"Мы в ответе за свои поступки"
план-конспект занятия (9 класс)

Носач Светлана Анатольевна

Классный час для 9 класса  по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних - "Мы в ответе за свои поступки".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Мы в ответе за свои поступки»

9 класс

Цель: способствовать развитию у школьников чувства ответственности, содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера.

Ход урока

Звучит музыка слайд №1

Во мне два «Я», два полюса планеты,
Два разных человека, два врага.
Когда один стремится на балеты,
Другой стремится прямо на бега.

Я лишнего и в мыслях не позволю,
Когда живу от первого лица.
Но может вырывается на волю
Второе «Я» в обличье подлеца.

И я борюсь, давлю в себе мерзавца.
О, участь беспокойная моя.
Боюсь ошибки, может оказаться,
Что я давно моё второе «Я»

- В каждом из нас живёт 2 человека. В каждом из нас противоречивые чувства. Но, в том то и дело, что нужно уметь на первый план всегда выводить своё лучшее «Я».

1.Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме. Но  прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу и создать друг другу хорошее настроение – пожмите друг другу руки.

Внимание на экран.

Видеоролик.

Как вы думаете, о чём же мы сегодня будем говорить, какую проблему обсуждать? (Ответ участников).

Верно – о правонарушениях, которые совершают подростки, о видах ответственности и об их последствиях. В нашей школе был проведён социологический опрос среди старшеклассников. Итоги будут представлены позже. К результатам опроса мы ещё обязательно вернёмся, а сейчас продолжим. - Тема нашего классного часа  «Мы в ответе за свои поступки»  

- Эпиграфом к мероприятию я взяла слова Л.Н. Толстого:

«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают»».

 -Ребята, как вы понимаете этот эпиграф?

(ответы)

Учитель: Я думаю, что каждый из вас применял когда-либо к себе данные слова: не выучу сегодня урок, ну и что – все так делают; обману родителей – все так делают; выпью пиво – все так делают. Это можно продолжать  до бесконечности. Но я начну с притчи:

 

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и

чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: «Можно»  и  «Нельзя». Они жили по разным законам.

 В  государстве  «Можно»  разрешено  было всё: хочешь воровать  –воруй,  хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всѐ можно.

В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.  Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило

половину государства  «Нельзя» и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось! В городах и сѐлах бывшего государства  «Нельзя»  стали воровать, беззаконно

убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно  государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно»  под нажимом людей попросили помощи у государства  «Нельзя».  Долго совещались  правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое  государство «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы. Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы еѐ жители, они чувствуют себя в безопасности?

 Ответы:

 -Жители стали жить по законам.

-Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности,  значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

-В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на  свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

-Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

-Где прописаны эти законы?

 -Законы записаны в Конституции –основном законе государства. (Демонстрация книги.) Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный  кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой  кодекс», «Уголовный кодекс».

-А каков же основной закон нашей школы?

Ответы….

Учитель: Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов.  И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям. Слайд №5

- И сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь.  И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность

Права и обязанности школьников .   

-В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права... (таблички с правами помещать на доске).

Права и свободы человека и гражданина

Каждый имеет право на жизнь.

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность

Право на охрану здоровья

Каждый имеет право на образование.

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая

право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного

или языкового превосходства.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться

к природным богатствам.

Обязанности  

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных  учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность    

Ответственность за совершение правонарушений, в том числе нарушения

Устава школы ,за совершение общественно –опасных действий (драка), прогул уроков,

нецензурные выражения, нахождение на улице без родителей после 22.00, грубят и сверстникам и взрослым; унижают маленьких и слабых; лгут даже без причины;стараются выяснить отношения только с помощью силы; портят школьное имущество и многое другое За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность.

Народная мудрость гласит:  «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»

  Учитель: Что такое ответственность? Когда возникает это чувство?  

-Ответы…(Ответственность – это обязанность отвечать за свои поступки, действия.)

-  Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия, каких действий можно исправить?

-Ответы… (Убийство, предательство, казнь; опоздание, шалость, порча вещей, потеря чего-то).

-  Какие качества характера свойственны ответственному человеку?

  На доске написаны слова, которые обозначают разные черты характера человека. Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку. 

          -Почему на вопрос ответить легко, а за поступок трудно?

  •  Какие чувства мешают человеку взять на себя ответственность?
  •  Чего он боится? 

(чувство стыда, страх перед наказанием, боязнь унижения, опасение, что люди не смогут понять провинившегося…)

 Учитель: Что такое правонарушение? (ответы детей). 

ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.  

Конечно, правонарушение редко когда может возникнуть из ниоткуда, чаще всего есть предпосылки совершения проступка, т.е.  не правильного поведения. Как вы думаете,  почему случается так, что подросток оступился  или совершил правонарушения?

1.«Мозговой штурм». Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям)

проблемы в семье

плохое поведение

хочет выделиться

стремление к примитивному времяпровождению.

зависть

низкий уровень правовой культуры граждан

алкоголизм и наркомания

ответственное отношение к учебе, знаниям.

общение с искусством, природой

доброта

плохо учатся, а потом бросают школу

курят и выпивают

грубят и сверстникам и взрослым

унижают маленьких и слабых

лгут даже без причины

стараются выяснить отношения только с помощью силы

играют в карты

портят школьное имущество и многое другое.

Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры.

3. Учитель:  Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную (памятки для учащихся).

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность

наступает с 14 лет

2Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

 А теперь рассмотрим и обсудим несколько правонарушений (по мере называния вывешиваются на доске)

«Хулиганство» Ст. 213 УК РФ

«Мошенничество» Ст. 159 УК РФ;

«Вымогательство» Ст. 163 УК РФ;

«Распитие спиртных напитков» Ст. 162 УК РФ;

Работа общая. Решение проблемных ситуаций.

1) «Хулиганство

В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду и оскорбил их. Кто-то из зрителей позвонил в милицию. Наряд прибыл мгновенно.

Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части милиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре милиционеров упоминается административное правонарушение.

(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)

«Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:

- арестом на срок до 2-х лет;
- до 5 лет;

С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:

- тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».

А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения

говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».

2) «Мошенничество

Ребята, гуляя во дворе, остановили незнакомого велосипедиста и попросили прокатиться вдоль дома. Мальчику велосипед не вернули. Родители потерпевшего написали заявление в милицию.

«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается:

-штрафом,

-обязательными исправительными работами». Ответственность уголовная наступает с 16 лет.

 3) «Вымогательство»

Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как правонарушение?

 (Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)

     «Вымогательство (ст. 163 УК РФ), т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество ... под угрозой применение насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества... наказывается: Если правонарушителю меньше 14 лет, то материальный вред за него будут возмещать родители. Кроме того, на них будет составлен протокол по ст.5.35 КоАП РФ «Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей», а сам малолетний преступник будет поставлен на учет в Отдел по делам несовершеннолетних ОВД.

Обратите внимание! Лица, которым на момент совершения вымогательства больше 14 лет подлежат уголовной ответственности.  

4.Кража.

 1 мальчик: Лёха, смотри, какой классный мобильник мне на днюху родичи подарили. 2 мальчик: Ух, ты, круто! Мне б такой! А то у меня старьё дешёвое!

1 мальчик: Ладно, пошли на физру! А то физрук раздевалку закроет! 2 мальчик: Во, шмоток набросали! Лёха, глянь, мобильник почти как у тебя!

1 мальчик: Ну, так чо ты теряешься? Забери себе, отключи на время, а потом новую симку купишь. И всё будет шито-крыто!

2 мальчик: А ты никому не проболтаешься? 1 мальчик: Да ты что?  Ты ж мой друг! Давай быстрее! И ходу отсюда!

 Воровство совершенное несовершеннолетним квалифицируется по статье 158 УК РФ. Наказание за совершенное им преступление устанавливается с 14-ти лет согласно этой статье. Но в связи с возрастом учитываются нормы, которые указаны в статье 88 УК РФ, где прописаны применяемые к несовершеннолетним лицам меры наказания. Это может быть:

  • Штраф. В ряде случаев заплатить штраф обязуют родителей или попечителей. Размеры штрафа варьируются от 1 тыс. рублей до 50 тыс. рублей. Помимо того, его могут изъять путем конфискации дохода злоумышленника за время от 2-х недель до 6-ти месяцев;
  • Лишение права заниматься некоторыми видами деятельности;
  • Обязательные работы (от 40 до 160 часов). Работы назначают только те, которые может выполнить подросток. Для лиц от 14-ти до 15-ти лет на выполнение данных работ отводят не более 2-х часов в день. Несовершеннолетние от 15-ти до 16-ти лет трудятся не более 3-х часов в день и лишь в свободный от посещения образовательного учреждения период;
  • Исправительные работы. Назначают осужденным несовершеннолетнего возраста на срок до 1-го года;
  • Ограничение свободы. Срок составляет от 2-х месяцев до 2-х лет;
  • Лишение свободы. Данная мера не назначается гражданам от 14-ти до 16-ти лет, совершившим средней тяжести или небольшое преступление впервые. За тяжкое преступление может быть назначено не свыше 6-ти лет лишения свободы, а за особо тяжкое – не свыше 10-ти лет. Отбывают наказание несовершеннолетние лица в воспитательной колонии.

Вопросы по карточкам.

1.«Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде». 

Вечером на школьной дискотеке от Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима, шатаясь, шел по коридору.

        

Дети поднимают карточки с ответами..

- Это правонарушение. Дима находился в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения.

Учитель: Верно, это ст.20.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях – появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Звучат уточнения: «Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».

2. Выберите из предложенных в записи данных преступлений те, за которые  учащиеся  несут ответственность с 14 лет:

- совершение убийства ( ст.105);

- умышленное причинение  тяжкого вреда здоровью (ст.111);

- изнасилование (ст.131);

- похищение человека (ст.126);

- разбой (ст.162), грабеж (ст.161), кража (ст.158);

 -вымогательство (163);

- угон транспорта (ст.166);

- умышленное уничтожение и похищение чужого имущества (ст.167);

- вандализм (ст.214);

- хищение оружия, взрывчатых веществ (ст.226);

- приобретение, хранение  наркотиков (ст.228);

- терроризм (ст.205), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207).

За все другие преступления наказывают с 16 лет.

Звучат уточнения:«Уголовная ответственность по этим статья не будет применяться к несовершеннолетнему преступнику, если будет доказано, что он отстает в психическом развитие, в силу чего не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий. При этом отставание это не связано с психическим расстройством. Как и взрослые преступники, несовершеннолетние могут быть приговорены судом к штрафу, лишению права заниматься определенной деятельностью, обязательным работам, исправительным работам, ограничению и лишению свободы на определенный срок. Наказание при этом будет мягче, чем если бы это преступление совершил взрослый. Например, наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. По особо тяжким преступлениям — не свыше 10 лет отбывания наказания в воспитательной колонии.

Групповая работа.

Учитель: Ребята, давайте рассмотрим невыдуманные истории.

Задание 1. Разбор ситуаций.

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

№3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать? (Идёт обсуждение ситуаций.)

Задание 2. Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки(1) и преступления(2).

-грабеж(2) -невыполнение договора (1) -вымогательство(2) -кража(2) -повреждение имущества(1) -угон автомобиля(2) -неоплаченный проезд в транспорте(1) -сквернословие(1)

Задание 3. Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А - административная ответственность.

Г – гражданско-правовая.

У - уголовная.

Д - дисциплинарная

Виды нарушений:

1.Украл одежду из раздевалки (У).

2. Порвал учебник одноклассника (Г).

3. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А).

4. Избил одноклассника (У).

5.Испортил одежду (Г).

6. Совершил кражу мобильного телефона (У).

7. Совершил прогул в школе (Д).

8. Переходил дорогу в неположенном месте (А).

9. Разбил мячом окно (Г).

10. Нецензурно выражался в общественном месте (А).

Анализ анкетирования учащихся.

Учитель: Вы отвечали на вопросы анкеты «Закон и ответственность». Сейчас я хочу вам представить анализ анкетирования (анализ анкетирования для лучшего восприятия можно вывести на экран).

С каким настроением ты идёшь обычно в школу?

а) с хорошим настроением-44% б) без особого удовольствия-37% в) с плохим настроением-19% опрошенных.

Случалось ли тебе участвовать в драке или чтоб тебя били? Если да, то с кем?

а) со сверстниками в школе-17% б) со сверстниками на улице-22%

в) со старшими ребятами в школе-0% г) со старшими ребятами на улице-25% д) с другими людьми-0% е) такого не случалось-52%.

Случалось ли, чтобы кто-либо пытался оскорблять, унижать,

издеваться над тобой?

а) да, сверстники в школе-34% б) да, сверстники на улице-41% в) да, старшие ребята в школе-18% г) да, старшие ребята на улице—12% д) да, другие люди-15% е) нет, такого не случалось-0%.

Случалось ли, чтобы ты пытался оскорблять, унижать,

издеваться над кем-то?

а) да, над сверстниками в школе-11% б) да, над сверстниками на улице-15% в) да, над старшими ребятами в школе-0% г) да, над старшими ребятами на улице-10% д) да, над другими людьми-0% е) нет, такого не случалось-59%.

Случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовал

принести что-либо из дома?

а) да, случалось -27% б) нет, такого не случалось-73%.

Если случались такие ситуации, как ты поступал в этом случае?

а) рассказывал родителя-64% б) рассказывал старшему брату (сестре)-26%

в) рассказывал другу, подруге-44% г) рассказывал учителю-10%

д) пытался защитить себя сам, дрался--51%

е) никому не рассказывал, просто отдавал, что требовали-20%.

Как ты думаешь, какие правонарушения из перечисленных распространены в нашей школе?

а) кражи-2%

б) мошенничество-5%

 в) хулиганство-39%

г) распитие спиртных напитков-0%

д) драки-15%

е) порча имущества-25%

Какие преступления, на твой взгляд, могут совершить твои знакомые?

а) угон транспортного средства-7% б) грабёж-0% в) избиение-14%

г) воровство-12% д) распространение наркотиков-0%

е) такого не может случиться-70%.

Что может послужить причиной совершаемых подростком преступлений?

а) компания- 35% б) семейная ситуация-40% в) особенности характер-23%

г) непредвиденная ситуация-19% ж) другое, допиши сам

Какие меры предупреждения необходимо на ваш взгляд использовать, чтобы уберечь подростков от нарушения закона?

а) обсуждение статей законов в семье-17% б) разъяснение специалистами статей законов и ответственности за них -64% в) издание специальной литературы, которая в интересной форме объясняет законы общества-32%

г) спецкурсы и факультативы по правовой тематики в школе-59% д) тренинги, игры, семинары по правовой тематике-34%

Ведущий: Каждый из нас может стать жертвой преступления. Как уберечь себя? И сейчас я вам предлагаю выполнить последнее  задание. Вам необходимо составить памятку «Как не стать жертвой преступления» (для этого у вас есть бумага, фломастеры). Памятка должна содержать не менее 5-7 пунктов.

(1. Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

2. Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом).

3. Не общаться с сомнительными компаниями.

4. Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым.

5. Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность.)

- Учитель: Закончить наше мероприятие я хотела бы притчей.

- Однажды темной дождливой ночью молодому человеку необходимо было переплыть быструю реку. Старый рыбак дал ему свою лодку и указал на еле заметный огонек на противоположном берегу: «Греби на него, сынок, что есть силы, греби и не вздумай опускать весла и только тогда ты доберёшься до своей цели». И молодой человек поплыл. Сильный ветер дул ему навстречу. Дождь застилал глаза, а он все греб и греб, удерживая ориентир перед собой. Каждый последующий гребок давался труднее предыдущего. И вдруг он увидел большой белый пароход, который плыл по течению. Он весь сверкал, на нём играла музыка, все люди были красиво одеты и радостно улыбались. Они все были во власти могучего потока реки. И ему захотелось вынуть из воды весла, но огонек продолжал мерцать перед его глазами, и он снова устремился к своей цели. Преодолевая бешеное сопротивление реки, он всё же переплыл на другой берег. И уже на берегу, он услышал ревущие звуки, которые при приближении к повороту становились все сильнее и сильнее... это был водопад».

Я хочу вернуться к нашему эпиграфу. «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают»».

Все ли делают так? Как в жизни поступить: сопротивляясь бурному потоку плыть к своей цели, или же повинуясь течению реки, встретится с бездной. Решать вам.

Выбор за тобой!!!
   «Это невозможно!» - сказала Причина.
   «Это безрассудство!» - заметил Опыт.
   «Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
   «Попробуй…» - шепнула Мечта.

Звучит песня «Дорогою добра»

Тест на чувство ответственности

1.Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда

 для выхода на дискотеку:

 а) одолжить у друзей;
б) идти в том, что имеется;
в) не ходить на дискотеку вообще.

2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь:

а) помочь своим;
б) остановить драку;
в) остаться незамеченным.

3. Какую форму времяпрепровождения (из предложенных) Вы бы предпочли,

если бы пришлось коротать время в поезде:

а) игра в карты;

б) чтение и кроссворды;
в) разговаривать и смотреть в окно.

4. Если бы Вам предложили крупную сумму денег только за то,

чтобы вечером Вы постояли 2 часа в определённом месте, то Вы бы:

а)согласились;

б) отказались;
в) попытались бы получить дополнительную информацию о цели действия

5. В подъезде дома Вы находите красивый нож и:

а) забираете его себе.

милицию;

а) забираете его себе;
б) показываете родителям, звоните в милицию;
в) не прикасаетесь к нему.

6. Если Вы видите на ком – то или у кого – то очень красивую или интересную вещь, то Вы:

а) чувствуете желание иметь такую же;
б) чувствуете удовольствие или интерес;
в) стараетесь показать своё равнодушие.

7. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:

а) чувствуете желание уничтожить негодяя;
б) ведёте себя решительно, но стараетесь не обострять отношения;
в) пытаетесь задобрить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы в ответе за свои поступки Классный час 9 класс

Слайд 2

Эпиграф « Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают ». ( Л.Н. Толстой)

Слайд 3

ЗАКОН - это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке. В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы? Законы записаны в Конституции – основном законе государства. Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

Слайд 4

Каждый имеет право на жизнь. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Право на охрану здоровья. Каждый имеет право на образование. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой. В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина .

Слайд 5

Обязанности Слушаться родителей и лиц, их заменяющих. Получить основное общее образование. Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения. Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Слайд 6

Ответственность -Ответственность за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы ; -За совершение общественно – опасных действий (драка); -Прогулы уроков; -Нецензурные выражения; Нахождение на улице без родителей после 22.00; -Грубость и сверстникам и взрослым, унижение маленьких и слабых; -Выяснение отношения только с помощью силы; -Порча школьного имущества и многое другое. За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность.

Слайд 7

ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. Правонарушения бывают различными по степени опасности и вреда для общества . Преступление – это предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние. Оно влечёт за собой уголовное наказание и характеризуется высокой степенью опасности . Проступок – это все остальные правонарушения, не признанные преступлением. Характеризуется меньшей степенью общественной опасности и вреда.

Слайд 8

4 вида юридической ответственности Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом; общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Слайд 9

4 вида юридической ответственности Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.

Слайд 10

4 вида юридической ответственности Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины, опоздания на работу. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба. Наступает с 18 лет.

Слайд 11

Задание 1 - Какое правонарушение совершили подростки? - С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? - Какое наказание можно ожидать?

Слайд 12

Ситуации № 1 . Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? № 2 . Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? № 3 . Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? № 4 . Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Слайд 13

Задание 2 Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки(1) и преступления(2). Ответ: -грабеж(2) -невыполнение договора (1) -вымогательство(2) -кража(2) -повреждение имущества(1) -угон автомобиля(2) -неоплаченный проезд в транспорте(1) -сквернословие(1)

Слайд 14

Задание 3 Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие. Виды ответственности: А - административная ответственность. Г – гражданско-правовая. У - уголовная. Д - дисциплинарная Виды нарушений: 1.Украл одежду из раздевалки (У). 2. Порвал учебник одноклассника (Г). 3. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А). 4. Избил одноклассника (У). 5.Испортил одежду (Г). 6. Совершил кражу мобильного телефона (У). 7. Совершил прогул в школе (Д). 8. Переходил дорогу в неположенном месте (А). 9. Разбил мячом окно (Г). 10. Нецензурно выражался в общественном месте (А).

Слайд 15

Анализ анкетирования учащихся «Закон и ответственность» С каким настроением ты идёшь обычно в школу? Случалось ли тебе участвовать в драке или чтоб тебя били? Если да, то с кем? Случалось ли, чтобы кто-либо пытался оскорблять, унижать, издеваться над тобой?

Слайд 16

Как ты думаешь, какие правонарушения из перечисленных распространены в нашей школе кражи-2% мошенничество-5% хулиганство-39% распитие спиртных напитков-0% драки-15% порча имущества-25%

Слайд 17

Памятка « Как не допустить правонарушения» 1 . Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе. 2 . Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом). 3. Не общаться с сомнительными компаниями. 4 . Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым. 5 . Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность.

Слайд 18

Вывод: «До тех пор, пока ты существуешь, ты ответствен за все, тобою содеянное». Выбор за тобой! «Это невозможно!» - сказала Причина. «Это безрассудство!» - заметил Опыт. «Это бесполезно!» - отрезала Гордость. «Попробуй…» - шепнула Мечта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы в ответе за свои поступки

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних...

Классный час по профилактике правонарушений "Мы в ответе за свои поступки"

   Данный классный час разработан для учащихся 7-8 классов с целью профилактики правонарушений, прапогандой правовых знаний,формирования навыков самостоятельного принятия. ответ...

«Мы в ответе за свои поступки»

Классный час по профилактике правонарушений...

Правовой час "Мы в ответе за свои поступки".

Занятие с учащимися, склонными к правонарушениям....

Беседа для учащихся по теме:"Мы в ответе за свои поступки".

Беседа для учащихся 7-8 классов по ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной....

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Мы в ответе за свои поступки»

Классный час направлен на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних...

«Мы в ответе за свои поступки»

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних...