свободны в выборе пути, но должны оставаться неприкосновенными такие качества характера, которые воспевали поэты всех времен и народов.

Попробуйте назвать эти драгоценные качества (ответы ребят).        

Отрадно заметить, что такие качества человека как доброта, милосердие, человечность не забыты сегодня, которые непременно связаны со счастьем.

Существует множество высказываний древних философов, ученых, писателей современного периода по поводу того, что такое счастье. Тане Земнуховой  было дано задание подобрать такие высказывания. Сейчас она предложит их на ваше рассмотрение. А вы попробуйте выяснить, какой смысл вкладывали выдающиеся умы человечества в слово “Счастье” (слайды 4-5).

Слово Тане: 

  • “Человек , который думает только о себе и ищет во всем свою выгоду не может быть счастливым. Хочешь жить для себя, живи для других”. (Сенека)
  • Счастья целиком без примеси страданий не  бывает».  (У. Шекспир)
  • “Счастлив тот, кто считает себя счастливым”. (Г. Филдинг)
  • “Немножко философии, немножко здоровья и немножко хорошего расположения духа достаточно, чтобы сделать нас счастливыми. Большинство же ищет счастье подобно рассеянному человеку, ищущему свою шляпу, которая у него на голове или которую он держит в своих руках?”. (С. Шарп )
  • “Здоровый нищий счастливее больного короля”. (А. Шопенгауэр)
  • “Поверь мне - счастье только там где любят нас, где верят нам”. (М.Ю.Лермонтов )

Воспитатель: Вот такие высказывания известных людей о счастье вы узнали. А как вы понимаете слово «счастье»? (ответы ребят)

Воспитатель: А как же трактуется слово «счастье» в словарях (слайд 6).

Вот какое определение понятию «счастье» дается в одном из словарей:

Счастье - эмоциональное состояние (эмоция), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни и осуществление своего назначения.

Психологи считают, что «Счастье» - категория сугубо личная! Оно зависит от внутреннего мира человека. Можно просто съесть шоколадку и испытать «Счастье».
Некоторые люди испытывают прилив «Счастья» от занятия спортом, другие от посещения театров. Люди становятся счастливыми от общения с близкими, с друзьями. Надо помнить, что гормоны «Счастья» вызываются физической активностью и любовью, а не злобой и унынием. Счастье – это непрерывное творчество!

Воспитатель: Сколько людей - столько мнений. Счастье - это объемное слово. Но что общего я заметила в ваших ответах, что почти все считают счастьем, когда у вас полная семья, когда рядом есть надежные друзья, когда у человека нет серьезных материальных и других проблем, некоторые считают счастливым человека, у которого есть цель в жизни.

Воспитатель: Кто из вас в настоящее время может сказать, что «Я счастливый человек»?

Почему? (ответы ребят)

Воспитатель: Но не только один человек может быть счастливым, оказывается и страна тоже может быть таковой (слайд 7).

А знаете ли Вы, что категория «Счастье» всегда была объектом исследования социологов многих стран. Такой опрос проводится с  80-ых годов. На сегодняшний момент, компания Gallup  выясняла, какая страна является самой счастливой.  Исследование проводилось в 150 странах по нескольким критериям. Составлявшие их эксперты в области психологии, экономики и статистики выявили шесть "признаков счастья": степень свободы при принятии важных жизненных решений; реальный ВВП на душу населения; наличие людей из ближайшего окружения, на которых можно положиться; продолжительность здоровой жизни; личная щедрость и степень защищенности от коррупции.

В результате опроса, результаты которого опубликовал американский журнал Forbes, выяснилось, что лидер в списке счастливчиков, - Дания, уровень счастливых людей там достиг отметки в 92%.

Вслед за Данией первые позиции в рейтинге распределились следующим образом: Финляндия, Норвегия, Швеция и Нидерланды.

США в списке счастливых стран заняла 14-е место. Россия в рейтинге занимает лишь 73-е место, поделив его с ЮАР, Ливаном, Украиной, Румынией и Словакией.

Счастье – это что-то непонятное, неизведанное. Даже нет нигде точного определения, что же такое счастье. Да и никто, наверное, не сможет дать этого определения.

Почему? (ответы ребят))

Воспитатель: Потому что у каждого человека свое понимание счастья. Для одного человека счастье – когда все родные здоровые, не болеют. Для другого – когда его любят. А для кого-то счастье – просто получить хорошую отметку.

Конечно же, это спорный вопрос?

А сейчас я вам предлагаю высказать свое мнение по следующим ситуациям.

Можно ли считать счастливыми: (слайд 8)

  • Человека, выигравшего в лотерею
  • Невесту на свадьбе
  • Студента, сдавшего трудный экзамен с помощью незамеченной преподавателем шпаргалки
  • Погибающего за идею человека
  • Мать, только что родившегося ребенка
  • Вора, «удачно» совершившего кражу?

Воспитатель: Нет, наверное, на Земле человека, который не мечтал о счастье.

Иногда мечта становится жизненной целью, достигнув которую, человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые цели. Жизнь как лестница, ведущая в будущее. Каждая ступенька - наши желания и мечты. Как построить свою лестницу жизни, чтобы чувствовать себя счастливым?

Но прежде чем начать наш разговор, я хотела бы познакомить вас с нашим гостем, мистером Икс (выходит десятиклассник с бабочкой и в цилиндре). Он разработал свой проект лестницы к счастью и пришел, чтобы услышать ваше мнение о своем проекте (путь к счастью)

Слайд 9.

Свою жизнь мистер Икс представляет в виде высокой, крутой горы, вершину которой он назвал "Пик счастья". Кто покорит эту вершину, тот и будет счастливым. Люди карабкаются по крутым склонам, цепляясь за малейшие уступы, но вновь и вновь падают, получая синяки и ушибы. Некоторым удается с разбега запрыгнуть на вершину, но долго удержаться там никому не удается, и они кубарем катятся вниз, набивая все новые шишки.

Мистер Икс подошел к делу по-научному. Он решил построить свою жизненную лестницу и взбираться по ней постепенно, от ступеньки к ступеньке. Каждая ступенька - это маленькая цель, достигнув которой, он  тоже будет испытывать счастье. Так, перемещаясь от ступеньки к ступеньке, он и достигнет своего заветного Пика счастья.

Мистер Икс: (ученик)

        Материал для своей лестницы я  выбрал самый благородный - свои жизненные ценности. А их у меня  всего три: деньги, на которые можно купить почти все, власть, дающая то, чего не купишь за деньги, и слава - символ общественного признания, когда я в восхищенных глазах людей вижу  отражение своего жизненного успеха.

(Воспитатель: как вы считаете, прочными ли будут эти ступеньки? Можно ли будет подняться по ним на пик счастья?

Воспитатель:

А вот еще одна лестница жизни. Православный монах Иоанн Лествичник описал ее в книге "Лестница" (слайд 10).

Он тоже советует своим братьям не спеша подниматься по лестнице жизни. На каждой ступеньке человек должен побороть какой - то свой недостаток: зависть, гордость, лживость, болтливость, обжорство. Каждая ступенька - это обретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, смирение, скромность. Как вы считаете, если человек будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины счастья?

Итак, мы увидели две разные лестницы, ведущие к пику счастья.

Сравните их.

(если не прозвучит у детей, то следует добавить, что у мистера Икс ничего не говорится об отношениях с людьми)

Воспитатель:

Мистер Икс считает, что счастье - это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье за деньги не купишь. Он ошибается, считая, что счастье в славе. Добрая слава действительно радует человека. А от славы он не знает, как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.

Итак, мы увидели, что мнимые ценности создают лишь видимость счастья и успеха. Только истинные ценности могут  сделать человека счастливым.

Воспитатель: (слайд 11)

В этике счастье – это состояние удовлетворенности жизнью, зависящее от разных причин и понимаемое либо поверхностно, либо глубоко. Группа ребят выяснила, что есть  пять уровней счастья.

Выступление группы ребят (слайды 12-17)

 Первый, с точки зрения этики, – самый низший уровень, радость от самого пребывания на земле.

Взрослыми это ценится редко. Только постарев и потеряв здоровье, мы начинаем понимать, как счастливы были когда-то одним лишь ощущением бытия. Недаром о некоторых говорят: он радуется жизни, как ребёнок.

Радуетесь ли вы красоте осенних листьев и свежести ветра, цените ли каждое мгновение жизни? Остановитесь. Посмотрите вокруг. Постарайтесь увидеть чудо в земных приметах.

Вторым уровнем счастья этика считает материальное благополучие. К сожалению, пока труднодоступное в нашем обществе. Хотя говорится, что не в деньгах счастье, но без необходимого не проживёшь. Произошла невольная подмена ценностей. Желание утвердиться на второй ступени доминирует сейчас у многих над всеми прочими стремлениями... Нельзя осуждать за это людей, но всё-таки страшно становится, когда видишь духовную опустошённость, бедность мысли и чувства...

Третий уровень – общение, дружба, любовь во всём многообразии их проявления. Если человек владеет этими великими дарами, казалось бы, что ещё нужно для счастья!

Но мудрая этика напоминает, что любовь не вечна и посещает не всех. С дружбой тоже не всё так просто. Сколько написано об этом! Немецкий поэт Л. Тик считал, что все люди любят или, по крайней мере, думают, что любят, «но лишь очень немногим дано быть друзьями в подлинном смысле слова». Поэтому это не окончательное счастье.

Следующая, четвертая ступень, – творчество. Это не только занятия искусством и понимание его, хотя и то и другое требует немалых усилий, способно удовлетворять нас длительно и бесконечно. В процессе творчества обычно мобилизуются наши внутренние возможности, о которых мы часто не знаем. Это и радостно, и мучительно.

И, наконец, пятый, высший уровень счастья – делать счастливыми других, улучшать и совершенствовать окружающую жизнь

Воспитатель:

Любовь и счастье не могут друг без друга. Любовь без счастья уходит, а счастья без любви не бывает. Существует красивая притча о любви и о счастье и о том, как сделать счастливыми других (слайд 18).

(Видеоролик про любовь и счастье)

Воспитатель: А можно ли человека заставить быть счастливым?

(ответы детей)

Наиболее сильные положительные чувства вызывает любовь, хотя также известно, что она вызывает и самые отрицательные эмоциональные переживания. Полнота жизни человека во многом зависит от того испытал ли человек в своей жизни это чувство. Ведь любовь, если она взаимна, заражает человека энергией, вдохновляет его на подвиги, помогает жить. В. Высоцкий в своей “Балладе о любви” писал:

“Я дышу и значит я люблю,
Я люблю и значит я живу.
         Свежий ветер избранных пленил,
                С ног сбивал, из мертвых воскрешал.
   Потому что, если б не любил
                 Значит бы не жил, значит не дышал!”

Как вы понимаете смысл этих стихов? Согласны ли вы с его утверждением? Ощущенье счастья во многом зависит от особенностей человека. Есть люди, которые, несмотря на жизненные невзгоды, счастливы, а есть и такие, которые всегда находятся в депрессивном состоянии. Вам наверно знакома и та и другая категория людей. Человек - система самонастраювающаяся и от того, какую центральную идею жизни человек выбирает, и зависит его личный успех и аура, которую он создает вокруг себя, и отношения с людьми, и ощущенье счастья.

Сейчас я вам предлагаю  игру « Недописанные тезисы». Вы должны постараться их дополнить, т.е. высказать свою точку зрения  (слайд 19)

Тезисы:

  1. Мое личное счастье в том, что…
  2.  Самые счастливые люди те, кто...
  3.  Когда человек счастлив, он…
  4.  Высшее счастье – это…
  5. Кого я считаю счастливым человеком, так это…
  6. Чего мне сегодня не хватает для счастья, так это…
  7. По – настоящему счастливый человек – это…
  8.  Есть на свете идеально счастливые  люди, я думаю, что…
  9. Быть счастливым – это значит…
  10. Счастье приходит тогда, когда…
  11. Чтобы стать счастливым человеком, надо…

Воспитатель: Давайте подведем итоги, предлагаю Вам выполнить творческое задание.

 Каждому   в течение 5 минут необходимо определить «Слагаемые человеческого счастья». Но вы не просто так будете записывать ваши мысли, а оформите их в виде цветка, как в известной сказке «Цветик-семицветик» или в виде лучей солнца (на столах у ребят лежат маркеры, листы бумаги,  по окончании работы каждый  выступает с результатами работы) – слайд 20.

Воспитатель: Итак,  для счастья необходимы семья, общение, друзья, понимание, милосердие, вера, любовь, цели и т.д. А чтобы быть счастливыми, необходимо придерживаться нравственных норм жизни: (слайд 21)

- Делай добро!

- Люби и прощай людей!

- Относись к людям так, как бы хотел, чтобы они относились к тебе.

- Найди свой смысл жизни.

- Бойся обидеть человека.

- Умейте дарить людям радость.

- Помни: вежливость, доброта, дружелюбие в отношениях - это взаимно.

- Вырабатывай в себе следующие качества:

  • не допускай ссор, драк, крика, угроз – это унижает человека,
  • дорожи честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков,
  • помогай младшему, незащищенному, будь справедлив. Эти нравственные нормы стали нормами вашей жизни. Очень хочется, чтобы после сегодняшнего классного часа, вы задумались над тем счастливы ли вы и что нужно сделать для того чтобы было хорошо и вам, и окружающим вас людям.

Воспитатель:  Сегодня мы с вами рассмотрели одно непростое понятие – понятие счастья, с которым человек старается идти в ногу по жизни. Но не у всех это получается. Еще раз хочу пожелать, чтобы в вашей жизни счастье шло с вами в ногу, но для этого вы должны быть добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. И тогда счастье вас не подведет.

Послушайте стихотворение Эдуарда Асадова (читает ученик)

Дорожите счастьем, дорожите!

     Замечайте, радуйтесь, берите

      Радуги, рассветы, звезды глаз —

Это все для вас, для вас, для вас.

Услыхали трепетное слово

Радуйтесь. Не требуйте второго.

 Не гоните время. Ни к чему.

Радуйтесь вот этому, ему!

Сколько песне суждено продлиться?

Все ли в мире может повториться?

Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз...

Разве будет это тыщу раз!

На бульваре освещают вечер

Тополей пылающие свечи.

Радуйтесь, не портите ничем

Ни надежды, ни любви, ни встречи!

Лупит гром из поднебесной пушки.

Дождик, дождь! На лужицах веснушки!

 Крутит, пляшет, бьет по мостовой

 Крупный дождь, в орех величиной!

Если это чудо пропустить,

Как тогда уж и на свете жить?!

Всё, что мимо сердца пролетело,

Ни за что потом не возвратить!

Хворь и ссоры временно оставьте,

Вы их все для старости оставьте.

Постарайтесь, чтобы хоть сейчас

Эта «прелесть» миновала вас.

Пусть бормочут скептики до смерти.

Вы им, желчным скептикам, не верьте —

Радости ни дома, ни в пути

Злым глазам, хоть лопнуть, — не найти!

      А для очень, очень добрых глаз

Нет ни склок, ни зависти, ни муки.,

Радость к вам сама протянет руки,

Если сердце светлое у вас.

Красоту увидеть в некрасивом,

Разглядеть в ручьях разливы рек!

Кто умеет в буднях быть счастливым,

Тот и впрямь счастливый человек!

И поют дороги и мосты,

 Краски леса и ветра событий,
Звезды, птицы, реки и цветы:        .

Дорожите счастьем, дорожите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуационный классный час - Что такое счастье?

Классный час также по методике Н.П.Капустина. Проводился на этапе конкурса "Учитель года 2010"...

"Что такое счастье?"

Презентация к замечательному стихотворению Эдуарда Асадова.Перед просмотром советую увеличить размер фото в презентации. (Фотографии и картинки сжаты, чтобы загрузить на сайт)...

Коррекционное занятие "Что такое счастье"

Воспитывать у детей этические нормы поведения в обществе....

Внеклассное мероприятие "Что такое счастье?"

Внеклассное мероприятие для 8-9 классов. Форма проведения - диспут. Этот материал можно использовать и  на внеклассном мероприятии по литературе....

внеклассное мероприятие "Что такое счастье?" (театрализованное представление)

Цель мероприятия: дать представление о том, что под собой подразумевает понятие «счастливая семья»Задачи:·         научить анализировать особенности ...

Презентация "Что такое счастье и как быть счастливым"

Презентация к классному часу "Что такое счастье и как быть счастливым"...