Сценарная разработка классного часа «Главные уроки доброжелательной школы: человек, гражданин, патриот»
классный час (5 класс)

Методическая разработка классного часа «Главные уроки доброжелательной школы: человек, гражданин, патриот» представляет собой подробный сценарий воспитательного мероприятия для учащихся 5 класса.

Данная разработка включает в себя план, цели, содержание мероприятия, в которой представлены материалы о проведении первого классного часа в новом учебном году, основные принципы регионального проекта «Доброжелательная школа», задания в виде конкурсной программы, заключение, приложения, а также информационные источники.

 Представленная  разработка может быть использована классными руководителями  для организации и проведения классных часов с обучающимися 5 класса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Старооскольского городского округаhttp://sh6.oskoluno.ru/%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%80%202014.jpg

Всероссийский дистанционный конкурс

среди классных руководителей

на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Сценарная разработка классного часа

«Главные уроки доброжелательной

школы: человек, гражданин, патриот»

                                                                                       Автор:

Алексеева Татьяна Владимировна,

учитель иностранного языка  МБОУ «СОШ №6»,

классный руководитель 6 «Г» класса

г. Старый Оскол,

2020

Аннотация

Методическая разработка классного часа «Главные уроки доброжелательной школы: человек, гражданин, патриот» представляет собой подробный сценарий воспитательного мероприятия для учащихся 5 класса.

Данная разработка включает в себя план, цели, содержание мероприятия, в которой представлены материалы о проведении первого классного часа в новом учебном году, основные принципы регионального проекта «Доброжелательная школа», задания в виде конкурсной программы, заключение, приложения, а также информационные источники.

 Представленная  разработка может быть использована классными руководителями  для организации и проведения классных часов с обучающимися 5 класса.

Содержание

Введение………………..………………………..…………………………..…….4

План классного часа «Главные урок доброжелательной школы: человек, гражданин, патриот» ……..……………………..……………………..…………5

Цели  мероприятия…………………..……………………...…………………….6

Содержание  мероприятия………………………………………..…………..…..8

Приложения…………………………………………………..…………….…....14

Заключение……………………………………………………..…………….…..17

Информационные источники …………………………………..…………....…18

Введение

Региональная Стратегия развития отрасли образования Белгородской области «Доброжелательная школа» на 2019 — 2021 гг. нацелена на основе проектно-целевого подхода на создание доброжелательной, комфортной, психологически безопасной и благоприятной среды для всех участников образовательных отношений: детей, родителей, педагогов, атмосферы, где хочется учиться и учить.

Стратегия включает в себя 9 портфелей, состоящих из 35 проектов по направлениям: «Управление образованием», «Изменение архитектуры методического пространства региона», «Развитие психолого-педагогической службы региона», «Интеграция систем управления образованием и оценки его качества», «Лидеры образования», «Бережливое образование», «Обновление содержания деятельности и образовательного пространства на институциональном уровне», «Создание единой цифровой образовательной среды» и «Формирование доброжелательного образовательного пространства».

Доброжелательная школа – это открытая образовательная система, объединяющая всех участников образовательных отношений (учащихся, педагогов и родителей) и местное сообщество общественным договором, целью которого является всесторонняя поддержка успешной самореализации и социализации учащихся, их участие в процессах преобразования социальной среды населённого пункта, разработки и реализации социальных проектов и программ, введение школьников во внешний по отношению к школе социум и включение внешнего социума в пространство школы.

Актуальность. Миссией МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» является создание условий обучения, поддержки и развития индивидуальных образовательных способностей учащихся, которые способствовали бы максимальному раскрытию этих способностей, развитие личности в максимальном диапазоне ее интеллектуальных и психологических ресурсов.

Модель «Школа равных возможностей» отвечает требованиям регионального проекта «Доброжелательная школа». Это школа, которая обеспечивает максимально качественное образование учащимся через:

  • учет индивидуальных особенностей каждого ученика;        
  • создание безопасной и комфортной социально-психологической среды;
  • организация 100% эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений (ученик, учитель, родитель, руководители, гражданское общество);
  • участие детей в принятии решений в их интересах.

Доброжелательная школа помогает в воспитании творческой, креативномыслящей, любознательной, позитивно настроенной, здоровьеориентированной личности.

Данное мероприятие включено в план воспитательной работы, поскольку является крайне актуальным для учеников 5 класса. Дает возможность применения нескольких образовательных технологий в рамках одного мероприятия и не требует от учащихся специальной подготовки к данному мероприятию.

Целевая аудитория:  учащиеся 5 класса (10-12 лет).

Применяемы методы и приемы: групповая работа, игры по правилам, станционная игра, беседа.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование уважительного отношения к культуре страны, области, города, своей школы.

Метапредметные УУД:

- регулятивные УУД: расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своего края;

- коммуниукативные УУД: планировать работу, распределять обязанности среди участников игры

Познавательные УУД:

умения учиться навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации 

Цель: создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, формирования у них чувства патриотизма, уважения к своему Отечеству.

Задачи:

  • приобщить к историческому прошлому Родины;
  • создать условия для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина;
  • воспитывать умение работать в команде, уважение к сопернику, чувство ответственности.

Форма проведения: классный час - станционная  игра.

Направление: «Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности».

Технологии: технология коллективного и группового обучения; ситуативная технология.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, информационно сообщений; практический, групповая работа.

Оборудование: компьютер, звукоусилительное оборудование, карта Российской Федерации, бейджы, программа маршрута, грамоты.

Музыкальное оформление: звуковой сигнал, фоновая музыка.

Художественное оформление: воздушные шары – триколор, флаг Российской Федерации.

Пояснение к подготовке: участники делятся на 3 команды. Получают «маршрутные листы» с заданиями. В маршрутных листах  даётся название заданий, а форму работы участники должны определить самостоятельно. («Маршрутные листы» в приложении)

Информационные ролики:  https://yadi.sk/d/SKnSt9Hd6nzylA

Сборник проектов стратегии «Доброжелательная школа»: http://sh6.oskoluno.ru/sbornik.pdf

План классного часа «Главные уроки доброжелательной школы: человек, гражданин, патриот»

1. Приветственное слово классного руководителя

2.Познавательно-игровая программа

2.1  Игра «Факты»

3. Путешествие в «Страну патриотов»

3.1 Город «Друзей»

3.2 Город «Символы России»

3.3 Город «Преданья старины глубокой»

3. Подведение итогов мероприятия, поздравление,  награждение.

Ход мероприятия

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители и гости! Вот и пролетело лето. Закончились беззаботные теплые дни. Наступил новый учебный год. Теперь вы  – пятиклассники. Цифра «5» весь год будет вашей цифрой. Этот учебный год станет  для вас не совсем обычным. У вас появятся новые предметы. У вас появятся новые учителя, новые кабинеты. Я думаю, что  вначале будет немножко трудно:  и повышенная  учебная нагрузка, и новые требования учителей. Но я уверена, что все вы с этим справитесь, а я всегда вам помогу, и вместе мы преодолеем трудности.  К тому же рядом будут ваши самые близкие люди – ваши родители.

       Я, ваш классный руководитель, Алексеева Татьяна Владимировна, рада приветствовать в этом новом, уютном кабинете всех гостей, которые собрались на праздник. Сегодня мы отправляемся в удивительную страну. Вы не найдете ее  ни на карте, ни на глобусе. Ученые и политики не смогут точно назвать ее местонахождение. Но каждый ученик знает,  где она находится. Догадались, что же это за страна? Правильно, это страна уроков, мудрости, мечтаний - школьная страна.

Сегодня  необычный день – сегодня в нашем школьном  государстве день знакомств. Ведь нам необходимо лучше узнать друг друга.

Игра «Факты»

Учитель: Сейчас я предлагаю вам сыграть в одну очень интересную игру, которая называется «Факты». Каждый участник по очереди будет называть 3 факта о себе. Один из фактов будет ложью. Задача остальных класса угадать, какой факт является ложным.

Начнем с меня.

Факт 1. Я учитель английского и немецкого язык.

Факт 2. У меня голубые глаза.

Факт 3. Я умею играть на гитаре. Ответы учащихся.

Да, вы были правы. Ложным является факт №2. У меня карие глаза.

(Обучающиеся по очереди называют факты о себе)

(Задача класса-назвать ложные факты)

Учитель: Наше знакомство продолжается. Мы узнали друг о друге много увлекательных и интересных фактов, давайте попытаемся ответить на вопрос: «А какой наш пятый класс в целом?»  Вы получаете новое задание: нужно дать характеристику своему классу, но с одним условием. Характеристика должна состоять из прилагательных, которые начинаются на буквы слова «пятиклассник». Отвечать могут все, кто поднял руку. Итак, какой он, наш 5 класс?

После ответов детей на слайд высвечивается результат:

Пытливые

Яркие

Творческие

Искренние

Культурные

Любознательные

Активные

Современные

Сильные

Надежные

Изобретательные

Критичные

Учитель: Вот мы и познакомились с 5 классом «Г» и можем все вместе отправляться в путешествие в «Страну Патриотов». Во время путешествия по этой стране нам предстоит посетить несколько городов, где я предложу вам выполнить различные задания. И оттого насколько дружно и слаженно вы будете работать, зависит результат вашей команды.

Учитель: Мы разделимся на три команды. Предлагаю командам придумать название и выбрать капитана.

(Выбирают название и капитана команды)

Учитель: Прошу капитана представить свою команду и получить отличительные символы членов своей команды.

(Эмблемы или бейджы разных цветов готовятся заранее по количеству участников команд)

Учитель: А чтобы наше путешествие было более увлекательным и мы не уставали в дороге, передвигаться по городам мы будем используя различный транспорт. Прошу капитанов команд получить программу маршрута и посадочные талоны на самолет.

Учитель: Итак, полетели!

(Передвижение на самолете. Дети расставляют руки в стороны и издают звуки, имитирующие звук самолета. Звучит музыка)

«Город-друзей»

Учитель: Мы прибыли в первый город – «Город-друзей». Но перед тем как выполнить задания этого города, давайте поиграем с вами в словесную игру.

- Внимательно послушайте вопрос, и если согласны, что это относиться к вам, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья». Если же не согласны, то молчите.

- Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

- Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?

- Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки?

- Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?

- Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?

- Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

- Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?

- Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?

- Кто из вас, скажите вслух, на уроках ловит мух?

Учитель:  Молодцы, вы настоящие друзья!  

Задание города «Друзей». Игра «Перестрой-ка»

Команде по сигналу учителя нужно быстро выполнить задание:

1. Построиться по росту: от высокого до низкого;

2. Построиться по цвету волос: от светловолосого до темноволосого;

3. Построиться: сначала девочки – потом мальчики;

4. Построиться: высокий – низкий, высокий – низкий.

5. Построится: один лицом, второй спиной – по очереди.

За каждое верное перестроение команда получает 5 баллов.

Учитель: Молодцы! Все прекрасно справились с заданием, а это значит, что вы все получаете билеты на поезд, чтобы отправиться в следующий город. Прошу капитанов команд получить билеты.

(Обучающиеся кладут руки на плечи впередисидящему товарищу и издают звуки, имитирующие гудок поезда)

Город «Символы Родины»

Учитель: Стоп состав! Приветствую вас в городе «Символы Родины». Каждый гражданин своей страны должен знать государственные символы. Есть они и у России. На этом этапе мы с вами вспомним все, что вы знаете о флаге и гербе.

Предлагаю вам выполнить несколько заданий.

Задание города «Символы Родины». Игра «Эрудиты»

1. «Флаг России»

Вопрос: « Что такое флаг?»

Ответ: Флаг - полотнище правильной геометрической ( прямоугольной) формы, имеющее какую-либо расцветку.

Задание: Из предложенных заготовок цветной бумаги разного цвета выберите нужные и выложите флаг России. (выкладывают)

Вопрос: « Что означают цвета Российского флага?»

Ответ: Белый - благородство;

             Синий - верность и честность;

              Красный – мужество, отвага, героизм, смелость.

Вопрос: « Где мы можем увидеть всегда поднятый флаг?»

Ответ: Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы, общественный транспорт. Флаг- это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут.

2. « Герб России»

Вопрос: Что такое герб?

Ответ: Герб –это отличительный знак, эмблема  государства, города.

Вопрос: Назовите, что является гербом России?

Ответ: Герб России – это двуглавый орел на фоне красного цвета. Орел – символ вечности, уважения к своей стране. Две головы символизируют единство. Три короны – союз народов живущих в России. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.

Вопрос: Где мы встречаемся с изображением герба?

Ответ: На паспорте, свидетельстве о рождении, на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах.

Задание: Из фрагментов составьте герб  России. ( из заранее нарисованного на листе ватмана и разрезанного на фрагменты дети составляют герб)

3. « Гимн России»

Вопрос: « Что такое гимн России»

Ответ: Гимн – это торжественная песня или мелодия.

Вопрос: « Как  нужно слушать гимн?»

Ответ: Гимн слушают с тоя, мужчины без головных уборов.

Вопрос: « Где мы можем услышать гимн?»

Ответ: В особо торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах,  при подъеме государственного флага и во время спортивных соревнований.

Вопрос: « Кто знает автора современного гимна?»

Ответ: Автор современного гимна России – С. В. Михалков.

(Включается фрагмент гимна, дети встают, слушают, подпевают.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

Учитель: Отлично! Мы справились со всеми заданиями города «Символы Родины» и нас уже ждет корабль. Да, да именно корабль, на котором мы продолжим путешествие по «Стране Знаний».

(Обучающиеся кладут правую руку на плечо впередисидящему человеку и левой рукой имитируют подачу гудка)

Город «Преданья старины глубокой»

Учитель: Вот мы и причалили к берегу города под названием «Преданья старины глубокой». Здесь вам предстоит составить пословицы и поговорки о России, её народе и традициях. Команда, которая справится быстрее, получает 15 баллов, следующая за ней - 10 баллов, следующая – 5 баллов. За каждую неверно собранную пословицу или поговорку начисляются штрафные баллы.

(Командам выдаются разрезанные пословицы и поговорки. Задача команды-соединить части)

Задание города «Преданья старины глубокой» - приложение №1

Учитель: Прошу капитанов команд озвучить пословицы и поговорки, которые у вас получились. Благодарю вас за ответы и слаженную работу и приглашаю отправиться в последний город «Страны Знаний» - город «Олимпийская гордость страны». А отправимся мы туда на велосипеде, поскольку в этом городе нет ни машин, ни автобусов, а все передвижение осуществляется лишь на велосипедах, самокатах, роликах и прочем экологичном транспорте. Готовы? Тогда вперед.

(Дети берутся за «руль» велосипеда и начинают «крутить» педали. Это передвижение может служить физкультурной паузой классного часа)

Учитель: Не устали? Сейчас каждой команде будет предложен набор картинок с изображением олимпийских видов спорта. Ваша задача – дать как можно больше правильных ответов (Приложение 2).

(Обучающиеся работают в группе. Правильные ответы записывают на листе бумаги. За каждый правильный ответ – 1 балл)

Учитель: Прошу капитанов сдать листы с ответами.

(Пока подсчитываются результаты, учитель проводит общую игру для всего класса и родителей)

Учитель: Еще раз обратите внимание на изображения видов спорта. Сегодня среди участников нашего мероприятия много гостей, наших любимых мам и пап. Мне кажется, что они уже засиделись на своих местах и хотят поиграть вместе с нами. Я приглашаю в наше путешествие еще одну команду, команду родителей. Сейчас родители по очереди будут изображать различные виды спорта. Ваша задача угадать и назвать вид спорта. За правильные ответы команды получают баллы. Родители готовы? Команды готовы?

(Родители вытягивают карточку с изображением вида спорта и демонстрируют вид спорта)

Учитель: Пока подводятся итоги нашего путешествия, я предлагаю вам стать «Хранителями своей страны». Вы уже обратили внимание на карту страны, которая расположена на доске. Она разделенная на клеточки (Приложение 3). Я попрошу каждого из вас подумать и заполнить клеточки страны, вписав в них качества, которыми должны обладать граждане, которые хотят видеть свою страну мирной, процветающей, сильной и независимой державой. Как только мы заполним все клеточки, мы станем хранителями страны.

Рефлексия

Учитель: Видите, какими добрыми хорошими качеств должен обладать человек, живущий в нашей стране. Надеюсь, вы сами обладаете всеми этими человеческими качествами. Ведь именно такие граждане - залог процветания нашей страны.

Подведение итогов. Вручение грамот

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие по «Стране Знаний». Надеюсь, что вы также активно будете проявлять себя на всех уроках, а главное будете доброжелательны  друг к другу, своим друзьям, родственникам и учителям. Еще раз поздравляю вас с началом учебного года! Пусть этот год принесёт много новых побед, подарит радость творчества.

Литература

1. Воспитательный тренинг как нетрадиционная форма воспитания. Парфирьева Инна Владимировна. (Электронный ресурс): сайт http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn

2. Мастер-класс «Игра как средство нравственно-патриотического воспитания». (Электронный ресурс): сайт https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-igra-kak-sredstvo-nravstveno-patrioticheskogo-vospitanija-master-klas.html

3. Методические условия повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания. (Электронный ресурс): сайт https://studfiles.net/preview/5373049/page:21/

4. Программа обучающего тренинга «Гражданская идентичность личности» для учителей и руководителей образовательных учреждений (для ступени полного общего образования). (Электронный ресурс): сайт https://refdb.ru/look/1316284-pall.html

5. Тренинг с педагогами. Тема патриотизм. (Электронный ресурс): сайт http://collegy.ucoz.ru/publ/68-1-0-17998

Картинки по запросу доброжелательная школа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка Единого Всекубанского классного часа «Главное слово на любом языке»

- воспитание чувства любви и уважения к самому родному человеку – маме;- воспитание нравственных качеств личности....

Разработка классного часа «Главное слово на любом языке»

Разработка классного часа «Главное слово на любом языке»7-9 классыНа земле хороших людей немало,Сердечных людей немало,И всё-таки лучше всех на земле – мама.Моя мама.Р.РождественскийЦель:воспитать у у...

«Проектирование и реализация программы патриотического воспитания «Я – человек, гражданин, патриот» в условиях введения ФГОС»

В статье представлены основные  направления патриотческого воспитания школьников, изложена система мероприятий   по реализации программы  «Я – человек, гражданин, патриот»...

КРАЕВОЙ КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ РАЗРАБОТКУ ЕДИНОГО ВСЕКУБАНСКОГО КЛАССНОГО ЧАСА «ГЛАВНОЕ СЛОВО НА ЛЮБОМ ЯЗЫКЕ».

Цели:  воспитание любви, уважения, бережного отношения к  мамам, бабушкам, женщинам любого возраста;  развитие творческих способностей учащихся; создание теплого нравственного климата...

Презентация к родительскому собранию "СЕМЬЯ и ШКОЛА: воспитание ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНИНА, ПАТРИОТА своей Родины"

Привлечене внимания родителей к совместной деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодежи. Обсуждение актуальных вопросов патриотического воспитания. Ообмен опытом между родителями и педа...

Методическая разработка классного часа "Квест в доброжелательную школу"

Материал классного часа способствует созданию представления о роли профсоюзов в доброжелательной школе....