Сценарий Всероссийского урока памяти «Блокадный хлеб»
классный час (6 класс)

Кровопускова Марина Александровна

Тема: "Блокада Ленинграда".

Тип урока: Классный час.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_blokadnyy_hleb.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»

Тема: Блокада Ленинграда.

Тип урока: Классный час.

Цели: 

  1. сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда
  2. формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах;
  3. способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
  4. воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.

Оборудование:

  1. мультимедийное оборудование, экран;
  2. презентация со звуковым сопровождением, фото блокадного Ленинграда;
  3. демонстрационные образцы «блокадного» хлеба, образцы хлебных карточек;
  4. кусочки хлеба по 125 грамм для участников мероприятия.

Ход мероприятия.

Слайд 1 Заставка

Слайд 2 Начало

Слайд 3  Видео

Ведущий

Опять война, опять блокада… 
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: “Не надо, 
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали 
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали 
Стихов достаточно вполне…”
И могут показаться правы
И убедительны слова. 
Но, даже если это правда,
Такая правда не права! 
Чтоб снова на земной планете 
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы. 
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война. 
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.

Слайд 4

Ведущий

Давно закончилась война. Много трагических событий и славных побед произошло в годы ВОВ.  Одно их них – Блокада Ленинграда - 871 день мужества и героизма.

 22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза.

 Слайд 5

Они говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому, один из основных ударов они направили на этот город, с целью стереть его с лица земли.

Для осуществления этого варварского замысла фашисты бросили к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов.

Слайды  6,7

Но они глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

Слайд 8

Однако, несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его.

Слайд 9.

8 сентября 1941 года началась блокада. В кольце блокады Ленинграда оказалась 2 млн. 877 тыс. человек.

Слайд 10

Ученик

Блокада…. Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова –

Голодных умирающих детей.

Слайд 11

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи мѐрзли на путях,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

Слайд 12

Ведущий

Начались страшные дни Ленинграда. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать город.

Днем - из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы.

Слайд 13

Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы.

На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!».

Слайд 14

Во время войны заклеивали окна крест-накрест, таким способом люди пытались не допустить разбивания стекол при бомбежке, чтобы сохранить подольше целыми. Светомаскировку организовывали завешиванием окон полностью черной бумагой, одеялом, покрывалом или еще чем другим не пропускающим свет.

Слайд 15

В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. 

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. 

Слайд 16 Видео

Слайд 17

Ученик

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжѐлого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Слайд 18

О, ночное воющее небо,

Дрожь земли, обвал невдалеке,

Бедный ленинградский ломтик хлеба -

Он почти не весит на руке…

Слайд 19

Ведущий

Вы знаете, как ели блокадный хлеб?

- Я раньше тоже не знала... Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их... Чтобы ни одна крошечка не пропала, ни одна... И помните об этом всегда, в школьной столовой за обедом, дома за ужином и даже в гостях на празднике.

Слайд20

Ученик.

Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло.

Как их доставить?

Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землѐй.

Шла она по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев.

30 км нужно проехать по льду, чтобы оказаться на западном берегу.

Недалеко от трассы замаскированы зенитные установки, проволочные и минные заграждения, чтобы защищать дорогу от фашистских солдат.

Слайд 21

Ученик.

О, да – иначе не могли

Ни те бойцы, ни те шоферы,

Когда грузовики вели

По озеру в голодный город.

Холодной ровный свет луны.

Снега сияют исступленно,

И со стеклянной вышины

Врагу отчетливо видны

Внизу идущие колонны.

Слайд 22

Казалось, что конец земле…

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли.

Он жив еще. Он рядом где-то

На Ленинград! На Ленинград!

Там на 2 дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят.

И дрогнут, и молчат и ждут.

Прислушиваются тревожно:

– К заре сказали привезут…

– Гражданочки, держаться можно…

Слайд 23

И было так – на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

– Ну так и есть, мотор заело.

Ремонт на 5 минут, пустяк,–

Поломка эта не угроза,

Да рук не разогнуть ни как:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогреешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасен?

Шестнадцать тысяч Ленинградцев

Слайд 24

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег и ход мотора

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера

Вперед! Как ноют волдыри.

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарням до зори.

Слайд 25

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре–

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

Слайд 26

О, мы познали в декабре:
Не зря "священным даром" назван
Обычный хлеб и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь…

Слайд 27

Ученик. 

Прогибается, трещит лѐд под колѐсами машин с продовольствием. Что если не выдержит? Не все машины доезжали до берега, многие проваливались под лѐд вместе с продуктами. Много трудностей и опасностей подстерегало шофѐров.

Днѐм и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики, вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Бывало, что моторы застывали в пути, приходилось их разогревать.

Слайд 28 Видео Дети блокадного Ленинграда

Слайд 29

Ученик.

Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

Колонны шли и шли. Машины могли взять не больше 20-30 мешков муки. Но даже столько мешков поначалу грузить было опасно: лѐд мог не выдержать и проломиться. Поэтому грузили только по 12 мешков. Конечно, это было мало. Стали водители думать, как взять груза побольше. И придумали.

Слайд 30

Прицепили к машине лѐгкие конные сани и положили на них ещѐ по 7 мешков. Так и доставили муку в город.

Слайды 31,32

Эта дорога сохраняла людям жизнь, поэтому и назвали еѐ Дорогой жизни. По ней вывозили из осаждѐнного города слабых, обессиленных людей. (Хлеб – в Ленинград, а детей – в тыл.) Правда, не всех из них даже на Большой земле удавалось спасти.

Слайд 33

На втором километре Дороги жизни, у деревни Ковалево, находится памятный комплекс, посвященный детям блокадного Ленинграда. На 14 метров уходит в высоту стебель «Цветка». С одной стороны тропы установлены каменные страницы. На них выбиты строки из дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой.

Слайд 34

Ученик.

В осаждѐнном Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир еѐ слова:

Звук 1

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года. Бабушка умерла 25

января в 3 часа дня 1942 года.»

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдѐшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

Звук 2

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

Ученик.

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берѐзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарѐвском

Остановят вдруг слова:

Звук 3

«Дядя Лѐша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

Звук 4

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

Слайд 35

Ученик. 

Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. Трагедия семьи Тани Савичевой типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей!

 Сегодня дневник выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища.

Плакали люди, строчки читая,

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник — это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это все повториться!»

Слайд 36

Ведущий.

 900 дней и ночей был оторван город на Неве от Большой земли. Легче его жителям стало после наступления советских войск в январе 1943 года, когда в фашистской обороне был пробит коридор шириной 8-11 километров. По нему пошли поезда и машины с продуктами.

 Всем стало ясно: Ленинград выстоит и победит.

Город продолжал жить и бороться.

Слайд 37

Ученик

Полностью от блокады Ленинград был освобождѐн только в январе 1944 года. Несмотря на лужи и туман, необычные для этого времени года, многие жители вышли на площади и улицы к репродукторам, чтобы услышать по радио долгожданную радостную весть. По привычке горожане жались к стенам домов, обходили участки улиц с надписями: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна», но вспомнив, что немецкие войска от города отброшены, улыбались. Ведь обстрелов больше не было.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Слайд 38 Видео Салют

Слайд 39

Ученик

За залпом залп, гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пѐстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Не утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом.

Слайд 40

Ведущий

Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло около 1 миллиона человек. Поколения, пережившие голод и невзгоды войны знают  цену куску хлеба.

Слайд 41

Ученик:

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Слайд 42

Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим, 
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)

Ведущий. Давайте почтим память погибших во время блокады Ленинграда минутой молчания.

Метроном.

Минута молчания.

Слайд 43

Ведущий:

Все может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.
Вот только защитить сама себя не может: 
Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой.

Предлагаем все желающим подойти и взять кусочек хлеба, символизирующий тот блокадный кусочек хлеба весом 125 грамм и просто помянем погибших в Ленинграде в годы блокады.

Аудиозапись «Темная ночь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку памяти "Блокадный хлеб"

В данной презентации рассказывается об одной из самых страшных страниц Великой Отечественной войны - блокаде города-героя Ленинграда, о жизни людей в это время, о холоде т голоде, о блокадном хлебе....

Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»

Ключевым символом Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб»является кусочек хлеба весом в 125 граммов — именно такая минимальнаянорма выдачи хлеба была установлена зимой 1941/1942 ...

Урок памяти "Блокадный хлеб"

Классный час.Цель : Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда через интерактивные символы памяти.Одной из самых героических и трагических страниц Вел...

Всероссийский урок памяти "Блокадный хлеб"

Классный час ко дню Памяти 27 января...

Сценарий внеклассного мероприятия "Блокадный хлеб" (в рамках проведение Акции – Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»)

Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб» проводился  по всей стране 27 января 2020 года в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 1944 года (День воинской славы Р...

Всероссийский Урок памяти "Блокадный хлеб"

Разработка внеклассного мероприятия, классных часов...

Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»

Цель урока: Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда через интерактивные символы памяти....