Родительское собрание«Знаете ли вы своего ребёнка?» 5 класс
методическая разработка (5 класс)

Волохова Ирина Валерьевна

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и учащимися.

Задачи: обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях подростков; обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.

Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_dlya_5_klassa_na_temu.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание для 5 класса на тему «Знаете ли вы своего ребёнка?»

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и учащимися.

Задачи: обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях подростков; обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.

Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.

Участники: классный руководитель, родители.

Подготовительная работа

I. Детям незадолго до собрания предлагается выполнить следующие задания:

- Расположи на лучах солнца роли, которые ты играешь в жизни, или ответь на вопрос «Кто ты?» (Мальчик, сын, внук, школьник, танцор и т.д.)

- На обратной стороне листка напиши свое полное имя вертикально, рядом с каждой буквой имени напиши слово, характеризующее тебя, твой характер, твои способности.

Например:

М - медлительная

А - артистичная

Р - разумная

И - искренняя

Я - яркая

II. Родителям предлагается написать сочинение «Мой ребенок».

Оформление помещения, оборудование

На доске развешены работы детей солнышком на лицевой стороне.

У каждого родителя ручка, бланк с таблицей:

Достоинства моего ребенка

Недостатки моего ребенка

Каким бы я хотел видеть моего ребенка

 

 

 

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Классный руководитель. Многие родители считают, что своего ребенка они знают досконально. Чем меньше наш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем. 10-12 лет довольно часто обнаруживаем в собственной семье, в лице собственного ребенка прекрасного (а бывает и совсем наоборот) незнакомца.

Знаете ли вы своего ребенка раскажите о нем?

II. Работа родителей с рисунками учащихся

Классный руководитель. На доске вы видите работы ваших детей, они не подписаны. Учащимся необходимо было на каждый лучик солнца определить свои роли. Попробуйте найти работу своего ребенка.

Снимать с доски работы детей пока нельзя, немного позже мы продолжим работу с ними.

III. Размышления родителей на тему: «Что надо знать о своем ребенке?»

Классный руководитель. Так что же надо знать о своем ребенке? И для чего это надо знать? (Мнения родителей.)

Вы все абсолютно правы. Однозначный ответ на данный вопрос: о ребенке надо знать все! А поскольку это практически невозможно, стараться быть ближе к нему, знать, чем он живет, кого и за что любит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу, а с чем ему никогда не справиться, во что он верит и в чем сомневается и т. д.

Однако из этого большого набора сведений о ребенке можно выделить и самое важное: состояние его здоровья, темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик), эмоциональная стабильность или невротичность (повышенная нервная возбудимость), замкнутость (повадки интроверта) или общительность (повадки экстраверта), направленность личности (личностная, деловая, коллективистская).

Итак, допустим, вы знаете, что ваш сын практически здоров, по темпераменту он флегматик, эмоционально устойчив, интроверт, его преобладающая направленность - личностная, мальчику 12 лет.

Как это будет проявляться в его поведении, деятельности и общении с окружающими? (Мнения родителей.)

Наверное, вы будете радоваться степенности, основательности, уравновешенности вашего сына, тому, что он не водит шумные компании, любит читать, мастерить, не бегает из дома.

Но есть у вас и повод для беспокойства. У него мало друзей, он болезненно переживает свои неудачи, кажется иногда вялым, упрямым, не любит, когда вовлекают его в общественную работу и т. д.

Что вы предпримите? Начнете перевоспитывать? Не стоит этого делать. Те психофизиологические особенности, которыми обладает ваш сын, способствуют именно проявлению тех личностных свойств, которые были названы выше. Зная особенности типа темперамента, его свойств (экстраверсия - интроверсия, невротичность - стабильность) и учитывая их, вы сможете избежать многих ошибок в воспитании.

IV. Мини-лекция на тему «Что надо знать о своем ребенке?»

Классный руководитель. Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: учителя несправедливы, а дети - глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а также чтобы научно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности ваших детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода, его сензитивность (т. е. наибольшее благоприятствование и оптимальность) для развития каких-то сторон, качеств и свойств личности.

Не раз приходилось слышать от родителей такую фразу: «Я знаю, что нужно моему ребенку!» Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.

Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко угнездился в сознании. Родители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе, что это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг - помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: «Я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!»

Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного - жизненного опыта, а у родителей он есть, и они хотят помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение оттого, что у родителей нет уверенности, что сын или дочь правильно выберут свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно. Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал мотив «пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!» А когда у нашего сына или дочки жизнь не получается, мы ищем виноватых в школе, на улице, среди друзей, но не думаем, что виноваты сами.

Чувство тревоги ненасыщаемо, и повод для нее находится всегда. Так появляется гипертревога. Наряду с этим мама пытается создать фасад внешнего психологического благополучия, не обсуждает с ребенком проблемы своей жизни. Дети не знают о материальных затруднениях, мало помогают по дому. Это приводит не только к негативным последствиям для ребенка, но и для матери это не менее губительно. Отдавая все свободное время дому и ребенку, она мало занимается собой, у нее нет времени для общения с друзьями, подругами, круг интересов сужается. Она становится раздражительной и болезненно переживает свое одиночество. Появление любого третьего человека в доме становится для ребенка психологической проблемой.

Одна из распространенных ошибок одиноких мам - завышение требований к ребенку, желание компенсировать свои неудачи за счет его удач.

Многочисленные исследования детей из трех типов семей - неполной, полной конфликтной и полной благополучной - обнаружили, что по большинству показателей (школьная успеваемость, интеллект, эмоциональная устойчивость) дети из неполной семьи чаще оказываются успешнее, чем их сверстники из полной семьи, но конфликтной и лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей.

В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности.

Каковы же они, главные законы детства? Что необходимо ребенку для полноценного развития?

Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.

Могучая потребность в деятельности - вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями - папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону.

Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит в конечном счете к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

Если педагогическая запущенность - это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами, то начать надо с последних. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы.

Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.

V. Педагогический практикум

Классный руководитель. Знаете ли вы достоинства и недостатки своего ребенка? Некоторые из вас написали сочинение «Мой ребенок», где, сами того не подозревая, постарались оценить достоинства и недостатки своего ребенка. Я же предлагаю вам сочинение из педагогической литературы.

Сочинение «Мой ребенок».

«Я очень хотела иметь ребенка. Но мне долго это не удавалось. Я уже решила, что я неполноценная женщина... когда я наконец поняла, что беременна, моему счастью не было предела. Я очень трудно вынашивала и рожала моего сына. Пока он не появился на свет, я много думала о нем, какой он будет внешне, как он будет расти и умнеть с каждым годом, как мы будем с ним гулять по улицам, а все будут с восхищением смотреть на нас. Я представляла все главные вехи его жизни: вот он идет в детский сад, вот поступает в школу... но судьба вместе со счастьем быть матерью дала мне наказание. Мой ребенок родился не очень здоровым, и его дошкольное детство было для меня цепочкой бессонных ночей и терзаний. Иногда я спрашивала Бога, за что мне такие муки? Но самое страшное началось в школе. Он оказался совсем неспособным к обучению. Очень злой и агрессивный, обманывает меня и учительницу, берет чужие вещи, очень ленивый, ничем не интересуется, ни с кем не дружит. Мне уже стыдно появляться в школе и открывать дневник. Порой мне кажется, что я сойду с ума».

Какую реакцию вызвало у вас это сочинение? Опишите моменты вашего личного опыта, которые могли бы объяснить вашу реакцию. Побудьте в роли этой женщины, которая одна воспитывала сына и связывала с ним все свои надежды. Станьте ее ребенком, которого мама ни разу не назвала по имени, от которого она сходит с ума и знает все его недостатки. Что вы почувствовали в той и другой роли? Как бы вы чувствовали себя на месте этой женщины? Есть ли разница в ваших чувствах и переживаниях? Что вы об этом думаете?

Сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу на бланках.

Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?

Для размышления предлагается таблица с текстом (ответы той же женщины):

Можно размножить на столы или написать на доске.

Достоинства моего ребенка

Недостатки моего ребенка

Каким бы я хотел видеть моего ребенка

Красивый

Неразвитый

Развитым

 

Несообразительный

Сообразительным

 

Ленивый

Трудолюбивым

 

Злой

Добрым

 

Драчливый

Послушным

 

Плохо себя ведет

Хорошим учеником

 

Плохо учится

Правдивым

 

Лживый

Общительным

 

Конфликтный

Честным

 

Нечестный

 

К таблице прилагаются два вопроса:

1. Что мне нравится в моем ребенке? Какой опыт семейного воспитания мне удался? «Мой ребенок красивый, но воспитание тут ни при чем».

2. Что меня тревожит в моем ребенке, в чем недостатки семейного воспитания? «Меня тревожит плохая успеваемость и плохое поведение, а также отсутствие доброты, но я не знаю, что мне делать».

Классный руководитель. О чем вы подумали, услышав ответы на поставленные вопросы? Не возникло ли у вас ассоциаций с чьим-то опытом? Как чувствует себя ребенок с таким комплексом общепризнанных недостатков, если даже родная мама признает за ним единственное достоинство? Что вы можете сказать о системе воспитания в этой семье?

В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или недостатки, как нет и человека без достоинств и недостатков. Мудрость родителей заключается в том, что, видя то и другое, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Описанная мама сама сделала вывод о том, что не воспитала в ребенке ничего хорошего. Но ребенок не пустой сосуд. И если в нем не формируются какие-то положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, это означает, что в семье его не приучали к труду, если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на вашего ребенка такими глазами.

VI. Тест «Какой вы родитель?»

Классный руководитель. Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Желающие могут выполнить тест на бланках.

Инструкция. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми:

1. Сколько раз тебе повторять!

2 балла

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

-

3. Не знаю, что бы я без тебя делала.

1 балл

4. И в кого ты только уродился!

2 балла

5. Какие у тебя замечательные друзья!

1 балл

6. Ну на кого ты похож(а)!

2 балла

7. Я в твое время!

2 балла

8. Ты моя опора и помощник(ца).

1 балл

9. Ну что за друзья у тебя!

2 балла

10. О чем ты только думаешь!

2 балла

11. Какая ты у меня умница!

1 балл

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1 балл

13. У всех дети как дети, а ты?

2 балла

14. Какой ты у меня сообразительный!

1 балл

Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

7-8 баллов - вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.

9-10 баллов - вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Классный руководитель. Вот вы и узнали, какой вы родитель, оценили достоинства и недостатки своего ребенка. Но совпадает ли ваше мнение с представлениями ребенка о себе самом?

Для проверки правильности ваших предположений и правильности выбора рисунка своего ребенка обратите внимание на оборотную сторону листка. Изучите мнение ребенка о себе.

Какие чувства вы сейчас испытываете? Как вы думаете почему?

Причиной несовпадения вашего мнения и представления подростка о себе может быть неправильное воспитание в семье.

VIII. Подведение итогов собрания

Классный руководитель. Подводя итоги собрания, нужно отметить, что дети во многом ориентируются на своих родителей.

Авторитетные родители - инициативные, общительные добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским капризам.

Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.

Авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением - основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний.

У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.

Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение.

Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.

В качестве решения собрания можно предложить памятку для родителей «Чтобы воспитать человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Почему свой ребёнок становится чужим?"

В данном материале - беседа с родителями 7 класса на тему "Почему свой ребёнок становится чужим?" Классный руководитель делит группу родителей на 2 подгруппы: 1 гр. рассматривает определённую ситуацию...

Доклад на тему "Воспитание и ответственность" Родительское собрание "знаете ли вы своего ребёнка"

Воспитание в нашу современную эпоху - это сложный процесс, и никто не даст родителю книгу с правилами о том, как вырастить лучшего ребёнка. Любой родитель в период воспитания, проходит через испытания...

Родительское собрание Тема: «Как помочь своему ребёнку выбрать правильно профессию»

Родительское собраниеТема: «Как помочь своему ребёнку выбрать правильно профессию»...

Родительское собрание "Как стать другом своему ребенку"

О формировании взаимоотношений в семье"...

Родительское собрание "Знаете ли вы своего ребёнка" план-конспект

Родительское собрание "Знаете ли вы своего ребёнка" план-конспект...

Род.собрание "Знаете ли Вы своего ребёнка" презентация

Род.собрание "Знаете ли Вы своего ребёнка" презентация...