Воспитательная система класса "Оптимизм - путь к успеху"
рабочая программа (10 класс)

SchkuratOlgaAnatolewna

       Сегодня жизнь преподносит нам много сложных проблем. Поэтому  общеобразовательные учреждения ищут пути создания новой более совершенной системы для решения приоритетных задач воспитания подрастающего поколения, так как специфика воспитательной работы определяется идеологией содержания образования в школе, социальным заказом, уровнем развития родителей и самого ребенка.

         Очень важно, чтобы система внеклассной работы повышала социальную значимость деятельности школьников, делала их более “взрослыми”. Это предполагает создание в классе таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе. Одно из направлений модели внеклассной работы - это развитие детского самоуправления, общественный характер которого определяет естественное сочетание социальных потребностей ребенка с возможностями образовательного учреждения
Именно поэтому в классе  ведется активная работа по созданию воспитательной системы, которая должна обеспечить наиболее благоприятные условия для развития личности  ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema_klassa_optimizm_-_put_k_uspehu.docx173.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №7»

городского поселения Талинка

(МКОУ «СОШ №7»)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА

Оптимизм -

путь к успеху

                           

«Социализация старшеклассника»

                                                                                                          Разработчик:   Шкурат  О. А.

учитель высшей квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ

1 Паспорт-------------------------------------------------------------------------------------3

2 Актуальность темы--------------------------------------------------------------------- 4

3 Условия становления и возникновения опыта--------------------------------- 5-6

4 Теоретическая база опыта----------------------------------------------------------- 6-8

5 Ведущая идея----------------------------------------------------------------------------- 9

6 Технология опыта--------------------------------------------------------------------10-15

7 Планируемые  результаты--------------------------------------------------------------16

8 Адресная направленность---------------------------------------------------------------16

9 Список литературы-----------------------------------------------------------------------17

Приложение  -------------------------------------------------------------------------------- 18

ПАСПОРТ

1. Наименование воспитательной системы

 Оптимизм – путь к успеху.

2. Основание для разработки программы

Успешный опыт воспитательной работы классного руководителя по созданию условий  для успешной социализации  личности школьника (саморазвития,  самовоспитания и самореализации  учащихся через классное самоуправление).

3. Автор программы

Классный руководитель   10б  – Шкурат О.А.

4.Условия достижения

Использование опыта работы  классного руководителя   по созданию условий  для успешной социализации старшеклассника ,  саморазвития,  самовоспитания и самореализации  учащихся.

5. Основные направления

«Здоровый образ жизни»

«Сотвори  свое будущее – воспитай себя»

«Я – Гражданин»

«Семья»

«Образ жизни»

«Сделай выбор»

6.Сроки реализации

2018 -2020 годы.

7. Исполнители программы

Классный руководитель, сообщество   учащихся, родителей, педагогов и организаторов дополнительного образования.

8. Ожидаемые результаты

Образованные, высоко - нравственные, социально – активные

люди, которые могут самостоятельно принимать решения  в

ситуации выбора, способные к сотрудничеству. Отлитличающиеся  мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

9. Система контроля

Систематический анализ результатов личностного роста учащихся, проведение мониторинга воспитанности на этапах  реализации.

Пояснительная записка

  Воспитание - это многократное питание души и духа

 посредством взаимодействия, взаимоуважения,

взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимопринятия

классного руководителя и ученика

Н.И. Лобачевский

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

  1. Актуальность.

      Проблемы воспитания молодого поколения в XXI веке настоятельно продвигают нас к анализу и осмыслению того, что наработано в прошлом и настоящем опыте воспитательной деятельности и выбору всего значимого и позитивного. Наше время отмечено усилением воспитательных мотивов на всех уровнях общества. В педагогический лексикон возвращаются понятия: «нравственность», «духовность», « патриотизм», « гражданственность». Появилось понятие  «социальная активность».

    Развивающемуся обществу нужны современно - образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Политическая и экономическая обстановка в стране создает потребность в новом типе молодого человека-будущего члена общества, его строителя, организатора, руководителя. Жизнь делает запрос на человека, имеющего «опыт успеха», уверенного в себе, умеющего брать на себя ответственность, принимать решения, анализировать результаты, знающего, чего он хочет от жизни и способного изменить ее к лучшему. Поэтому актуальной становится задача отбора и подготовки социально перспективной молодежи, потенциальных лидеров, которые должны обладать определенным набором знаний и умений, способных выдвинуть их в будущем на ступени общественного управления:

-умением общаться, понимать механизмы взаимодействия между людьми;

-умением вызывать к себе симпатию окружающих и понимать ценность находящихся рядом людей;

-умением четко и доходчиво излагать свои мысли;

- умением быть внимательным, не просто слушать, но слышать окружающих, понимать те мысли, которые они высказывают или хотят высказать;

-умением нестандартно мыслить и находить выходы из сложных ситуаций, и т. д.

Для будущего России важен не только профессионализм людей, которые будут создавать богатство страны, но и то, какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция. Каковы наши дети сегодня, таким будет общество завтра. Если нам небезразлично, кто будет управлять нашей страной, то этих людей надо готовить уже сегодня. На это и рассчитана программа воспитательной деятельности « Оптимизм – путь к успеху».

Системный подход к воспитанию учащихся позволяет сделать этот процесс более целенаправленным, управляемым и эффективным. Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.

     Все вышеизложенное привело меня к необходимости создания  программы воспитательной работы с учащимися 10-11 классов «Оптимизм -  путь к успеху», при разработке которой  основными приоритетами для меня стали:

развитие личностных качеств, являющихся основой для успешной самореализации в жизни;

формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;

 приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;

триединство «учитель - ребенок - семья», динамично развивающееся.

«Успех» - это ни что иное как естественный результат последовательного применения основных принципов успеха в жизни.

«Успех» - это постоянное вымеренное продвижение к цели, а также достижение цели.

«Успех» - это процесс поворота от чего - то к чему-то лучшему, от бездеятельности к занятиям.

«Успех» - это ответ на призыв меняться, расти, развиваться и становиться, на призыв продвинуться  на лучшее место.                 

УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОГРАММЫ


       Сегодня жизнь преподносит нам много сложных проблем. Поэтому  общеобразовательные учреждения ищут пути создания новой более совершенной системы для решения приоритетных задач воспитания подрастающего поколения, так как специфика воспитательной работы определяется идеологией содержания образования в школе, социальным заказом, уровнем развития родителей и самого ребенка.

         Очень важно, чтобы система внеклассной работы повышала социальную значимость деятельности школьников, делала их более “взрослыми”. Это предполагает создание в классе таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе. Одно из направлений модели внеклассной работы - это развитие детского самоуправления, общественный характер которого определяет естественное сочетание социальных потребностей ребенка с возможностями образовательного учреждения
Именно поэтому в классе  ведется активная работа по созданию воспитательной системы, которая должна обеспечить наиболее благоприятные условия для развития личности  ребенка.

        Цель классного самоуправления: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала детей. Самоуправление в классном коллективе – это действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно с взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально значимых  задач. Данная система предполагает в каждом ребенке, прежде всего, увидеть личность,  раскрыть его  внутренний мир, выявить его  наклонности  и потенциальные возможности.

    У современных школьников значительно расширен кругозор, им доступна любая информация, в том числе и та, которая нарушает покой и психическое равновесие. Как сохранить детство здоровым, полноценным, радостным? Как направить их познавательную активность в нужное русло? Успехи класса не возникают на пустом месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагогов, учащихся, родителей. Благодаря этому достигается педагогически целесообразная согласованность целей, задач, стимулов, средств воздействия на учащихся и методов организации деятельности школьников. систему класса.

Цель  воспитательной системы:

     Способствовать воспитанию высоко - нравственных, социально – активных людей, которые могут самостоятельно принимать решения  в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся  мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое развитие.

Задачи:

Способствовать формированию познавательного потенциала учащихся: развитость мышления, познавательная активность, навыки исследовательской деятельности.

Способствовать развитию у учащихся внутренней  потребности к самосовершенствованию и саморазвитию,  навыков управления собой: своими эмоциями, мыслями, поступками,   лидерских качеств.

 Способствовать профессиональному и жизненному самоопределению старшеклассников.

Способствовать развитию умений пользоваться знаниями о здоровом образе жизни, жить по принципу: «В здоровом теле – здоровый дух», нравственных и гражданских качеств личности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  БАЗА   ПРОГРАММЫ

 Система воспитания – это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующий в опыте, в практике заданные цели воспитания.

Своеобразное подтверждение этого тезиса можно найти в позиции Е. Н. Степанова, отстаивающего правомочность употребления понятия "воспитательная система класса". Он определяет ее как «...способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива». Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель. Технологию организации и воспитания детского коллектива определяют важнейшие положения разработанных в теоретических концепциях С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, Н.Е. Щурковой, Т.Е. Конниковой, И.Б. Ивановой, А.Т. Курагина и др.

 Воспитательная система построена  с учетом  следующих документов:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
  • Закон Российской Федерации “Об образовании”;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Устав муниципального образовательного учреждения  МКОУ «СОШ№7»;
  • Положение о Совете школы МКОУ «СОШ№7»

Содержанием воспитательного процесса являются совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении на основе педагогики сотрудничества. Принципиально новый вопрос поставлен перед учителем-участником процесса педагогического творчества: «Каким должно быть содержание воспитания, чтобы ребенок плодотворно развивался?»

Принципы воспитания:

  1. Принцип ценностно-смыслового равенства взрослых и детей.
  2. Принцип гуманизма (все дети талантливы).
  3. Принцип личностно-ориентированного подхода.
  4. Единство учебного и воспитательного процессов.
  5. Принцип креативности  , готовность учителя воспринимать новое, творческое.

Воспитательную систему  “Оптимизм – путь к успеху”  можно представить в виде такой схемы (переход к следующему этапу проводится после обязательного диагностирования и анализа результатов предыдущего):

10 кл.

I

 

11 кл.

 

II

 

 

 

 

I этап

Самоанализ и  саморегуляция

Использование интегрированного курса по нескольким направлениям: общая культура, здоровье, решение социальных проблем с участием учащихся. Коррекция межличностных отношений.

 

II этап

 

Самореализация

Осуществление корректирования индивидуального самовоспитания учащихся и укрепление чувства неповторимости, оригинальности ума каждого учащегося, т.е. уникального склада ума.

Работа над формированием умения произвольно управлять интеллектуальной деятельностью, целенаправленно строить процесс самовоспитания.

Какими дети рождаются, это ни от
кого не зависит, но чтобы они путём
правильного воспитания сделались
хорошими - это в нашей власти.

                                                                                                                                  Плутарх.

ВЕДУЩАЯ  ИДЕЯ

       Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими людьми и отстаивать свои права конструктивным способом – все относится это к необходимым компонентам личности гражданина современного общества.

Отсюда складывается следующая  педагогическая формула:

Качественная воспитательная работа → залог высокого качества образования.  Воспитать человека → значит помочь ему найти цель.

 Воспитывать,  значит организовывать жизнь → В правильной жизни правильно растут дети.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предложений  применятся

следующие методы:

изучение и анализ литературы;

наблюдение, анкетирование школьников;

изучение и анализ образовательных технологий, методических пособий;

моделирование воспитательной системы.

Практическая значимость данной концепции обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей и классных руководителей..

                                                               “Не прием, не метод, а система является ключевым

                                                                понятием в педагогике будущего”.
                                                                                                                       Л. Новикова

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММЫ

Данная воспитательная система позволяет создать  модель воспитательной среды, воздействующей на личность ученика через различные социальные институты. Одним  из которых является класс как единый коллектив, с его традициями, системой воспитательной работы. Именно в классном коллективе закладываются основы социальной активности личности ребёнка, именно в классе каждый ученик может реализовать свои возможности и получить поддержку и одобрение от своих товарищей и классного руководителя-наставника.

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ВСК «Оптимизм – путь к успеху»

(10-11 КЛАССЫ)

.

Путь к успеху

Цель: воспитание современного компетентного человека, способного к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда.

В процессе реализации цели, при организации деятельности и общения формируются и воспитываются ключевые компетентности личности учащихся. Компетентность- это личностные качества ученика. Её формирование идет через ряд компетенций, которые являются заданными требованиями в подготовке ученика. Особое внимание уделяется следующим ключевым компетентностям:

- интеллектуальная компетентность - это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности (в т.ч. и в экстремальных условиях),   развивающий познавательную активность;

- коммуникативная компетентность - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения, способствующее развитию творческого потенциала личности;

- информационная компетентность - владение информационными технологиями, умение работать со всеми видами информации;

- социальная компетентность - умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в классном и школьном коллективах, команде, формирующее чувство гражданского долга и патриотизма.

- автономизационная (индивидуальная) компетентность - умение саморазвития и самопрезентации- способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности, вырабатывающее трудолюбие, целеустремленность.                                                                  

5.Содержание программы.

На третьей ступени обучения доминирующим видом является учебно-профессиональная деятельность, которая играет роль системообразующего фактора в воспитании старшеклассников. Участие школьников в той деятельности не только способствует обогащению их представлений об окружающем социальном и природном мире, но и содействует профессионально-личностному самоопределению. Воспитательная работа ведется по пяти направлениям, рекомендованным О.С. Газманом и его коллегами. Разработаны целевые подпрограммы: «Учение», «Общение», «Образ жизни»,  «Досуг», «Здоровье». Функционирование воспитательной программы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах

Основные направления воспитательной работы:

 «Интеллект»

Цель: обеспечение высокого уровня интеллектуального развития учащихся.

Задачи:

  1. создание условий для получения детьми  качественного образования;
  2. развитие эрудиции  учащихся;
  3. формирование потребности в самообразовании.

Формы внеклассной работы:

  • участие в научном обществе учащихся;
  • олимпиады по предметам;
  • мероприятия во время предметных недель;
  • интеллектуальные игры: «Крестики-нолики», «Чтогдекогдайка»;
  • дискуссии, дебаты, ток-шоу;
  • индивидуальная помощь отстающим ученикам.

Ожидаемые результаты:

-развитые способности учащихся;

-устойчивые естественно научные взгляды на природу и общество;

-самостоятельное и критическое мышление;

-готовность к самореализации.

Направление  «Сделай выбор»

Целенаправленная организация трудовой и профориентационной деятельности  осуществляется по следующим направлениям:

  1. Развитие работоспособности и укрепление здоровья выпускников школ.    
  2. Формирование мотивов труда.
  3. Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
  4. Развитие культуры труда.

Цель работы: оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, развитие потребности в образовании и самообразовании.

  Предполагаемый результат: формирование адекватных профессиональных притязаний, определение сферы самоутверждения учащихся, на основе формирования понятий «смысл жизни», «идеал», «счастье».

«Общение»

Цель: развитие коммуникативных качеств, формирование человека как стратега по отношению к прошлому, настоящему и будущему.

Задачи:

  1. установление и регулирование межличностных отношений в среде старшеклассников;
  2. построение оптимальных взаимоотношений: учитель-ученик, учитель - родители, родители-ученик, ученик-ученик;
  3. содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата коллектива;
  4. формирование лидерских качеств.

Формы внеклассной работы.

  • тематические классные часы;
  • дискуссии и ролевые игры;
  • «Пока горит свеча», «Разговор по душам» - часы общения с одноклассниками.
  • Совместная работа классного руководителя, родителей и психолога по различным вопросам диагностики и коррекции личностных качеств.
  • Встречи с интересными людьми.

Ожидаемые результаты:

-сформированы умения и навыки в сфере общения;

-активное участие всех в совместной деятельности;

- сформировано понимание того, что человек – стратег настоящей и будущей жизни.

«Образ жизни».

Цель: формирование жизненной позиции, развитие способностей к индивидуальному жизненному выбору, то есть к самоопределению.

Задачи:

  1. развитие навыков анализа жизненных ситуаций;
  2. формирование специальных знаний - экономических, юридических, психологических;
  3. формирование социальной компетентности учащихся.
  4. профессиональная  ориентация.

Формы внеклассной работы:

  • тематические классные часы;
  • курс «Сотвори свое будущее»;
  • экскурсии на предприятия;
  • встречи с интересными людьми;
  • дискуссии, ролевые игры.

Ожидаемые результаты:

-умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах;

-формирование адекватных профессиональных притязаний.

 «Досуг».

Цель: развитие нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.

Задачи.

  1. Формировать ценностные ориентиры личности.
  2. Ориентировать учащихся на ответственность перед обществом, государством, семьей.

Формы внеклассной работы:

  • участие в работе кружков и секций;
  • посещение театров, музеев, выставок;
  • празднование памятных дат календаря;
  • участие в концертах, посвященных Дню учителя,  Дню матери;
  • участие в акциях: «Овеянные славою флаг наш и герб», «Подвиг матери-хранительницы нравственного очага семьи»,  «Сын, отец, отечество»;
  • участие в конкурсе: «Моя семья в истории моей страны»;
  • участие в новогодней конкурсной программе;
  • дискотеки.

Ожидаемые результаты:

-сформированность понятий «жизненные ценности», «культурный человек»

-сознательное соблюдение школьниками этических норм;

-формирование чувства гордости и любви к Родине.

«Здоровый образ жизни».

Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  1. сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся;
  2. обучение их осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим самосовершенствованием;
  3. формирование устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам.

Формы внеклассной работы:

  • лекции и беседы;
  • конкурсы плакатов и газет по здоровому образу жизни;
  • спортивные соревнования;
  • диспуты, ролевые игры.

Ожидаемые результаты:

-сформированы знания о здоровом образе жизни, рациональной организации труда и отдыха;

-осознание учащимися необходимости соблюдения здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты.

  1. Сформированность познавательного потенциала учащихся: развитость мышления, познавательная активность, навыки исследовательской деятельности.
  2. Сформированность коммуникативного потенциала учащихся: способность устанавливать и поддерживать контакты, умение выполнять лидирующую роль в коллективе, умение слушать, понимать внутренний мир собеседника, уважать иные вкусы, обычаи и привычки, владение правилами культуры общения.
  3. Сформированность мотивации в профессиональном и жизненном самоопределении.
  4. Сформированность нравственных и гражданских качеств личности.
  5. Сформированность физического потенциала учащихся: сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств.

Добиться таких результатов помогут различные формы работы с учащимися:

  • беседы и лекции;
  • разнообразные классные часы;
  • совместные с родителями мероприятия;
  • деловые и ролевые игры, викторины, конкурсы;
  • встречи с интересными людьми;
  • занятия-практикумы;
  • тестирование, анкетирование;
  • психологические тренинги;
  • КТД.

Модель выпускника школы:

Выпускник – это человек, гражданин общества, страны, мира, обладающий высокой политической и демократической культурой, а именно:

  • человек, имеющий уровень образования, адекватный современным требованиям, позволяющий ему быть интегрированным в мировую культуру, способствующий свободному выбору области деятельности;
  • семьянин, являющийся одновременно умным, любящим и уважительным супругом, родителем, сыном или дочерью, способный воспитать достойных членов общества;
  • человек, свободный в выборе мнений, образа жизни, признающий при этом моральные и юридические законы страны, общества, человечества, уважающий свободу выбора и права других людей;

- личность, общая культура которой предполагает высокий уровень  физической                                                                  культуры и потребность в здоровом образе жизни, культуры труда, культуры эмоций и чувств, интеллектуальной культуры и культуры отношени

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной программы.

В качестве меры эффективности, функционирования воспитательной программы целесообразно избрать критерии, позволяющие оценить результативность осуществляемой деятельности по достижению поставленной цели.

Диагностический инструментарий представлен в таблице.

Критерии

Показатели

Методы исследования

1)Интеллектуальное развитие

1. Освоенность образовательной программы.

2. Развитость познавательных интересов.

3.Способность к проведению научного поиска.

Анализ текущей и итоговой успеваемости.

Школьный тест умственного развития (ШТУР)

2) Развитие личностных качеств учащихся

Уровень развития отношения подростка к ценностям.

«Личностный рост» (методика Д.В.Григорьева, И.В. Кулешова, П.В. Степанова)

3)Нравственная воспитанность учащихся

1. Сформированность основных нравственных качеств личности.

2. Социальная активность учащихся.

«Пословицы» (методика С.М. Петровой), тест «Размышляем о жизненном опыте» (методика Н.Е. Щурковой).

Педагогическое наблюдение.

4)Социальная компетентность

Сформированность способности самостоятельно действовать на основе полученных знаний.

«Опросный лист социальной и коммуникативной компетентности» Г.М. Беспаловой

5)Готовность к самоопределению, самореализации

Уровень готовности к выбору профессии.

«Готовность подростков к выбору профессии» (методика В.Б. Успенского)

6)Сформированность классного коллектива

1.Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.

2.Сформированность индивидуальности классного коллектива.

«Какой у нас коллектив» (методика А.Н. Лутошкина).

Социометрия.

7)Изучение удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества.

1.Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности класса.

2.Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей.

«Изучение удовлетворенности подростка жизнью учебного заведения» (методика А.А. Андреева)

«Изучение удовлетворенности родителей  работой   образовательного учреждения» (методика Е.Н. Степанова).

Методика и инструментарий мониторинга социализации обучающихся

Поскольку предметом деятельности и главным субъектом Программы социализации является становящийся человек во всей его многомерности (личностно-индивидуальной, гражданской, социально-культурной и многое др.), то мониторингу,  в идеале,  подлежат его жизнедеятельностные проявления в каждом из этих измерений. Эти проявления суть не что иное, как система его  отношений к самому себе, обществу и  природе. В интегрированном виде эта система отношений предстает перед воспитателями (учителями, родителями) и просто «чужими людьми»  в виде поведения человека в различных ситуациях.

Это очень важный момент: гражданская и личностная зрелость человека не имеет и не может иметь собственной, «независимой», шкалы оценок: оценивание всегда происходит в той системе  норм, которая принята в данном сообществе. Отсюда –  всё многообразие таких систем: они свои  у разных этносов,  конфессий, и т.д. Они разные и у разных людей.

Поэтому так важно было при разработке Программы социализации условиться об исходной поведенческой матрице, которую участники образовательного процесса  принимают в качестве некоторого  стандарта приемлемости, своего рода ватерлинии, переход которой будет означать выход индивидуального поведения за пределы одобряемой общественным мнением легитимности.  Речь идет фактически  об установлении изначальных «правил игры» и об их доведении до главных ее субъектов – до самих обучающихся. Они должны не только знать и понимать мотивацию организуемого образовательным учреждением процесса их социализации, но и (сразу или постепенно) принять ее как свою собственную. Без субъектной включенности подростков в Программу, без становления их в качестве экспертов по мониторингу изменений, происходящих в их собственной социальной сфере, Программа полностью обесценится, а ее «реализация»  превратится в набор формальных мероприятий,  ведущим  к  результатам, прямо противоположным задуманным и дискредитирующим идею.

Таким образом, ход мониторинга Программы (а равно ее результаты и эффекты) должны оценивать обе группы ее участников: и сами подростки,  и взрослые (учителя, воспитатели, родители). При этом периодические открытые совместные обсуждения происходящих перемен (их глубины, характера, индивидуального и общественного значения и т.п.) следует рассматривать как важнейший элемент рефлексии программной деятельности. Собственно говоря, именно здесь и формулируются оценочные суждения, которые, по взаимному согласию, можно фиксировать либо в виде персональных характеристик, либо в качестве личных достижений для пополнения своего портфолио, либо в виде благодарностей, вынесенных не от имени администрации, а от имени всего детско-взрослого «программного сообщества».  Разумеется, речь при этом может идти исключительно о качественном оценивании  индивидуального «продвижения» каждого подростка  относительно самого себя; никакие «баллы», «проценты» и другие подобные измерители считаются неприемлемыми.

Здесь важно сделать существенную оговорку относительно ограничений и рисков,  относящихся к процессу мониторинга процесса социализации подростков.  

Главная из объективных причин таких ограничений и рисков  – уже упомянутая выше ограниченность и фрагментарность социального и социокультурного опыта подростков, порой  их полное незнание или искаженное представление о многих важных процессах, явлениях и событиях «большой» истории и культуры, принципах и механизмах, действовавших и действующих во «взрослом мире».

Важно понимать, что социальное  становление ребенка  происходит «здесь и сейчас», в его актуальном, реальном  жизненном пространстве, общение с которым еще не обогатило его ни критическим опытом освоения этого пространства. Поэтому в ходе мониторинга  Программы социализации необходим тщательный анализ этого «фона» –  без его учета невозможно определить ни степень, ни качество продвижения.  В противном случае неизбежен дисбаланс в деятельности многочисленных участников процесса  социализации старшеклассника  и, как следствие, резкое снижение ее результативности и эффективности Программы в целом.    

При этом ясно, что, видя  свой стратегический результат в  социально активном,  личностно ответственном,  культурном и успешном члене общества,    социализация детей  не может осуществляться без непосредственного участия  граждански мотивированных представителей местного сообщества (прежде всего родителей обучающихся).  В этом смысле развитие общественного управления образованием на уровне общеобразовательного учреждения, муниципалитета и региона, формирование на каждом из них экспертного сообщества по проблемам социализации подрастающих поколений  выступает еще одним категорически необходимым условием эффективности усилий в этой сфере.

Совокупность перечисленных выше основных факторов позволяет оценить всю  сложность и  комплексность  стоящих перед основной школой  социально-педагогических целей и задач по социализации обучающихся и обозначить их.

Инструментарий мониторинга социализации состоит, таким образом, в отслеживании индивидуального и коллективного прогресса учащихся по всем направлениям и формам деятельности, очерченных выше в качестве общих ориентиров, которыми образовательное учреждение может  руководствоваться при разработке своего главного стратегического документа – образовательной  программы. Пафос деятельности по конструированию пространства социализации в том, что его освоение старшеклассниками должно раскрывать перед ними самими их возможное будущее, помочь им совершить в него  осознанный и психологически подготовленный переход. В «обычном», традиционном, стихийно возникающем и никем целенаправленно не организуемом  пространстве они  чувствуют, но, как правило, крайне слабо  осознают вызовы этого перехода и уж тем более не знают способов, которые для этого можно использовать. Образно говоря, они   «застревают» в замкнутом мире  собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, фактически проживают чужую жизнь, умаляя при этом важнейший и ценнейший период свой  собственной. Отсюда – главный принцип настоящей Программы: принцип центрации социального воспитания (социализации) на развитии личности. Программа социализации призвана «навести мосты» между самоценностью проживаемого ребенком  возраста и своевременной социализацией, между их  внутренним миром и внешним – с его нормами, требованиями и вызовами.. И сделать это нужно так, чтобы, с одной стороны,  помочь школьникам избежать социально-психологических стрессов (и, по возможности, уврачевать уже полученные), а   с другой – подготовить их к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию  с другими людьми на следующих этапах жизни.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Данная воспитательная система может быть использована классными руководителями, которые хотят, чтобы их ученики выросли социально активными, творчески развитыми, достойными гражданами своей страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон РФ об образовании
  2. Конвенция ООН о правах ребенка. М., 2004
  3. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр «Педагогический поиск», 2002 г.
  4. Семенов Г.С. Организация воспитательной работы в школе. М. « Школьная пресса», 2002.
  5. Кульневич С.В. Воспитательная работа в школе. Ростов – на Дону: ТЦ «Учитель», 2001..
  6. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М. «Педагогический поиск», 2000г.
  7. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М 2001.
  8. Дружинин И.А. Заботы и радости классного руководителя. М. «Просвещение»,2002.
  9. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. М. «Просвещение», 2004.
  10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2001.
  11. Болдырев Н.И. Классный руководитель. М. «Просвещение», 2003.
  12. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М. 1997.
  13. Журнал «Классный руководитель» (1997 – 2007 гг.)
  14. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. (5-9 кл.) М. 2003.
  15. Дереклеева НИ. Родительские собрания. (5-9 кл.). М. 2004.
  16. Иванов АВ. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развити е его педагогической культуры. М. 2005.

Приложение

Направление  «Профессиональное  самоопределение»

Целенаправленная организация трудовой и профориентационной деятельности  осуществляется по следующим направлениям:

  • Развитие работоспособности и укрепление здоровья выпускников школ.    
  • Формирование мотивов труда.
  • Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
  • Развитие культуры труда.

Цель работы: оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, развитие потребности в образовании и самообразовании.

Предполагаемый результат: формирование адекватных профессиональных притязаний, определение сферы самоутверждения учащихся, на основе формирования понятий «смысл жизни», «идеал», «счастье».

 

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Этап реализации

Содержание деятельности

10 класс

  1. Делова игра «Калейдоскоп профессий»
  2. Выбор и работа органов самоуправления.
  3. Выбор и посещение элективных курсов.
  4. Классный час «Особенности трудоустройства несовершеннолетних»
  5. Анкета «Мотивы выбора профессии»
  6. Встречи с интересными людьми.
  7. Построение профессионально личностных планов - практическое занятие

8.  Профессиональная деятельность и социальный статус человека.        

11 класс

  1. Посвящение в выпускники
  2. Посещение элективных курсов
  3. Классный час «Выпускнику об основах высшего профессионального образования и о правах студентов»
  4. Информационно – правовой практикум «Как избежать конфликтных ситуаций в начале трудовой деятельности».
  5. «Дни открытых дверей» (посещение ВУЗов)
  6. Анкета «Готовность школьников к выбору профессий»
  7. Прогноз рынка труда на ближайшие годы.

Мониторинг системы воспитательной работы

Диагностика  нравственной самооценки.

Инструкция: Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны – оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны – оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мною высказывание».

Текст вопросов:

1

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

4

3

2

1

2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

4

3

2

1

3

Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4

3

2

1

4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

4

3

2

1

5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

4

3

2

1

6

Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

4

3

2

1

7

Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

4

3

2

1

8

Мне приятно делать людям радость.

4

3

2

1

9

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

4

3

2

1

10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

4

3

2

1

Обработка результатов:

Номера 3,4,6,7 ( отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д.  

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки,

От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки,

От 16 до 23 единиц – нравственная оценка находится на уровне ниже среднего,

От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.  

Диагностика этики поведения.

Инструкция: Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам 5 незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».

Текст вопросов:

  1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я …
  2. Если кто-то надо мной смеётся, то я …
  3. Если я  хочу,  чтобы  меня  приняли  в  игру,  в  обсуждение  проблемы, то я …
  4. Когда меня постоянно перебивают, то я …
  5. Когда мне хочется общаться с одноклассниками, я …

Интерпретация результатов:

  1. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
  2. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического давления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
  3. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
  4. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
  5. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания

Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция: «Представьте, что у вас волшебная палочка и список из 10 желаний, выбрать из которых можно только 5». Список педагог заранее пишет на доске.

Список желаний:

Желание

№… выбранных ответов

1

Быть человеком, которого любят

2

Иметь много денег

3

Иметь самый современный компьютер

4

Иметь верного друга

5

Мне важно здоровье родителей

6

Иметь возможность многими командовать

7

Иметь много слуг и ими распоряжаться

8

Иметь доброе сердце

9

Уметь сочувствовать и помогать другим людям

10

Иметь то, чего у других никогда не будет


Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов – высокий уровень

4,3 – средний уровень,

2 – ниже среднего уровня,

0-1 – низкий уровень.

Диагностика нравственной мотивации

Инструкция: Я прочитаю вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать один из данных на них ответов.

Вопросы:

  1. Если кто-то плачет, то я:

а) пытаюсь ему помочь,

б) думаю о том, что могло произойти,

в) не обращаю внимания.

  1. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик 6-7 лет, и говорит, что у него нет такой игры:

а) я скажу ему, чтобы не приставал,

б) отвечу, что не могу ему помочь,

в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру,

г) пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

  1. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что он проиграл в игру:

а) я не обращу внимания,

б) скажу, что он размазня,

в) объясню, что нет ничего страшного,

г) скажу, что надо лучше научиться в этой игре.

  1. Если одноклассник на меня обиделся, то я:

а) подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации,

б) обижусь в ответ,

в) докажу ему что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.

4 бала – высокий уровень,

2,3 балла – средний уровень,

0,1 бал – низкий уровень.

Диагностика определения общественной активности.

Инструкция: оцените выраженность данных качеств у воспитанника (по пятибалльной системе):

5 баллов – такое качество сильно выражено у воспитанника,

4 балла – выражено выше среднего,

3 балла – выражено средне,

2 балла – слабо выражено,

1 балл – совсем не выражено.

5

4

3

2

1

Высокая общественная активность

Низкая активность

Хороший организатор

Слабые организаторские способности

Высокая инициативность

Низкая инициативность

Занимает ведущие позиции (лидер)

Обычно выступает в роли «ведомого»

Высокий авторитет, уважение товарищей

Низкий авторитет

Охотно выполняет поручения

Отлынивает от поручений

Анкета «Ценностные приоритеты»

Инструкция: Определите своё отношение к данным ценностям по следующей шкале: Очень значимы – 4, значимы – 3, не очень значимы – 2, неприемлемы – 1, непонятны – 0.

Ценности

Балл

Ценности

Балл

1. Верность поставленной цели

17. Великодушие

2. Способность к состраданию

18. Готовность прийти на помощь

3. Участливость

19. Святость

4. Чувство надёжности, безопасности

20. Честность

5. Убеждённость

21. Смирение

 

6. Стремление сотрудничать с другими

22. Инициативность и находчивость

7. Мужество

23. Оптимизм

8. Упорство в достижении цели

24. Доброта

9. Энтузиазм, активное отношение к жизни

25. Любовь

10. Справедливость

26. Послушание

11. Вера

27. Преданность дружбе

12. Верность

28. Терпение

13. Чувство товарищества

29. Миролюбие

14. Способность прощать

30. Настойчивость

15. Дружелюбие

31. Радостное восприятие жизни

16 Вежливость

32. Готовность уповать на Бога

Подсчёт результатов: результаты подсчитываются по значимости оценок в процентах: очень значимы – «4», значимы  - «3», не очень значимы «2», неприемлемы – «1», непонятны – «0».

Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича

Инструкция. Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек, где написаны ценности, базовые принципы, которыми Вы руководствуетесь в жизни. Ваша задача - разложить их по порядку значимости лично для Вас.

Внимательно изучите представленный список и выберите ту ценность, которая для Вас наиболее значима - она займет первое место (или получит первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 18-е место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Конечный результат представит Вашу систему ценностей.

Бланк для ответов к тесту ЦО М. Рокича

_______________________________________________
Фамилия, имя, отчество

Перечень А 

Терминальные ценности

Место в жизни

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

 

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые
благодаря жизненному опыту)

 

Здоровье (физическое и психическое)

 

Интересная  работа

 

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

 

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

 

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)

 

Наличие хороших и верных друзей

 

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)

 

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора,
общей культуры, интеллектуальное развитие)

 

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

 

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

 

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

 

Счастливая семейная жизнь

 

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

 

Творчество (возможность заниматься творчеством)

 

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

 

Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

 

Перечень Б 

Инструментальные ценности

Место в жизни

Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)

 

Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)

 

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

 

Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)

 

Исполнительность (дисциплинированность)

 

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

 

Непримиримость к недостаткам в себе и других

 

Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)

 

Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

 

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

 

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

 

Смелость в отстаивании своего мнения

 

Чуткость (заботливость)

 

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

 

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

 

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

 

Честность (правдивость, искренность)

 

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

 

Дополнительные вопросы после основной серии теста:

  1. В каком порядке и в какой степени (полностью, частично) реализованы эти ценности в Вашей жизни?
  2. Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтаете стать?
  3. Как, на Ваш взгляд, расположил бы эти ценности человек идеальный, совершенный во всех отношениях?
  4. Как расположили бы эти ценности, по Вашему мнению, большинство людей?
  5. Как это сделали бы Вы пять или десять лет назад?
  6. Как Вы думаете, в каком порядке Вы расположите эти ценности через пять или десять лет?
  7. Как ранжировали бы эти ценности близкие Вам люди?

Большее удобство для испытуемого (и большую точность результатов) дает использование не списков, а наборов отдельных карточек, на каждой из которых указана определенная ценность. Человек, сортирующий карточки, более сосредоточен и видит картину всех представленных ценностей более полно.

Обработка результатов

Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях. Так, например, среди терминальных ценностей выделяются:

  • «конкретные» и «абстрактные» 

Конкретные ценности

Место в жизни

Абстрактные ценности

Место в жизни

Активная деятельная жизнь

 

Жизненная мудрость

 

Здоровье

 

Красота природы и искусства

 

Интересная работа

 

Любовь

 

Материально обеспеченная жизнь

 

Познание

 

Наличие хороших и верных друзей

 

Развитие

 

Общественное признание

 

Свобода

 

Продуктивная жизнь

 

Счастье других

 

Счастливая семейная жизнь

 

Творчество

 

Удовольствия

 

Уверенность в себе

 

  • ценности профессиональной самореализации и личной жизни 

Профессиональная самореализация

Место в жизни

Личная жизнь

Место в жизни

Активная деятельная жизнь

 

Любовь

 

Интересная работа

 

Наличие хороших и верных друзей

 

Общественное признание

 

Свобода

 

Продуктивная жизнь

 

Счастливая семейная жизнь

 

Развитие

 

Удовольствия

 

Среди инструментальных ценностей выделяются:

  • этические ценности, ценности общения, ценности дела

Этические ценности

Место в жизни

Ценности общения

Место в жизни

Ценности дела

Место в жизни

Ответственность

 

Воспитанность

 

Аккуратность

 

Высокие запросы

 

Жизнерадостность

 

Исполнительность

 

Независимость

 

Непримиримость к недостаткам

 

Образованность

 

Самоконтроль

 

Терпимость

 

Рационализм

 

Широта взглядов

 

Чуткость

 

Смелость в отстаивании своего мнения

 

 

 

Честность

 

Твердая воля

 

 

 

 

 

Эффективность в делах

 

  • индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности

Индивидуалистические ценности

Мес-то в жиз-ни

Конформист-ские ценности

Мес-то в жиз-ни

Альтруистичес-кие ценности

Мес-то в жиз-ни

Независимость

 

Воспитанность

 

Терпимость

 

Непримиримость к недостаткам

 

Самоконтроль

 

Чуткость

 

Рационализм

 

Широта взглядов

 

 

 

Смелость в отстаивании
своего мнения

 

 

 

 

 

Твердая воля

 

 

 

 

 

  • ценности самоутверждения, ценности  принятия других

Ценности самоутверждения

Место в жизни

Ценности принятия
других людей

Место в жизни

Высокие запросы

 

Самоконтроль

 

Независимость

 

Терпимость

 

Непримиримость к недостаткам

 

Чуткость

 

Образованность

 

Широта взглядов

 

Смелость в отстаивании своего мнения

 

Честность

 

Твердая воля

 

 

 

Эффективность в делах

 

 

 

Полученные результаты по выявлению ценностных ориентаций важны:

  • в профориентации сотрудников при смене профессии или места работы;
  • при консультировании по вопросам карьерного роста;
  • в процессе диагностики командной сплоченности (поскольку существенными признаками командной работы выступают общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности);
  • при диагностике корпоративной культуры, особенно глубинного ее уровня, который включает скрытые убеждения, неосознаваемые установки и верования сотрудников и руководства, отражающие отношение к миру в целом, к человеку и к работе. Этот уровень очень важен для изучения, так как оказывает большое влияние на реальное поведение сотрудников;
  • при исследовании степени корпоративной идентичности, влияющей на лояльность сотрудников;
  • при изучении мотивационной сферы сотрудников;
  • при изучении и проектировании стандартов поведения в компании;
  • при проведении работы по профилактике сопротивления изменениям и т. д.

Для практиков важно прояснить структуру ценностных ориентаций человека, определить ведущие ценности, диагностировать противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей. По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности. Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность). В таком случае лучше повторить исследование и дополнить его данными, полученными с помощью других методик.

Деловая игра «лидер»

 (составлена И.Н. Щигоревой)

Цель: выявить лидеров классного коллектива и содействовать его сплочению.

Участники игры: учащиеся одного класса, классный руководитель, старшеклассники – организаторы игры.

Ход проведения игры: коллектив разбивается на микрогруппы по 5-9 человек. В ходе игры ученикам предлагается выполнить ряд заданий, сложность которых возрастает от первого к последнему.

Ведущий игры рассказывает участникам, что игра имеет «секрет», который им будет открыт только в конце. О «секрете» знают только организаторы игры и его помощники (по количеству микрогрупп). А «секрет» игры в том, что помощники внимательно следят за тем, как каждый участник временного коллектива проявляет активность в выполнении задания и дают ему жетоны определенного цвета (ничего ему не объясняя):

  • Белый жетон для лидера-организатора;
  • Желтый жетон для лидера-вдохновителя;
  • Красный жетон для исполнителя;
  • Зеленый жетон для зрителя.

Ведущий разбивает весь коллектив на микрогруппы с помощью открыток (по временам года, по цветовой гамме). Для знакомства ведущий предлагает придумать название своей группы. Через 30 секунд предлагается перекличка групп.

Затем ведущий предлагает выполнить следующие задания:

  1. Сложить быстрее всех разрезанную открытку или какую-то фигуру.
  2. Нарисовать коллективный рисунок по общей теме (предмет или выразить чувства, настроение). Время работы – 5 минут.
  3. Конкурс-буриме. Сочинить стихотворение по готовой рифме за 3-4 минуты.

Например: Птице – снится,          Лодка – селедка,

                      Сонно – ворона,        Смело – улетела.

  1. Составить кроссворд из 5-6 вопросов-слов по определенной теме: спорт, страны мира, живопись, природа и др. Время выполнения – до 5 минут.
  2. Написать рассказ, где все слова начинаются на одну букву («с», «к», «о», «л», «п») – 3 минуты.
  3. Инсценировать сказку в различных жанрах либо написанный прежде рассказ. На подготовку – 5 минут.

После окончания всех конкурсов ведущий просит участников показать свои жетоны организаторам в группах, которые сразу же фиксируют результат. После этого они сдают свои жетоны. Теперь им можно раскрыть «секрет» игры. Ведущий предлагает подвести итоги игры и представить своих лидеров с юмором, весело и задорно.

Педагогический анализ результатов конкурса.

В течение игры у каждого участника появится набор жетонов (количество жетонов равно количеству заданий). Помощники ведущего обнаружат, что определенная гамма цветов характерна для определенных участников. Сразу станет ясно, кто из них имеет ярко выраженную активную позицию. У этих участников будет преобладать много жетонов «лидер-организатор» и «лидер-вдохновитель», меньше «исполнитель» и «зритель».

Организаторам деловой игры необходимо быть очень внимательными к участникам-исполнителям. Они могут быть безынициативными, но желание активно участвовать в деле может стать залогом хорошей работы в будущем. Такие учащиеся требуют более кропотливой индивидуальной работы. Надо активно включать их в практические дела, доверять им, предоставлять больше возможностей для проявления самостоятельности.

Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.

(разработана доцентом Е.Н. Степановым)

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

  • Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

4     3     2     1     0

  • В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

4     3     2     1     0

  • Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4     3     2     1     0

  • Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

4     3     2     1     0

  • В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

4     3     2     1     0

  • Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

4     3     2     1     0

  • Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

4     3     2     1     0

  • Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

4     3     2     1     0

  • В школе проводятся дела, которые полезны и интересны нашему ребенку.

4     3     2     1     0

  • В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

4     3     2     1     0

  • Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

4     3     2     1     0

  • В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

4     3     2     1     0

  • Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

4     3     2     1     0

  • Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

4     3     2     1     0

  • Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

4     3     2     1     0

   Обработка результатов теста. Удовлетворенность родителей работой школы «У» определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

   Если коэффициент «У» равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент «У» меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

Тема: «Как подготовиться к сдаче экзаменов»

Как подготовиться психологически:

  1. Не терять головы и не ставить перед собой сверхзадач;
  2. Начинать готовиться к экзаменам заранее;
  3. Сначала повторить то, что даётся легко, затем перейти к более сложному;
  4. Настроить себя на то, что экзамен – необходимость и сдавать его всё равно придётся.

Как поддержать работоспособность:

  1. Чередовать умственный и физический труд;
  2. Беречь от переутомления глаза, давать им отдых;
  3. Научиться быстро, переключаться с одного вида умственной работы на другой;
  4. Минимум телевизионных передач;
  5. Минимум работы на компьютере;
  6. Знать свои слабые стороны и пытаться их искоренять  (нервозность, лень, и т.п.);
  7. Знать свои сильные стороны и умение их использовать на благо себе

( выносливость, навыки составления плана, зрительная память, слуховая);

  1. После каждого часа работы делать зарядку;
  2. Организовать своё рабочее место  так, чтобы никто и ничто не отвлекало во время работы.  

При хорошей зрительной памяти:

1. Подчёркивать опорные (ключевые места)

2. Фиксировать их на маленьких карточках

3.Составить план

4.Составить опорную схему или таблицу

5. Закрыть глаза и мысленно воспроизвести то, что запоминалось

6. На карточки крупно, разными цветами выписать основные понятия или

формулы, развесить их по стенам, чтобы

они всегда были перед глазами.

При хорошей слуховой памяти:

1.Читайте вслух;

2. Начитайте трудный материал на аудиокассету и периодически прослушивайте;

3. При чтении и прослушивании чётко проговаривать слова с небольшими паузами;

4. Приучить себя пересказывать вслух, но не заучивайте наизусть;

5. Можно попытаться зарифмовать трудное в небольшие стихотворения или присказки.

Во время экзаменов рекомендуется:

1. Четырёхразовое питание, богатое витаминами;

2. Предпочтение молочным продуктам, овощам, фруктам;

3. Включить в питание белок (мясо и рыбу);

4. Не питаться всухомятку и на скорую руку;

5. Улучшает память морковь с растительным маслом. Морковь особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счёт того, что стимулирует обмен веществ в мозгу;  Поэтому совет- перед зубрёжкой съесть тарелку тёртой моркови с растительным маслом;

6. Каждый день половинку репчатого лука. Лук улучшает снабжение мозга кислородом;

7. Пить травяные чаи;

8. Лимон освежает мысли за счёт витамина С. Лимон также облегчает восприятие информации за счёт ударной дозы витамина С;

9. Капуста снимает нервозность. так как снижает активность щитовидной железы;

10. Ананас – кому необходимо удерживать в памяти большой объём текста и нуждается в витамине С;  

11. Авокадо – источник энергии для кратковременной памяти. За счёт высокого содержания жирных кислот. Достаточно половины плода;

12.Черника – способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть  свежие ягоды или варенье;

13.Банан поддержит хорошее настроение.

 

Советы психолога:

1. Перед экзаменом следует хорошо выспаться, собраться с мыслями;

2. Будьте одеты и причёсаны соответственно случаю;

3. Входите в аудиторию спокойно. Не паникуйте, будьте уверены, что у вас всё получится;

4. Просмотрите вопросы и начните с тех, в ответах на которые вы не сомневаетесь;

5.Когда приступаете к новому заданию, сосредоточьтесь на нём и временно забудьте о предыдущем;

6. Обязательно оставьте время для проверки своей работы.  Если экзамен сдан успешно: похвалите себя за положительные действия и качества.

Если вы «завалили» экзамен:

1. Задумайтесь, почему это произошло;

2. Скажите себе: «Отрицательный результат – это тоже определённый опыт, из которого надо извлечь урок»;

3. Хорошенько разозлитесь на себя и с удвоенной силой беритесь за изучение материала.

Желаем всем успешной сдачи экзаменов!

Искусство тайм-менеджмента

Метод помидора

        «Помидорный» метод – один из самых оригинальных в тайм-менеджменте. Придумал его итальянский студент Франческо Чирилло.

Он, как и все студенты, перед сессией пытался объять необъятное. И ему это удалось. С помощью… помидора. Точнее – кухонного таймера в виде помидора. Молодой человек заводил таймер на 25 минут, в течение которых интенсивно зубрил лекции. Потом устраивал 5-минутную перемену. Далее следовал второй «помидор» продолжительностью 25 минут. И снова небольшой перерыв. После запуска четырех «помидоров» студент позволял себе расслабиться в течение 15–20 минут.

        Что это дает? Человек способен максимально концентрироваться в течение получаса, потом активность мозга плавно снижается. Если планировать время с учетом этих биоритмов, можно выполнить большой объем работ в сжатые сроки.

        Секрет успеха. Четко определите задачу. Например, вам нужно написать текст для завтрашнего выступления. Заведите таймер или будильник на 25 минут, дав слово не отвлекаться ни на звонки (перезвоните позже), ни на письма, ни на эсэмэски, ни на болтовню с коллегами. Если задача занимает больше 5–7 «помидоров», разбейте ее на подзадачи.

Метод лягушки

        У каждого из нас есть неприятные дела. Для кого-то это звонок клиенту, для кого-то – разговор с шефом. Так вот, в терминологии тайм-менеджмента неприятные дела (которые тем не менее необходимы) называются… «лягушками». И каждое утро нужно начинать с ликвидации такой «лягушки».

        Что это дает? Разделавшись с «лягушкой» с утра пораньше, вы почувствуете прилив сил и хорошего настроения – больше ничего плохого не предвидится. Если оттягивать решение неприятной задачи, это будет давить на психику, усиливая стресс и снижая производительность.

        Секрет успеха. Составив список «лягушек», равномерно поделите их по дням недели. Копить не рекомендуется: чревато хроническим стрессом. Разделывайтесь с ними последовательно и спокойно – это сэкономит время и силы

Метод швейцарского сыра

        Швейцарский сыр, как известно, дырчатый. Если вы боитесь подступаться к какому-то делу, сделайте в нем «дырку», выполнив часть работ. Причем в отличие от последовательного «поедания слона» делать «дырки» можно в произвольном порядке. Допустим, если вы хотите строить дом, можно начать с тех пунктов, к которым сегодня больше лежит душа. Например, узнайте, сколько стоит брус или труд рабочих. Строгая последовательность необязательна: главное – ежедневно делать «дырки».

Что это дает? Чем сильнее «изъедена» задача, тем меньше времени уйдет на ее решение.

        Секрет успеха. Метод швейцарского сыра хорош для раскачки, когда, с одной стороны, нужно приниматься за новый проект, а с другой – лень. Втянувшись, люди начинают разделывать «слона» более последовательно.

Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут)

Предполагаемый опросник выявляет ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Вам необходимо однозначно ( «да» или «нет» ) оценить 40 приведенных ниже утверждений».

Тест

1. Во время спора я часто повышаю голос.
2. Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что о нем думаю.
3. Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это.
4. Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.
5. Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь к себе внимание или доказать свою правоту.
6. Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.
7. Вспоминая прошлое, порой мне бывает обидно за себя.
8. Хотя я и не подаю вида, иногда меня гложет зависть.
9. Если я не одобряю поведение своих знакомых, то я прямо говорю им об этом.
10. В сильном гневе я употребляю крепкие выражения, сквернословлю.
11. Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.
12. Я бываю настолько взбешен, что швыряю разные предметы.
13. У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее.
14. В общении с людьми я часто чувствую себя «пороховой бочкой», которая постоянно готова взорваться.
15. Порой у меня появляется желание зло пошутить над другим человеком.
16. Когда я сердит, то обычно мрачнею.
17. В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.
18. В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход.
19. Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до драки.
20. Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.
21. Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.
22. Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием.
23. Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать мне что-нибудь хорошее.
24. Если мне нанесут обиду, у меня пропадет желание разговаривать с кем бы то ни было.
25. Иногда я намеренно говорю гадости о человеке, которого не люблю.
26. Когда я взбешен, я кричу самое злобное ругательство.
27. В детстве я избегал драться.
28. Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.
29. Когда я взбешен, то могу хлопнуть дверью.
30. Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.
31. Я постоянно делюсь с другими своими чувствами и переживаниями.
32. Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.
33. Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.
34. Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.
35. Меня раздражает, когда предметы лежат не на своем месте.
36. Если мне не удается починить сломавшийся или порвавшийся предмет, то я в гневе ломаю или рву его окончательно.
37. Другие люди мне всегда кажутся преуспевающими.
38. Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.
39. Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.
40. Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.

Обработка и интерпретация результатов теста

Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал.

Вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.

Физическая агрессия (ФА) – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.

Предметная агрессия (ПА) – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.

Эмоциональная агрессия (ЭА) – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.

Самоагрессия (СА) – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.

Ключ для обработки теста:

 Если сумма баллов выше 5, это означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности по шкале.

Сумма баллов от 3 до 4 соответствует средней степени агрессии и адаптированности. Сумма баллов от 0 до 2 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированности по данному типу поведения. Затем суммируются баллы по всем шкалам.

Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности.

Сумма баллов от 11 до 24 соответствует среднему уровню агрессивности и адаптированности.

Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху" реализуется в классах, где в основном обучаются дети из ближнего и дальнего зарубежья.  Основа воспитательно процесса- формирование...

Воспитательная программа "Здоровье - путь к успеху"

Программа «Здоровье – путь к успеху» разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знаний.  Направлена на фор...

Воспитательная программа "Здоровье - путь к успеху"

Программа «Здоровье – путь к успеху» разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знаний.  Направлена на фор...

Программа воспитательной работы класса "Путь к успеху"

Данная программа расчитана на учащихся 5-9 классов....

Школа, как воспитательная система, на пути к компетентностному подходу в образовании

АннотацияМетодологической основой  нашей деятельности является идея системного подхода. Воспитание (как и любой другой процесс, деятельность) успешно, если оно системно. Целостность природы лично...

Воспитательный час: "Здоровье - путь к успеху!"

Цель: формирование млотивации к сохранению, укреплению здоровья и здоровому образу жизни....

Программа воспитательной работы класса "Путь к успеху"

Программа предназначена для работы с учащимися 8-9 классов, направлена на развитие их коммуникативной культуры, формирование адекватных межличностных взаимоотношений, формирование чувства собственного...