Родительские собрания в 6 классе
методическая разработка

Халикова Рушания Рифхатовна

Родительские собрания в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 6 классе

«Первые трудности подросткового возраста»

Цель: Профилактика появления проблем подросткового периода, своевременная посильная помощь в преодолении возможных  трудностей.

Задачи: -  помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений подросткового возраста; обсудить определенные правила поведения родителей в период полового взросления детей.

- познакомить родителей с отзывами учителей об их детях, успеваемостью шестиклассников, дать рекомендации по преодолению трудностей и проблем.

-решить индивидуальные вопросы;

-спланировать совместную работу на ближайшую перспективу.

     Форма: лекция, анкетирование, беседа.

Подготовительная работа к собранию:

1.Диагностика детей.

2. Памятка для родителей по теме собрания, визитная карточка для семей, режим дня ребенка для родителей, анкеты для диагностирования родителей и детей.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

  1. Вступительное слово учителя по теме родительского собрания.
  2. Анализ проблемы взросления учащихся.
  3. Памятка для родителей.
  4. Ситуации для обсуждения по теме родительского собрания.

5.Анализ текущей успеваемости в классе.

6.Текущие вопросы

7.Заключительное слово.

ХОД СОБРАНИЯ

1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

    Уважаемые родители, сегодня я бы хотела поговорить с вами о том, что такое подростковый возраст, какие проблемы могут возникать в этот период, и мы вместе попробуем найти выход из трудных ситуаций.

   Возможно, кто- то посчитает, что проблемы пола поднимать в 6 классе рано. Но мы не должны забывать, что живём в XXI веке, особенностью которого является то, что дети взрослеют гораздо раньше и тем самым ломают общепринятые стереотипы. Помимо этого, проблему легче предупредить, чем заниматься её решением, которое проходит иногда очень болезненно. Вот поэтому необходимо как можно раньше говорить о том, что период полового взросления ребенка неизбежен и родители должны быть готовы переживать его спокойно и вместе со своим ребёнком, а не по разные стороны баррикад. Сегодняшнее родительское собрание посвящено деликатной теме- теме превращения мальчиков в юношей, а девочек - в девушек. Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и неприятия себя, периодом отрицаний и страданий. По- разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слёзы. Однако и в том, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы которые ставит перед ними сама ситуация взросления.

А начать я вам предлагаю с игры “Ассоциации”. Подберите ассоциации к слову подросток, подростковый возраст.

Спасибо, уважаемые родители.

Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же значимыми взрослыми, с мотивировкой «ты ещё слишком мал», «нос не дорос». Чаще всего родители оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса.

2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗРОСЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.

Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени непреходяще. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие. Перед вами статистика, которую вы должны знать:

1. Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.

2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.

3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.

4. 60% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.

5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.

6. Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей по результатам социометрии.

7. По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек –11 лет – 60%, опыт первой влюбленности мальчиков – 13 лет.

8. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.

9. Большинство детей в этот период времени отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников.

А сейчас я хочу познакомить вас с ассоциациями ваших детей.

  За несколько дней до собрания с учащимися проводилась небольшая анкета, с целью выявления предпочтений ребят. А ответы у нас получились следующие:

ПЕРВЫЙ ПУНКТ – необходимо было выбрать между времяпровождением в кругу семьи, с друзьями и в одиночестве. Первый вариант выбрали  2  ребят, тогда как второй – общение с друзьями  1,  и один учащийся предпочитает проводить время в одиночестве. 4 учащихся выбрали два варианта: в кругу своей семьи и с друзьями.

   Огромное значение для подростка имеет общение со сверстниками. Привлекательность школы для подростка порой определяется не столько возможностью учения, сколько возможностью общаться с широким кругом товарищей, друзей. Это во многом определяет его поведение, деятельность. Для подростков важно не только быть со сверстниками, главное занимать удовлетворяющее его положение. В подростковый период необычайно обостряется проблемы общения между учителем и учащимися. Достичь успехов в общении с подростками может тот взрослый, который учитывает психолого-педагогические требования к общению с учащимися.

   Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

ВТОРОЙ ПУНКТ АНКЕТЫ касался изменений внешности, роста, веса. Все учащиеся единодушно сказали о том, что эти изменения их радуют.

ТРЕТИЙ ПУНКТ «Тебе больше всего хотелось бы быть»: умным – 5 человек, красивым – 1 ч., умным и общительным – 1 человек, и 1 учащийся одновременно выбрал варианты умный, красивый, общительный.

СЛЕДУЮЩИМ ПУНКТОМ анкеты было выбрать «Если бы ты был в центре внимания благодаря своей внешности, тебя бы это»: радовало – 1 ч., огорчало – 1 ч., 6 человек ответили, что им было бы безразлично.

ПЯТЫЙ ПУНКТ анкеты предполагал ответ на вопрос: «Если бы ты привлекал внимание противоположного пола, то тебя бы это»: радовало – 5 ч., огорчало – 1 ч., безразлично – 2 ч.

ШЕСТОЙ ПУНКТ анкеты «Вы предпочитаете»:

а) выполнять домашнее задание;  б) общаться с друзьями.

2 ч. предпочитают выполнять домашние задания,

6 ч. предпочитают совмещать домашние задания и общение с друзьями.

СЛЕДУЮЩИМ ПУНКТОМ анкеты было ответить на такой вопрос: «С кем вы можете поговорить о возникшей проблеме»: только с родителями -2 ч., с родителями и классным руководителем – 3 ч., 2 ч.-только с классным руководителем и 1 ч.-с подругой, другом.                                                          

На психическое развитие подростка, его поведение значительное влияние оказывает общественное мнение товарищей. Учитель и родители для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности взрослых. Устанавливая отношения с родителями, учителями, они постоянно их оценивают. На основе этих оценочных суждений подросток и строит свое отношение к ним.

(8пункт) Далее учащимся предлагалось выбрать согласятся ли они с мнением родителей, учителей, если даже у них совсем иное мнение или стараются высказать свое мнение, т.к. они у же достаточно взрослые и у них есть свое мнение. Первое утверждение оказалось близко  7 учащимся, второе – одному.

Стержневым новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости, которое выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям и миру; определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний. Чувство взрослости проявляется в желании, чтобы и сверстники, и в первую очередь взрослые относились к нему как к взрослому человеку. В общении в частности это проявляется в требовании подростка разговаривать с ним на равных.

И родители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием, создают условия, помогают преодолевать трудности в учении и общественно-полезной деятельности, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создаются благоприятные условия для психического развития.

В ДЕВЯТОМ ПУНКТЕ АНКЕТЫ ребята выбирали занятие, которое им больше всего нравится:  читать книги, ухаживать за животными, ходить в гости с родителями, послушать музыку, сходить с друзьями на дискотеку. 

Читать книги предпочитают 2 ч., ухаживать за животными – 4 человека, ходить в гости с родителями – 3 ч., послушать музыку – 2 ч., сходить на дискотеку – 1 ч.

Для подростков характерна разбросанность интересов. Для него вдруг становится неинтересным то, что волновало вчера, на смену приходят совершенно новые интересы, увлечения, потребности. Именно в подростковом возрасте начинает образовываться определённый круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. В старших классах интерес всё больше перемещается с учебных предметов, с уроков в другую среду вне школьной деятельности. Очень часто более активно формируется не познавательные интересы, а спортивные, технические, художественные. Это, конечно, отражается на школьных занятиях, интерес к ним снижается, успеваемость падает. Делая что-то дополнительно, учащиеся не всегда выполняют задание учителя, так как эти задания для них уже неинтересны.

И ПОСЛЕДНИМ ПУНКТОМ АНКЕТЫ было написать несколько качеств, которые вы хотели бы видеть в своих родителях.

Среди них были такие как: доброта, понимание, здоровый образ жизни, уделять больше внимания (ко мне, сестре, брату), больше спокойствия, если ваш ребенок получит плохую отметку, чтобы его не ругали, а поняли и простили (3 ч.).

Уважаемые родители, прислушайтесь к ответам детей, постарайтесь строить свои отношения на равных, учитывая все особенности, о которых мы сегодня говорили.  

А сейчас я предлагаю родителям «разработать» памятку по отношению к детям, небольшие рекомендации, как лучше строить свои взаимоотношения с детьми.

        3. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Ваш ребёнок входит в пору своего физического взросления. Это вносит определённые изменения в его характер. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребёнка на жизнь, его ценностные ориентиры. Значение семьи для Вашего ребёнка в этот период времени непреходяще. Ему как никогда, необходимо Ваше тепло и забота, понимание и доверие.

1) Старайтесь говорить со своим ребёнком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

2) Опасайтесь получения Вашим ребёнком информации из чужих уст.

3) Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас Ваши дети.

4) Будьте открыты для общения с ребёнком, даже если Вы чего- то не знаете или в чём-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

5) Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с Вашим взрослением. Ребёнок будет их переживать с Вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали Вы.

6) В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

7) Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

8) Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребёнка.

9) Старайтесь защищать своего ребёнка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

Переходный возраст: 5 советов родителям

Как помочь детям пережить этот период и самим не сойти с ума?

СОВЕТ 1. ПОЙМИТЕ ПРИЧИНУ
Подросток стремится доказать, что он уже не маленький. В ход идет все: непослушание, своеволие, грубость, «взрослые» привычки: сигареты, алкоголь, ночевки у друзей... Чего делать нельзя: отвечать грубостью на грубость, опускаться до скандалов, контролировать каждый шаг.

Как себя вести: доверьте подростку то, чего раньше не доверяли: оплатить счета в банке, заказать покупки по Интернету, выбрать подарок отцу на день рождения... Хочет быть взрослым - пусть разделит с вами взрослые заботы.


СОВЕТ 2. ПРОЯВЛЯЙТЕ ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС
В 13-17 лет у юношей и девушек формируется свой взгляд на мир, своя система ценностей - и этим хочется с кем-то поделиться.
Чего делать нельзя: быть равнодушными, демонстрировать детям, что их мысли и чувства - полная чушь. Как себя вести: разговаривать с детьми, задавать вопросы о его друзьях, увлечениях. Подросток должен понять, что вам не безразлично, чем он живет

СОВЕТ 3. НЕ ДАВИТЕ НА РЕБЕНКА
Слушаться родителей для подростка означает расписаться в своей невзрослости. Вот почему любые советы, а тем более приказы он воспринимает в штыки. Чего делать нельзя: заставлять сына или дочь подчиняться, подвергать наказаниям за ослушание.

Как себя вести: измените тон. Не приказывайте сыну или дочери что-то сделать, а просите и объясняйте, почему это важно. Например, хотите, чтобы он сделал музыку потише, пожалуйтесь на головную боль.


СОВЕТ 4. ЖИВИТЕ ИНТЕРЕСНО САМИ
Претензии вроде «Ты ничего не читаешь! Ничем не интересуешься!» вызывают возмущение подростков: «А ты-то сама?»

Чего делать нельзя: подчинять всю свою жизнь обслуживанию ребенка, забывать о собственных интересах. Как себя вести: подавать пример. Если попрекаете чадо ленью, не сидите сами в четырех стенах: отправляйтесь в поход, в музей.

СОВЕТ  5.
ДЕЛИТЕСЬ ОПЫТОМ

Юношеский максимализм отдаляет подростков от родителей: «Взрослым нас не понять...» Тинейджерам трудно представить, что их строгие мамы и папы тоже были юными: и влюблялись, и чудили, и пробовали первую сигарету...
Чего делать нельзя:

быть ханжами, строить из себя людей без недостатков.
Как себя вести: открывайтесь перед детьми. С юмором рассказывайте о тех ситуациях, в которые попадали сами, когда были в их возрасте. О первой любви, о конфликтах с родителями, о своих чувствах... Сын или дочь должны понять, что вы им не враги, просто очень за них волнуетесь.
Кстати...
Переходный возраст существует только в цивилизованном обществе. У тех народов, которые живут племенами, есть ритуал, переводящий ребенка из мира детства в мир взрослых. У нас же этот переход растянут во времени и не имеет четких границ. Поэтому подростку порой сложно адаптироваться к новым условиям взрослой жизни.

Полезная информация.

Дети и свобода.

1. Вредна ли свобода для подростка?

Ничем неограниченная свобода безусловная свобода не возлагает на человека моральную ответственность за свои поступки, поэтому она также вредна, как диктат и чрезмерная строгость. В отношении с детьми, особенно в подростковом возрасте, необходимо придерживаться умеренности во всем – не лишать детей того, что им необходимо, но и не потакать всем их желаниям.

2. Влияние улицы на поведение ребенка.

Не секрет, что уличные компании, как правило, пагубно влияют на подростков. Во-первых, дети в таких группах безнадзорны, связаны друг с другом ограниченными, поверхностными отношениями, которые формируют недостойный стиль поведения. Во-вторых, дети воспитанные, из хороших семей, общаясь с ребятами, пользующимися дурной славой, перенимают их стиль поведения, склоняются к их нормам и ценностям.

   Если подростки проводят много времени на улице, в компании случайных людей, они привыкают к такому времяпровождению и начинают получать удовольствие от такой «свободы» и такого «общения». Ведь за ними никто не следит и никто не знает, как они себя ведут. Подростки привыкают бездельничать дома и в школе, не задумываются о своем будущем. В дальнейшем такие дети будут следовать только своим желаниям, избегая родительского воспитания и указаний учителей.

3. Подросток дома.

 Ребенок не должен чувствовать постоянного контроля со стороны родителей и пытаться вырваться из-под опеки на улицу. Для этого взрослые должны поощрять домашние занятия и игры своего ребенка, мириться с шумом и беспокойством, разрешать приглашать в дом друзей. Надо стараться правильно распланировать время ребенка, обеспечить его развлечениями и организовать ему досуг. Родители должны избегать приказного тона, грубых выражений в разговоре, чтобы у подростка не сформировалось чувство обиды на взрослых, и он не рвался из-под контроля.

4. Компания ребенка.

 Родителям необходимо интересоваться, с кем общается их ребенок, знать имена и интересы его друзей. Взрослые должны вести с подрастающим ребенком беседы о вредных последствиях дурных компаний, помочь ему разбираться в людях и их поступках.

Вопросы, о которых нужно помнить всегда.

Вредна ли свобода для ребенка? В чем выражается свобода для подростка?

Влияние улицы на поведение ребенка. Надо ли ребенка ограничивать «свободным гулянием?»

Подросток дома. Отношение родителей к ребенку. Что должно измениться?

Компания ребенка. Стоит ли родителям подбирать компанию своему ребенку?

4.СИТУАЦИИ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ПО ТЕМЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.

Ситуация 1. Ребенок, всегда равнодушно относившийся к одежде, которую ему по купали родители, вдруг начал капризничать, отказывается носить одежду старших братьев и сестер, обижается, если родители остаются непреклонны и считают, что он мал для покупок хороших и дорогих вещей...

Ситуация 2. Девочка пользуется успехом у мальчиков класса, каждый старается пригласить ее к себе на день рождения, девочка презрительно отзывается о сверстницах, называя их недоразвитыми и неинтересными для мальчиков...

Ситуация 3. Родители видят, что девочка вот-вот должна пережить период первой менструации, но не знают, как поговорить с ней об этом. Когда все-таки разговор состоялся, мама узнала о том, что девочка прекрасно обо всем осведомлена. Когда мама попыталась узнать, откуда дочь обо всем узнала, та сказала, что еще в прошлом году ей все рассказали в пионерском лагере...

Ситуация 4. Ребенок комплексует по поводу своего маленького роста. У него проблемы в общении со сверстниками, ему кажется, что над ним все смеются. Когда он говорит об этом дома, его родные и близкие тоже смеются, считая эту проблему мелкой и незначительной...

Ситуация 5. Девочка/абсолютно не полная, отказывается есть, переживает по поводу своей фигуры, становится агрессивной и грубой, не слушает никаких доводов родителей. На все аргументы родителей приводит свои: у нас в классе все девочки худеют...

5.Анализ текущей успеваемости в классе.

6.Текущие вопросы

7.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

«Ящик пожеланий» своему ребенку.

- Я предлагаю вам, уважаемые родители, написать свои пожелания своим детям и опустить вот в этот «ящик пожеланий», чтобы дети могли прочесть их. (родители не подписывают своих имен, на классном часе учащиеся достают из этого ящика и зачитывают вслух)

(примерные пожелания)

1) Желаю самое главное, чтобы пошёл по самой хорошей дорожки в жизни, а остальное всё придет постепенно. 

2) Я желаю тебе, чтобы ценил каждое мгновение проведенное со своими близкими, чтобы ты умел понимать и прощать своих родных. Ведь благодаря им ты живешь. Принимай их такими какие они есть, поверь, они тебя очень любят. Когда-нибудь они обязательно скажут тебе как они сильно тобой гордятся.

3) Хотел, чтобы ты в своей будущей жизни понимал нас с мамой. Помогал нам и своей сестренке, делился со своими проблемами, и мы вместе находили решения. Никогда не забывал, что ты для нас самый лучший сын на свете, которого мы с мамой очень любим, чтобы не болел

Спасибо за внимание!                                                      



Предварительный просмотр:

Материал к родительскому собранию по теме

«Профилактика буллинга, скулшутинга среди несовершеннолетних »

Цель: раскрыть понятия «буллинг» «скулшутинг», как с этим бороться, как помочь своему ребёнку, попавшему в ситуацию травли как в качестве жертвы, так и в качестве обидчика, и в качестве свидетеля

    Уважаемые родители, сегодня мне хотелось бы вам рассказать об одной очень серьёзной опасности для ваших детей- буллинге (школьной травле).

Буллинг – это повторяющиеся акты различных видов насилия и издевательств, со стороны одного лица или группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить.

  Буллинг всегда преследует цель затравить жертву, вызвать у нее страх, унизить, подчинить.

Подвергать учащихся травле может как одно лицо, так и группа лиц.

С помощью информационно-коммуникационных технологий распространяются унизительные фотографии, оскорбительные сообщения и угрозы. Такое явление известно под названием кибербуллинг. 

Физическое насилие в школе, в числе прочего, проявляется в драках, которые больше распространены среди подростков младшего и среднего возраста (11-15 лет). Старшие подростки чаще вовлекаются в менее заметные, но более изощренные формы насилия, такие как словесные издевательства.

Нефизическое насилие проявляется: 

  • в обидных высказываниях;
  • оскорблениях;
  • нешутливых передразниваниях.

О насилии в отношении ребенка могут свидетельствовать особенности его поведения, настроения, внешний вид, «беспричинные» пропуски занятий и снижение успеваемости.  Если Вы заметили за своим ребёнком серьёзные перемены не в лучшую сторону, это повод задуматься и более пристально за ним понаблюдать, а в случае подтверждения опасений о травле ребёнка незамедлительно обратится к администрации школы, или к классному руководителю, или к психологу.

Рекомендации

Научите Вашего ребёнка поступать следующим образом во избежание попадания в группу риска по школьному буллингу:

  •  вести себя скромно: без хвастовства своими успехами, родителями и друзьями, вещами;
  • вести себя достойно, без подлизываний к учителям, сверстникам;
  • найти себе хотя бы одного друга среди одноклассников;
  • приглашать одноклассников в гости;
  • научиться уважать мнение своих одноклассников;
  • не пытаться всегда побеждать в своих спорах со сверстниками;
  • научиться проигрывать и уступать, если Ваш ребёнок на самом деле не прав.
  • помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;
  • не настраивать ребёнка против его школьных мероприятий, даже если они кажутся вам ненужными;

Общие методические рекомендации для родителей

  • Старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.
  • Следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.
  • Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти.
  • Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне.

Если профилактические меры не помогли, и Ваш ребёнок оказался жертвой буллинга, Вам как родителям необходимо:

Советы родителям обижаемого ребёнка:

  • Не оставляйте его один на один с этой ситуацией. Выслушайте ребенка и разберитесь: в чем суть конфликта, как давно он длится, существует ли опасность для ребенка. Разговаривайте со своими детьми.
  • Если выясняется, что другие дети его бьют, обзывают, портят вещи, смеются над ним, унижают, реагируйте сразу.
  • Помните о том, что ребенок, которого травят, не может завоевать симпатии одноклассников, если будет добиваться успехов в чем-то или совершать хорошие поступки. Он будет получать пятерки, его назовут «ботаником», будет помогать кому-то, назовут «слабаком» и так бесконечно. Его успехи будут провоцировать группу на еще большие нападки.
  • Сохраняйте спокойствие. Ребенку важно знать, что Вы справитесь с любой ситуацией. Разговаривайте с родителями буллеров. Но не вступайте с ними в конфликт. Вам нужно совместными усилиями помочь детям.

Кибербуллинг. Как помочь ребёнку?

  • Для начала надо убедиться, что у вас (вашего ребёнка) надёжный пароль в соц.сетях, нужно отрегулировать настройки приватности.
  • Если стал известен факт кибербуллинга вашего ребёнка, не вариант забирать у него телефон или перекрывать доступ в интернет, т.к. тем самым вы как бы его наказываете, а он и так страдает.
  • Дайте ребёнку понять, что готовы помочь и не будете его ругать или осуждать.
  • Разберитесь в ситуации вместе с ребёнком. Важно найти ответы на вопросы: когда возник конфликт? Что стало причиной? Кто принимает участие в травле? Существует ли угроза жизни и здоровью ребёнка?
  • Соберите доказательства травли (скриншоты, электронные письма, фотографии и т.д.)
  • Научите правильно реагировать на агрессора. Лучший способ остановить травлю- игнорировать обидчиков. Помогите ребёнку заблокировать агрессоров или добавить их в «чёрный список». Иногда стоит временно удалить аккаунт ребёнка в тех ресурсах, где происходит травля.
  • Обратитесь за помощью.
  • Если травля происходит в открытом сообществе или группе, обратитесь к администраторам ресурса с просьбой заблокировать обидчиков, прикрепите скриншоты с доказательствами кибербуллинга.
  • Если в травле участвуют ученики школы, расскажите о ситуации классному руководителю, либо психологу, либо администрации школы.
  • Если существует угроза жизни и здоровью ребёнка, обратитесь в правоохранительные органы, приложив к заявлению все собранные доказательства.

Исследования показывают, что пик вовлечения в киберагрессию приходится на пятые-шестые классы.

Если ваш ребёнок вовлечён в травлю в качестве обидчика:

  • Постарайтесь докопаться до истины, но избегайте длительных допросов.
  • Если ребёнок не идёт на контакт, скажите ему: «Я знаю, многим детям трудно говорить о таких вещах, но пойми, что я хочу помочь тебе, и мы можем поговорить об этом тогда, когда ты будешь готов».
  • Поставьте в известность администрацию школы.
  • Не занимайте оборонительную позицию по отношению к другим родителям, если они хотят поговорить с вами о ситуации.
  • Не наказывайте своего ребёнка за его поступки отчуждением, но дайте понять ему, что такое поведение будет иметь последствия.
  • Заводите разговоры о том, как и почему это могло  произойти, и о том, каковы последствия.
  • Старайтесь поддерживать нормальную повседневную жизнь.
  • Объясните своим детям, что оставаясь свидетелями травли, они становятся соучастниками.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 

Неосведомленность подростков о системе наказания лиц, не достигших возраста 18 лет, является одним из главных факторов, способствующих совершению преступления несовершеннолетними, но тем не менее не избавляет их от этой ответственности.

Уголовная ответственность предусмотрена за любые преступные деяния с 16 лет, а за тяжкие преступления – с 14 лет.

Обидчиков в кибербуллинге можно привлечь к административной ответственности:

  • Обратиться в прокуратуру с заявлением о возбуждении дела об административном нарушении. К заявлению приложить скриншот с оскорблениями.
  • Ещё можно обратиться в суд с заявлением о компенсации морального вреда.

Чтобы добиться компенсации морального вреда:

  • Собрать хорошую доказательную базу (скриншоты, показания свидетелей)
  • Получить заключение специалистов (если вы находитесь в тяжёлом психическом состоянии из-за травли).
  • Сохранить все чеки, подтверждающие ваши траты (на лекарства, юристов, врачей).
  • Подать в районный суд исковое заявление о компенсации морального вреда и приложите к нему все выше указанные документы.

Чтобы привлечь обидчиков к уголовной ответственности:

Обратиться в полицию с заявлением  о преступлении.

Ст.119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью)

Ст.12.1 УК РФ (клевета).

Ст.163 УК РФ (вымогательство).

Что такое скулшутинг?

Скулшутинг (англ. school shooting —стрельба в школе) – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения.

Существуют внешние и внутренние факторы, подталкивающие детей к скулшутингу. Среди внешних факторов можно выделить:

 отсутствие внимания родителей к ребенку;

 ссоры с членами семьи;

 трудности ребенка в общении со сверстниками, конфликты с ними и

педагогами;

 буллинг (травля) - агрессивное преследование одного из членов

коллектива (особенно коллектива школьников и студентов) со стороны других

членов коллектива или его части;

 смерть родственников и друзей;

 доступ ребенка к огнестрельному и холодному оружию в доме;

 интерес ребенка к компьютерным играм, в которых присутствуют

сцены насилия, а также его доступ к сайтам и группам в сети Интернет,

пропагандирующим идеологию «скулшутинга».

К внутренним факторам следует отнести:

 депрессивное состояние ребенка;

 внушаемость и ведомость ребенка;

 психические отклонения у ребенка.

Профилактика скулшутинга.

На что следует обратить внимание

 Внутрисемейные отношения

Семейный уклад – базис для любого ребенка. Именно в семье он получает

информацию об окружающем мире, развивается. Родители являются первым и

главным авторитетом в глазах ребенка, а семейные традиции и правила

представляются ребенку самыми правильными. Дети, воспитывающиеся в

семьях, где царит недоверие, насилие и жестокость,

несут подобную схему общения в общество.

 Проявление подростком агрессии

   В большинстве случаев за повышенной агрессивностью подростка стоит защитный механизм, который срабатывает, чтобы защититься от окружающего мира. Стоит заметить, что агрессия бывает и пассивной, внутренней, при этом внешне подросток остается спокойным. Практически про всех «школьных стрелков» одноклассники потом говорили: «Он был такой тихий – мы и предположить не могли, что он на такое способен!» Такая пассивная

агрессивность может появиться, если подростку не хватает внимания родителей,

которые не интересуются его жизнью, увлечениями, проблемами, а также из-за

игнорирования его сверстниками.

 Специфика отношений со сверстниками

В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает

первостепенное значение. В этот период подростки часто меняют друзей, ища

«свою компанию» – ту, в которой будут приниматься переживания и установки

подростка. Если общения нет или с ним имеются проблемы, то у подростка

можно наблюдать появление серьезных психологических проблем. Важно

помочь ребенку решить проблему общения со сверстниками, определить

причину возникновения разногласий.

 Психологические травмы

Если вспомнить резонансный случай стрельбы в школе «Колумбайн», то

можно проследить четкую тенденцию: подростки, расстрелявшие своих

одноклассников, являлись жертвами буллинга – травли в школе, которая

продолжалась достаточно долгое время. Безусловно, такая ситуация

психологического (и физического) насилия не могла не оставить свой отпечаток

на психике детей – они были психологически травмированы, и эта травма

ежедневно влияла на их психологическое состояние и вызывала некие

поведенческие особенности.

 Психическое здоровье

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза подтверждает, что

школьные стрелки нередко имеют психиатрические диагнозы. Стоит заметить,

что диагноз не является причиной такого страшного поступка, как скулшутинг.

К сожалению, многие родители, опасаясь осуждения окружающих, игнорируют

рекомендации детских психологов и не обращаются за психиатрической

помощью.

Самое важное – контакт с ребенком. Когда ребенок достигает

подросткового возраста, уже поздно начинать его устанавливать: это нужно

было делать намного раньше – с рождения. В подростковом возрасте родитель

должен стать для ребенка другом, с которым можно поделиться своими

переживаниями и не бояться быть отвергнутым. Именно чувство отверженности

собственными родители может толкнуть тинейджера на такой страшный шаг,

как стрельба в школе. Любите своих детей, будьте к ним внимательны и

принимайте их такими, какие они есть!

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонова Е.Г., Ефимова О.И., Калинина Н.В. Организация Всероссийского

педагогического совета «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и

подростков» // Образование личности. 2017. № 2. С. 12-27.

2. Бородаева Л.Г., Попова И.И. Особенности профилактики компьютерной

зависимости подростков // Актуальные проблемы современного образования:

опыт и инновации. Материалы всероссийской научно-практической

конференции (заочной) с международным участием / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова:

Ульяновск, 2016, С. 246-249.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва; 2003.

4. Единый урок безопасности // Дети в информационном обществе. 2017. №

4(26). Специальный выпуск. URL: http://detionline.com/journal/numbers/26

5. Есенкожа Е.М., Касен Г.А. Психолого-педагогическая профилактика

интернет-аддикций на основе формирования медиаграмотности учащихся

подростковых классов» // Развитие технологий здоровьесбережения в

современном обществе / Материалы международной студенческой научнопрактической конференции / Отв.ред. Л.К. Тропина. Екатеринбург, 2015. С. 323-

352.

6. Кон И. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа.2006. №11. С.

15-18.

7. Лейн Д.А. Школьная травля (буллинг). Электронный ресурс. Режим доступа:

URL: http:// www.supporter.ru/docs/1056635892/bulling.doc (дата обращения:

09.10.2010).

8. Копова А.С. Программа коррекции агрессивного поведения подростков

посредством педагогического взаимодействия // Педагогическая наука и

образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и

информационные аспекты. 2002. № 1. С. 15-27.

9. Петрановская Л. Травли NET. Методическое пособие для педагогов школ и

школьных психологов. 22 с.

10. Цымбаленко Н. Буллинг. Как остановить травлю ребёнка. Питер, 2019. 120

стр.

11. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной

школе. Москва: Сентябрь, 1996



Предварительный просмотр:

 

 

 

Классное родительское собрание в 6 классе

«Как избежать физические и умственные

нагрузки (перегрузки) подростков»  

План проведения.

1.   Доклад классного руководителя по теме.

2.   Результаты анкетирования учащихся  6 класса (выступление классного руководителя)

3.   Тестирование родителей

4.   Выступление учителей-предметников

5.   Обмен опытом родителей.

6.   Знакомство с рекомендациями педагогов «Как готовить домашние задания», «Правила умственного труда», «Как слушать учителя на уроке», «Как работать с книгой»

Доклад классного руководителя.

    Учение - ведущий вид деятельности школьников; его центральная задача - усвоение знаний, умений и навыков, содействие разностороннему воспитанию и развитию учащихся. Без активного учения невозможно овладеть другими видами человеческой деятельности - производительным трудом, художественным творчеством, спортом. Поэтому все родители очень хотят, чтобы их дети успешно учились, росли любознательными, много читали, проявляли упорство в учебе. В семье необходимо помогать подростку в усвоении и применении умений и навыков учебного труда. Требования к навыкам учебного труда отражены в основных учебных программах. В средних классах, где объем и сложность содержания образования весьма возрастают, необходимы уже более сложные навыки и умения учебной деятельности. Особая роль здесь принадлежит литературе. Если в 4-5 классах школьники должны научиться составлять план небольшого эпического произведения, собственного устного и письменного высказывания, давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении, уметь пользоваться справочным аппаратом хрестоматии, устанавливать временную и причинно-следственную связь между явлениями, то в 6 и последующих классах эти умения углубляются и к ним добавляются новые. Так, в шестом классе ученики должны уметь составить сложный план собственного устного и письменного высказывания. Ученики в этом возрасте в соответствии с программой по русскому языку должны научиться использовать цитаты и выделять их. По истории закрепляются, отрабатываются следующие умения: выделение главной мысли и основных фактов в рассказе, составление простого плана рассказа, нахождение выводов в учебнике и подтверждение их примерами, анализ событий, выделение главных причин, формулирование несложных выводов на основе анализа, обобщения, сравнения фактов. Усложняются такие умения, как умение составлять сложный план из нескольких пунктов и подпунктов, устно рецензировать ответы товарищей. При изучении зоологии 6 класса подростки должны уметь анализировать, устанавливать взаимосвязи, сравнивать явления, делать выводы, связанные с содержанием учебного материала, ориентироваться в учебной и научно-популярной литературе, составлять план ответа на вопрос. В курсе математики особое внимание уделяется развитию логического мышления, умению рационально и творчески выполнять задания, самостоятельно приобретать знания. В программе по курсу физики говорится о необходимости выработать умения самостоятельно работать с учебником, пользоваться справочными таблицами, планировать проведение опытов, составлять краткий отчет о работе и делать выводы. Совокупность всех этих требований представляет собой как бы особую программу развития у школьников умения рационально учиться.

Учебная деятельность зависит от взглядов школьников на роль учебы в их жизни, от уровня развития мотивации. Что сегодня побуждает детей ходить в школу, делать домашние задания? Ответ на этот вопрос интересен и потому, что дает возможность многое понять в личности современного подростка. Исходя из исследования мотивов учения у школьников (автор А. Д. Андреева) 40-50-х гг., основными мотивами учения были стремление получить в будущем хорошую профессию, служить Родине, ответственно выполнять порученное дело («Я учусь для того, чтобы быть нужным Родине». «Я должен хорошо учиться, чтобы в будущем стать настоящим ученым»), то у современных подростков подобные мотивы встречаются крайне редко. Для них наиболее характерны нетипичные для школьников прошлых лет мотивы самоутверждения и самоусовершенствования («Не хочу быть хуже всех», «Чем лучше отметки, тем увереннее и спокойнее себя чувствуешь», «Я хочу научиться глубоко во все вникать», «Надо уметь держать темп, уметь держаться в хорошей форме»).

Эти данные говорят сами за себя: 30-40 лет назад школьник ощущал себя прежде всего как член общества, ставя его интересы выше собственных; для современного подростка главной ценностью является он сам, и поэтому даже в мотивации учения на первом месте оказывается стремление к саморазвитию, самореализации. Сегодня учащиеся и родители ориентированы на идеалы, традиционно считавшиеся индивидуалистическими. Для них характерны стремление к благосостоянию, практичность, трезвость взглядов, желание быть хорошим семьянином.

Задача взрослых состоит в том, чтобы не погасить стремление подростка к познанию, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать благоприятные условия для его развития, дополнить его новыми мотивами, идущими от содержания образования, от стиля общения учителя с учениками. Формирование положительной мотивации учения - не стихийный процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки детей было бы опрометчиво. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать, и, что особенно важно, надо учить школьников«самостимулировать» свои мотивы. Школьники активнее занимаются самовоспитанием учебных мотивов, если этот процесс интересует и учителей, и родителей, когда их поддерживают при возникающих затруднениях, создают своеобразные «ситуации успеха».

Если говорить о школьниках четвертых-пятых классов, то перенос симпатии к личности учителя на преподаваемый предмет встречается почти в 80 % изученных нами случаев. Естественно, это определяет отношение школьника к домашним заданиям любимого учителя и задания желанны.

Далее подросткам становятся наиболее близки предметы, которые связаны не столько с личностью педагога, с его умением увлечь (хотя это остается серьезным фактором), сколько с собственными интересами.

В не меньшей, а скорее в большей степени интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности формируется в семье. Например, когда сын, беря пример со своего отца, хочет стать программистом и много времени проводит у компьютера. Или когда родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.

Развитию интересов у школьников, находящихся в благоприятных условиях, способствует феномен, возникающий в подростковом возрасте и получивший название «сенсорная жажда». Сенсорная жажда - это потребность в получении новых ощущений -желание увидеть, услышать, попробовать, чувствовать что-то новое. Стремление к новизне особенно характерно для подростков. С одной стороны, сенсорная жажда толкает подростков на поиски нового, способствует развитию любознательности. Но с другой, особенно когда они не получают поддержки взрослых, она может явиться и причиной того, что еще толком не разобравшись в сути какого-либо дела, они бросают его и переключаются на другое. Примерно 70-75 % школьников проявляют интерес к определенным учебным дисциплинам и видам деятельности. Вместе с тем лишь у незначительного числа учащихся эти интересы перерастают в стойкие увлечения, когда в процессе занятий у детей формируются познавательные мотивы, которыми они начинают руководствоваться в период профессионального самоопределения.

На практике часто можно встретиться с тем, что родители не способствуют развитию стойких интересов у детей. Они подтрунивают над ними, когда у тех что-то не получается и, вместо того чтобы укреплять у ребят уверенность, формируют у детей неправильное представление о способностях. Дело в том, что многие люди считают, что если у человека есть способности, то они быстро проявятся без особых усилий с его стороны. Конечно, такое иногда случается, но в подавляющем большинстве случаев значительных результатов человек добивается лишь благодаря упорному и длительному труду. Приведенный выше взгляд родителей приносит только вред, препятствует формированию как здоровых интересов, так и волевых качеств у детей.

Долгое время разбросанность, ситуативность подростковых интересов рассматривалась как типичная проблема возраста, а в учебниках и научно-популярных книгах много внимания уделялось формированию устойчивых интересов у подростков. Во многом эта проблема остается актуальной и сегодня. Однако в последнее время катастрофически стало расти число жалоб прямо противоположного свойства на то, что подросткам ничто не интересно, что им все «до лампочки».

Жалуются родители:

-    Мы с мужем составили список лучших книг мировой литературы, распределили по классам, когда почитать, чтобы не разбрасываться. И он, когда был поменьше, читал. А сейчас вообще ничего не читает.

-    Я сама записала его в археологический кружок, а он целыми днями бездельничает, никуда ходить не хочет.

-    Купили ей аквариум. Такие красивые рыбки! Все устроили: и освещение, и циркуляцию воздуха, и постоянную температуру, а она посмотрела день на них и больше не подходит, не знаем теперь, куда деть этот аквариум.

Бросается в глаза то, что отсутствием интересов у своих детей обычно обеспокоены родители активные, не жалеющие времени и сил для того, чтобы составить список лучших книг, добыть аквариум, записать ребенка в труднодоступный кружок. Такая гиперактивность родителей, как это ни парадоксально, часто является одной из главных причин отсутствия подлинных интересов у детей.

Родители могут помочь подростку в развитии устной и письменной речи. Очень хорошо, когда в семье время от времени приобретается то орфографический словарь русского языка, то словарь иностранных слов, то иной какой-нибудь словарь или справочник, и детей приучают ими пользоваться. Эти книги всю жизнь нужны человеку. Ученики, которые в 5-7-м классе привыкают самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, в более старшем возрасте обычно без всякого нажима со стороны взрослых идут в библиотеку за дополнительной литературой. Быстрота восприятия учебной информации во многом определяется темпом чтения. Ускоренное чтение позволяет понимать текст, не ощущая его звуковой символики; помогает оно и выделению в тексте главных мыслей, так как практически одновременное восприятие ряда слов дает возможность быстро сравнивать их, вычленять самые важные. Для ученика 6 класса норма чтения - 110-120 слов в минуту. Родители могут следить за тем, чтобы ученики воспринимали не отдельные буквы, а целые слова и фразы, развивать у них периферическое зрение, умение видеть соседние слова, готовясь к их быстрому восприятию. Скорость восприятия учебной информации во многом зависит от быстроты ее письменной фиксации. В семье могут давать детям задания по списыванию текста с самостоятельным фиксированием затраченного времени, сочетать развитие темпа чтения и письма с формированием у учащихся умения укладываться в отведенные на выполнение домашних заданий нормы времени.

Существует много умственных приемов, с помощью которых человек производит активную умственную обработку материала. Задача родителей состоит в том, чтобы школьник уяснил саму возможность запомнить материал в ходе активной его обработки. Если он поймет это и начнет самостоятельно искать такие приемы, то все в порядке, наша основная цель достигнута. Как научить ребят производить смысловую группировку? Прежде всего, надо начинать с подбора достаточно хорошо сгруппированного материала. Задача «разбить текст на куски» должна быть пока что для ребенка самостоятельной работой, не следует соединять ее с задачей «выучить». Практика показывает, что многие ребята, не применяющие смысловой группировки при приготовлении уроков, в состоянии справиться с ней, когда она предлагается им как самостоятельное задание. Такие учащиеся нуждаются только в регулярной тренировке, и когда взрослый увидит, что смысловая группировка осуществляется ими уже легко и быстро, следует перенести ее на приготовление уроков. Если дети не в состоянии справиться со смысловой группировкой даже как с отдельным заданием, тогда взрослый на каждом выбранном тексте должен показывать ребенку, какая общая мысль содержится в объединяемых вместе фразах, добиваясь, чтобы он увидел, что хотя в каждой из них говорится про разное, но вместе они описывают какое-то одно явление или развивают одну мысль. Демонстрируя это на хорошо структурированных текстах и требуя, чтобы в следующий раз ребенок проделал все это сам, взрослый постепенно подводит его к умению расчленять текст на отдельные смысловые куски. Следующим приемом активной мыслительной обработки материала является закрепление выделенных путем смысловой группировки частей. Достичь этого можно, придумывая названия для них. Необходимо, чтобы заглавие было обобщенным по отношению ко всему выделенному разделу. Хорошим приемом работы может быть использование подсказки. Когда ребенок зашел в тупик, можно предложить ему на выбор 2-3 заглавия, причем одно из них - не удовлетворяющее требованию быть обобщающим ко всему выделенному разделу. Пусть школьник подумает, сравнит их между собой и сам решит, которое лучше. В ходе такой работы школьник постепенно обучается и сам делает правильно составленные заглавия. Совокупность заглавий разделов, выделенных при смысловой группировке, образует план изучаемого материала. Составление плана - необходимый школьнику навык. И если родители замечают, что школьник испытывает затруднения при составлении плана или план не используется им при воспроизведении материала, они должны сразу же обратить на это внимание.

Важное умение, которое должно качественно совершенствоваться вместе с изменениями приемов умственной работы школьника, - умение сознательно регулировать процесс учения и достаточно правильно оценивать его результаты. Так, с течением времени пересказ вслух или про себя становится по преимуществу методом самоконтроля и должен помогать ученику разобраться, выучил он урок или нет, а что касается самого материала, то решающее значение имеют разные виды активной работы над ним. Затем полный, развернутый контроль начинает постепенно сокращаться, и ученик все чаще проверяет прочность запоминания, воспроизводя только структурную, опорную схему материала. Если ученик мысленно представляет себе схему ответа, значит, он хорошо помнит содержание учебного материала. Теперь на первый план выступает необходимость добиваться того, чтобы оценка себя отражала действительное положение дел и была, насколько это возможно, устойчивой. В подростковом периоде очень часто глубокая неуверенность в себе причудливым образом сочетается со своеобразным гонором, с непомерно высокой оценкой своих достижений. Контроль и самооценка являются наиболее удобными для всяких посторонних влияний.

Проблема объективности школьной отметки возникает в тех случаях, когда обнаруживается расхождение между тем, как ученик оценивает свои собственные знания, т. е. самооценкой, и тем, как их оценивает учитель, что, соответственно, выражается в выставляемых им отметках. Важно подчеркнуть, что не следует подозревать школьника в систематическом обмане. Он, как правило, искренне убежден в том, что ему занижают отметки. Не упреки, не наказание, а кропотливое убеждение должно быть союзником родителей. Прежде всего, нужно пойти в школу, установить контакт с учителем (или учителями), с классным руководителем. Не забывайте о необходимости особо высокой тактичности при разговоре на эту тему. Один из путей выяснить истинное положение дел - это поговорить с их школьными товарищами. Конечно, с теми из товарищей, с кем вы имеете достаточно хороший контакт. Известный материал для суждения по предмету может вам дать выборочная проверка уроков. Причиной появления у школьника мнений о том, что ему снижают отметки, могут быть, прежде всего, особенности его характера: мнительность, тенденция фиксировать внимание на неприятных событиях и явлениях. Но иногда мнение о систематическом занижении отметок возникает у школьников в результате дефектов в формировании учебной деятельности. Если ваш сын или дочь заявляют, что им в школе занижают отметки, то, пытаясь разобраться и помочь своим детям, обязательно задайте себе вопрос: «А не является ли это мнение результатом ошибок в воспитании?», попытайтесь критически осмыслить ваше собственное отношение к ребенку. Если в процессе воспитания ребенок усваивает мысль, что он хороший, и все, что он делает, тоже хорошо, а если кто-то бывает им недоволен, то это лишь придирки к нему и не более, в таком случае начинайте перестраивать свои отношения с ребенком и обратите особое внимание на выработку у него навыков контроля и правильной самооценки.

Беседа строится на основе предварительно проведенного среди детей и родителей параллельного анкетирования.

Анкета для детей.

I. По каким предметам ты испытываешь затруднения в учении? Что именно, по-твоему, затрудняет учение:

• состояние здоровья, ты быстро устаешь на уроке;

•   у тебя дома нет своего рабочего места, некоторых пособий и принадлежностей, тебе не помогает никто из старших, отрицательно влияют сверстники и т. п.;

•   у тебя есть пробелы в ранее пройденном материале, в теории, в решении задач;

•   особенности преподавания учителем предмета: очень быстро говорит, мало наглядности, повторения;

•   нет интереса к изучению данных предметов;

•   неумение быстро читать, писать, делать зарисовки, выделять главное, медленное выполнение домашних заданий;

•   слабое развитие некоторых качеств личности (например, ты не можешь долго и настойчиво искать решение задачи - т. е. воли,
внимания - не можешь сосредоточенно слушать объяснения учителя, быстро отвлекаешься);

•   особенности мышления (ты затрудняешься при сравнении явлений, при необходимости сделать выводы), памяти (трудно запоминаешь прочитанное, приходится читать более двух раз).

Анкета для родителей.

I.  По каким предметам чаще всего обращается сын (дочь) к вам за помощью и можете ли вы ему помочь?

II.   Каков характер затруднений, испытываемых им при выполнении домашних заданий:

•   имеет фактические пробелы в знаниях по предыдущим темам;

•   не концентрирует внимание на усвоении главных целей темы и правил; знает правила, но не умеет применять их при решении задач;

•   механически подгоняет решение под ответ или трафаретно применяет порядок решения предыдущих задач;

•   не обладает усидчивостью, настойчивостью при выполнении задания, спешит обратиться за помощью;

•   слабо владеет навыками учебного труда (чтение, письмо, счет, зарисовки, работа с книгой, рациональное заучивание и др.);

•   не знает требований к оформлению домашних заданий?

III.         Сколько времени в день занят ваш сын (дочь) выполнением домашних заданий?

IV.         Каким образом вы помогаете ему выполнять задания:

•                усиливаете требовательность к нему, проверяете качество работы;

•  ориентируете на твердое запоминание правил путем многократного их повторения;

•  заставляете повторять содержание темы, необходимой для решения задачи;

•  в наиболее трудных местах подсказываете порядок решения;

•  добиваетесь того, чтобы ученик нашел ошибку в решении или сами указываете ему на эту ошибку;

•  помогаете вникнуть в смысл задачи путем сравнений, наглядных примеров и т.п.

Памятка №1 Как  готовить  домашние задания.

-    Ежедневно и тщательно записывай в дневник все домашние задания.

-    Приучи себя готовить уроки ежедневно в одно и тоже время (если  учишься и I смену, то с 16-17 часов, а если во вторую – то с 8-9 часов)

-    Готовь уроки всегда в одном и том же месте

- Правильно организуй свое рабочее место, убери все лишнее со
стола, выключи радио и телевизор.

Начинай подготовку уроков с предметов средней трудности, затем переходи к более трудным для тебя и под конец выполняй легкие предметы.

Через 30-40 минут занятий делай перерыв для отдыха на 10-15 минут

Во время подготовки уроков не отвлекайся, к разговорам не прислушивайся

Пользуйся словарями и справочниками.

После выполнения письменной работы тщательно проверь ее. Лучше сначала используй черновик, а потом перепиши на беловик.

- Если встретил непонятное слово, не понял задачу, спроси об этом
родителей,
 товарищей, учителя.

Ежедневно повторяй материал прошлых уроков, особенно – правила,  формулы, теоремы, законы.

После приготовления уроков отдохни, погуляй на воздухе, помог и в домашнем труде.

Памятка №2 Правила  умственного  труда

1)      Периоды занятий должны чередоваться с периодами отдыха.

2)  Не занимайтесь более 1,5-2 часов подряд.

3)  Ежедневно для занятий отводите одно и то же время, лучше всего в дневные часы. Избегайте учить уроки поздним вечером или ночью, а также в состоянии сильного утомления.

4)  Правильно оборудуйте свое рабочее место. Книгам, тетрадям, учебникам, разным принадлежностям - всему должно быть свое место.

5)  Чистота воздуха, умеренная температура, правильное освещение - залог хорошей работоспособности.

6)  Работайте спокойно, без беготни к телефону, без игры с кошкой или собакой.  Уберите все  шумовые  помехи (радио, телевизор, компьютер).

7)      Следуйте правилу «лучше меньше, да лучше». Сделайте основательно и полностью один урок и только тогда беритесь за другой.

8)      Чередуйте пассивный и активный отдых. Можете использовать и «физиологические стимуляторы» (холодный душ, физические упражнения, сахар, конфету, сладкий чай и т. д.).

Памятка №3 Как  слушать  учителя  на  уроке

1)        Смотрите на учителя и на то, что он показывает. С помощью зрительной памяти усваивается 90 % знаний. Сведения, полученные с помощью одновременно и зрения, и слуха, лучше запоминаются.

2)   Учитесь думать вместе с учителем. Собственная мысль обычно возникает при контакте с мыслями других людей. Школьник способен мыслить в 4 раза быстрее, чем говорит учитель.

3)   Нельзя оставлять без ответа ни одного вопроса  или сомнения. Ваши вопросы говорят об активности мышления. Не бойтесь обращаться к учителю. Спрашивать надо скромно, тактично.

4)   Основные положения урока и новые слова полезно записать в тетрадь. Кто записывает, тот читает дважды, а значит и лучше помнит.

5)        Домашнее задание надо записывать точно и разборчиво и именно на тот день, на который оно задано.

Памятка №4 Как  работать  с  книгой

При чтении текста нужно решить 4 задачи.

1)        Ознакомиться с содержанием. Уяснить, о чем или о ком идет речь.

2)        Продумать прочитанное, то есть разделить учебный материал на смысловые части, найти внутри каждой такой части основную мысль.

3)        Сделать из текста необходимые выписки для памяти: выяснить значение трудных слов и выражений, составить план, тезисы, конспект, уяснить синтаксическую конструкцию и логическую структуру предложений.

4)        Дать себе отчет: чему новому научила прочитанная статья или книга.  Сообщила ли  какие-нибудь  новые знания,  научила ли  каким-нибудь новым приемам работы, занятий? Возбудила ли новые мысли, настроения, желания?



Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему

 "Роль домашнего задания в самообразовании школьника"

Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями.

Н.Г. Чернышевский

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д. И. Писарев

Задачи: показать родителям значимость выполнения учащимися домашних заданий; предложить родителям рекомендации по контролю выполнения домашних заданий школьником; дать рекомендации родителям по организации самообразования школьника.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся класса; изучение проблем дозировки домашних заданий учителями – предметниками; анкетирование родителей.

Комментарии для учителя: Перед началом собрания классный руководитель предлагает родителям ознакомиться с выставкой тетрадей учащихся с домашним заданием.

1.Вступительное слово

Хронологически подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет.  
Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. 

В. А. Сухомлинский глубоко подметил основное противоречие во взаимоотношении подростка и взрослого: 

«Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины». 

В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

Сегодняшнее собрание посвящено актуальной проблеме  – проблеме организации домашней учебной работы школьника.

2. Основная часть.

Известный психолог Эльконин-Давыдов так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: “Фактически постепенно должна стираться грань между классными домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника”.

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учиться выполнять работу качественно и в срок.

Домашнее задание выполняет различные функции. Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел или много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

Третья функция домашнего задания – развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика. Как этого избежать – тема сегодняшнего, откровенного и серьезного разговора.

Трудясь, человек не только преобразует окружающую его жизнь. Он изменяет и самого себя

Ушинский утверждал, что труд так - же необходим для душевного здоровья человека.

« Как чистый воздух для его физического здоровья»

Когда не оказывается у человека своего личного труда в жизни, он теряет настоящую дорогу и перед ним открывается две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутомимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки и дорога добровольного самоуничтожения, по которой человек быстро опускается до детских прихотей или животных наслаждений.

Ушинский трактовал труд не просто как жизнь, но и как счастье «единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его…»

Он спрашивал: Каково лучшее наследство, которое родители могли бы оставить своим детям? Деньги? Вещи? Нет. Образование? И да, и нет. Трудолюбие? Да. Да. Да.

« Самоё воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни…Труд конечно бремя, но бремя, без которого возможное соединение человеческого достоинства и счастья невозможно.

3. Проблема глазами учеников.

Предложить учащимся высказаться по теме. Почему им трудно выполнять домашнее задание?  Что им мешает дома? Что можно изменить?

4. Рекомендации. Советы.

Временные рамки домашней работы школьников

1 класс

2 класс

3-4 класс

5-6 класс

7-8 класс

9-11 класс

Если ваш ребенок не укладывается в отведенное время при выполнении домашней работы или выполняет ее очень быстро, то необходимо обратить на это внимание и выяснить причины.   Причины могут быть следующие:

1) Ребенок работает нерационально.

2) Нет условий для занятий.

3) Испытывает особые трудности в приготовлении домашних заданий по тем или иным предметам.

4) Дозировка домашнего задания превышает норму. По объему домашняя работа не должна превышать  1/3 того, что сделано на уроке в 1-7 классах, и ½ того, что сделано на уроке в 8- 11 классах.

Результаты анкетирования учащихся и  родителей.

Рекомендации «Садимся за уроки».

  1. Садимся за уроки всегда в одно и то же время.
  2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

Воздух в комнате, где занимается ребёнок, должен быть свежим, т.к. при умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8-9 раз. Соответственно возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 мин. До начала занятий проветрить комнату.

И через каждые 45 минут занятий, перерыв( 5-10 минут,)и проветривание. Более длительные нарушают состояние оптимальной работоспособности, а более короткие лишают человека полноценного отдыха

  1. Выключи телевизор, радио. В комнате, где вы работаете должно быть тихо.

Необходимо позаботится родителям, чтобы никакой шум не проникал в комнату, где ребёнок выполняет домашнее задание, т.к. утомление наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме.

  1. Сотри со стола пыль.
  2. Проверь, на своём ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
  3. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, всё ли задания записаны в дневнике.
  4. Приготовь письменные принадлежности для занятий.
  5. Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положите на строго определённое место на столе.
  6. Уберите со стола всё лишнее.
  7. Пришло время начать работу .

Рекомендации родителям по контролю за выполнением школьником домашних заданий

Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:

– Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

– Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.

– Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.

– Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.

– Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

– Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

– Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.

– Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.

– Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

– Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.

– Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания , покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

– Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

– Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Роль домашнего задания в самообразовании школьника

 Проводится для изучения трудностей учащихся в выполнении домашних заданий.

1. Как ты относишься к необходимости выполнения домашних заданий?

2.    Всегда ли ты выполняешь домашние задания?

3.   Какие трудности ты испытываешь при выполнении домашних заданий?

4.   По каким предметам выполнение домашних заданий является для тебя наиболее трудным?

5.   Кто помогает тебе дома, если ты испытываешь трудности в выполнении домашних заданий?

6.   Ругают ли тебя родители за то, что ты можешь не выполнить домашнее задание из-за непонимания?

7.    Ругают ли педагоги, если домашнее задание остается невыполненным?

8.    Обсуждаете ли на уроке домашние задания?

9.    Имеешь ли ты возможность выбрать домашнее задание?

10.Как поощряет учитель за выполнение домашних заданий в срок?

Анкетирование родителей

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста,  на вопросы анкеты:

  1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в этом году по сравнению с прошлым годом?
  2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?
  3. Какие предметы требуют больших затрат времени?
  4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?
  5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание?
  6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?
  7. Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу?
  8. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету?
  9. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано?
  10. Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание?

Методика изучения эмоциональной напряжённости

Инструкция: « Вам предлагается дать ответы на 30 утверждений. Если вы с утверждением согласны, поставьте рядом с его номером знак +; если нет- знак -.

                                          Если Вы затрудняетесь ответить, напишите «не знаю».

Отработка: 1. Подсчитываются ответы «да» в первых    20-ти вопросах.

        2. Подсчитайте ответы «нет» на вопросы 21-30.

                   3. Подсчитайте ответы «не знаю» по всей анкете, разделите пополам.

                   4. Сложите эти три числа и сравните с таблицей.

Уровни

низкий

средний

высокий

0-10

11-20

21-30

 

1.      Мне с трудом удаётся сосредоточить своё внимание на уроке.

2.      Отступление  учителем от основной темы занятий сильно отвлекает меня.

3.       Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной, проверочной работе, экзаменах.

4.      Иногда мне кажется, что мои школьные знания по отдельным предметам ничтожны.

5.      Отчаявшись выполнять какое – либо задание я обычно «опускаю руки».

6.      Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности собой.

7.      Я болезненно реагирую на критические замечания учителя.

8.      Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство.

9.      Меня сильно беспокоит положение в классе.

10.  Я безвольный человек и это отражается на моей успеваемости.

11.  Я с трудом сосредотачиваюсь на каком – либо задании  и это раздражает меня.

12.  Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед опросом на уроке, экзаменах.

13.  Порой мне кажется, что я не могу усвоить всего учебного материала, и это меня пугает.

14.  Во время ответа на уроке я обычно сильно смущаюсь.

15.  Возможные неудачи на экзаменах очень тревожат меня.

16.  Во время выступления или ответа я начинаю заикаться.

17.  Моё состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.

18.  Я част ссорюсь с друзьями по школе из - за пустяков и потом жалею об этом.

19.  Состояние класса и отношение его ко мне очень влияет на моё настроение.

20.  После ссоры или спора я долго не могу успокоиться.

21.  У меня обычно не бывает головных болей после длительной и напряжённой работы.

22.  Меня ничто не может вывести  из хорошего расположения духа.

23.  Не выполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня.

24.  Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед ответом на уроке, экзамене, если уверен в своих знаниях.

25.  Я обычно в числе первых заканчиваю контрольную работу или иду отвечать на экзамене и стараюсь не думать о возможных ошибках.

26.  Мне обычно не требуется много времени на обдумывание дополнительного вопроса , задаваемого учителем.

27.  Насмешки одноклассников не портят мне настроения.

28.  Я обычно сплю спокойно и не мучаюсь во сне, даже если у меня в школе неприятности.

29.  В классе я чувствую себя легко и непринуждённо.

30.  Мне легко организовать свой распорядок дня, обычно я успеваю сделать всё, что запланирую.                

 

Контроль за выполнением школьником домашних заданий.

             Рекомендации родителям

Уважаемые родители!

Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте  терпимость и уважение к личности своего ребенка.

  • Не сравнивайте его умения с умением других детей.
  • Не кричите, лучше определите причину отсутствия  у ребенка умения выполнить  заданное упражнение.
  • Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
  • Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание это сослужит им плохую службу.
  • Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
  • Требуйте от своего  ребенка  внимательного прочтения инструкций по выполнению домашних заданий, формулировки вопросов.
  • Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных
  • материалов, правил и инструкций.
  • Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
  • Хвалите ребенка за своевременно и  качественно выполненное домашнее задание.
  • Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями  и сестрами.
  • Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях
  • Формируйте привычку  доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
  • Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью  к учителю – предметнику или завучу.
  • Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
  • Не отмахивайтесь от вопросов ребенка Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

                     

Дети учатся жить у жизни

                                           

 Советы родителям 

  Если:

                ребенка постоянно критикуют,        он учится ненавидеть;

           Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

           Ребенка высмеивают, он становится  замкнутым;

           Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

           Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

           Ребенка хвалят, он учится быть благородным;

           Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

           Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

           Ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

              Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить     любовь в этом  мире.

Памятка

«Как готовить домашние задания»

  • Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.
  • Если что-то не понятно, не стесняйтесь задать вопрос.
  • Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.
  • Учиться пользоваться  справочниками и словарями, чтобы уметь выяснить значение незнакомых слов и выражений.
  • Научиться находить интересующую  нужную информацию с помощью компьютера.
  • Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу его запомнить.
  • Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.
  • Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
  • Перед выполнением  домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.
  • Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.

   

  • На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся учебные принадлежности, которые

      необходимы для выполнения задания

      по следующему предмету.

  • В процессе приготовления домашнего задания необходимо делать перерывы.
  • Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.
  • Перед выполнением  письменной работы необходимо выучить  все правила, которые могут тебе пригодиться.
  • Читая учебник, надо задавать  себе вопросы по тексту.
  • Узнавая новые понятия, надо связывать   их по смыслу с уже известными ранее.
  • Большое  задание необходимо разбивать на части и работать  над каждой из них в отдельности.
  • Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.
  • Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.
  • Надо составлять план устного ответа и проверять себя.

Метод ключевых слов

  Этот метод может помочь при изучении  большого по объему текста.

   Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова – сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.

   При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных)  слова. После этого выбранные слова записываются, в нужной последовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

Метод  «5П»

   Этот метод позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает его запомнить. Используется при подготовке устных заданий.

  • - просмотри текст (бегло).  
  •  -  придумай к нему вопросы.  
  •  – пометь карандашом самые важные места.
  •    – перескажи текст (используя ключевые слова).
  •  -  просмотри текст повторно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. 9 класс

Родителям - о препрофильной подготовке учащихся. Как помочь ребенку не ошибиться в выборе профессии?......

Итоговое родительское собрание 5 класс"Золотой конверт"

Итоговое родительское собрание совместно с учениками в форме вручения премии "Золотой конверт " по номинациям. Очень содержательный материал получившии положительные отзывы среди коллег и родителей....

Родительское собрание 8 класс

Как добиться взаимопонимания в семье....

Родительское собрание 8 класс

Как добиться взаимопонимания в семье....

Родительское собрание 8 класс

Как добиться взаимопонимания в семье....

Родительское собрание 5 класс

"Поощрение и наказание"...

Родительское собрание 8 класс о вреде курения

Разработка родительского собрания для 8 класса о вреде курения...