Роль классного руководителя в условиях современной школы
статья

Зобнина Наталья Александровна

Роль классного руководителя в условиях современной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Деятельность классного руководителя  в условиях современной  школы»

       Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья — это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию воспитанников в современное общество, что предполагает   решение основных проблем в воспитании ребёнка:

- развитие личности;

- подготовку к самостоятельной жизни;

- профессиональную подготовку.

      Мы должны   вооружить обучающихся  знаниями, выработать у них собственный вариант жизни, достойной его как человека современного общества, личности, способной управлять своим поведением, готовой к сотрудничеству на основе терпимого отношения к окружающим, человека, способного оценивать свои поступки и поступки окружающих, умеющего планировать свою деятельность, способного на самоопределение в профессии.

 Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни.

     Работа классного руководителя  школы – интерната  для детей, оставшихся без попечения  родителей,  имеет свою специфику, свои особенности, свои трудности. В своей борьбе за ребенка мы, например, не      можем опираться на родителей, гораздо чаще  приходится противостоять им.

        Являюсь классным руководителем 9 класса. Работаю с обучающимися пятый год. На протяжении этих лет состав класса менялся. Сейчас в классе  13 учащихся.  Класс неоднородный - есть родительские дети (5), опекаемая (1),  2 круглых сирот и   социальных- 5. Ребята  сложные, неординарные в своём поведении. Несмотря на всё это  перед классным руководителем стоит одна из важных задач - создание благоприятной  эмоциональной  обстановки в классе с целью  спокойного и планомерного общего  развития личности каждого обучающегося.  

       Как классный руководитель я  должна  прогнозировать, анализировать, организовывать, сотрудничать, контролировать повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.  В своей деятельности применяю не только известные формы воспитательной работы, но и включаю в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом.

     Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: индивидуальные  беседы,  игры, состязания, экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

       Работа  с классным коллективом  ведется по направлениям –

Общеинтеллектуальное

Гражданско-патриотическое

Духовно-нравственное

Здоровьесберегающее

Социальное (Профориентация)

Профилактика безнадзорности и правонарушений, социально-опасных явлений

     Работая по этим  направлениям, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Поэтому в классе проводятся уроки Мужества, приуроченные к знаменательным датам. Все это формирует у учащихся устойчивые жизненные позиции, сознательное отношение к своему долгу перед защитниками Отечества, перед своей страной.

         Велась работа, посвящённая 75-летию Победы  в  Вов.     В 2020 году вся наша страна отмечала  75-летие Великой Победы в Великой Отечественной  войне,  что позволило  по-новому обратиться к истокам и истории гражданско-патриотического воспитания на примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине.  Провели конкурс рисунков «Победа75»; оформили стенд «Наши земляки - герои Вов», уголок Победы. Работали над проектом «Я помню! Я горжусь!» и защитили его. Находясь в режиме самоизоляции  ребята активно  участвовали        в  акции «Окно  победы», конкурсе рисунков. Также было организован просмотр видео уроков  «Юные герои Вов и их подвиги», «Дорогами  мужества»

      Пропаганда здорового образа жизни – следующее звено воспитательной работы классного руководителя. Моя задача в данном направлении, формирование привычки к ЗОЖ,  заинтересовать подростков  разнообразными увлечениями. Важно показать ребятам, что в реальной жизни есть очень много увлекательного и интересного. Наиболее приемлемые формы работы - беседы, «классный видеочас» с  просмотром и обсуждением видеороликов, уроки здоровья, часы размышлений и др. При этом моя роль, как классного руководителя,  заключается в  режиссуре, направлении беседы и подведении  итогов, предоставив максимальную возможность активности подростков в обсуждении и свободного высказывания своих мнений.        Многие ребята класса участвуют в спортивных мероприятиях  и соревнованиях, которые проводятся в нашей школе и за пределами, неоднократно становились призёрами спортивных мероприятий. Участие в спортивных мероприятиях помогает сплочению коллектива, осознанию своих возможностей, выработке терпения, настойчивости, достижения цели.

   Организация досуга и свободного времени учащихся,  широкое вовлечение учащихся, особенно  детей из «группы риска», в занятия спортом, кружковую работу, привлечение к участию в конкурсах, школьных мероприятиях -  важнейшее направление воспитательной деятельности.       Творческие работы учащихся   я отправляю на различные  интернет- конкурсы, где они  занимают призовые места и получают сертификаты, грамоты, дипломы

    Работа по профилактике правонарушений и преступлений среди  несовершеннолетних носит систематический характер.  Как известно, незнание не освобождает от ответственности, поэтому пропаганда правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения.  Организуя с обучающимися разъяснительную работу о видах ответственности за те или иные противоправные поступки,  стараюсь опираться на реальные факты, делая упор на статьи закона. Надеюсь, это поможет  ребятам осознать, что всегда присутствуют ответственность и неминуемое наказание за любой совершенный поступок. Хотя  пока результатов своей работы в этом направлении вижу немного. Ребята часто нарушают дисциплину, нередко оскорбляют взрослых.

  Пытаясь направить энергию детей в правильное русло, вовлекаю  ребят в мероприятия различного уровня,  задействую их в общешкольных и  общественно полезных мероприятиях:  Организую коллективную творческую деятельность, посредством  которой происходит процесс освоения общественных норм и ценностей, дети учатся взаимодействовать, сотрудничать, искать точки соприкосновения. Ребята с удовольствием принимали участие в изготовлении  подарков к Дню учителя, организовали выставку в классе «Весенняя фантазия». Каждый обучающийся класса имеет общественное поручение.

     Неотъемлемая часть работы классного руководителя   – это взаимодействие с родителями  обучающихся. В основном, общение проходит индивидуально с каждым родителем по мере необходимости, либо с помощью современных средств связи (телефон, «Ватсап»).

   Ведётся работа  по профориентации. Рассказываю  о профессиях, наиболее приемлемых для наших учащихся- дворник, уборщик служебных помещений, строитель, повар. Использую видеоролики, презентации. Провели открытый классный час «В мире профессий». К сожалению,  в голове  пока что «ветер», свои возможности с реалиями жизни не осознают.

     Основная работа классного руководителя  - это не громкие мероприятия,  а индивидуальная кропотливая работа  с каждым, «подталкивание»  ребёнка к выбору  правильного действия,  ненавязчивая коррекция слов  и поступков, создание ситуаций  успеха и  ощущение ребёнка  своей самостоятельности и значимости.

Волнует то, что наши воспитанники после выпуска из школы сразу попадают в очень сложную ситуацию экономического кризиса, безработицы, смещения нравственных жизненных ценностей. Несмотря на это им предстоит вступить в этот непростой мир, выстоять и исполнить свое «я - человек», «я - гражданин». Хочется, верить, что наш труд, вложенный в них, не окажется напрасным, что они смогут найти свое достойное место в жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Работа классного руководителя в условиях сельской школы"

Данная статья отражает работу классного руководителя, основанную на особенностях сельской местности....

Роль классного руководителя в воспитательной системе школы

Статья о той роли, которую играет классный руководитель в воспитательной системе школы....

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Выступление на педагогическом совете....

Роль классного руководителя в условиях реализации ФГОС второго поколения

В современном обществе стремительным развитием науки и техники, появляются новые информационные технологии, преобразующие жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении всей ...

Роль классного руководителя в условиях реализации ФГОС

Презентация к выступлению на педагогическом совете в роли содокладчика...

Роль классного руководителя в воспитательном потенциале школы

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка тнеобходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса, а деятельность классного руководителя является важ...