Разработка классного часа “Герои наших дней”
методическая разработка

Шкиренок Людмила Григорьевна
Материал урока мужества, посвященного Всероссийской общественно-государственной инициативе «Горячее сердце» для 5-7 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал Урока мужества, посвященного Всероссийской общественно-государственной инициативе «Горячее сердце»

Шкиренок Л.Г кл. руководитель 6-а МБОУ гимназии №9

Тема классного часа “Герои наших дней”

1. Вступительное слово учителя “О подвигах и героях”.

Сегодня мы с вами будем говорить о героях и подвигах. Тема классного часа “Герои наших дней” (Слайд 1).

Вступая в самостоятельную жизнь, молодые люди (это относится и к вам, мои дорогие суворовцы) думают, что все подвиги уже совершены, а подвиги, совершенные предшественниками, можно только повторить.

Вы тоже так думаете? (ответы).

О подвигах.

А что же такое вообще “подвиг”? Обратимся к словарю.

“Подвиг – самоотверженный героический поступок” (слайд 2)

Говоря о подвиге сегодня, мы будем иметь ввиду поступка человека, совершенный с преодолением страха за собственную жизнь во благо службы, во имя долга и выполнения обязанностей.

Всякий ли поступок можно назвать подвигом? (ответы). Приведите примеры.

Пример: молодые люди поспорили кто сможет прыгнуть с высоты примерно 5 этажа. Один из них сделал это, чтобы показать смелость свою и решительность.

Это подвиг? (ответы). Я думаю, что это глупость. Разве цель молодого человека благородна? (ответы) Нет. Не всякое проявление смелости и решительности есть подвиг. Подвиг может совершаться только в благородных целях.

А вот другой пример: весь Интернет обсуждает совершенно невероятный случай, который произошел в Москве. В минувшие выходные на 2-й Филёвской улице произошел крупный пожар в жилой многоэтажке. Один из жильцов, столичный травматолог Михаил Абросимов, спасая от огня четырехлетнего сына, прыгнул вместе с ним из окна седьмого этажа. Другого выхода не было — иначе они бы сгорели.

 Пожар начался в квартире у Абросимовых. Говорят, это было короткое замыкание. Жена Михаила, Катя, успела выбежать, но ту самую комнату в двушке, где были Михаил с сыном Арсением, мгновенно охватило пламя. Путь к двери был отрезан, выбора не было: Михаил сгруппировался — и выпрыгнул в окно, с ребенком на руках.Мальчик приземлился буквально на своего отца. У ребенка ушиб легких и перелом ключицы. У Михаила все сложнее: множественные переломы и разрыв внутренних органов. Врачи никаких прогнозов не делают: состояние стабильно тяжелое.

В истории тоже есть примеры таких поступков.

Известный вам герой Великой Отечественной войны Александр Матросов (слайд 4). Какой подвиг он совершил? (ответы).

 В годы ВО войны более 300 человек повторили подвиг А. Матросова. Он был не первым и не последним среди тех, кто пожертвовал своей жизнью во имя благородной цели.  Матросов совершил свой подвиг сам, потому что подвиг неповторим. Каждый решается на него самостоятельно, каждый совершает его в одиночку.

О героях.

Учитель: мы говорим “герой”. Как вы понимаете это слово? (ответы). Обратимся к словарю. (слайд 5)

“Герой - выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги”.

Героем может стать каждый. Вспомнив героев прошлого, мы скажем- определенные качества характера необходимы для совершения подвига. Какие? (ответы: храбрость, отвага, мужество, смелость, самоотверженность, доблесть)

“Достоинства военного суть: отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала”

(слайд 6) “Достоинства военного суть: отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала”-так писал в 18 веке известный военачальник А.В. Суворов. Никто до сих пор не оспорил правоты его слов. Хотя, в общем, и отвага и храбрость в мужестве составляют единое целое.

Отвага сама по себе есть проявление силы духа, однако ей не исчерпываются человеческие качества. В храбрости отвага дополняется дерзновением к подвигу. А мужество – это уже сочетание отваги и храбрости; мудрости и ответственности, стойкости в искушениях; выдержки в любых обстоятельствах; достоинства. “Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом”. Так гласит поговорка. И она больше не про продвижение по службе, она имеет глубокий духовный смысл – достижение полноты мужества.

Отважные солдаты под командованием храбрых офицеров, если над ними начальствует мудрый генерал. Личности людей делятся по тому же принципу. (слайд 6) “Малодушные составляют толпу. Отважные шагают строем; храбрые идут впереди, ведут за собой; мужественные стоят выше всех”.

Вопрос: попробуйте объяснить эти слова (ответы)

Учитель: о мужественных, сильных духом героях мой следующий видео сюжет ( просмотр видео)

 21 февраля 2017 года года на здании нашей школы будет установлена мемориальная доска погибшему в Афганистане КЕРОВУ  АЛЕКСАНДРУ ВАСИЛЬЕВИЧУ.

Керов Александр Васильевич

Родился 31.08.1963 г. в г. Ессентуки. В армию призван в 1981 г..  с апреля 1982 г. Рядовой, наводчик танка. В бою под Кабулом 25.06.1983 г. экипаж под огнем противника выполнял задачу по эвакуации оставшихся в подбитой машине раненых и убитых советских воинов. Когда члены экипажа выносили их, Александр самоотверженно прикрывал своих товарищей огнем из пулемета, подавил две огневые точки противника, но сам был смертельно ранен. Награжден медалью «За боевые заслуги» (посмертно). Похоронен в Невинномысске. 

 Глава г.Невинномысска Михаил Анатольевич Миненков

(рассказ о подвиге)

“В жизни всегда есть место подвигу”

Учитель: бытует мнение, что мужество и подвиг связано с физической силой. Отвагу, мужество можно проявить только в боях и сражениях.

Вопрос: Как вы думаете, есть ли место героизму в наши дни (ответы). В обычной жизни?

Мое мнение (слайд 9) совпадает с заголовком на слайде “В жизни всегда есть место подвигу”.

Но как узнать о них- о подвигах и о героях? Как правило, эти люди не хотят выставлять на показ свои героические поступки. Сегодня мне хочется сделать исключение для таких людей. Я вам расскажу несколько таких  историй.

  1. Президент России  25 апреля 2012 года наградил 13-летнего орловского школьника Николая Табунова медалью “За спасение погибавших”.

Трагедию, которая перевернула их жизнь, Саша и Коля Табуновы не забудут никогда. 15 февраля 2010 года они вместе с мамой, 34летней учительницей физкультуры из с. Нижний Жерновец Верховского района, собирались ехать к деду на юбилей в Колпнянский район. Тогда Саше было 12 лет, а брату Коле — 10. Настроение было праздничным, мама готовила подарки, хлопотала по дому. Ближе к вечеру все трое пошли на трассу. Мать с детьми прошли 9 километров до автобусной остановки. Но водитель последней рейсовой маршрутки проскочил мимо.

Женщина сильно расстроилась, ведь было очень холодно, а идти назад — далеко. Тогда она решила переночевать в деревне, а утром хотела уехать домой. Разыгралась настоящая метель. Женщина с сыновьями, несмотря на разыгравшуюся непогоду, выбиваясь из сил, дошла до ближайшего села и постучала в один из домов. Но ни в этом, ни в других домах им не открыли. Людское безразличие. Женщина просила о помощи, а ей не открыли, испугались, что женщина с двумя детьми окажется грабителем...

Понимая, что выхода нет, женщина решила идти назад домой через поле, но, плутая в сугробах, сбилась с дороги и заблудилась. Выбившись из сил, она присела на корточки, и, обняв сыновей, заплакала. Коля не терял присутствия духа, он все время набирал номер сотового телефона отца, но тот не брал трубку.

Женщина укрыла сыновей собой, а сама легла на снег. Чтобы не замерзнуть, младший Коля все время бегал вокруг мамы и брата, стараясь растормошить их. И не переставая, звонил отцу… Только в шесть утра ребенок дозвонился отцу и сказал: “Папа, мы замерзаем, а мама до сих пор спит”. Отец еле нашел их в заснеженной долине. Коля махал ему руками, а брат Саша лежал на маме, пытаясь согреть ее своим телом, но женщина уже не дышала, на ее лице замерзли слезы…Женщина умерла от переохлаждения, закрывая своим телом своих сыновей и спасая их от мороза.

Мальчики попали в больницу с обморожениями 3 степени. Из больницы мальчишек к себе сразу забрала бабушка.

На записи одной из передач местного канала Коля сказал: “Я хотел спасти маму...”. Поступок 10летнего мальчишки не каждый взрослый способен повторить, ведь для этого требуется немалое мужество.

Вопрос: можно ли назвать поступок Николая смелым?…решительным? …мужественным? …героическим? Почему? А можно ли назвать этот поступок подвигом? (Да, ведь он совершен в благородных целях, во имя спасения жизни близких)

Получая награду, Николай Табунов сказал: “Эта награда будет лучшей памятью моей маме”

Учитель: мужество, воля к победе, честность, добросовестность – эти высокие нравственные показатели рождаются не всегда в борьбе со стихией, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью, трусостью, малодуушием… В борьбе над своими слабостями и недостатками, рождается героизм каждого человека.

  1. История Ставропольских героев
  2. История Невиномыссцев

Учитель: Ежегодно  в Москву для награждения   участников инициативы из разных уголков нашей России. Торжественная церемония награждения нагрудным знаком «Горячее сердце» детей и молодёжи, в возрасте от 9 до 23 лет, Вы видели сегодня некоторых из них.

Все они показали примеры героизма в экстремальных ситуациях,

силу воли и характер в преодолении сложных жизненных обстоятельств или болезни, неравнодушное отношение к окружающим.

Заключение. Подведение итогов

Учитель: оставаясь под обстрелом противника, никто не вспоминает, что он не первый и не последний, на чью долю выпало такое испытание, зато каждый знает –он единственный, кому предстоит совершить волевое усилие над собой, не растеряться, не сдаться, а выполнить свой долг.

И тот, кто умеет побеждать минутные слабости, кто способен одолеть страх, он уже совершает свой собственный подвиг.

Помните об этом, будущие командиры. Помните и цените по достоинству подвиг каждого. Каждая солдатская или офицерская биография пишется с чистого листа и ложится на чистый лист военной истории. Поэтому в ней всегда находится место для новых и новых полководцев, флотоводцев, для подвигов и для героев.

(Слайд 16)

Совесть, благородство и достоинство –

 Вот оно, святое наше воинство.

 Протяни ему свою ладонь,

 За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

 Посвяти ему свой краткий век.

 Может, и не станешь победителем,

 Но зато умрешь как человек.

Учитель: ребята, ответьте на вопрос: так кто он –герой нашего времени?

(Ответы: он - это обычный человек, один из нас. Он храбрый, мужественный, профессионал, любит людей и любит жизнь, любит свою Родину и своих близких. Он - суворовец Николай Табунов и Герой России Миненков М.А. и др.).

Гордитесь своими героями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Героям Сталинградской битвы посвящается"

Для обучающихся 5 класса классный час.посвящённый 70 летию годовщины победы в Сталинградской битве...

Конспект классного часа "Герои нашего времени"

Конспект классного часа  "Герои нашего времени", посвященный Дню героев Отечества с презентацией....

разработка классного часа"Сталинград-наша Победа"

Материал полезен при разработке классного часа ко Дню Победы...

Методическая разработка классного часа "Герои нашего времени"

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание будущих защитников Отечества  - важнейшая задача Ставропольского президентского кадетского училища. В рамках данного направления воспитательной ра...

Разработка классного часа "Герои нашего времени"

Классный час  «Герои нашего времени»,посвященное Всероссийской общественно-государственной инициативе  «Горячее сердце»Цель:   формирование представлений об...

Материал классного часа “Герои наших дней”

Материал классного часа “Герои наших дней&rdquo...

Рабочие листы разговоры о важном 18 декабря 2023 тема классного часа герои нашего времени

Рабочие листы для классного часа разговоры о важном 18 декабря 2023 для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО. Тема внеурочного занятия: герои нашего времени. Цель занятия...