«Природа не прощает ошибок». Классный час, приуроченный к Всероссийскому уроку «Эколята – молодые защитники природы».
классный час

Позднякова Наталья Геннадьевна

Классный час посвящен законам экологии, приуроченный к Всероссийскому уроку  «Эколята – молодые защитники природы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Зеленогорская школа – интернат»

«Природа не прощает ошибок».

Классный час,

приуроченный к Всероссийскому уроку

«Эколята – молодые защитники природы».

Разработала:

Позднякова Наталья Геннадьевна,

 учитель/ классный руководитель

Зеленогорск, 2020 г.

Классный час «Природа не прощает ошибок».

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

Классный час посвящен законам экологии, приуроченный к Всероссийскому уроку  «Эколята – молодые защитники природы».

Цель и задачи: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, пропаганде экологических идей.

Ход классного часа:

1. Вступительное слово.

Тема нашего классного часа – «Природа не прощает ошибок».

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к земле и ее богатствам.

2. Город, в котором я живу.

Мы с вами живем в красивом, всеми нами любимом городе. Наш город Зеленогорск расположен на реке Кан в устье реки Барга, которая протекает через город под землей и представляет собой искусственное русло в виде открытого и закрытого каналов.

Город  красивый, вокруг - красоты таежных лесов и рек. Окружающие Зеленогорск горы покрыты густой тайгой, преобладает хвойный лес – сосна. Распространена темно-хвойная тайга: из пихты, кедра сибирского и ели.  Кроме хвойных пород  встречается - береза, осина, тополь, липа сибирская, рябина, черемуха, черная и красная смородина, ольховник кустарный, жимолость.  На лесных полянах и лугах  встречается  - медуница, пустырник, подснежник, жарки, лилии, папоротник. Также здесь можно встретить растения, занесённые в Красную книгу Красноярского края  и России: Венерин башмачок, Адонис сибирский, Марьин корень, Прострел - желтеющий и другие растения.

Леса, окружающие территорию города Зеленогорска населены многочисленными представителями животного мира Сибири. В реке водятся щука, таймень,  окунь, плотва, уклейка, налим, елец, сорога и пескарь. В реке Богунай встречается эндемик - гольян Чекановского.

Вдоль берега реки Кан ниже по течению от города встречается ондатра. На гидроузле Красноярской ГРЭС-2  обосновались бобры  и зимуют дикие кряквы. По берегам реки Кан обитают множество птиц -  кедровка, обыкновенная пустельга, сова, мохноногий канюк, коршуны, красноголовый дятел, глухарь. Из редких видов встречается сапсан - крупный хищный сокол. В окрестностях города также можно встретить зайца-беляка, бурундука, ласку.

Кроме того, на территории города и в окрестностях можно встретить:  полевого воробья, домового воробья, сизого голубя, черную ворону, маскированную трясогузку, обыкновенную горихвостку, большую синицу, свиристель, ласточка, дятел, иволга и другие. В жилых кварталах Зеленогорска в летний период зарегистрировано 25 видов птиц.

Мы  понимаем, что вся красота в городе, природа, экология - 100 процентов зависит от человека. Вы должны понимать, что природа не прощает ошибок.

3. Беседа «Нужны ли комары?»

Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говорил ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

- Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку? (Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

В природе все находится в равновесии, все связано.

Природа очень разумна. Она сама реагирует количество всех живых организмов.)

- Да, в природе все взаимосвязано, эту взаимосвязь изучает экология.

- А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

(Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

В Китае были уничтожены миллионы воробьев, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьев в других странах.

В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы выполняли роль санитаров и поедали больных птиц, а значит, предотвращали эпидемии.)

4. «Законы экологии».

Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто нарушает ее законы. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Их сформулировал американский ученый Баррри Коммонер.

Первый закон: «Все связано со всем». Действие этого закон мы уже увидели на ваших примерах.

Второй закон гласит: «Все должно куда – то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев – вредители съели вес урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За все приходится платить.

Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну, а человек создал и продолжает создавать громадное количество химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы.

5. Работа по ситуациям «Какие законы нарушены?»

         1. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязненные ядовитыми веществами. Чем это грозит водоему и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

(Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в ее организм. Последняя же, может попасть на крючок человеку, и тогда человек получит пищевое отравление.)

Нарушены первый и второй экологический законы

Нужно подвергнуть промышленные отходы очистке.

2. Дворники сжигают листву, чтобы не вывозить ее за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

 (Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсичных веществ: от автомобилей, заводов. Ее обязательно нужно уничтожать.

Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая отравляют воздух, вызывая болезни людей.

Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.)

В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено, из обыкновенного бытового мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учеными. Интересная информация, читаем дальше! Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая все это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус.  А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки в 2 раза больше, чем весит, а еще неприхотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов. Живет этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

(Это наоборот, строгое соблюдение законов экологии.

Тут соблюдается второй закон «Все должно куда – то деваться». Мусор не превращается в токсичные отходы, а дают пищу червяку и становится ценным удобрением

А еще и четвертый закон соблюдается: «Природа знает лучше». Червяк – существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.)

6. Практическая работа

А) «Обращение от имени природы».

Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

- А если бы природа могла говорить, чтобы она сказала своим детям?

 Напишите обращения от имени природы к бизнесменам, владельцам заводов, фабрик, военным.

к ученым, к фермерам и крестьянам, морякам и рыбакам, ученикам нашей школы.

(В течение 5 минут учащиеся пишут, а затем зачитывают. Можно задание дать по группам.)

Б) «Разгадай кроссворд» (приложение 1)

7. Заключительное слово.

Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна еще и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу.

О чем говорит здесь поэт?

(Нужно беречь природу.

Нельзя убивать зверей

Нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.)

Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

(Это жадность, зависть, глупость, хитрость, и т.п.

Это все плохое, черное, дикое, что есть в человеке.)

Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своем сердце.

8. Подведение итогов.

Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли мы считать себя экологически культурными людьми?

Приложение 1.

Кроссворд «Природа и мы».

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1. Прежде чем начать утилизацию отходов, необходимо выполнить эту процедуру.

2. Наука о взаимодействии между организмами и окружающей средой.

3. Она составляет большую часть мусора, загрязняющего Землю, и из нее делают почти все игрушки.

4. Всё то, что окружает человека и все живые организмы: растения, животные, насекомые и т.д .

5. Живые организмы, которые поглощают углекислый газ, и выделяют кислород.

6. Международная экологическая организация.

7. Верхний плодородный слой земли.

8. Житель планеты, наделенный разумом.

Ответы:

  1. Сортировка. 2. Экология. 3. Пластмасса. 4. Природа. 5. Растения. 6. Гринпис. 7. Почва. Человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт об итогах проведения Всероссийской олимпиады «Эколята-молодые защитники природы»

В отчете представлена информация об итогах проведенной Всероссийской олимпиады "Эколята - молодые защитники природы" в образовательном учреждении....

МБОУ ГКМ г.ДЕРБЕНТ Всероссийский экологический урок-2021 "Эколята- молодые защитники природы"

В рамках эжегодного всероссийского урока "Эколята-молодые защитники природы" в МБОУ ГКМ были проведены экологические уроки по возрастным категориям.Урок для 6 класса проходил по теме:" ...

Всероссийский Урок "Эколята - молодые защитники природы"

В соответствии с планом организации и проведения общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики на 2022 год Министерство просвещения Российской Федерации и ФГБОУ ДО ...

Всероссийский урок "Эколята - молодые защитники природы" 2022 отчёт

#УрокЭколят2022 #Друзья ЗемлиВ соответствии с планом организации и проведения общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики на 2022 год Министерство просвещения Рос...

Всероссийский урок "Эколята - молодые защитники природы -2023"

В объединении "Эколята" МБУ ДО станции юных техников г. Вязьмы Смоленской области прошел Всероссийский урок "Эколята - молодые защитники природы" на тему "Школа юннатов"....

ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК «Эколята – молодые защитники природы» 2023г.

учебно-методический материал по экологии В начальной школе прошел Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники природы». Темой для беседы стала «Школа юнната&raqu...