Родительское собрание в 8 классе
методическая разработка (8 класс)

Иванова Раиса Викторовна

Родительское собрание в 8 классе. Тема: "Роль семьи в развитии моральных качеств подростка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_8_klasse.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка», 8 класс

Автор: Иванова Раиса Викторовна

Цели: расширить представления родителей о семье; показать, что любовь и доброжелательные отношения в семье - главное условие в развитии высоких моральных качеств ребенка; побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье.

Участники: родители, классный руководитель, психолог.

Подготовка:

•За 2 недели до собрания проводилось анкетирование среди учащихся на тему «Мои проблемы».

• За несколько дней до собрания дети написали сочинение на тему «Моя семья»;

• Родители заполнили анкеты на тему «Мнения».

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

- Человек почти всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской, потом в своей собственной, затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Мы редко задумываемся над значением привычных слов: «мир», «семья». Но ведь мир на Земле начинается с мира в семье. Семья - это школа любви для взрослых и детей. За последние 20 лет многое изменилось в нашем обществе, в семье тоже произошли изменения. Сегодня редко встретишь патриархальную семью, где отец - хозяин, а мать - хранительница домашнего очага. Женщины все чаще стремятся к самореализации, достигают больших успехов в карьере. Непростые экономические отношения заставляют всех членов семьи думать о том, как заработать деньги. Социологи провели опрос среди тысяч семей и сделали вывод, что треть семей сталкивается с серьезными и 48% с частичными трудностями в воспитании детей.

Родители называют 7 причин трудностей в следующем порядке по их значимости:

1. Недостаток материальных средств.

2. Недостаток времени.

3. Недостаток педагогического опыта.

4. Плохие жилищные условия.

5. Влияние неформальных групп.

6. Отсутствие помощи со стороны школы.

7. Неблагоприятная ситуация в семье (в последнюю очередь).

- Очевидно, что большинство родителей уверены: воспитанию их детей мешает государственная политика, экономика, другие причины, а не внутрисемейные отношения, хотя по результатам опроса школьников, наиболее часто встречающиеся проблемы такие:

• нет контакта с мамой;

• родители часто кричат, ссорятся;

• очень жесткий контроль;

• постоянные ссоры с братом, сестрой;

• у родителей нет времени поговорить со мной;

• нет понимания, мама постоянно кричит;

• никогда не хвалят.

- А самое страшное высказывание: «Я не люблю своих родителей». И ни один ребенок не написал о материальных проблемах, в отличие от родителей, которые часто на них ссылаются - например, «у меня одна комната, где проживают 5 человек». Единственный параметр, совпадающий с родительским - нехватка времени на общение.

- Возрастной период подростков - самый благоприятный для новых начинаний, свершений. Особенно девочки открыты, чувствительны, и как важно в этот период сохранить контакт с самыми близкими людьми, со своими родителями. Ведь если нет теплых отношений в семье, они их ищут на стороне. И что из этого получается, констатирует статистика.

II. Беседа по анкетам

Знакомство родителей с результатами анкеты «Мнения».

Родители по очереди рассказывают об обязанностях детей в семьях, о том, что чаще всего приводит к недовольству друг другом.

Затем обсуждаются результаты анкеты «Мои проблемы».

III. Выступление школьного психолога

Анализ сочинений «Моя семья.

IV. Психологическая разминка для родителей. Анализ ситуаций

Ситуация 1. У Кати постоянные проблемы с математикой. И вот, наконец-то, в один прекрасный день Катя получила по математике «5». Комната. Папа сидит в кресле, читает газету. Вбегает радостная Катя.

- Папа! Папа! Я сегодня по математике «5» получила!

Отец, не отрываясь от газеты, спокойным тоном:

- Молодец.

- Папа, ты слышал? Я же по математике «5» получила.

- Я уже слышал. Вот мать пришла. Иди встречай.

Катя бросается к матери.

- Мам! А у меня сегодня пятерка!

- Ага. Ой, до чего устала. А ты еще посуду не вымыла и не прибрала? Вечно лодыря гоняешь.

Катя мрачно начала мыть посуду. И про школу больше не рассказывала.

Как бы вы ответили и что бы сделали на месте мамы? (Обсуждения)

Ситуация 2. Вы приходите домой неожиданно для сына и застаете его курящим возле открытого окна. Увидев вас, он не прекращает курение, а с вызовом говорит вам, что он уже самостоятельный и что таким образом расслабляется после нервного учебного дня.

Ваши действия? (Обсуждения)

V. Заключительное слово классного руководителя

- Дорогие мамы и папы! Сегодня мы обсудили важнейшие условия формирования моральных качеств наших детей. Сделайте серьезные выводы о проблемах взаимоотношений в семье и о том, какое влияние они оказывают на ребенка.

В качестве решения собрания каждая семья получает «Памятку для родителей». Пусть она помогает вам в трудные минуты непонимания и отчаяния.

Дополнительный материал

Памятка для родителей

1. Семья - это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родителя приносят себя в жертву, он вырастает эгоистом.

2. Главный закон семьи - все заботятся о каждом, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится о всех. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.

3. Воспитание ребенка в семье - это непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка - это пример родителей, их поведение, их деятельность.

4. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Также вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.

Анкета для детей «Мои проблемы»

1. Поводы, приводящие к недомолвкам, к недовольству друг другом возникают в вашей семье:

а) часто;

б) иногда;

в) всегда.

2. Ваши обязанности в семье:

а) постоянные;

б) в зависимости от ситуации;

в) нет обязанностей.

3. Доверяют ли вам родители?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

4. Что бы вы хотели получить от семьи, в которой живете?

а) хорошую организацию быта;

б) радость общения;

в) покой и защищенность.

5. Хотите ли вы, чтобы ваша будущая семья была похожа на вашу сегодняшнюю семью?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

6. Что для вас вечер дома?

а) радость общения;

б) возможность быть самим собой;

в) мучение и пытка.

Анкета «Мнения»

1. Счастливы ли вы в своей семье?

2. Представляете ли вы свою жизнь без семьи?

3. Что дает человеку, по вашему мнению, семья?

Тест для родителей «Понимаете ли вы своих детей?»

Прочтите некоторые «типичные» высказывания детей. Отметьте в списке предложенных вариантов, какие именно чувства стоят за этими словами. Можно указать не более двух.

Что чувствует ребенок, если говорит:

1. Ура! Осталось только десять дней до каникул!

а) радость;

б) усталость;

в) нелюбовь к учебе;

г) облегчение.

2. Смотри, пап, я сделал самолет своими новыми инструментами!

а) хочет, чтобы похвалили;

б) доволен собой;

в) хвастается;

г) чувствует гордость.

3. Ты будешь держать мою руку, когда я буду сидеть у зубного?

а) боится;

б) капризничает;

в) не хочет идти к врачу;

г) требует внимания к себе.

4. Здесь нет ничего интересного, совершенно нечем заняться.

а) хочет, чтобы его развлекали;

б) злится;

в) скучает;

г) чувствует себя лишним.

5. У меня никогда не будет таких же результатов, как у Саши. Я занимаюсь очень много, но он все равно оказывается впереди.

а) завидует;

б) потерял уверенность;

в) чувствует себя несостоятельным;

г) злится.

6. Новая учительница слишком много задает на дом. Я никогда не могу выполнить все полностью. Что делать?

а) считает работу непосильной;

б) испытывает досаду;

в) чувствует себя глупым;

г) хочет все бросить.

7. Все ребята разъехались на лето. Мне совсем не с кем играть.

а) хочет тоже куда-нибудь поехать;

б) чувствует себя одиноким;

в) хочет привлечь к себе внимание;

г) чувствует себя забытым.

8. Родители Дениса разрешают ему ездить на велосипеде по городу, но я ведь лучше катаюсь, чем Денис.

а) считает запрет несправедливым;

б) старается разжалобить родителей;

в) гордится своим искусством;

г) завидует Денису.

9. Зря я так резко вел себя с маленьким Витей. Думаю, я был не прав.

а) хочет казаться лучше в глазах окружающих;

б) сожалеет о своем поступке;

в) задабривает родителей;

г) чувствует себя виноватым.

10. Я хочу носить длинные волосы, ведь это мои волосы.

а) протестует против вмешательства родителей;

б) капризничает;

в) отстаивает свои права;

г) ленится следить за собой.

11. Как ты думаешь, у меня нормальный доклад получится? Он достаточно хороший?

а) старается привлечь к себе внимание;

б) сомневается в результатах своей работы;

в) хочет, чтобы его похвалили;

г) не уверен в себе.

12. Почему эта училка заставила меня остаться после уроков? Не только я разговаривал. Сказал бы я, что про нее думаю.

а) злится;

б) выгораживает себя;

в) мстит;

г) считает наказание несправедливым.

13. Я и сам справлюсь. Не нужно мне помогать.

а) чувствует уверенность в своих силах;

б) хочет чувствовать себя взрослым;

в) не хочет помощи;

г) хочет произвести впечатление на окружающих.

14. Математика - слишком трудный предмет. Мне не разобраться в ней никогда.

а) надеется получить помощь;

б) пришел в отчаяние;

в) оправдывается;

г) чувствует себя несостоятельным.

15. Уходи, оставь меня в покое. Я не хочу ни с кем говорить. Тебя на самом деле не интересует, что со мной происходит.

а) чувствует боль;

б) негодует;

в) старается привлечь к себе внимание;

г) ощущает себя нелюбимым.

16. Раньше у меня получалось хорошо, а сейчас ничего не получается. Я стараюсь изо всех сил, но это не помогает. Какой смысл стараться?

а) оправдывает собственную лень;

б) хочет все бросить;

в) старается привлечь к себе внимание;

г) ощущает безнадежность усилий.

17. Я бы хотел встретиться с Олей, но не могу ей позвонить. Вдруг она будет смеяться надо мной.

а) очень хочет пойти;

б) боится;

в) не хочет идти;

г) страдает от комплекса неполноценности.

18. Я больше не буду играть с Машей. Она жадина и тупица.

а) сердится;

б) чувствует свое превосходство;

в) хочет, чтобы Машу наказали;

г) чувствует обиду.

19. Здорово, что я родился у вас с папой, а не у других родителей.

а) хочет заслужить ответную похвалу;

б) гордится родителями;

в) чувствует благодарность;

г) хвастается перед другими.

20. Мне кажется, я знаю, что делать, но, может быть, я не прав. Я все время делаю что-то не то. Как ты думаешь, пап, что мне пойти в 10 класс или поступит в училище?

а) хочет переложить ответственность на других;

б) задабривает отца в расчете на что-то;

в) чувствует неуверенность;

г) подводит родителей к желательному для него решению.

Ключ к тесту

Каждое совпадение оценивается в 1 балл. Обратите внимание, что в ряде пунктов возможны сразу два правильных ответа. Если вы указали оба, то за каждый из них прибавьте себе 1 балл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а, г

б, г

а

в

б, в

а, б

а, г

а, в

б, г

а, в

 

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

б, г

а, г

а, в

б, г

а, г

б, г

а, б

а

б, в

в

Анализ результатов теста

• 28-36 баллов - чрезвычайно высокая эмоциональная чуткость;

• 19-27 баллов - высокая чуткость;

• 10-18 баллов - недостаточная эмоциональная чуткость;

• 0-9 баллов - слабое распознавание эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. 9 класс

Родителям - о препрофильной подготовке учащихся. Как помочь ребенку не ошибиться в выборе профессии?......

Итоговое родительское собрание 5 класс"Золотой конверт"

Итоговое родительское собрание совместно с учениками в форме вручения премии "Золотой конверт " по номинациям. Очень содержательный материал получившии положительные отзывы среди коллег и родителей....

Родительское собрание 8 класс

Как добиться взаимопонимания в семье....

Родительское собрание 8 класс

Как добиться взаимопонимания в семье....

Родительское собрание 8 класс

Как добиться взаимопонимания в семье....

Родительское собрание 5 класс

"Поощрение и наказание"...

Родительское собрание 8 класс о вреде курения

Разработка родительского собрания для 8 класса о вреде курения...