ВОСПИТАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
статья

Матвеева Елена Геннадьевна

В статье описана работа по формированию ЗОЖ учащихся класса, которая проводится в тесном сотрудничестве с родителями, поскольку воспитание культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_zdorovesberezh.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Матвеева Е.Г.,

учитель русского языка и литературы МОУ СШ № 2 р.п. Новоспасское

 Аннотация. В статье  описана   работа по формированию ЗОЖ  учащихся класса, которая  проводится в тесном сотрудничестве с родителями,  поскольку воспитание культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.

Ключевые слова:  здоровьесберегающие технологии, физкультурно-оздоровительное воспитание, родительсккий актив, интеграция здоровьесберегающей деятельности.

      Сегодня  тема сохранения здоровья  учащихся приобретает всё большую актуальность, что связано с ухудшением экологической ситуации, увеличением ряда техногенных факторов, неблагоприятной социальной обстановкой. Воспитание здорового поколения является одной из приоритетных задач школы XXI века.
          Здоровый образ жизни  обеспечивает сочетание полноценной биологической и социальной адаптации с возможностью максимального самовыражения нации, класса, социальной группы, отдельных людей в конкретных условиях жизни и который предполагает дальнейшее развитие общества.

       Федеральный  закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.51) гласит : «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся»

      Действительное беспокойство создаёт состояние здоровья школьников, а в особенности подростков. Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооруженных Силах, а те, которые признаны годными, редко отличаются хорошим здоровьем [2].

      Поэтому главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация образовательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

      Целью моей работы как классного руководителя  является воспитание    физически здоровой, психически и нравственно устойчивой, духовно богатой, социально активной, ответственной личности, способной к дальнейшему самосовершенствованию. Одним из направлений программы воспитательной работы в классе  является физкультурно-оздоровительное воспитание.

       Организация воспитательной деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся предполагает решение следующих задач:

-формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;

-выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;

-закрепление гигиенических навыков и привычек;

-приобщение к разумной физической активности;

- формирование умения  противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

       Реализация этих задач осуществляется классным руководителем с учетом мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса, а также результатов мониторинга здоровья.

     В случае успешной реализации программы можно прогнозировать  результаты:

-приобщение наибольшего количества обучающихся к здоровому образу жизни;

  -формирование у учащихся сознательной дисциплины, навыков культурного поведения в общении с окружающими;

-вовлечение всех учащихся в активную деятельность класса и школы;

-умение строить свою жизнь по законам гармонии, красоты и ЗОЖ, творить прекрасное в досуговой деятельности;

-стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни;

-создание ситуации успеха.

     Наша школа   является  научно-методическим центром  региональной программы развития инновационных процессов  по  теме  «Интеграция здоровьеформирующей  деятельности образовательной организации и физкультурно-оздоровительных учреждений социума как фактор обеспечения ее конкурентоспособности».

        В соответствии с программой  деятельности научно-методического центра в  школе совместно с   МАУ физкультурно-оздоровительным центром «Центр-Юг», МАУ Дворцом  спорта «Олимп», детской юношеской спортивной школой, футбольным клубом  «Нефтяник» на интеграционной основе осуществляется спортивно-оздоровительную деятельность: проводятся уроки плавания и ОФП,  занятия в спортивных объединениях, соревнования, совместные спортивные мероприятия.  Учащиеся моего класса - члены школьного спортивного клуба «Кристалл». Занимаются в секциях волейбола и баскетбола, в составе сборной команды школы принимают участие в спортивных соревнованиях школьного и муниципального уровня.  

Командные виды спорта развивают в ребенке социальное мышление, учат работать в группе, что поможет легко адаптироваться в обществе. Любая спортивная команда - это сплоченный коллектив, в котором вырабатываются такие качества, как дружба, уважение, честность, справедливость.

     В плане работы с учащимися во внеурочное время проводятся

-спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады, олимпиады, марафоны;

-предметные вечера, спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, праздники и фестивали спорта и творчества, конкурсы рисунков и плакатов, пропагандирующих здоровый образ жизни;

-тематические консилиумы и собрания, -беседы, дискуссии на спортивную тематику;

-походы выходного дня, туристические походы, дни здоровья;

-интерактивные игры, индивидуальные и групповые консультации по вопросам пола;

      Учащиеся класса является активными участниками ежегодных Дней здоровья, месячников здорового образа жизни, общешкольных Малых олимпийских игр.   90 %  детей посещают секции бокса, волейбола, футбола.

       Практикую проведение классных часов, направленных на воспитание бережного отношения к своему здоровью: «Вредные привычки»; «Здоровье не купишь, его разум дарит», «Посеешь привычку, пожнёшь характер»

Работа по формированию здорового образа жизни в классе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми. До сведения родителей доводится необходимая информация   о результатах мониторинга здоровья и физического развития их ребёнка, психологических тестов.

     Среди  педагогов школы и родителей  много  выпускников  нашей  школы. Поскольку  проблема здоровьесбережения и здоровьеформирования более десяти лет является  успешно реализуемой темой нашей инновационной деятельности, можно  заявить о большом коллективе единомышленников, которых объединяет общая цель - физическое развитие и сохранение здоровья детей.

      Наиболее эффективными формами сотрудничества педагогов с родителями в физическом воспитании детей стали открытые уроки физкультуры, спортивные занятия с  школьниками, соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья". Процесс соревнования содействует укреплению здоровья и разностороннему физическому развитию школьников; налаживанию эффективного взаимодействия с родителями.  [1]

       Родительское собрание - это основная форма работы с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса, воспитания учащихся в школе и дома. Собрания проводятся в виде деловых игр, практикумов, конкурсов, мастерских, соревнований, лекций и бесед. Темы собраний следующие: «Папа, мама, я - здоровая семья», «Свободное время - для души и с пользой!», «Поощрения и наказания в семье», профилактика курения, употребления ПАВ, об организации питания, о безопасности на дорогах.

Итогом работы с родителями по данному направлению стала статья в сборнике «Организация здоровьеформирующей деятельности образовательного учреждения на основе использования социокультурного потенциала муниципалитета» (Из опыта инновационной работы педагогического коллектива средней школы №2 р.п. Новоспасское): сборник материалов /под ред. Л.В.Талиповой.- Ульяновск: УлГТУ, 2017.: «Работа классного руководителя с родителями по формированию здорового образа жизни школьников»

        Путь к здоровью долог. Но приятно осознавать, что анализ работы по сохранению здоровья учащихся моего класса показал, что значительно сократилось количество простудных заболеваний, не прогрессируют хронические заболевания, дети осознали, что правильный образ жизни важен для формирования здоровья, они стали более осознанно относиться к своему здоровью[3].  

В своей работе по сохранению здоровья школьников и подготовке их к здоровому образу жизни я нашла союзников не только среди детей, но и взрослых: педагогов, а также родителей.

                                 Список литературы:

1. Арсентьева М.В.  Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни, М,2014

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.АРКТИ,2003.

3. «Организация здоровьеформирующей деятельности образовательного учреждения на основе использования социокультурного потенциала муниципалитета» (Из опыта инновационной работы педагогического коллектива средней школы №2 р.п. Новоспасское): сборник материалов /под ред. Л.В.Талиповой.- Ульяновск: УлГТУ, 2017.:

 4. «Работа классного руководителя с родителями по формированию здорового образа жизни школьников»https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/07/04/obobshchenie-opyta-raboty-klassnogo-rukovoditelya-po


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ценностей здоровья классного коллектива как основа предупреждения негативных проявлений в среде обучающихся»

Здоровье выпрашивают себе люди у богов;но то, что в их собственной власти сохранить его, об этом они не задумываются....

"Диагностические методы изучения классного коллектива – как основа работы классного руководителя"

Диагностическая работа, в наше время, является основой педагогической деятельности. Хочу поделиться методами изучения классного коллектива!...

«Воспитание классного коллектива на основе создания традиций»

В данной работе представлен опыт по воспитанию классного коллектива. Взаимоотношения в классе станут моделью будущих  взаимоотношений нынешних школьников в обществе. Создание здорового коллектива...

Диагностика как средство формирования и воспитания классного коллектива

Диагностика  от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности.В нашем случае – изучение проц...

Сплочение классного коллектива на основе гражданской идентичности

Актуальность проблемы о роли классного руководителя в создании классных традиций как основы сплочения коллектива на основе гражданской идентичности обусловлена социокультурной, экономической  сит...