Адаптация обучающихся 5 класса к новым учебным условиям
статья (5 класс)

Анна Сергеевна Силантьева

С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе. Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни. ... Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

областное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Санаторная школа-интернат»

Доклад на школьное методическое объединение

классных руководителей на тему

«Адаптация обучающихся 5 класса к новым учебным условиям»

Составитель:

классный руководитель

5 класса Силантьева А.С.

г.о. Шуя, 2022 г.

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится недисциплинированным, безответственным, отстает в учебе и уже не хочет идти в школу, иногда у детей ухудшается сон и аппетит.

Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все обучающиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.

2.  Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.

3.  Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

На начало учебного года в классе 10 обучающихся.

Итого: 4 мальчика, 6 девочек.

На «4» и «5» 1 четверть не закончил ни один обучающийся. Также у одного обучающегося присутствуют неудовлетворительные отметки.

Причинами медленной адаптации в 5 классе являются:

  1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.
  2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
  3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.

Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:

  • Произвольность психических процессов. Большинство обучающихся не могут самостоятельно организовать выполнение учебных заданий.
  • Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Часть обучающихся не способна работать в одном темпе со всем классом. В целом темп работы в классе можно охарактеризовать как ниже среднего.
  • Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.
  • Особенности поведения. Обучающиеся показывают средний уровень саморегуляции: часть детей не умеет сдерживать непроизвольные эмоции и желания, порой не принимают и не соблюдают классные и школьные социальные нормы. Следует обратить внимание учителей-предметников на поведение одного из обучающихся. Ребёнок себя плохо контролирует, часто выполняет только часть задания на уроках. На перемене не совсем корректно ведет себя с некоторыми обучающимися. Мнимая «взрослость», связанная с переходом в среднее звено школы, вызывает сложности в общении с учителями, одноклассниками, оказывает влияние на успеваемость. Данная склонность к школьной дезадаптации требует индивидуальной коррекционной педагогической работы и внимания к данной проблеме родителей.
  • Особенности общения со сверстниками. Обучающиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию.
  • Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом.
  • Эмоциональное состояние. С моей точки зрения и точки зрения родителей обучающиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.

Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем:

  1. Изучение классного коллектива.
  2. Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.
  3. Организация внеклассной работы в классном коллективе.
  4. Активное участие классного коллектива в школьной жизни.

Изучение классного коллектива.

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

  1. Разговор с учителем начальных классов о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию от первого учителя об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми обучающимися.

2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.

Проведены классные часы и беседы:

классные часы «Противодействие терроризму», «Повторяем ПДД»,  «Правила поведения во время урока, на перемене», «Правила пользования мобильным телефоном», «Интернет-безопасность», «Один дома»; «День гражданской обороны», «Действия в случае возникновения ЧС», «Мы в ответе за нашу планету»,  «Правила безопасного поведения в каникулы», «Посвящение в пятиклассники», «Права и обязанности школьника» (в рамках Всероссийского дня правовой помощи детям), «Что такое счастье», «Правила безопасного поведения в интернете». Еженедельные разговоры о важном по понедельникам также способствуют настою обучающихся на работу на предстоящей неделе, сплочению, развитию патриотизма, ответственности, взаимоуважению.

Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.

В начале учебного года с обучающимися были проведены беседы, в результате которых они познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новым кабинетом, в котором детям предстоит учиться. В начале первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями предметниками об успеваемости, проблемах, о детях с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.

Особенности класса: активные, дружные, творческие. Легко вовлекаются во все виды деятельности. Есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведение некоторых учеников.

Организация внеклассной работы в классном коллективе.

Практически все обучающиеся задействованы во внеурочной работе. За редким исключением все дети посещают различные мероприятия и их внеклассная деятельность очень активна.

Активное участие классного коллектива в школьной жизни.

За первые два месяца, прошедшие с начала учебного года ученики 5 класса активно участвовали в школьных мероприятиях, проявив себя и свои знания. В основном, это общешкольные и классные мероприятия. Было проведено «Посвящение в пятиклассники», главной задачей которого было сплотить класс в одну большую, крепкую команду,  развитие коммуникативных способностей, мотивации ребят на успешную учебу в среднем звене, а также  адаптацию к новым условиям и образовательным требованиям.

Таким образом, исходя из наблюдения за обучающимися, можно оценить уровень адаптации 5-го класса к новым условиям обучения как средний. В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.

 Можно подвести итог по вопросу адаптации учащихся 5-го класса к процессу обучения в средней школе:

- у большинства обучающихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой;

- с некоторыми обучающимися необходима индивидуальная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.

Пожелания классному руководителю и учителям-предметникам:

- Поддерживать и способствовать дальнейшему развитию желания учиться у детей, проявлять себя в разных видах деятельности, узнавать новое для себя.

- В содружестве с учителями-предметниками не растерять потенциал, заложенный в начальной школе

- Работать по организации учебно-воспитательной деятельности.

- Контролировать выполнение домашних заданий.

- Творческий подход к организации внеклассной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: "Адаптация обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат".

В сообщении представлен опыт работы учителя, классного руководителя по адаптации учащихся  5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в условиях специальной (ко...

Возрастные особенности и адаптация учащихся 5-х классов к новым учебным условиям.»

Перечень возрастных особенностей учащихся 5-х классов, возможные причины неуспеваемости....

Возрастные особенности и адаптация учащихся 5-х классов к новым учебным условиям

Каждый возрастной период в жизни ребенка выдвигает свои проблемы. Некоторые периоды из-за их повышенной «опасности» принято называть кризисными – 5 класс именно такой.Новые, незнакомые условия всегда ...

Возрастные особенности и адаптация учащихся 5-х классов к новым учебным условиям

Родительское собрание с родителями учащихся 5-го класса: «Возрастные особенности и адаптация учащихся 5-х классов к новым учебным условиям»...

Возрастные особенности и адаптация учащихся 5-х классов к новым учебным условиям

Возрастные особенности и адаптация учащихся 5-х классов к новым учебным условиям...

Адаптация обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната

Адаптация обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната...

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Адаптация обучающихся 5 класса к новым учебным условиям»

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Адаптация обучающихся 5 класса к новым учебным условиям»...