Общение с родителями. Правила для классного руководителя
методическая разработка

Федякова Людмила Викторовна

В помощь классному руководителю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как сделать общение с родителями живым и предметным

 Вечная «головная боль» педагогов: как привлечь родителей в школу? Программа-максимум: как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Программа-минимум: хотя бы посещать родительские собрания? Ответ вроде бы прост - надо сделать так, чтобы им было в школе интересно, а посещение приносило пользу, не вызывая негативных эмоций.

Теперь подумаем - зачем родитель идет в школу? Узнать про то, как учится ЕГО ребенок. Нужны ли для этого родительские собрания в том виде, в котором они традиционно проводятся: общее состояние дел в классе; потом про каждого ребенка вслух, при всех - его недостатки и, иногда, успехи; затем - количество денег на нужды класса? Ответом на этот вопрос послужат наши дальнейшие рассуждения.

На первом плане - индивидуальная работа

Неоспоримо, что на первый план сегодня должна выходить индивидуальная работа классного руководителя (или воспитателя, там, где есть такая должность) с семьей.

Именно в этом случае возможной становится беседа, обсуждение проблем именно одного-единственного ребенка. Но многие родители отторгают от себя даже возможность побеседовать с учителем в доверительном ключе, опасаясь, возможно, излишнего проникновения в личностно-эмоциональную сферу. И эти опасения естественны, с ними необходимо считаться.

Здесь мы ходим поделиться нашим маленьким «секретом»: во многих статьях можно прочитать совет начинать разговор с родителями с похвалы ребенку. И это абсолютно правильный совет! Причем заканчивать разговор тоже лучше похвалой. Но мы хотим сказать вот о чем: скажите родителям, что вы просите их о встрече (обратите внимание - не «вызываете» в школу, а именно «просите о встрече»), так как очень нуждаетесь в их совете, поскольку никто лучше них не знает, какой подход нужен к их ребенку (и, в принципе, это действительно так!). И если родители поймут, что педагоги искренне заинтересованы в их мнении, а не являют собой «истину в последней инстанции», то охотно пойдут на контакт.

На индивидуальные беседы с родителями мы можем приглашать и «узких» специалистов: психолога, логопеда, медицинского работника - в зависимости от конкретной ситуации. Но перед этим целесообразно узнать, не было ли именно у этого родителя конфликта именно с этим работником школы. Если же такой случай имел место, то разумно пригласить аналогичного специалиста «со стороны».

Мы рекомендуем директору школы выделить место для подобных бесед. Это должен быть небольшой, но уютный кабинетик, в котором все располагает к спокойному доверительному разговору и имеется запас чая, кофе, конфеток.

Эффекты микрогрупповых собраний

Второй по значимости поставим микрогруповую работу с родителями. В этом случае на встречу мы приглашаем только тех родителей, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы. Также разумно пригласить на эту встречу специалиста-профессионала в данной сфере.

Например, в классе имеется несколько девочек, чье желание похудеть превосходит все разумные нормы и уже начинает негативно сказываться на их здоровье. Тогда мы приглашаем их родителей и, кроме этого, тех мам, дочери которых недавно благополучно избавились от комплекса полноты, а также врача-диетолога и психолога, учителей биологии и физкультуры.

Но вернемся к микрогрупповому родительскому собранию.

Первый эффект. Очень тяжело первый раз проговорить вслух наболевшее. Но если родители озвучат свою проблему и услышат, что в других семьях практически такое же состояние дел, то у них уже «камень с души упадет» - они не одиноки в этой проблеме!

Второй эффект. На микрогрупповом собрании в разговор вступают и те родители, которые уже сумели справиться с проблемой. Они делятся своим опытом (даже негативным), и у остальных родителей формируется убеждение в том, что все получится и все исправимо. Это позволяет им не «пережевывать эмоции», а перейти к поиску конкретных шагов для выхода из проблемной ситуации.

Третий эффект. Поясним роль педагогов-предметников. Если они впоследствии, якобы невзначай, увлекут девочек работой над групповым междисциплинарным проектом, посвященным разработке индивидуальной оптимальной диеты для снижения веса и программы физической нагрузки, то это будет только во благо! Впоследствии эти ученицы, справившись со своей проблемой, смогут в школе открыть консультационный пункт для желающих стабилизировать свой вес или скорректировать фигуру!

Четвертый эффект. Мы собираем не всех родителей из класса - только часть. Поэтому разговор получается кулуарный, приватный. Родители уверены в том, что другие мамы и папы не узнают о проблемах их детей. Кстати, такие микрогрупповые собрания можно практиковать и между классами, то есть собирать родителей из разных классов параллели.

Собрания-прецеденты

Общие родительские собрания незаменимы лишь в тех случаях, когда имеется информация, интересная всем. Уместны такие собрания в начале учебного года, по окончании его, и тематические - в течение года. Так, в начале года классный руководитель объявляет родителям о возможных образовательных маршрутах, новых возможностях выбора дисциплин, педагогах и особенностях их преподавания, каких-либо изменениях в режиме работы школы. Это традиционно.

Но, кроме того, дети за лето выросли, перешли в «следующий возраст», а родители могут не знать психологические особенности детей этого возраста. Поэтому есть смысл посвятить время и беседе о психологических особенностях и педагогических подходах, предупредить родителей о возможных осложнениях в поведении детей, рассказать о приоритетах и ценностях данного возраста.

Памятка  по уважительному отношению к собственному ребенку

Мой ребенок - уникален. Такого никогда не было и не будет. Но он есть!

Ребенок не «готовится к жизни». Он уже живет - «здесь и теперь». Пусть живет настоящей полной детской жизнью! (Когда еще ему это удастся?!)

Ребенок - это уже человек, только еще не выросший. Это растущий человек. А я - выросший человек. Два человека способны понять друг друга.

Ребенок, как и я, имеет право быть самим собой.

Ребенок хочет быть независимым; уверенным в себе и в других; уметь самостоятельно разобраться во всем; иметь добрые взаимоотношения.

Закон, запрещающий бить своих детей, принят в Голландии в 1850 г., во Франции - в 1888, в Финляндии - в 1890, в Норвегии - в 1935, в Швеции - в 1953, в Дании - в 1968 г. (по данным А. Маркуши). Давайте примем такой замечательный закон у нас в стране и начнем с собственной семьи!

Не бывает виновных детей, бывают дети, нуждающиеся в нашей помощи.

Если родителю не к чему придраться, то он придирается к тону ребенка!

Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь и посоветуйтесь с самим ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила работы классного руководителя с дневниками учащихся

Учащиеся должны четко знать требования, которые предъявляет классный руководитель к ведению дневника....

ПРАВИЛА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДНЕВНИКАМИ УЧАЩИХСЯ

Дневник учащегося- это один из основных документов, подтверждающий принадлежность учащегося к данной школе и отражающий его текущую успеваемость.  Дневник- это своего рода посредни...

Шесть правил работы классного руководителя с одаренными учащимися

Выступление на августовской конференции педагогов Осинского муниципального района...

Правила работы классного руководителя с дневниками учащихся

Дневник должен проверяться классным руководителем один раз в неделю. Учащиеся должны твердо знать тебования руководителя, которые предъявляются по ведению дневника....