Классный час в 7 классе "Я и скверные слова"
классный час (7 класс)

Тынчерова Ирина Александровна

Цель классного часа - познакомить с причинами употребления и губительным влиянием мата на личность человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_ya_i_skvernye_slova.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Я и скверные слова»

7 класс

Учитель: Тынчерова И.А.

Форма проведения: этическая беседа

Цели:

- познакомить с причинами употребления и губительным влиянием мата на личность человека;

- информировать о юридической ответственности за выражение            нецензурной бранью;   

- убедить, что нецензурная брань вредит  психологическому и физическому здоровью человека;

- формировать стойкую неприязнь к нецензурной брани, отрицательное отношение к вредной привычке.

- воспитывать культуру общения.

Ход мероприятия:

I. Формулирование темы классного часа.

- В.И.Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».

- Как вы понимаете эти слова? Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? Ответы сформулируйте с учётом возникшей в классе ситуации, в которую оказались вовлечены родители. С ними мы эту тему поднимем на родительском собрании. («Культура общения» «Нецензурная брань в речи школьников»)

- Тема нашего классного часа «Я и скверные слова»  

II. Слово учителя.  Скверные слова в речи школьников.

- Один доктор филологических наук, который провел целое научное исследование, говорил: «Если сравнивать родную лексику с мощным водным потоком, то мат-это своего рода «отбросы» нечистот, загрязнение речи».

Как же обстоят дела у нас в классе.

1) Слышим нецензурную брань на улице.

2) Слышим дома.

3) Употребляем бранные слова сами.

 4) Выражаемся так: нечаянно.

- Известные психологи считают, что ненормативную лексику употребляют те люди, которые не уверены в своих силах и чувствуют свою неполноценность. Человек, уверенный в себе, который чувствует себя нужным в своей семье, который окружен любовью родителей никогда не будет употреблять нецензурную брань.

- Причины употребления скверных слов:

  • стремление казаться взрослей среди сверстников;
  • бунтарство;
  • провоцирование реакции взрослых (часто возникает из-за недостатка внимания);
  • потребность скрыть свою слабость;
  • повторение нецензурных бранных слов за родителями или за близкими родственниками, с которыми ребенок проводит много времени;
  • повторение за другими детьми,  уже  10 лет ребенок понимает, где можно использовать мат, где нельзя. Жаргон употребляется среди сверстников, для самоутверждения. Дети пытаются выделиться, казаться старше.

- Ответственность за нецензурную брань.

Для любителей «нецензурной брани в общественных местах» КоАП РФ предусмотрена административная ответственность:

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

III. Сообщения учеников. Вред, который наносит нецензурная брань организму и личности человека.

- А как вы думаете, употребление мата наносит людям какой-либо вред? Какой?

(Ответы, обсуждение).

1) Духовный и нравственный вред.

- «Мистическую составляющую» вреда особо подчеркивают люди верующие - это мистика злобы, кипящей в человеческом сердце, злобы, которая соединяет человека с нечистой силой. 

2) Физический вред организму человека.

- Звук - не просто носитель информации, а определенный набор электромагнитных волн. Электромагнитное наполнение каждого звука тоже различно - от обычных длинных радиоволн до жесткого ультракороткого излучения, действующего на подкорку головного мозга человека, его подсознание. Бранные слова наносят вред не только тем, кто их произносит, но и тем, кто их слышит. Матерящийся человек порой не догадывается, что он наносит непоправимый вред своему потомству. Наши гены как бы «слышат» все наши слова и запоминают их. Маты отрицательно действуют на ДНК ругающегося человека, становятся проклятием для самого человека и его наследников. Именно молекулы ДНК отвечают за наследственность человека. В этом случае, если речь человека насыщена нецензурной бранью, в молекулах ДНК начинает вырабатываться "отрицательная программа". Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению.

3) Опыты ученых.

- Ученые сделали поразительные эксперименты на воде, результаты этих экспериментов были таковы: жидкость обругали матом, после чего полили семена пшеницы. В результате семена, которые поливали такой обруганной водой, всходили лишь 49 из 100. Те же семена, которые поливали водой над которой читали молитвы, говорили прекрасные слова прорастали в 98 случаях из 100.

Оказывается, бранные слова рвут цепочку ДНК, убивают гены и убивают хромосомы. Таким образом, сквернослов самый большой вред наносит себе и своему потомству. 

IV. Игра «Ассоциации».

      - Говорят, что каждое слово для нашего мышления и воображения имеет свои индивидуальные характеристики: запах, цвет, эмоции. Если я скажу слово ЛЕТО, каждый из вас вспомнит что-то свое: запах и вкус клубники, тепло солнечных лучей, ощущение обжигающе горячего песка под босыми ногами, шум морской волны, влажный запах хвойного леса и т. д.

Я буду называть вам слова, а вы записывайте на листочек, какие ассоциации возникают у вас с этим словом.

МАМА           КОНФЕТА           ДРУЖБА             НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ

(Варианты ответов.

МАМА – добрая, красивая, голубые глаза, морковные пироги, пуховые варежки КОНФЕТА – сладкая, шоколад, ореховая начинка, яркая обертка

ДРУЖБА – прогулки, лето, секреты (тайны), игры

НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ – ссора, драка, злость, обида…)

V. Составление памятки «Как бороться с бранными словами».

  • помни, что ругань – признак недалекого ума и является уделом людей, недостойных уважения; кроме того, использование нецензурной брани характеризует человека как неспособного повзрослеть, вынужденного оставаться в ребяческом возрасте;
  • познакомься со словарем ненормативной лексики: бранные слова потеряют исключительность и, следовательно, важность;
  • читай больше хороших книг, в которых исключены нецензурные слова;
  • следи за своей речью: ругань оскорбляет и унижает того, кто произносит такие слова и того, к кому они обращены.

VI. Рефлексия, подведение итогов.

   - Ответь и запиши ответы на 2 вопроса:  «Я не знал…», «Теперь я знаю…».

(- «Я не знал…»: что мат вреден для здоровья; что растения реагируют на человеческую речь и т. д.

- «Теперь я знаю…»: что ругаться матом вредно для моего здоровья и здоровья окружающих; что если я буду нецензурно выражаться, это отразится на моих детях и т. д.)

- Напиши вывод «Я и скверные слова» (6-8 предложений). (Зачитать выводы классного часа.)

VII. Вывод учителя.

- Каждый раз, когда вам захочется произнести матерное слово, вспомните про тот вред, который оно наносит вам и окружающим, подумайте, красиво ли вы выглядите в глазах своих друзей.

А закончим классный час  словами  Льва Толстого: «Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти»

Давайте беречь наш красивый русский язык, беречь себя и своих близких. Будем следить за каждым словом, которое мы говорим, чтобы каждое наше слово служило только добрым и светлым чувствам. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"скверные слова говорить - здоровью вредить"

материал предназначен для проведения классного часа, о вреде бранных слов для здоровтя человека. Во время беседы демонстрируется презентация...

Единый Всекубанский классный час ко дню матери "Главное слово на любом языке"

Всекубанский классный час ко дню матери "Главное слово на любом языке"...

РАЗРАБОТКА классного часа Тема: «Снимая шляпу перед словом дружба»

         Данная разработка предназначина для классных руководителей, работающих в 5 - 6 классах, а также для студентов - практиканто,в и дает возможность в ...

Презентация к классному часу на тему "Дружба - чудесное слово"

Цель:Дать понятие дружбы.Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.Учить доброжелательности, ...

«От скверного слова – к коррозии духа».

Конспект классного часа против сквернословия...

Тема. «От скверного слова – к коррозии духа»

классный нач расчитан на 10 класс....

Классный час для старшеклассников "О скверном и святом"

Цели.Исследовать вопрос о том, что представляет собой сквернословие как языковое явление (этимология, семантика, роль в языке);Развивать умение дискутировать, аргументировать свою точку зрения;Воспиты...