Текст к презентации по теме "Детско-родительские отношения"
статья

Материал предназначен для широкого круга участников педагогического процесса. Содержит факты, сведения, характеризующие изменения в социальной жизни общества, оказываюие влияние на взаимоотношения детей и родителей в семье. Рассматриваются пути взаимодействаия педагогической и родительской общественности  в области воспитания детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detsko-roditelskie_otnosheniya.docx39.01 КБ

Предварительный просмотр:

 «Детско-родительские отношения в условиях кризиса семьи и девальвации ценностей.

Проблемы кооперации и коммуникации родителей и педагогов: ответственность родителей и педагогов, пути преодоления конфликтных ситуаций на основе сближения ценностных ориентиров в воспитательной практике».

 Предложенная для обсуждения тема действительно очень актуальна в условиях стремительно изменяющегося мира как в глобальном масштабе, так и в масштабе жизни каждого отдельного человека, судьба, образ жизни которого взаимосвязаны и зависят от процессов, происходящих в человеческом обществе в целом. И нам, педагогам и родителям, тем, кто стоит на переднем крае формирования личности. тем, кто по роду своей профессии призван передавать новому поколению «опыт, накопленный человечеством», житейский опыт важно понимать процессы, происходящие в обществе, уметь ориентироваться в них, адаптироваться к ним и помогать детям жить в этом мире.

Тема очень обширная и глубокая, её следовало бы разбить на отдельные вопросы и обсудить их более подробно. Например,

  1. В чем проявляется кризис современной семьи?
  2. Что понимается под девальвацией ценностей?
  3. Каков характер детско-родительских отношений в условиях кризиса семьи?
  4. Каковы роль, ответственность и обязанности ОУ, педагогов и родителей в воспитании несовершеннолетних?
  5. Как наладить взаимопонимание   и сотрудничество педагогов с родителями для формирования у детей общечеловеческих ценностей?

1. Итак, в чем проявляется кризис современной семьи?

Главной социальной проблемой семьи является то, что в настоящее время в области социального неблагополучия находится 50% людей. Причем, из них 20% - люди, чьи доходы ниже прожиточного минимума, а 7% - просто неимущие, для которых проблемой является даже поддержание физиологических стандартов питания, 10% - это социальное дно, люди, отторгнутые обществом и вычеркнутые из жизни.

(МБОУ СОШ №1: 164 ребёнка из 524 (31%) живут в малообеспеченных семьях, 22 ребёнка - в неблагополучных семьях, 8 семей состоят на учете)

 Очевидными проявлениями данной проблемы среди многих других являются:

  • - расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления;
  • - рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки;
  • - приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании;
  • - распространение подростковой и юношеской проституции;
  • - рост подросткового и юношеского суицида;
  • - падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности в семье и школе.

О кризисном состоянии семьи свидетельствует и падение рождаемости, что приводит к изменению смысла семейной жизни, ее ориентаций на воспитание детей

Тревожит также педагогическая безграмотность родителей, которые, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей, их постоянные конфликты оказываются главенствующими факторами влияния на ребенка.

 К следующей социальной проблеме семьи можно отнести резкое омоложение браков. Нижняя планка юридического брачного возраста достигла 16 лет, а средний брачный возраст составляет 19-21 год. Статистика также показывает, что 40% молодых семей в возрасте до 24 лет распадается через год-два после женитьбы. Так, в настоящее время, по официальным данным, более 20% семей – неполные.

Закрепляется тенденция роста числа внебрачных рождений детей, при этом каждый десятый ребенок рождается у матерей моложе 20 лет

Более быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена «подростковое материнство», что негативно отражается на здоровье как новорожденных, так и их матерей. В последние годы каждый десятый новорожденный рождается у матери в возрасте 20 лет: ежегодно около 1,5 тыс. детей рождаются у матерей в возрасте 15 лет, 9 тыс.- у матерей в возрасте 16 лет и 30 тыс.- у матерей в возрасте 17 лет.

Велика угроза семье остаться без отца из-за высокого уровня мужской смертности в трудоспособном возрасте по неестественным причинам, Потенциальные последствия этого явления негативны и многообразны, включая раннее сиротство детей и воспитание внуков дедушками и бабушками.

(МБОУ СОШ №1: 133 ребёнка (25%) живут в неполных семьях, 16 (3%)  детей находятся под опекой)

 (МБОУ СОШ №1: около 50% детей испытывают на себе какие-либо социальные проблемы: мало обеспеченность, неблагополучие, отсутствие родителей, асоциальный образ жизни семьи)

Любой кризис связан с переосмыслением понятий, изменением отношения людей ко многим традиционном вопросам, характеру взаимодействия людей во всех сферах деятельности.

  1. Что понимается под девальвацией ценностей?

Девальвация – это обесценивание, понижение ценности чего-либо.

В рамках сегодняшней темы – это девальвация моральных ценностей, понятий, которые лежат в основе восприятия человеком себя, отношения к себе и окружающему миру,  

Наряду с прогрессивными изменениями в жизни человеческого общества (технический и научный прогресс, развитие средств коммуникации, взаимопроникновение культур, объединение людей разных стран для решения общих глобальных проблем здравоохранения, экологии и т.д.) в нашу жизнь в силу экономических, политических причин приходят и негативные явления в том числе, и девальвация общечеловеческих нравственных и семейных ценностей. 

Разрушаются представления о браке и семье, (лояльное отношение к гражданским и однополым бракам, многоженству и др.) повреждаются устои семьи, у молодежи утрачено традиционное восприятие родительства и детства; в современной семье материальные ценности господствуют над духовными; снижается социальная значимость отцовства и материнства.

У подрастающего поколения формируется   новая система ценностей, основанная на приоритете индивидуалистического «Я».

Милосердов В.В. Собрание сочинений

«Патриарх Кирилл, выступая в МИФИ сказал, что никогда еще человек так не оправдывал грех и не стремился устранить критерии добра и зла» Люди стали снисходительны к низости. Они видят свободу в беспредельном наслаждении, невзирая на нормы морали. Идет распад нравственных устоев и растущее вместе с ним моральное опустошение человека.

Бывший ректор Петербургского университета Людмила Вербицкая писала: «Никого не шокирует, что за один день нам показывают 160 драк, 202 убийства, 10 половых актов, 66 распитий спиртных напитков, 39 раз звучит неприличная брань. Все это стало нормой жизни. Как влияет этот поток масс-медиа на сознание людей? Совершенно определенно, что насаждается культ насилия, жестокости, подлых межличностных отношений». Все это приводит к нарастанию в обществе само разрушающегося поведения. Растет не только количество самоубийств, но и неоправданно жестокой агрессии. (Н.С. пример Керчь, 18.10.18)

Когда все предметы равномерно движутся в одну сторону, кажется, будто они неподвижны. Точно также, когда все идут по пути безнравственности, никто этого не замечает.

Выход мирового сообщества из кризиса немыслим без духовного возрождения. Нравственный, духовный потенциал нации должен рассматриваться в качестве важнейшего ресурса в интересах ускоренного развития экономики. И только разум и добродетель обуздывают пороки.

  1. Каков характер детско-родительских отношений в условиях кризиса семьи? 

 Кризис в семье имеет ряд отрицательных последствий. И самым тяжелым из них является психическая травматизация детей, которые в любом возрасте страдают от нездорового психологического климата в семье.

 Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, стрессам. Увеличивается количество разводов из–за алкоголизма, наркомании, противоправных действий

  Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко выплескивают на тех, «кто под руку попадется», чаще всего на детей, которые порой не могут понять, почему взрослые сердятся. Родительская жестокость имеет место в 45%семей

 Нелюбовь, неприязнь к ребенку родителей вызывает у него ощущение беззащитности, собственной ненужности и соответственно агрессивные проявления.

Наблюдения свидетельствуют о значительном количестве семей, где отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности, но ребенок беспомощен, жизнь его наполнена чувством тревоги. Такое состояние наносит ущерб сначала психическому, а затем физическому здоровью ребенка.

Детская психология такова, что маленькие дети берут за эталон поведение взрослых, окружающих его. Первыми примерами для подражания становятся родители. И дети, психология взаимоотношений которых только начинает формироваться, во всем стараются подражать взрослым.

Детско-родительские отношения в семье

studfiles.net/preview/4586827/...копия

Работа по теме: МЕТОДИЧКА К ГОСАМ. Глава: Детско-родительские отношения всемье. ВУЗ: СГУ.

Различают следующие отклонения в стилях   воспитания в семье (А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер)

Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль, и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.

Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя

Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.

Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их «заместители» – мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.

Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.

Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми.

 В той или иной мере каждый учитель или воспитатель, имевший даже небольшой опыт работы сталкивался с проявлениями таких отклонений в воспитании детей в семьях, так как они проявляются в поведении детей в коллективе своих ровесников, в классе, группе, по отношению к взрослым.

         Ребенок не всегда умеет контролировать свои эмоции, чувства, желания. Одни дети, неосознанно, интуитивно стараются компенсировать в среде ровесников недостаток родительского внимания, признания, уважения к себе, что часто проявляется в нарушении общепринятых правил поведения. (Пример из практики: жестокие шутки над младшими детьми, прыжки из окна со 2-го этажа, вызывающее поведение по отношению к учителям, противоположному полу, бравада нецензурной бранью, драки и т.д.)

         Другие, наоборот, «уходят в себя», ведут себя отчужденно, замкнуто, не впуская никого в сферу своих переживаний.  Болезненно реагируют на внимание к себе, тем более даже на незначительные замечания в их адрес.   (виртуальные игры).

Другие уходят в мир фантазий, придумывают себе какую-либо социальную роль (смельчака, простачка, шута, нигилиста, повелителя и т.д.), часто обманывают.

В любом случае такое поведение приводит к конфликтным ситуациям как среди детей, так и между детьми и учителями, а также довольно часто между родителями и учителями.

Но самый страшный конфликт между действительностью и восприятием ребенка себя в этой действительности, который может привести к отчаянию, неверию, нежеланию жить. (Синий кит) (Пример. Отчим убил мать. Дети не верят, что кто-нибудь мог раньше помочь этой семье)

  1. Каковы роль, ответственность и обязанности ОУ, педагогов и родителей в воспитании несовершеннолетних, в предотвращении или разрешении конфликтных ситуаций?

Если говорить о нормативно – правовых основах взаимодействия родителей, педагогов, ветвей власти, ответственности всех участников образовательного процесса, то они базируются на положениях ФЗ «Об образовании в РФ», 2012г и ФГОС НОО, ООО, СОО.

ФЗ «Об образовании в РФ», 2012г

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

ФГОС СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)

II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

П 7. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

К этим результатам можно прийти опираясь на достигнутые результаты выполнения требований ФГОС на каждом этапе обучения и воспитания детей (детский сад, начальная школа, основная и средняя школа).

Исходя из обязанностей родителей и педагогов по закону «Об образовании В РФ», требований ФГОС очень важно взаимодействие педагогов, родителей по формированию у учащихся семейных духовно-нравственных ценностей в том числе, в режиме сотрудничества и партнерства,

Существуют различные коллективные формы работы педагогов с родителями: работа в Совете школы, родительские собрания, творческие отчеты, родительские лектории, конференции по обмену опытом, вечера вопросов и ответов, диспуты.  К коллективным нетрадиционным формам работы педагогов с родителями относятся Интернет-собрания, создание семейных сайтов, презентация семейного совета, семейный КВН, театральная пятница, консультационные центры, опережающие обучающие семинары в виде педагогических тренингов

Групповые формы педагогической работы включают в себя работу с родительским комитетом: семейный вернисаж, родительские чтения, родительские вечера, родительские тренинги, презентация семейного опыта, семейные чтения, педагогическая мастерская для родителей, дневник учащегося, вынесение благодарности родителям и детям, семейный архив, семейный музей и многие другие формы.

Такие формы взаимодействия являются способом популяризации, утверждения в обществе абсолютных ценностей добра, любви, семьи, заботы о ближнем, милосердия, понимания, красоты.

Базой для взаимодействия служит в первую очередь доверие родителей и учителей друг к другу, основанное на осведомленности педагогов об особенностях семейного воспитания, уверенности родителей в уровне профессиональной компетентности учителя. Индивидуальные беседы, личные контакты педагога и родителей укрепляют взаимопонимание, обогащают стороны воспитательного процесса интеллектуально и эмоционально. (1-ое собрание в 5 классе – знакомство с учителями)

Конечно же, решить проблему привития подрастающему поколению общечеловеческих ценностей только силами образовательных учреждений просто невозможно. В этом вопросе велика роль государства как гаранта создания достойных условий жизни людей, условий получения образования, трудоустройства, безопасности.

При том уровне ответственности, которая возлагается на ОУ, педагогов, должны решаться на более качественном уровне вопросы подготовки и обеспечения педагогическими кадрами организаций для детей. Так, например, сегодня очень необходимы в каждом учреждении специалисты, глубоко владеющие знаниями возрастной психологии, особенностей детей с разным уровнем развития, технологиями изучения личности ребенка, построения отношений участников образовательного процесса.

На сегодняшний день основная ответственность за воспитание детей возложена на воспитателей детских садов, а в школах на классных руководителей, которые выполняют эту работу как дополнительную за символическую оплату. На мой взгляд, в штатное расписание школ должна быть введена должность воспитателя, в обязанности которого входило бы находиться рядом с детьми в течение дня и выполнять функции классного руководителя, которые сегодня выполнятся на бегу, между уроками, в свободное время.

 Для более качественного изучения личности ребенка, взаимодействия с родителями необходима преемственность между ДОУ и ОУ в форме составления и передачи карты изучения ребенка (семья, особенности развития, психологический портрет ребенка).

Для опережающего знакомства родителей с особенностями следующего этапа развита ребенка, было бы уместно возродить педагогические лектории для родителей в детских садах.  Было бы хорошо организовать «Школу будущих родителей» для семей, решивших завести ребенка, ввести снова программу для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни»

А главное, сама система образования наконец-то должна пережить свой кризис, ведь больной человек не может научить другого быть здоровым. Ему просто не поверят.

Но как бы то ни было, именно воспитатель, учитель, классный руководитель по долгу своей службы, по велению души или в силу морального долга может или должен оказаться тем человеком в жизни ребенка, который его разгадает, придет на помощь, и. может быть, спасет его, когда никто другой этого сделать не сможет или не захочет.

(Мой класс: 23 ученика, 2 опекаемых, 7 человек без отцов, которые живы.

Контакты с детьми. Признание ценности каждого, его способностей. Церковь. Размышления о своей семье. Беседы по душам. Диспут с родителями «Пойми меня». Праздник «Мама, папа, я – дружная семья»)

Последний звонок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Семейные отношения" в 6 классе

презентация к уроку "Семейные отношения" в 6 классе ...

Презентация "Развитие российско-китайских отношений в 17-сер. 19 вв."

Презентация "Развитие российско-китайских отношений в 17-сер. 19 вв."...

презентация по истории "Международные отношения: дипломатия или войны?"

Данная тема  завершает изучение курса истории нового времени в 8 классе....

Презентация к уроку "Межличностные отношения". 6 класс.

Презентация к уроку по обществознанию. 6 класс....

Презентация "Нации и межнациональные отношения" по обществознанию,10 класс

Презентация по обществознанию  "Нации и межнациональные отношения" для 10 класса.Можно использовать на уроках и для подготовки к ЕГЭ...

презентация к уроку "Нравственные отношения подростков"

Материал можно использовать как на уроке, так и на классном часе....