Самоценность ребёнка и как ее формировать.
статья

 Качалин Владимир Александрович

По мнению многих педагогов и психологов, детские стрессы, неврозы, тревожность, поведение «трудных детей» связаны чаще всего с чрезвычайно низким уровнем их самооценки – любое препятствие или неуспех становятся для такого ребёнка испытанием, тестом на собственную ценность. Выдающиеся педагоги-гуманисты, психологи, такие, как Януш Корчак, Карл Роджерс, Роберт Бернс, В.А.Сухомлинский и другие, доказали, что даже очень труднообъяснимые проблемы воспитания разрешимы, если удаётся восстановить благоприятный стиль отношений с детьми.

Ядром личности является «Я» – концепция, которая начинает складываться в дошкольном возрасте как система представлений ребёнка о самом себе, своих возможностях, качествах и оценочное отношение к себе («Я – отличник», «Я – послушная дочь» и т.д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samotsennost_rebenka.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Самоценность ребёнка и как ее формировать. 

По мнению многих педагогов и психологов, детские стрессы, неврозы, тревожность, поведение «трудных детей» связаны чаще всего с чрезвычайно низким уровнем их самооценки – любое препятствие или неуспех становятся для такого ребёнка испытанием, тестом на собственную ценность. Выдающиеся педагоги-гуманисты, психологи, такие, как Януш Корчак, Карл Роджерс, Роберт Бернс, В.А.Сухомлинский и другие, доказали, что даже очень труднообъяснимые проблемы воспитания разрешимы, если удаётся восстановить благоприятный стиль отношений с детьми.

Ядром личности является «Я» – концепция, которая начинает складываться в дошкольном возрасте как система представлений ребёнка о самом себе, своих возможностях, качествах и оценочное отношение к себе («Я – отличник», «Я – послушная дочь» и т.д.)

Основа «Я» – концепции личности – оценочный компонент, называемый в психологии самооценкой. Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках человека по отношению к самому себе. Самооценка, или чувство самоценности,  –  термины взаимозаменимые (В.Сатир, Т.П.Гаврилова, А.В.Крыленко и др.), отражают степень развития у человека чувства самоуважения, наличия собственного достоинства. В негативной «Я» – концепции, наоборот, отражено негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности, что оказывает влияние на деятельность, поведение и отношения человека с окружающими людьми.

Человек, чья «Я» – концепция позитивная, а самооценка высокая, чувствует себя способным и нужным, ощущает, что от его существования мир стал лучше. Он доверяет самому себе, уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки. Только при ощущении своей собственной высокой ценности человеку свойственно видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей.

На свете есть много разных чудес, но самое большое из них – рождение ребёнка. С первых минут жизни малыша потребность быть принятым и любимым – необходимое условие его выживания, основа развития чувства самоценности. Ребёнок приходит в мир без прошлого, без каких-либо представлений о себе и вынужден ориентироваться на опыт окружающих его людей, на те оценки, которые они дают ему, как личности.

В первые шесть лет дети формируют свою самооценку почти исключительно на основе информации, которую получают о себе в семье. В исследованиях педагогов и психологов (Р.Бернс, М.И.Лисина, Р.Б.Стёркина и др.) доказано, что оптимальным условием для развития позитивной «Я» – концепции дошкольников, для формирования у них чувства самоценности и принятия себя являются гармоничные взаимоотношения ребёнка с родителями, основанные на любви и доверии. В них он черпает уверенность в себе и оптимистический взгляд на мир. Когда ребёнок идёт в школу, и значительную роль в его жизни начинают играть отношения с учителем, со сверстниками, особое влияние оказывают успехи или неуспехи в учебной деятельности, где проявляются его способности и умения. Главная потребность ребёнка в этом возрасте – быть знающим и умелым. Благодаря этому ребёнок (даже тот, которому учение даётся с трудом) долгое время старается хоть в чём-то быть признанным учеником.

По закону о ведущей роли обучения в психическом развитии, открытому Л.С.Выготским, сотрудничество взрослого необходимо в «зоне ближайшего развития» ребёнка; без этого невозможно ни обучение, ни воспитание, ни развитие. Поэтому взрослые должны всегда помнить: во-первых, они сами, их поведение, конкретные действия являются моделями для ребёнка; во-вторых, сотрудничество, показ, подсказка взрослого при освоении ребёнком любой новой деятельности просто необходимы для усвоения им новых знаний, умений, для того, чтобы он чувствовал себя компетентным и самодостаточным среди одноклассников.

Ребёнок доверяет любящему взрослому, дорожит его мнением, старается заслужить похвалу, открыт в общении с ним, не боится проявлять своих чувств, не скрывает своих переживаний намерений, даже если знает, что тот не одобрит их. Ребёнок, которого не принимает кто-то из значимых для него взрослых, не уверен в себе, плохо адаптируется в школе, боится отметок и с трудом садится за уроки. Он закрыт для себя и других людей, старается подавлять свои отрицательные переживания, при столкновении с трудностями в учении теряется, выполняет требования взрослого из страха наказания или под давлением. Если малыш боится взрослого, он не может быть самим собой, тем более отстоять, защитить своё достоинство.

Следует помнить, что ребёнка, неуверенного в своих силах, застенчивого, переживающего как нечто фатальное свои случайные неуспехи, необходимо подбадривать, внушать ему веру в свои силы, чтобы повысилась его самооценка. В случае же большой самоуверенности, чувства превосходства над своими товарищами, т.е. при очень высокой самооценке, надо отмечать недостатки, изъяны выполнения тех или иных действий, чтобы снять у ребёнка любование собой, установку на пренебрежительное отношение к окружающим. Только так может быть сформировано более правильное отношение ребёнка к себе, миру, людям, т.е. в таких случаях необходима определённая коррекция самоценности личности.

И так, самоценность – это установка безусловного принятия человеком себя таким, каков он есть, потребность и ощущение своей принятости в мир людей; осознание ценности и неповторимости своей личности; способность к правильной оценке своих достоинств и недостатков; отражение степени развития самоуважения и наличие собственного достоинства. Например, в позитивной «Я» – концепции младшего школьника, которому задаётся вопрос: «Расскажи, что ты знаешь о себе?», самоценность выглядит приблизительно следующим образом: «Я любимый сын (дочь), хороший ученик, сильный мальчик (девочка); в школе у меня много друзей, у меня иногда не получаются задачки по математике, но я буду стараться учиться лучше; я люблю футбол, я умею играть на скрипке и др.»

В негативной «Я» – концепции в ответе ученика на такой же вопрос самооценка (самоценность) следующая: «Я плохой сын, ничего не умею делать, в школе получаю «тройки», а иногда «двойки», дома меня ругают. Дети в школе обзываются, во дворе у меня есть друг Коля, мы с ним играем и ходим на рыбалку».

Очевидно, что позитивная «Я» – концепция ребёнка отражает веру в силу своего «Я», в свои возможности и способности, стремление проявить себя в деятельности и в отношениях с окружающими. В негативной «Я» – концепции проявляется отрицание ребёнком себя, беспомощность, обида и чувство вины за свою неумелость. Такому ребёнку необходима любовь и помощь.  

В одном старом фильме  «Сельская учительница» главная героиня говорит: «Если человеку долго внушать хорошее и делать это от чистого сердца, то любой, даже самый плохой человек, ИЗМЕНИТСЯ. Только это надо делать от чистого сердца». Эти слова должны стать одним из главных постулатов педагогической философии. И каждый настоящий педагог должен стараться жить сам и учить своих детей жить по главным жизненным заповедям:

  1. Относись к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.
  2. Жизнь дана на добрые дела, смысл  жизни – в доброте.
  3. Все люди разные и не обязаны быть похожими друг на друга, и принимать, понимать их нужно такими, какие они есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Признание самоценности прав и свобод ребенка"

Презентация для педсовета "Возможности  внедрения в практику работы школы новой идеологии воспитания6 признание прав и свобод ребенка"...

"Воспитание в семье формирует будущее ребёнка"

Описываются проблемы детей-сирот. Обобщается опыт воспитателей Алданского детского дома по работе в патронатных семьях....

Консультация для родителей " Слушание музыки формирует личность ребёнка"

Очень часто родители считают, что ребёнка не стоит приобщать к музыке, если сам ребёнок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребёнку необходимо слушать музыку. Это формирует его в...

Русский портрет: неповторимость и самоценность человеческой личности. Мастер портрета - Д.Г. Левицкий.

 В работе раскрыта роль русского портрета как выразителя неповторимости и самооценности человеческой личности на примере творчества Д.Г. Левицкого...

Как поддержать Самоценность ребенка

В помощь родителям детей с заниженной самооценкой...

Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...

Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала... Ребенка обучают оценивать себя с раннего детства... Сначала родители, воспитатели, педагоги, потом, ког...

Почему речь ребёнка формируется с задержкой

Почему речь ребёнка формируется с задержкой...