Профориентация в школе новый взгляд и современные подходы
статья (9 класс)

Левина Наталья Викторовна

Профориентация в школе новый взгляд и современные подходы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профориентация в школе новый взгляд и современные подходы 

      Наверное, многие из нас мечтали в детстве о какой-либо профессии. И, скорее всего, очень малое число из тех мечтателей пронесло через детство и юность свою мечту и реализовало ее на практике.

Практически все школьники писали сочинение на тему «Выбор профессии». Выбирали, «примеряли» на себя костюм капитана дальнего плавания или скафандр космонавта. Затем, оказавшись в средних и старших классах, многие из мечтавших о «громких» профессиях, попросту теряли свои мечты, «закапывали» их в рутине повседневных дел .

Я – классный руководитель восьмого класса. Пройдет совсем немного времени, и моим воспитанникам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не три, как в сказке, а 50 тысяч дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? Как её выбирать? Чем руководствоваться в выборе? У кого спросить совета? На все эти вопросы дает ответы профориентация.

В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человека неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.

Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с обучающимися и их родителями.

Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Цели школьной профориентационной работы

  • Формирование у детей готовности к труду.
  • Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
  • Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.

Задачи школьной профориентационной работы

  • Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
  • Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
  • Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
  • Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении.

Основные компоненты профессиональной ориентации учеников

Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.

Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда,  путей повышения мотивации к труду.

Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.

Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.

Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.

Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией.

Этапы профориентации в школе

Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.

Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его. В школьной профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников.

Начальная школа (1-4 классы)На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

Средняя школа (5-7 классы). С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

Средняя школа (8-9 классы).С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь. В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Элективные занятия и  кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.

Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

Старшеклассники (10-11 классы.)Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов , организуются экскурсии на дни открытых дверей.

Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

Формы профориентационной работы в школе

Работа с учениками

  • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
  • Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
  • Элективные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
  • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
  • Анкетирование учащихся.
  • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

Работа с родителями

  • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
  • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
  • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
  • Анкетирование родителей.
  • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
  • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
  • Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).

Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.

Информационная поддержка.

 Она может осуществляться педагогами в рамках следующих форм работы. Циклы профориентационных часов общения (профориентационных уроков или профориентационных бесед), направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего. На классных часах мы  обсуждали такие темы: «Профессии наших родителей, бабушек и дедушек»; «Кто я и что могу?», «Профессии нашего города»; «Выбираем жизненный путь». Совместное  изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий. Например, такими ресурсами могут быть: - Атлас новых профессий (http://atlas100.ru), Мой ориентир (http://мой-ориентир.рф); - ПроеКТОриЯ (http://proektoria.online.ru); - ПрофВыбор.ру (http://www.profvibor.ru); ФоксФорд (https://foxford.ru) и т.п.

Совсем недавно учащиеся приняли участие в проекте "Шоу профессий". профессиональном выборе.

Применение активизирующих методик структурирует различные аспекты потенциальных версий профессионального будущего, создает условия для совместного с педагогом обсуждения проблем становления молодого человека в профессии и обществе. Ими могут стать:  профориентационные симуляции (виртуальные геймифицированные среды, позволяющие воспроизвести и погрузить школьника в процессы, происходящие в современной экономике, с возможностью разыгрывания различных стратегий в управлении и развитии бизнеса);  профориентационные деловые игры (игры, в которых выработка решений происходит на основе анализа информации и поэтапного ее уточнения в условиях поступающей и вырабатываемой в ходе игры новой информации; такие игры дают возможность погрузится в реальность, отличающуюся от школьной, примерить на себя новую роль, получить информацию для анализа и размышлений);  моделирования определенных элементов действий, связанных с достижением жизненных и профессиональных целей);  профориентационные квесты (решение в игровой форме ситуаций профориентационной направленности с прохождением промежуточных стадий, на которых необходимо выполнение каких-либо действий, с индивидуальной ролью учащегося или коллективным заданием, в офлайн и онлайн форматах); активизирующие и ценностно-смысловые опросники (в большей степени направлены на стимулирование размышлений школьника о вариантах продолжения образования, перспективах личностного и профессионального роста, а не на получение информации о школьнике);  решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию);  виртуальные кабинеты профориентации (специализированные сайты или чаще разделы на сайтах школ, где агрегирована и структурирована информация по профессиональной ориентации).

 Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего  пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка. 

При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.

Сегодня видение государством системы профориентационной работы в российских школах отражено в ряде стратегических документов. Национальный проект РФ «Образование» предусматривает реализацию двух стратегических целей: вхождение России до 2024 г. в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций . Одним из оснований реализации этих стратегических целей является создание новых подходов к профориентации школьников. Некоторые федеральные проекты, входящие в состав нацпроекта «Образование», посвящены ранней профориентации детей и молодежи. Например, в федеральном проекте «Современная школа» сформулирована задача: к 2024 г. осуществлять реализацию общеобразовательных программ в сетевой форме в 70 % организаций начального, основного и среднего общего образования, что будет способствовать формированию устойчивой профессиональной ориентации школьников. В другом федеральном проекте — «Успех каждого ребенка» — на профориентацию направлены проекты «Проектория» и «Билет в будущее». «Проектория» — это сайт по бесплатной профориентации для детей, предлагающий школьникам поучаствовать в решении современных технологических задач от крупных компаний и инженерных вузов. В документе декларируется, что в обмен участники смогут получить образование, стажировку, трудоустройство или другое поощрение от заказчика. «Билет в будущее» — проект ранней профориентации для учащихся 6–11-х классов. Федеральным оператором проекта является Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Проект предполагает проведение предварительного диагностического тестирования учащихся, после которого они могут принять участие в профессиональных пробах. Таким образом, сегодня посредством механизмов стратегического управления образованием сделана попытка закрепить практику профессиональных проб — проведения практико-ориентированных мероприятий, которые позволяют школьникам погрузиться в какую-либо профессиональную сферу. Задача профпробы заключается в том, чтобы сформировать у школьников представление о профессии или компетенции. Профориентация в школе может сказаться на дальнейшей судьбе ребёнка. Помогите же ему сделать правильный выбор, предоставив для этого как можно больше уникальных возможностей и вы получите гармонически развитую личность с высоким творческим потенциалом.

"В жизни каждого человека наступает время, когда он должен сделать выбор: или он будет заниматься тем, к чему лежит его душа, или позволит решать за себя другим"
Крис Уайднер

 

МБОУ "Лицей №1" р.п. Чамзинка

Содоклад на педсовет

" Профориентация в школе

новый взгляд и современные подходы "

Подготовила Левина Н.В.

2020-2021 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»...

Сценарий педагогического совета «Современные подходы к организации образовательного процесса в МАОУ «Гимназия №1» в условиях новых образовательных стандартов»

Цель педагогического совета:- повышение эффективности образовательного процесса через внедрение современных  подходов  к организации образовательного процесса,- непрерывное совершенствование...

СОВРЕМЕННАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. АТЛАС НОВЫХ ПРОФЕССИЙ И ТРЕНДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ ПОЯВЛЕНИЕ. КАК СОРИЕНТИРОВАТЬ ШКОЛЬНИКА.

«Атлас новых профессий» включает:Профессии, которые будут актуальны в среднесрочной и долгосрочной перспективахв быстрорастущих и новых отраслях российской экономики.Универсальные навыки и умения, даю...

Профориентация школьников. Современные подходы.

Профориентация — это знакомство с миром профессий, цель которого — выбрать одну из них с помощью специальных методов и техник. Профориентация помогает найти подходящую человеку профес...

Участие в вебинаре «Профориентация в школе: новый подход» (Свидетельство)

Участие в вебинаре "Профориентация в школе: новый подход) (Свидетельство)...