«Анализ работы в классном коллективе по профилактике вредных привычек: неприятие алкоголя, табака, наркотических средств и психотропных веществ»м
статья

Шурганова Наталья Сергеевна

Одна из современных проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение подростков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_po_vrednym_privychkam.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Анализ работы в классном коллективе по профилактике вредных привычек: неприятие алкоголя, табака, наркотических средств и психотропных веществ»

Шурганова Н.С.

     Одна из современных проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение подростков.

    Статистика фиксирует небывалый рост числа курящих, наркоманов и алкоголизирующих подростков. Происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин и алкоголь. Ранняя алкоголизация и табакокурение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения подростка: в семье, школе.

    Исходя из вышесказанного, проблема ранней профилактики возникновения вредных привычек у подростков представляется чрезвычайно актуальной.

    Как определить, что подросток столкнулся с проблемой химической зависимости? Важно проследить некоторые изменения в его внешнем виде, самочувствии, поведении, мышлении. Вот некоторые признаки данной зависимости:

  • Эмоциональная нестабильность;
  • Неустойчивая психика;
  • Пассивность и апатия,
  • Зависимость от мнений и поступков окружающих;
  • Инфантильность;
  • Демонстративное поведение.
  • Низкий уровень воспитания;
  • Проблемы в семье;
  • Плохое окружение, вызывающее подозрение у близких.

    Все выше перечисленные признаки и факторы формируют личность таким образом, что он уже больше становится похож на курильщика или алкоголика со стажем, а не на обычного здорового человека с устойчивой психикой.

    Основная задача психолого-педагогической профилактики заключается не только и даже не столько в предотвращении реального знакомства с разными видами наркотиков, сколько в том, чтобы предупредить возникновение у подростка установки на наркотизацию - желания попробовать любой из видов дурманящих средств. Но психолого-педагогическая профилактика не должна сводиться только к предупреждению знакомства с наркотиками. Практически все подростки-наркоманы до знакомства с наркотиками имели опыт курения, употребления алкоголя. Причем прослеживается весьма четкая зависимость: чем раньше ребенок приобрел такой опыт, тем больше у него шансов в дальнейшем познакомиться и с наркотиками. Методы оценки эффективности и качества результатов профилактической работы должны быть заложены в самом начале планируемой деятельности.

    Подростковый возраст для большинства родителей и учителей становится серьезным испытанием. Его не случайно называют «трудным» - вчера еще такие послушные и дисциплинированные мальчики и девочки сегодня вдруг становятся неуправляемыми, грубыми, даже жестокими. Во многом причины столь резких перемен характера связаны с мощными физиологическими перестройками, которые претерпевает организм подростка. Подростки всячески стремятся отстоять свое право на самостоятельность и независимость, создать свой собственный мир, не похожий на мир взрослых. Мнение и советы родителей теряют свою значимость, большую роль приобретает общение с ровесниками. Отсюда и возникают молодежная мода, сленг, музыка и т.п.- все то, что образует для подростка особый мир, отличающийся от мира взрослых. Реакция группирования со сверстниками сегодня, пожалуй, играет наиболее существенную роль при вовлечении несовершеннолетних в одурманивание.

    Принято считать, что большинство детей, использующих наркотические и токсикоманические вещества, воспитываются в неполных семьях - там, где есть только мама (реже - отец). Однако сегодня это представление явно теряет свою актуальность: значительная часть несовершеннолетних, имеющих опыт наркотизации (по нашим данным, больше 60%), живут вместе с обоими родителями. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а характер атмосферы, складывающейся в доме, эмоциональная близость и доверие, которое оказывают домочадцы друг другу. И тут классическая семья, где есть и отец, и мать, может явно проигрывать семье, состоящей из матери-одиночки и ребенка, если в первом случае взаимоотношения людей напоминают непрекращающуюся борьбу, а во втором случае ребенок окружен нежностью, любовью, заботой.

Итак, формы воспитательно-профилактической работы включают в себя:

  1. Наличие в плане работы классного руководителя мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних на учебный год.
  2. Обсуждение хода работы по ранней профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях родительских комитетов.
  3. Деятельность школьной библиотеки по профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних через выставку литературы, читательские конференции и диспуты.
  4. Борьбу с пропусками занятий без уважительных причин, которая обеспечивает успешную профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений, а также формирование у подростков навыков законопослушного поведения.

  1. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей.
  2. Организацию досуга учащихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу, которые способствуют развитию творческих инициатив ребёнка, активному полезному проведению свободного от учёбы времени, формированию законопослушного поведения

    Табакокурение, алкоголь, наркотики – это путь, ведущий к разрушению человеческой личности и ведущий к смерти. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, бережного отношения к своему здоровью, пропаганда ЗОЖ – ведущие ценности, которыми руководствуется весь педагогический коллектив в воспитательной работе совместно с родителяими.

Мероприятия по формированию неприятия алкоголя, табака, наркотических средств и психотропных веществ включают следующее:

1. Выявление неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, детей, состоящих под опекой в каждом классе.

2. Выявление учащихся, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, табакокурению и постановка их на внутришкольный учет (анкетирование, личные беседы, тренинги, психологическое тестирование и др.)

3. Составление социальных паспортов в каждом классе.

4. Вовлечение учащихся 10-х классов в кружки, клубы, секции, объединения

5. Проведение лекционно-просветительной работы с учащимися через классные часы, беседы, онлайн-уроки

6. Беседы с юношами и девушками по формированию этики отношений между юношами и девушками. Беседы о профилактике ВИЧ инфекции.

7. Активизация воспитательной работы с учащимися через конкурсы рисунков и плакатов «Молодежь против наркотиков», через игры и викторины по тематике, конкурсы по антиалкогольной и антинаркотической тематике, проекты, сочинения и акции

8. Проведение Советом старшеклассников недели пропаганды знаний о здоровом образе жизни и действий по его утверждению

9. Систематическое выявление учащихся, нарушающих Устав школы, Закон РФ «Об ограничении курения табака», Законы МО «О профилактике наркомании и токсикомании на территории РФ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в МО»

10. Проведение спортивно- оздоровительных мероприятий

11. Анкетирование родителей и учащихся по вопросам ЗОЖ

   По итогам данного списка мероприятий можно сказать следующее:

  1.   В 10б классе не выявлены неблагополучные, неполные или малообеспеченные семьи, один подросток (Павлов М.) состоит под опекой в классе
  2.  Не выявлены учащиеся, склонные к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, табакокурению и никто не поставлен на внутришкольный учет (по результатам анкетирования, личных бесед, психологического тестирования и др.)
  3.  По состоянию социального паспорта в классе все семьи являются благополучными, две семьи (учащихся Мананникова В. и Абрамова В.) являются многодетными
  4. Все учащиеся вовлечены во внеурочные занятия: в кружки лицея ходит учащийся Байдосов Н., в спортивные секции лицея 3 человека (Байдосов Н., Савинов Г., Курбатская А.), в спортивных школах вне школы занимаются 7 учащихся (Абрамов В., Бунякин А., Вольнова Д., Рябов А., Старцев А., Трошин А., Климаченков Н.), один учащийся занят в школе народного танца (Коржев Б.), один учащийся посещает школы юных водителей (Стаценко М.), один учащийся занимается проектированием в строительстве (Вихляев И.), один учащийся является членом Всероссийской организации «Молодая гвардия» (Касаткин К.), двое учащихся являются постоянными участниками проекта РАНХиГС (Мананников В. и Касаткин К.); все учащиеся 10б в послеурочное время посещают дополнительные курсы в высших учебных заведениях Саратова по подготовке к экзаменам по профильным предметам
  5. В классе проводится лекционно-просветительная работа через классные часы, беседы, онлайн-уроки, беседы с юношами и девушками по формированию этики отношений между юношами и девушками, анкетирование родителей и учащихся по вопросам ЗОЖ в течение учебного года
  6. Учащиеся класса участвовали в спортивно - оздоровительных мероприятиях, приуроченных к празднику (20.02.21г.), а так же Савинов Г. является постоянным учатсником военно-спортивных игр на городском и межрегиональном уровнях

Подростки в современном информационно- коммуникоативном мире достаточно информированы о вреде алкоголя, но уверены, что конкретно их здоровью вред нанесён не будет. Профилактика социальных болезней у подростков оказывает необходимое воспитательное воздействие лишь при условии, если разъяснение и убеждение подкреплены наглядными примерами. Прежде всего, необходимо обратить серьёзное внимание на организацию быта и досуга подростков, развитие их культурных интересов. Ведь наркомания, алкоголизм, курение тесно связаны с неумением человека занять себя интересным делом, с бессодержательным времяпрепровождением. Физическая культура, спорт, занятия в кружках, библиотеках, правильная организация свободного времени – всё это противостоит развитию социальных болезней. А утверждение здорового образа жизни – важная общегосударственная задача в целом и школы в частности.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ"

Вписка из Федерального закона от 07.06.2013 №120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ."...

Памятка по определению признаков употребления наркотических средств и психотропных веществ

Зачастую взрослым, не имеющим медицинского образования, трудно ответить на вопрос: «Употреблял ли человек наркотические вещества?». Для того чтобы развеять сомнения и подозрения, предлагае...

Памятка по определению признаков употребления наркотических средств и психотропных веществ

Зачастую взрослым, не имеющим медицинского образования, трудно ответить на вопрос: «Употреблял ли человек наркотические вещества?». Для того чтобы развеять сомнения и подозрения, предлагаем вам ознако...

Рекомендации педагогическим работникам по профилактике обучающихся в потреблении наркотических средств и психотропных веществ.

Рекомендации педагогическим работникам по профилактике обучающихся в потреблении наркотических средств  и психотропных веществ....

Памятка для родителей (законных представителей) по профилактике курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ

Никто из Вас не хочет видеть своего ребёнка наркоманом или алкоголиком. Все мы надеемся, что такая ситуация обойдет вас стороной. Но всё же будьте начеку. Помните, что чем раньше Вы заметите неладное,...

«Активные формы организации воспитательной работы в классном коллективе по формированию неприятия алкоголя, табака, наркотических средств и психотропных веществ»

  «Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурение, токсикома...

Современные технологии профилактической работы с подростками и молодёжью, склонных к употреблению наркотических средств и психотропных вещества, в условиях образовательных организаций.

Профилактическая программа для 1-11 классов.Цель: создание системы информационно -пропагандисткой работы с подростками по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни через твор...