Защитник прав человеческих (100-летию А.Д. Сахарова посвящается)
классный час

Тараев Владимир Сергеевич

 «Не из ложной скромности, 
а из желания быть точным замечу, 
что судьба моя оказалась крупнее, чем моя личность. 
   лишь старался быть на уровне собственной судьбы».
    А.Д. Сахаров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_.a.d.saharov.docx24.56 КБ
Файл kl.ch_-traditsii_i_obychai.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Защитник прав человеческих (100-летию А.Д. Сахарова посвящается)

Цель: Познакомить уч-ся с жизнью и деятельностью А.Д.Сахарова; формировать у учащихся уважение к ценностям демократического общества; формировать гражданскую активность и толерантность.

Ход мероприятия.

 «Не из ложной скромности, 
а из желания быть точным замечу, 
что судьба моя оказалась крупнее, чем моя личность. 
  лишь старался быть на уровне собственной судьбы».
    А.Д. Сахаров.

        Сегодня мы посвятим наше мероприятие судьбе выдающегося учёного, академика, лауреата Нобелевской премии Мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Наше обращение к нему не случайно. В этом году ему исполнилось бы 98 лет. Он наш современник, и вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение именно сейчас, в наше время.

      В этом году академику Андрею Дмитриевичу Сахарову исполнилось бы 90 лет, и мы решили познакомиться с его жизнью и деятельностью, узнать о его вкладе в науку и правозащитное движение. Начав работу над проблемой, почему Андрей Дмитриевич выбрал правозащитную деятельность, мы провели соцопрос, чтобы выяснить, а что вообще люди знают об этом человеке.

      Русский физик – ядерщик, общественный деятель, правозащитник Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая 1921 года в Москве в семье преподавателя физики. Дед Андрея Дмитриевича был известным московским адвокатом, членом Комитета общества вспомоществования нуждающимся студентам Московского университета, членом Московского общества грамотности, Комиссии о введении в России всеобщего обучения, секретарём Комиссии по устройству сельских библиотек. Прадед Сахарова и его предки на протяжении двух поколений были священниками.

     Отец Андрея Сахарова Дмитрий Иванович был известным преподавателем физики, автором учебников и научно – популярных книг, в том числе и «Сборника задач по физике для пединститутов», за которую был удостоен степени «кандидата педагогических наук», а затем по общей совокупности научно – методических работ, оказывающих значительное влияние на развитие советской методики физики, звания «Доктор педагогических наук».

     « Физиком сделал меня папа, а то Бог знает, куда бы меня занесло! Мы с братом Георгием чрезвычайно любили и уважали отца, после его смерти старались продолжить его дело. Он был человеком высокой культуры, хорошо знал литературу, искусство, особенно глубоко любил музыку, не стал профессиональным музыкантом, но охотно играл для себя, для друзей, а в годы гражданской войны зарабатывал на жизнь, играя в немом кино.»

        Мама Андрея Сахарова получила образование в Дворянском институте в Москве. Окончив его, несколько лет преподавала гимнастику в одном из учебных заведений.

       « Детство моё прошло в большой коммунальной квартире в духе большой крепкой семьи – постоянное деятельное трудолюбие и уважение к трудовому умению, взаимная семейная поддержка, любовь к литературе, науке. Для меня влияние семьи было большим, так как я первую часть школьных лет учился дома.»

       Мало, кто знает, что в тот период времени Сахаров был увлечён поэзией А.С.Пушкина. Казалось бы, чем же поэт, живший страстями, мог притягивать уравновешенного юношу, всего себя отдающего физике. До появления автобиографической книги Сахарова никто не знал о его привязанности к Пушкину. Не догадывались об этом и его товарищи по университету. За исключением одного – Михаила Левина. Кто мог бы предположить, что в 1967 году первые советские правозащитники соберутся на демонстрацию к памятнику Пушкину, и академик Сахаров прочтёт там вслух надпись на нём:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

А ещё через десять лет, в горьковской ссылке, опальный физик и его жена перечитывали Пушкина, читали о нём всё, что могли найти. Сахаров написал там даже два эссе на литературно – философскую тему о стихотворениях Пушкина. Но для этого должна была пройти ещё целая жизнь.

         В 1938 году Андрей Сахаров с отличием окончил школу и поступил на физический факультет Московского университета. В 1942 году, находясь в эвакуации в Ашхабаде, с отличием окончил МГУ.

         Летом 1942 года работал на лесозаготовках. Потом был направлен на большой военный завод в Ульяновске, где работал инженером – изобретателем, в 1945 году Андрей Дмитриевич поступил в аспирантуру Физического института, в ноябре 1947 защитил диссертацию, в 1948 году был включен в научно – исследовательскую группу по разработке термоядерного оружия, стал одним из инициаторов исследования термоядерной реакции. 

          А когда в 1953 году состоялось первое испытание водородной бомбы, Андрей Дмитриевич был избран академиком Академии наук СССР

        ( Как вы с вашим умом и талантом могли допустить такие испытания на территории своей страны, как могли решиться на такие изобретения?)

        В 1958 году появились две статьи Сахарова о вредном действии радиоактивности ядерных взрывов на наследственность и, как следствие, снижении средней продолжительности жизни. По оценке ученого, каждый мегатонный взрыв приводит в будущем к 10 тысячам жертв онкологических заболеваний. В том же году Сахаров безуспешно пытался повлиять на продление объявленного СССР моратория на атомные взрывы. Следующий мораторий был прерван в 1961 году испытанием сверхмощной 50-мегатонной водородной бомбы скорее политического, чем военного назначения, за создание которой Сахаров был награжден третьей медалью Героя Социалистического Труда. Эта противоречивая деятельность по разработке оружия и запрещению его испытаний, приведшая в 1962 году к острым конфликтам с коллегами и государственными властями, имела в 1963 и положительный результат — московский Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах.

 В 1953- 68 годах его общественно – политические взгляды претерпели большую эволюцию. Было очевидно, что участие в разработке термоядерного оружия, в подготовке и осуществлении термоядерных испытаний сопровождалось порождением этим моральных проблем.

         «Нельзя наложить принципиальный запрет на развитие науки и техники, но мы должны ясно понимать страшную опасность основным человеческим ценностям, самому смыслу жизни, которая скрывается в злоупотреблении техническими и биохимическими методами и методами массовой психологии. Человек не должен превратиться в курицу или крысу в известных опытах, испытывающую электронное наслаждение от вделанных в мозг электродов.»

          Андрей Дмитриевич Сахаров, считавшийся «отцом» водородной бомбы» активно выступает за прекращение испытаний ядерного оружия. Сахаров был одним из инициаторов заключения московского договора 1963 года о запрещении испытаний в трёх средах (в атмосфере, в воде и космосе), в 1967 году участвовал в Комитете по защите Байкала.

         Но деятельность Сахарова по защите прав человека и прогресса пока только ещё начиналась.

 Твой гений, разбудив могучий Атом, 
Планету страшной Бомбой ужаснул. 
Сочтя себя безмерно виноватым, 
Ты стал Борцом и Правде присягнул…

       « Я убеждён, что идеология защиты прав человека – это та единственная основа, которая может объединить людей вне зависимости от их национальности, политических убеждений, религии, положения в обществе».

        Первые обращения А.Д. Сахарова в защиту репрессированных появились в 1966-67 годах, а в 1968 появилась статья «Размышления о прогрессе, мирном существовании и интеллектуальной свободе».

       « Это выступление стало поворотным во всей моей дальнейшей судьбе. В советской прессе « Размышления» долго замалчивались, потом о них стали упоминать весьма неодобрительно. С июля 1968 года, после опубликования за рубежом моей статьи « Размышления» я отстранён от секретных работ и «отлучён» от привилегий советской «Номенклатуры».»

         С 1970 года защита прав человека, защита людей, ставших жертвами политической расправы, выходит для Сахарова на первый план. Он стал одним из учредителей Московского комитета по правам человека, высказывался по проблеме загрязнения окружающей среды, за отмену смертной казни, за право на эмиграцию, против принудительного лечения «инакомыслящих» в психиатрических больницах.

        В 1975 году « за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между народами и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства» Андрей Дмитриевич Сахаров был удостоен звания лауреата Нобелевской премии Мира.

       «Это явилось огромной честью для меня, признанием заслуг всего правозащитного движения в СССР.»

       В декабре 1979 года, сразу после ввода советских войск в Афганистан, Сахаров неоднократно выступал с осуждением агрессии СССР. Сахаров не только осуждал действие правительства СССР, но и высказывался в поддержку бойкота Московской Олимпиады в связи с вторжением советских войск в Афганистан.

         «Согласно древнему Олимпийскому статусу, во время Олимпиад войны прекращаются. Я считаю, что СССР должен вывести свои войска из Афганистана; это чрезвычайно важно для мира, для всего человечества. В противном случае Олимпийский комитет должен отказаться от проведения Олимпиады в стране, ведущей войну.»

          8 января 1980 года был принят Указ о лишении Андрея Дмитриевича Сахарова всех правительственных наград СССР (ордена Ленина, звания трижды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премии) в связи с систематическим совершением Сахаровым А.Д. действий, порочащих его как награждённого, и принимая во внимание многочисленные предложения советской общественности».

         Сахарову объявили об этом 22 января и выслали в город Горький. В Горьком он находился в условиях почти полной изоляции и под круглосуточным милицейским надзором. В знак протеста против незаконных действий властей по отношению к его родным Сахаров дважды объявлял голодовку.

        В декабре 1986 года, по распоряжению М.С. Горбачёва, А.Д. Сахаров был возвращён в Москву. Последние годы жизни Сахаров активно занимался правозащитной деятельностью

       Умер Сахаров 14 декабря 1989 года в Москве

     Среди работ Сахарова Андрея Дмитриевича – работы по физике элементарных частиц, магнитной гидродинамике, физике плазмы, управляемому термоядерному синтезу, элементарным частицам, астрофизике.

        Но для нас он остаётся ещё и учёным, затронувшим и отстаивавшим человеческие права, прогресс, свободу.

        Закончить выступление я хочу строками из стихотворения, написанного к 20 -летию смерти академика и правозащитника Андрея Сахарова поэтом Валерием Алалыкиным:

           Баллада о прозрении

Валерий Алалыкин       
           (вольный стих)
 
       «Посвящается великому учёному
       и борцу за ПРАВА человека
       академику А. Д. Сахарову.»
 
Воображение блистательно
Нас вводит в заблужденье,
Когда мы создаём картину
С чьих-то слов…
Но жизнь большая
Нам даёт прозренье!
И мудрость осеняет вдруг
От собственных грехов.
 
Как часто вижу я печальную картину:
«Соната Лунная» звучит вдали,
Злой рок, кривясь, толкает в спину,
Чтоб светлый гений навсегда исчез с Земли.
 
Кто скажет мне:
В чём есть несчастье века?
Вы видите, уходит человек с Земли!
Так от обиды высыхают реки,
Чтоб мы на дне их грусть прочли.
 
Кто говорит, что лунный свет не греет?
Кто говорит, что холодна Луна?
Сегодня в поле лунным зноем веет.
Но в этом не его вина.
 
Идёт Луне навстречу путник,
Шаг ускорил.
Ни разу от досады не махнёт рукой.
Наверно, он уже отспорил...
Но в этом мире не нашёл покой.
 
Наверно, он уже отспорил
В неравной битве с государством.
Все знают: расщеплял он атом
На доброе и злое царство.
 
И сгорбленный виной перед народом,
«Отцом» став водородной бомбы,
Страдал он всё сильнее с каждым годом,
Когда всё глубже рыли катакомбы.
 
Больной и изнурённый вечной битвой,
Затравленный искусными врагами,
Ушёл Великий Праведник с душою чистой,
Чтоб не топтались бы в ней грязными ногами.
 
Я никогда с ним не встречался,
Но всё же чувствую свою вину,
Хотя бы в том, что сомневался
В возможности остановить войну.
 
И никогда не представлял я,
Что будем мы иметь ПРАВА!
Уж слишком многое -
В стремленьи к коммунизму -
Срубили власти на дрова.
 

Какая страшная нелепость:
Стремление к высокому! 
И вдруг - паденье вниз!
Когда к другим умам - внезапная свирепость
И жажда мщения... - дурной каприз.
 
Во все века рождались исполины
Во славу Родины своей,
Которые не гнули перед властью спины
И не страшились кованых цепей!
 

14 декабря 2009 г.
20 лет со дня смерти А. Д. Сахарова.
 

     

 



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Калмыкия

«МНГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Классный час на тему:

« Традиции и обычаи калмыцкого народа»

Подготовил:

классный руководитель

группы «741»

Тараев В.С.

Городовиковск, 2020г.

Старинные народные обычаи и обряды калмыцкого народа.

Цель мероприятия:

Сохранение культуры и традиций народов, проживающих на территории Республики Калмыкия;

Развитие творчества и инициативы учащихся;

Знакомство детей с историей,  традициями старинных обычаев и обрядов калмыцкого народа.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о старинных обычаях и традициях нашего народа.

  Жизненный уклад калмыцкого народа формировался веками. Определялся он в основном трудовым ритмом жизни. Существовали в народе и свои нравственные критерии, свой неписаный кодекс вежливости и культурного поведения людей - народная этика.

      Например, если молодой человек нагрубит старшему по возрасту, это считалось равносильным тому, что он нагрубил своим родителям.

      Когда двое разговаривают, а со стороны вмешивается третий или подслушивает их разговор - это было очень неприлично. Неприличным считалось вообще всякое любопытство: подглядывание, подслушивание.

      Когда в какой-либо семье горе или несчастье, а пришедший в их дом поднимал шум или скандал - это позорно для такого человека. 

      Когда человек, встречаясь, сердечно приветствовал своего знакомого, а тот как будто не замечал и проходил мимо - это считалось зазнайством и осуждалось всеми.

      Если находившийся в гостях после чаепития опрокидывал чашку вверх дном - это считалось крайне неприличным, т.к. характеризовало его как неблагодарного человека и означало, что он больше в гости к этим людям не придет. Или когда человек, побывав в гостях и переночевав там, утром не дал себе труда попрощаться с хозяевами и, уходя, к тому же сильно хлопнул дверью - это означало то же самое.

      У калмыков, как и у всех народов, было множество традиционных обычаев и обрядов. Некоторые из них оставались почти неизменными, а другие с течением времени устаревали, забывались и исчезали. Многие обычаи пришли из глубины веков, в них сказывались и тяга простого народа к украшению своего быта, и его нравственно-эстетические идеалы, и древние суеверия.

       Было так заведено, например, что женщины по утрам открывали дымоходы кибиток слева направо; человек, уходя на работу или по другим делам, также проходил вокруг очага слева направо, к месту назначения подъезжали с левой стороны, при встрече с человеком проходили слева от него. То есть все делалось по направлению движения источника жизни - солнца - слева направо. Многие обычаи создавались и распространялись под воздействием религии. Для безграмотных калмыков гелюнги, багши и ламы были почти святыми. Им крепко верили и очень их уважали. Служители религиозного культа были людьми грамотными. Лучшие из них для освоения буддийской религиозной науки посылались в Тибет и Монголию. Проучившись там несколько лет, они возвращались домой самыми почитаемыми людьми, с духовными званиями и саном.

       Темные степные калмыки с восхищением говорили о них: "Смотрите, не только в Чёря (главный храм калмыцкого духовенства), но даже в Тибете и в Монголии побывали, освоили великую религиозную науку!"

       Люди ежедневно молились бурханам, четыре-пять раз в году ездили в монастырь (хурул) на богослужения, совершали подношения богу - кто деньгами, кто скотом, очищались от "грехов", творили приношения земле, воде, огню. И, во всяком случае, за указаниями и наставлениями обращались к священнослужителям.

ОТПРАВЛЕНИЕ ДУШИ

Когда по старости, болезни или в результате несчастного случая умирал в семье человек, то обязательно приглашали ламу для отправления души покойного на тот свет.

Лама, прибывший для отправления души покойного, разложив перед собой молитвенник, читал его вслух и временами позванивал в маленький колокольчик. Потом он делал из приготовленной для этого случая глины иди ржаного теста различные фигурки - человека, овцы, коровы, лошади и верблюда. Почитав над ними молитвы, он дул и плевал на каждую фигурку, заставляя следовать ему всех членов семьи покойного.

После этого лама просил кого-либо из них бросить все эти фигурки на северную сторону от кибитки. Завершая ритуал, он говорил:

- Душа покойного отправлена по правильному пути, блуждать не будет. Потом лама сворачивал молитвенник, перевязывал его шнуром и легонько стукал молитвенником по голове каждого присутствующего. На этом он заканчивал панихиду, за которую его вознаграждали деньгами и вещами. Богатые дарили животных. 

УКРОЩЕНИЕ ЗЛОГО ЯЗЫКА 

Когда в семье заболевал ребенок, то в первую очередь обращались за помощью к гелюнгу. Гелюнг, осмотрев ребенка и заглянув в молитвенник, устанавливал болезнь: "Злой язык омрачает, надо укоротить его - и все пройдет". Затем священник заставлял кого-либо из женщин свить из белой и черной овечьей шерсти тонкую веревку примерно в метр длиной. На одном из концов веревки он делал петлю, которую надевал на шею больного ребенка. Другой конец веревки держал мужчина с острым ножом в руке. По команде священника он отрезал веревку короткими кусками. Священник говорил ребенку: - Молись богу и духовенству! (Ребенок молился, кивая головой в знак согласия). Священник, читая молитву, приговаривал: - Освободи, бог, от зависти людей - срезай злой язык! (Мужчина отрезал кусок веревки). - Освободи, бог, от яда черствых людей - срезай злой язык! (Мужчина отрезал кусок веревки). - Освободи, бог, от недуга - срезай злой язык! (Мужчина отрезал кусок веревки). - Освободи, бог, от зависти людей, говорящих, что он богатый - срезай злой язык! (Мужчина отрезал кусок веревки). - Освободи, бог, от зависти людей, говорящих, что он живет чужим добром,- срезай злой язык! (Мужчина отрезал кусок веревки). - Освободи, бог, от всяких проклятий - срезай злой язык! (Мужчина отрезал кусок веревки). И так продолжалось до тех пор, пока не кончалась веревка. Тогда священник отдавал распоряжение снять с шеи ребенка петлю и вместе с отрезанными ранее веревочными кусками сжечь ее и закопать золу у порога жилища. Родители ребенка, довольные тем, что "злой язык" укрощен, а ребенок "освобожден" от недуга, делали гелюнгу подношение.

УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ 

У калмыков существует давным-давно установившийся обычай - с уважением относиться к пожилым людям, старшим товарищам, гостям. На этот счет есть поучительные калмыцкие поговорки: "Старшего брата уважай на аршин, а младшего - на вершок", "У человека есть старшие, а у шубы - воротник". Эти моральные правила исполнялись из поколения в поколение и выражались в следующем: - когда старший или гость собирался в путь, то молодые готовили его в дорогу и седлали коня; - когда пожилой человек заходил в дом, то молодые люди поддерживали его и открывали перед ним дверь; - раньше старшего по возрасту или пожилого молодой человек не входил в кибитку и не садился; - когда разговаривали старшие, младшие не вступали в разговоры; - на свадьбах, праздниках, новосельях и в других торжественных случаях благопожелания первыми произносили более старшие по возрасту, а потом - остальные - сноха при свекре не должна была снимать головной убор и быть босиком; - младшие должны были слушаться старших, не имели права вступать с ними в пререкания, повышать в их присутствии голос; - пожилым уступали дорогу. Здесь же нужно заметить, что особого уважения удостаивались со стороны окружающих беременные женщины. Если молодая женщина, допустим, невестка, была в положении, то даже свекор уступал ей дорогу, говоря при этом: "Проходи, дорогая! У тебя - две души, два сердца!.." Был в нашем народе и такой хороший обычай - молодым водки не пить, а при старших особенно. На праздниках и свадьбах водку, вернее, самогонку (араку) подавали только гостям пожилым, молодым ее не давали. Парни и девушки обходились без крепких напитков: танцевали, пели и играли в различные интересные игры. Если кто-либо напивался допьяна, это было позором. Такого молодого человека долго осуждали, а он стыдился за свой проступок. Поэтому пожилые, умудренные опытом люди предупреждали всегда молодежь: "Водка разрушает все, кроме собственной посуды". Эта поговорка не теряет своего поучительного значения и сейчас.

 БЛАГОПОЖЕЛАНИЕ ПО СЛУЧАЮ НОВОСЕЛЬЯ

 Калмыки часто перекочевывали с места на место в поисках хороших пастбищ. Поселившись на новом месте, они обязательно устраивали угощение для пожилых людей, чтобы получить от них благословение. Старики и старухи произносили благопожелания - йорелы: - Живите счастливо на новом месте! - Пусть дом ваш будет подобен дворцу с открытыми дверями, чтобы мимо вас не прошел и не проехал никто, чтобы всегда у вас были гости и чтобы всегда было у вас изобилие! И в наше время соблюдается этот обычай. Когда семья вселяется в новую квартиру, в новый дом - первым делом устраивают угощение, приглашают всех близких и слушают благопожелания от родных, друзей, товарищей. 

ОЧИЩЕНИЕ ОГНЕМ 

Кочевые калмыки с ноября по март уходили на зимовку. С наступлением весны, когда начинали таять снега и степи покрывались зеленой травой, калмыки выходили из зимовий на летние пастбища. Перед уходом с места зимовки складывали кибитки и домашний скарб на телеги, навьючивали на верблюдов. В двух местах разжигали костры. В них бросали старые непригодные вещи и по горсти соли. Между этими кострами проезжали сами и прогоняли скот. Это так называемое "Очищение огнем" производилось для освобождения от болезнетворных микробов и всяческой рухляди, накопившейся за долгие зимние дни. Молились огню - этим очистительным кострам, придавая обряду огромное значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "70-летию Битвы под Москвой посвящается"

Презентация может быть использована при подготовке классного часа, посвященного Битве под Москвой. Содержит фотографии военных лет, изображения памятников, посвященных событиям Битвы....

200-летию Отечественной войны 1812г посвящается...

Презентация к 200-летию Бородинского сражения...

70-летию битвы под Москвой посвящается...

Экскурсия учащихся школы по Рубежу славы....

Презентация: 70 летию битвы за Кавказ посвящается

Трагической страницей в истории народа стала битва за Кавказ (1942–1943 г.) — одна и крупнейших битв Великой Отечественной войны. В страшной схватке на ледниках были побеждены такие сильные враг...

Методическая разработка урока физики "А.Д. Сахаров-физик, защитник прав человека" (посвященный 100- летию А.Д.Сахарова)

Методическая разработка посвещена 100 летию выдающегося ученого, академика, одному из создателей первой  водородной бомбы, Лауреату  Нобелевской премии Мира, а впоследствии общественного ...

А.Д. Сахаров- защитник прав человеческих.

Презентация с эпизодами жизни физика....

Внеклассное мероприятие,посвященное 100- летию А.Д. Сахарова «А, ты знаешь Сахарова?»

Тип мероприятия: внеклассное мероприятие естественно-научной направленности.Форма проведения: деловая игра.Цель: познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью А.Д.Сахарова.В ходе мероприятия выступ...