Классный час на тему: "Дружбой дорожить умейте" (6 класс)
план-конспект занятия (6 класс)

Кухаренко Валерия Валерьевна

Воспитание добрых качеств у детей, умения дружить и бережно относиться друг к другу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzhboy_dorozhit_umeyte.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: воспитание добрых качеств у детей, умения дружить и бережно относиться друг к другу.

Ход классного часа.

«Человек без друзей, что дерево без корней»

(пословица)

Учитель:

Ребята, мы с вами продолжаем размышлять над понятием «дружба», мы уже не раз обращались к этой теме. И вот сегодня мы попытаемся подвести некий итог и выяснить что же такое настоящая дружба. О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты и писатели, ученые, философы, крестьяне и дворяне.

Прочитайте эпиграф к нашему классному часу и ответьте, как вы понимаете смысл этой пословицы. Корни для дерева, зачем нужны? А что подразумевается под «корнями для человека»?

(Ответы детей)

Учитель:

Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» Владимира Ивановича Даля дано такое определение дружбы: «Бескорыстная стойкая приязнь» На первое место ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, а также близки его интересы, взгляды на жизнь.

Ребята, когда мы читаем сказки, мы не перестаем удивляться той мудрости, которую они нам дарят. Ваши одноклассники подготовили для вас инсценировку сказки «Лиса и журавль»

(Инсценирование сказки “Лиса и журавль”)

Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла, звать его к себе в гости:

- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.

Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

- Покушай, голубчик-куманек, сама стряпала. Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашку, так все сама и съела. Кашу съела и говорит: - Не обессудь, куманек. Больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает:

- Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости. На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком. Поставил на стол и говорит: - Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать. Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его. И понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.

- Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла несолоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Учитель: Почему лиса хотела подружиться с журавлем?

Учитель: - Чему учит нас эта сказка?

Ученик: - За добро платят добром.

Учитель: Скажите, поступают ли так настоящие друзья?

Учитель: Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь. Аристотель считал: «Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».

Учитель: - Ребята, послушайте стихотворение А.Л.Барто “Друг”. (Читает ...)

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне напоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка -
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.
Не влечет, меня, ребята,
Больше к другу. Не влечет.

Учитель: - Какой смысл в этом стихотворении имеет слово “друг”?

Ученик: - Товарищ, который помогает другому человеку, но не от души, а за вознаграждение.

Учитель: - Можно ли мальчиков назвать друзьями?

- Сравните начало и конец стихотворения. Как меняется отношение поэтессы к такому “другу”?

О дружбе сложено очень много пословиц и поговорок. Я предлагаю вам немного поиграть. На каждую парту я раздаю «рассыпанные» пословицы, вы должны их собрать и объяснить смысл.

Нет друга – ищи, а нашел - береги. (Человек счастлив по настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать о своих печалях и горестях, И очень важно – уметь сохранить дружбу, потому что «дружба, что стекло, разобьёшь – не склеишь»)

Человек без друга, что земля без воды.

Старый друг, лучше новых двух.

Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

Дружба, что стекло: расколешь – не соберешь.

Друзья познаются в беде.

Учитель: …. подготовил нам стихотворение.

Ученик:

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

Учитель: - Есть такая пословица: “Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты”. Наши друзья - это наши зеркала, а зеркало, как известно, обладает свойством отражать все. А разве только человек может быть другом?

Ученик: - Книги, животные.

Учитель: - Сейчас мы прочитаем рассказ Г.Скребицкого “Митины друзья”.

Однажды в декабрьскую стужу, лосиха с лосенком ночевали в густом осиннике. Начало светать. Порозовело нёбо, а лес, засыпанный снегом, стоял весь белый, затихший. Мелкий блестящий иней оседал на ветви, на спины лосей. Лоси дремали.

Вдруг где-то совсем близко послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Что-то серое мелькнуло среди заснеженных деревьев. Один миг - и лоси уже мчались прочь, ломая ледяную кору наста, увязая по колено в глубоком снегу. Следом за ними гнались волки. Они были легче лосей и скакали по насту, не проваливаясь. С каждой секундой звери приближались все ближе и ближе.

Лосиха изранила ноги об острые льдинки. Она уже не могла бежать. Лосенок держался возле матери.

Еще немного - и серые разбойники нагонят, разорвут обоих. Впереди - поляна, плетень возле лесной сторожки. Широко раскрытые ворота. На миг лоси остановились: куда деваться? Но сзади, совсем рядом, послышался хруст снега-волки настигали.

Тогда лосиха, собрав остаток сил, бросилась за ней. Сын лесника Митя разгребал во дворе снег. Он еле отскочил в сторону: лоси чуть не сбили его с ног.

“Лоси!.. Что с ними, откуда они?..” Митя бросился к воротам и невольно отшатнулся - у самых ворот волки.

Дрожь пробежала по спине мальчика, но он тут же замахнулся лопатой и закричал:

- Вот я вас!.. Звери отшатнулись прочь. - Ату, ату!- кричал им вдогонку Митя, выскакивая за ворота. Отогнав волков. Мальчик вернулся во двор. Видит, лосиха с лосенком забились в дальний угол, к сараю.

- Ишь как испугались, дрожат все,- ласково сказал Митя. - Ничего не бойтесь. Теперь не тронут.

И Митя, осторожно отойдя от ворот, побежал домой – рассказать, какие к ним во двор гости примчались.

А лоси постояли во дворе, оправились от испуга и ушли обратно в лес. С тех пор они всю зиму так и держались в лесу возле сторожки. Утром по дороге в школу Митя часто издали видел лосей на лесной опушке. Заметив мальчика, они не бросались бежать, а только внимательно следили за ним, насторожив уши.

Митя весело кивал им головой, как старым друзьям, и бежал дальше.

Учитель: - Друзьями могут быть не только люди. Человек должен дружить с природой, животными, птицами, охранять их.

Учитель: - Какое место в рассказе показалось вам тревожным? - Что пережил Митя, увидев лосей?

Ученик: - Героев рассказа можно назвать друзьями, потому что мальчик спас животных, как говориться в пословице: “Друзья познаются в беде”.

Учитель: Я предлагаю вам картинки. Вы должны найти себе подобного.

Учитель: Скажите, ребята, как чувствует себя тот, кто остался один без друзей? Что может чувствовать человек в одиночестве? Легко ли ему?

Учитель: Скажите, а какими качествами нужно обладать, чтобы у тебя появились друзья. Перечислите самые ценные качества характера. (Честность, доброта, верность, преданность, смелость, надежность, справедливость, щедрость, мудрость, благородство)

(делается цветок)

Итак, какие качества характера мы будем в себе воспитывать, чтобы у нас появились друзья?

Учитель: Иметь друга – великое благо. А жизнь устроена так, что ее блага не сваливаются на нас с неба, ради них нужно трудиться. И ради дружбы необходимо трудиться душой.

Есть мудрое старое правило: хочешь иметь друга – будь им! Иначе: потрудись душой для рядом находящегося человека!

Восприми его радости и горести как свои и подумай о том, как сделать его жизнь счастливее. Не пожалей ни времени, ни своих сил, ни своих чувств.

Настоящий друг везде

Верен: в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь – он спать не может,

И всегда, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Учитель: Так в чем же, ребята, заключается настоящая дружба?

Ученики: дружба – это, прежде всего, искренность, это критика ошибок товарища. 

 Дружба – это прекрасное чувство. Способность к дружбе, умение дружить, выбор друга, сохранение дружбы – важнейшие качества человека.

Учитель: при каких условиях может возникнуть настоящая дружба?

Ученики: Коллективные и совместные дела, в которых полнее узнаются люди, возникает потребность помочь друг другу. Такт. Чуткость. Уступать, но и отстаивать свою точку зрения. Правильно реагировать на замечания. Быть интересными людьми.

Учитель: А когда дружба не состоится?

Ученики: Обидчивый, завистливый, безответственный, не умеет хранить тайну, жадный, эгоистичный.

Учитель: «Себялюбие – яд для дружбы» (О. Бальзак)

«Трусливый друг – страшнее врага, ибо врага опасаешься,                                            а на друга надеешься» (Л. Толстой)

Учитель: А как вы поступите, если лжедруг попросит солгать, пропустить уроки, совершить недостойный поступок? (стихотворение)

Учитель: Ребята, при подготовке к классному часу вы рисовали рисунки о дружбе. Посмотрите, какая получилась интересная выставка. Из ваших работ видно, что не только человек может быть другом. Также мы писали мини-сочинение на тему: «Мой друг». По окончании классного часа вы можете подойти и прочитать их. И, конечно же, вы можете познакомиться с небольшой, но очень интересной выставкой книг. Заинтересовавшую вас книгу вы можете взять домой и прочитать ее.

Вот и подошел к концу наш классный час о дружбе. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных товарищей. И не будем никогда ссориться, скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и доброго кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

А завершим мы свой классный час песней В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Дружбой дорожить умейте!"

Цель:1) познакомить детей с правилами дружбы, показать важность             истинных друзей в жизни человека, научить доброжелат...

Классный час по теме "Дружба"

Материал содержит конспект и презентацию для проведения классного часа в 5 классе по теме "Дружба". Данная разработка может быть использована в преподавании курса ОРКСЭ в модуле "Основы светской этики...

Классный час на тему: "Любовью дорожить умейте"

Воспитывать уважительное отношение к женщине....

классный час по теме дружба

презентация классного часа по теме дружба...

Классный час по теме "Дружба" - 5 класс

Ход занятия, анкета для учащихся....

Классный час на тему: "Дружба"

Целью классного часа является: расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе; выработать правила отношений, позволяющих сохранить дружбу; развить навыки конструктивного поведения в дружеских отн...

Классный час на тему: "Дружба" 5 класс

открытый Классный час на тему:"Дружба"...