Проектная деятельность в работе учителя
статья (5, 6, 7 класс)

Боброва Елена Леонидовна

Проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. 

Проектная деятельность поддерживает детскую индивидуальность и помогает сложиться учебному сообществу, поскольку учит детей видеть и слышать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_v_rabote_uchitelja.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В РАБОТЕ  УЧИТЕЛЯ

Автор статьи

учитель  музыки,

педагог дополнительного образования

БОБРОВА  Е.Л.

Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но оказывается, что во многих ситуациях куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Пример очень простой. Допустим, один человек знает 1 000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает недоумённо пожимать плечами и делать руками непонятные жесты. А владеющий лишь сотней слов, ухитряется толково ответить на вопрос или узнать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Вот с этим у российских школьников большие проблемы.

        Переход на новые образовательные стандарты и смена парадигмы со «знаниевой» на «деятельностную», предопределяет перенос акцента с изучения основ наук на умение применять полученные знания в повседневной жизни.. Эксперты отмечают беспомощность наших школьников в ситуациях, близких к реальным, оторванность полученных ими знаний от их повседневной жизни. Современный молодой человек должен сегодня не столько что-либо знать, сколько уметь учиться применять знания. Не «знаю, что», а «знаю, как» Всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение делать выводы. Для достижения  поставленных целей, необходимы консолидация усилий учителей и классных руководителей и использование ими современных педагогических технологий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка, за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности и включение школьников в активную учебную, творческую и социальную деятельность. Поэтому воспитательная работа в классе строится на использовании педагогических технологий, которые обеспечивают реализацию «деятельностного» подхода в воспитании:

  • метод проектов;
  • образовательные путешествия;
  • технология коллективных творческих дел;
  • информационно-коммуникационные технологии.

 Рассмотрим проектную деятельность в работе классных руководителей.

 В данном случае проектом называется последовательность шагов от замысла до получения некоторого продукта. Проект всегда уникален и единичен, так как результатом этой деятельности является не только продукт, но и извлечённые уроки, т.е. опыт, который будет использоваться в дальнейшем. Дж. Дьюи: «Образование через опыт».

Анатомия проекта

Проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.  

Проектная деятельность поддерживает детскую индивидуальность, подавляемую традиционным обучением. Она помогает сложиться учебному сообществу, поскольку учит детей видеть и слышать друг друга.

Проектная деятельность является ведущей в подростковом возрасте, гарантирующей развитие ответственности, инициативности, самостоятельности. Учащиеся получают положительные эмоции от результатов своих поисков, учатся преодолевать отрицательные эмоции, связанные с неудачными попытками решить стоящую проблему.

Наиболее естественно рождаются проекты школьников в рамках учебных курсов. В этом случае учебный предмет становится отправной точкой появления ученического интереса.

Школьный проект имеет следующую структуру:

  1.         Название проекта. 

           Оно может быть любым, но стоит вспомнить всё–таки поговорку капитана Врунгеля: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт».

Мы осуществили следующие проекты:

  • «И помнит мир спасённый…»(Великая Отечественная война на карте города)
  • «Тайна рождественской звезды»
  • «Мосты повисли над водами»
  • «Лицейские мудрецы»

       2. Участники проекта (руководитель, педагоги, проектные группы, родители)

           

             Например, в проекте: «Голландское солнце цветёт на столе» ребята делятся на группы:

  • «историки»  - выясняют историю тюльпанов в  разных странах и эпохах, историю названия цветка
  • «биологи» - выясняют строение тюльпанов, выбор сортов для посадки
  • «растениеводы» - выясняют особенности выращивания в зимних условиях, готовят «колыбельку» для будущего цветка, делают памятку « Практические советы по выращиванию тюльпанов»
  • «экологи» - узнают, занесён ли тюльпан в Красную книгу, создают плакаты в защиту природы «Земля – наш общий дом»
  • «литераторы» -  ищут легенды, стихи, сказки, пословицы и поговорки, сами сочиняют сказку, стихотворение
  • Цветочный этикет - выясняют, как правильно дарить цветы,  составляют памятку

        3. Проблематика. 

            Определение того, что необходимо сделать. Поиск и отбор информации, разделение процесса решения на отдельные шаги с конкретными задачами. 

Проблемные вопросы проекта «Отчего бежит река?»:

      Почему Нева так названа?                 Куда плывет кораблик?

      Что было, когда нас не было?                От чего зависит скорость течения реки?

      Откуда в реке вода?                        Обитаема ли река?

Как нам помочь реке?

Учебные вопросы проекта:

Какие исторические события связаны с нашей рекой?

Какие архитектурные сооружения есть на ее берегах?

Достаточно ли благоустроены берега нашей реки в черте города?

Судоходна ли Нева?

Где находится исток Нева? Куда она впадает?

Как измерить глубину реки?

Как измерить скорость течения реки?

Какие животные обитают в реке и на берегах?

Какие растения растут у реки?

Каковы источники загрязнения воды в реке? Как можно с этим бороться?

4. Цель проекта. 

    Необходимо указать, для чего затевается работа. Следует помнить, что цель должна отвечать следующим требованиям:

  • реалистичность

Можно запланировать исследование ВСЕХ мостов Петербурга, затратив на это полжизни. Это называется «достать звезду с неба». А можно тематически подобрать объекты исследования: мосты через Неву, первые мосты, мосты через реки и каналы города.

  • достижимость  

Цель должна попадать под определение «Трудно, но выполнимо», должна бросать вызов. Такие цели дают возможность роста, мобилизуют возможности. В следующий раз можно поставить  более амбициозную цель и так далее, по нарастающей. Достижение целей «на вырост» даёт более быстрое продвижение вперёд и укрепляет уверенность в себе.

  • конкретность

Ставя цель, прежде  всего, надо задать себе вопрос: что Вы хотите получить в результате её выполнения?

  • измеримость

Предполагает ответ на вопрос: «Что должен научиться делать ученик? Как я, взрослый, делаю это сам?»

  • определение во времени

Цель должна быть чётко определена во времени, иметь конкретные сроки достижения. Корова должна быть куплена 1 мая 2011 года.

        5.Планирование - поиск оптимальных способов достижения цели.

Есть такая истина: «Если вы потерпите поражение при планировании, то наверняка запланируете своё поражение».

        6. Продукт, презентация - проектные группы представляют результаты своей работы.

Виды презентаций проектов могут быть различными, например:

  • Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа)
  • Деловая игра
  • Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий
  • Диалог исторических или литературных персонажей
  • Защита на Ученом Совете
  • Игра с залом
  • Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций
  • Инсценировка реального или вымышленного исторического события
  • Научная конференция
  • Отчет исследовательской экспедиции
  • Путешествие
  • Реклама
  • Ролевая игра
  • Соревнования
  • Спектакль
  • Спортивная игра

Результаты работы оцениваются экспертной комиссией из числа педагогов, родителей, учеников.

Лист для оценки работы группы

Вопросы

Ответы

Формулировка задачи в группе

(как группа приступила к работе, сразу стали выполнять задание 1, сначала ознакомились со всеми заданиями и т.п.)

Планирование работы в группе

(приступили к решению все вместе, распределили задания и т. д.)

Взаимодействие членов группы в ходе работы (отсутствие взаимодействия, обсуждение своих решений, помощь друг другу и т. д.)

Лидер в группе (наличие лидера, его появление стихийное, по решению группы)

Организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов каждым учащимся)

По окончании проекта важно ответить на вопросы: что появится или изменится в результате осуществления проекта? как это можно будет увидеть?

Анкета (до/после презентации)

Поставь отметки на оценочных шкалах:

1) Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

1

2

3

4

5

6

7

2) Оцени, насколько сложным для тебя оказались предложенные задания

1

2

3

4

5

6

7

3) Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).

1

2

3

4

5

6

7

4) Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1

2

3

4

5

6

7

        5) Хотел бы ты работать ещё раз в той же группе? (Обведи)

                     

                                Да                            Нет

            Почему?______________________________________________________________

        

        Возможно написание участниками проекта рефлексивных отчётов:

Чему ты научился? Полезны ли эти навыки? Как они могут пригодиться тебе в будущем?

Что является самым важным в работе вашей группы?

В чём твоё главное личное достижение?

Довелось ли вашей группе допустить ошибку в работе? Какой вывод вы сделали?

Общие правила для руководителей проектов

1.  Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со стереотипными банальными решениями.
2.  Важен процесс исследовательского поиска, а не только  результат.
3.  Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
4.  В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.
5.  Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
6.  Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.
7.  Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
8.  Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.
9.  Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно..
10.  Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.
11.  Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
12.  Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде..
13.  Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в работе учителя английского языка (презентация)

Рассказ о том. что такое метод проектов и как его использовать на уроке и во внеурочной работе с учениками...

проектная деятельность в работе учителя

1. проект по профориентации в 9 классе,2.проектная деятельность при исследовании изобразительных  средств....

Проектная деятельность под руководство учителя швейного дела Денякиной С.В.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение«Бахчисарайская специальная школа-интернат»     Выполнение проектной деятельностипод руководством учителя швейного дела...

Проектная деятельность в творчестве учителя

Выступление на школьном педсовете ГБОУ Школы № 1987 г. Москвы 21 февраля 2017 года...