Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
рабочая программа (9 класс)

Санжиева Лариса Сангаевна

Актуальность моей воспитательной работы «Путь к успеху» заключается в том, что ребенок должен научиться самостоятельно строить свою жизнь, нести ответственность за нее. Он должен быть уверен в себе, активен, не бояться трудностей, терпимым к другим людям, уметь принимать решения. Внедрение данной воспитательной программы даёт возможность постоянного творческого обновления, развития личности, её совершенствование, возможность обеспечить подростку понимание самого себя, будет способствовать выполнению его социальной роли в учебной, трудовой, общественной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Путь к успеху29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

9 класс «Путь к успеху»

Актуальность программы

Анализ воспитательного процесса в среде современных подростков позволяет выявить основную проблему ребёнка - это социализация, трудности с тем, чтобы занять своё место в обществе. Подросток не всегда видит свои перспективы, плохо представляет собственные возможности, редко пробует себя в разных видах деятельности. Такая ситуация приводит к тому, что, взрослея, школьники не имеют активной позиции.

Актуальность моей воспитательной работы «Путь к успеху» заключается в том, что ребенок должен научиться самостоятельно строить свою жизнь, нести ответственность за нее. Он должен быть уверен в себе, активен, не бояться трудностей, терпимым к другим людям, уметь принимать решения. Внедрение данной воспитательной программы даёт возможность постоянного творческого обновления, развития личности, её совершенствование, возможность обеспечить подростку понимание самого себя, будет способствовать выполнению его социальной роли в учебной, трудовой, общественной деятельности.

Социализация в классном сообществе обусловлена и некоторыми особенностями моего класса:

  1. В классе обучаются совместно школьники, воспитывающиеся в разных семьях по социальному положению, что осложняет организацию воспитательного процесса в классе. (Социальный портрет класса позволяет констатировать наличие семей группы риска, что, безусловно, не способствует развитию классного коллектива и учащихся.)
  2. Сельская школа, где не так много разных досуговых центров для социально-полезной деятельности (кроме ИК СК села).

 Поэтому встречаются некоторые трудности с решением данной проблемы.

                 Программа рассчитана на пять лет и предполагает участие учащихся 5-9 классов. 

        Цель воспитательной программы: создание единого воспитательного пространства для полноценного развития каждого обучающегося класса, способного к постоянному совершенствованию в социальной, правовой, коммуникативной и информационной сферах деятельности, пропагандирующего здоровый образ жизни и способного к осознанному самоопределению.

Задачи:

  • Воспитать гражданина  своей страны.
  • Создать условия для воспитания у обучающихся лидерских качеств и развивать у них творческие способности.
  • Создать условия для эффективного проведения свободного времени школьников.

Основные направления:

1. Военно – патриотическое

2. Интеллектуально – познавательное

3. Духовно – нравственное

4. Правовое

5. Художественно – эстетическое

6. Спортивно – оздоровительное

7. Информационно – коммуникативное

Этапы реализации воспитательной программы

1 этап – Организационный, проективный «Я и мы»

(5 класс, 2009-2010 учебный год)

На этом этапе дети учатся воспринимать себя как часть коллектива, а не как нечто отдельное, и измерять свой успех успехом коллектива. Сплоченный дружный  коллектив формируется в повседневной непрерывной работе с каждым ребенком, в деятельности классных творческих групп, где каждый не на словах, а на деле  познает, что такое ответственность, сплоченность, взаимопомощь

Цель: создание условий для формирования активной инициативной личности в коллективе.

Задачи:

1. Изучение личностных качеств учащихся, круг интересов и увлечений;

2. Формирование дружного сплоченного коллектива;

3. Создание комфортного морально-психологического климата;

4. Развитие коммуникативных способностей;

5.  Умение оценивать свои поступки и поступки товарищей;

 Ожидаемый результат:

Здесь я должна получить коллектив, в котором дружеские отношения, благоприятная обстановка, с духовно-нравственными ценностями.

2  этап  - Деятельностный:  «Проектируем будущее – проектируем успех»

(6-9 классы, 2010-2011 учебный год)

Работа в классе направлена на формирование активной гражданской позиции каждого ученика. Через социальную проектную деятельность формируется личность с активной жизненной позицией, со знанием гражданских, правовых норм. Формируется способность к осмыслению жизни вообще и собственной деятельности, умение выдвигать проблемы и намечать пути их решения.

Цель: создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития.

Задачи:

1. Формирование знаний и умений основ организаторской деятельности;

2. Готовность участвовать в различных проектах; конкурсах;

Ожидаемые результаты:

-сформированы активные гражданские позиции;

- высокая творческая атмосфера в классном коллективе;

-осознание своей причастности к преобразованию социальной среды.

Этот этап предусматривает реализацию следующих направлений деятельности.

1 БЛОК - усвоение системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, характерных для социально-активной личности.

Основными формами работы нашего класса являются: участие в соревнованиях, конкурсах; творческий отчёт класса с участием родителей; часы общения, диспуты, дискуссии, "круглые столы"; экскурсии, походы; участие в подготовке тематического классного часа; участие в школьных коллективных творческих делах.

2 БЛОК - взаимодействие с семьёй.(Обе стороны заинтересованы в развитии ребенка)

Взаимодействие классного коллектива с родителями заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи.

 Формы работы с родителями(Я применяю  в своей работе такие формы…)

 - анкетирование; беседы;  консультации;  родительские собрания; посещение семьи;  классные мероприятия;  совместные экскурсии;

Направление нацелено на вовлечение родителей в совместную деятельность, ориентированную на создание единого воспитательного пространства, активную социализацию обучающихся.

Вовлечение родителей в жизнедеятельность класса привело к следующим результатам деятельности:

1) возрастание заинтересованности родителей во взаимодействии с классным коллективом, и школой;

2) преодоление противоречий между семьёй и школой путём вовлечения родителей в совместную деятельность.

3 БЛОК - работа классного самоуправления.

Считаю, что в режиме самоуправления формируется сотрудничество, общение, взаимопомощь, волонтерская работа.

За слабоуспевающими подростками закреплены ребята, которые способны оказать им реальную помощь.

4 БЛОК -  духовно-нравственное развитие.

 В своей воспитательной деятельности стараюсь развивать у детей такие качества, как дисциплинированность, организованность, стойкость, мужественность, честность, благородство, толерантность, креативность, автономность, чтобы мои воспитанники выросли настоящими людьми. Ребёнок учится спрашивать с самого себя, тем самым, формируя голос внутреннего "Я".

5 БЛОК - спортивно- оздоровительная  направленность. Главным считаю использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации обучающимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения. Существенным является то, что ребята понимают важность здорового образа жизни и ответственность перед собой и своим будущим. Акцент ставлю на примеры спортивных семей класса, где родители прививают ребятам основы ЗОЖ, занимают активную жизненную позицию.

Вместе с классным коллективом выступаем в разработке и участии школьных Дней здоровья. (День борьбы со Спидом, разработали сценарии к мероприятию, готовили вопросы к викторине, выпустили стенгазету, участвовали в конкурсе рисунков; заняли 2 место среди 9-11 кл; учас.в конкурсе «Нет наркотикам»,в Респуб. конкурсе рисунков ;районный конкурс волонтеров за здоровый образ жизни «БРИЗ», диплом за участие )

6 БЛОК-  работа в НОУ(научное общество учащихся) «Эрудит». Посещение  факультатив, пишут исследовательские работы, участвуют на школьных и районных конференциях.(2011-12-7кл- 2 место, 2012-13 -8кл– 1 место, 2013-2014-9кл-3 место по школе).

3 этап – «Окно в мир»

(9 -10 классы, 2013 – 2015 учебный год)

Современное общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. Поэтому выпускники должны быть  подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам; должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми физически и психологически. И главное, ученики должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию и самоуправлению.

         Цель: создание условий для самосовершенствования и самореализации с целью более объективной оценки себя как личности.

         Задачи:

Формирование активной жизненной позиции;

Участие в школьном самоуправлении;

Осуществление профессионального самоопределения;

Сотрудничество с социальными объединениями;

Формирование сознательного уважительного отношения к нормам и правилам общественной жизни; формирование культуры безопасного поведения.

 Ожидаемый результат: участие обучающихся в школьном самоуправлении, со сформированной социальной направленностью  личности.

В рамках развития государственно-общественного управления образовательными учреждениями в нашем классном и школьном сообществе происходит налаживание связей с социальными партнёрами, с представителями общественности.

 Для более продуктивного процесса воспитания сформирована  команда класса - добровольное и неформальное объединение учащихся. Формами педагогического взаимодействия являются "круглые столы"; совместные консультации для родителей, беседы, встречи, а содержанием - ситуативное реагирование.

        На данном этапе учащиеся активно участвуют в школьном самоуправлении, проводят Дни дублера, тематические вечера, дежурства по школе.

  4 этап - аналитический (11 класс)

Этап включает в себя: анализ и обработка данных; соотношение результатов с целью и задачами; корректировка воспитательной системы, критериев оценки результативности данной системы.

Механизм реализации программы

Реализация программы воспитания обеспечивается обучающимися и их родителями (законными представителями)

Для оценки эффективности и результативности решения задач предлагается система целевых индикаторов (показателей), характеризующих ход реализации программы

Предполагаемые результаты

Включение каждого члена классного сообщества в предложенную воспитательную систему приведёт к повышению значимости воспитания социально активной личности.

Создание общих смысловых доминант воспитательного пространства будет соответствовать нравственно-гуманистической парадигме образования.

В качестве предполагаемого результата выделяю формирование обучающегося как самостоятельной, развитой личности. Такой подросток способен успешно адаптироваться в динамичном, быстро меняющемся социуме. Эта личность будет обладать чертами лидера, уметь выражать себя, будет способна принимать ответственность за свои поступки, научится организовывать себя и других, принимать решения.

Список использованных источников и литературы

Булгакова, О.М. Справочник классного руководителя. / О.М. Булгакова, // 2007г. -№4, с.31-36.

 

Волкова, Н.И. Детское движение: проблемы, ориентиры, действия. / Н.И. Волкова, И.А.Евланова, В.А.Петрова.  // Серия Рост. – 2002. - №14.

 

Гусакова, Т.М. Концепция  развития воспитания в системе образования Республики Марий Эл на 2012 – 2020 годы. / Т.М. Гусакова,  О.Е. Баланчук, В.А. Красильникова. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»., 2011.-35с.

 

Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. / В.А. Караковский, Л.И., Новикова, Н.Л. Селиванова. -  М.: Новая школа, 1996.

 

Как вести за собой. Большая книга Вожатого / под ред. Л.И. Маленковой. – М.: Пед. общество России, 2004.- 608с.

 

Маслова,  Н.Ф. Развитие и социализация ребенка  в различных культурно - образовательных средах. / Н.Ф. Маслова. - Орел: Изд-во городского социально-образовательного Центра, 1994.

 

Лидерство как фактор функционирования группы [Электронный ресурс] .- Режим доступа: lider21vek.narod.ru›CCY/6.htm. - Загл. с экрана.

Приложение

Воспитательная система класса

Реализация направлений программы

ОУ по духовно-нравствен-ному развитию «Помоги себе сам»

Реализация направлений программы ОУ

«Школа – территория здоровья»

Взаимодействие с семьёй

Деятельность классного руководителя по усвоению системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, характерных для социально-активной личности

Социальное партнёрство

        

Приложение

Развитие социального партнёрства классного коллектива

Социальные партнёры

Формы взаимодействия

Сельская администрация

Участие в проведении праздников села, мероприятия по экологическому состоянию улиц своего села, микрорайона.

ГИБДД

Работа обучающихся класса в отряде ЮДП, совместные конкурсы, смотры, рейды по соблюдению правил дорожного движения.

НОУ «Эрудит»

Совместная деятельность с НОУ по исследовательским работам

 СК, библиотека

Участие в мероприятиях, акциях.

Оказание помощи, проведение концертных и программ-поздравлений.

ДЮСШ

Участие в соревнованиях.

ДО

Участие в соревнованиях, фестивалях, конкурсах

Работа в кружках, секциях.

Проведение совместных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...

Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ «ООШ №8» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и...

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступень основного общего образования "Стать Человеком"

Настоящая Программа воспитания и социализации обучающихся на ступень общего образования разработана в соответствии с требованиями ФГОС и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности...

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа разработа для осуществления деятельности социального педагога школы, включает в себя различные разделы - деятельность, результативность, мониторинг и др.,...

ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Целью воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного граж...

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования...