Урок-кафе по творчеству С. А. Есенина.
методическая разработка (9 класс)

Данный материал может быть использован как на уроке, так и в качестве внеклассного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

.

        Урок-кафе по творчеству С.А.Есенина.

              Тема урока: Обобщение  и повторение материала по творчеству Есенина.

              Цель:  1. Систематизировать усвоенную информацию о жизненном и творческом пути поэта.

                           2. Выявить  собственное отношение к стихам поэта.

                           3. Учить творческому подходу к восприятию жизни и поэтической деятельности      

                                Есенина.

                 Оборудование:  Портрет писателя, фотографии, напоминающие о его жизни и творчестве,

                                                выставка книг со стихами и поэмами автора.

                    Технические средства: проигрыватель и пластинки с песнями на стихи Есенина,

                                                                 ноутбук для демонстрации презентации,

                                                                  музыкальный центр и ДИВИДИ плеер.

                Класс оборудован как зал уютного кафе. Столики украшены маленькими букетиками цветов. На столиках кофейные чашечки  с ароматным кофе. На импровизированной сцене у доски  ведущие, они помогают вести урок.

Ребята – ученики и гости размещаются за столиками, загорается свет на « сцене», начинается урок.

                                         Ход урока – кафе.

  1. Слово учителя.

Дорогие ребята, уважаемые гости, я приветствую вас в нашем кафе и надеюсь, что урок вам понравится, многим пойдёт на пользу. Сегодня мы ещё раз соприкоснёмся с творчеством одного из представителей  серебряного века нашей русской поэзии

Сергея Александровича Есенина. Это личность не только незаурядная, но и обладающая огромным потенциалом, заряжающим миллионы читателей любовью к России, нашей Родине и великому русскому народу.

Наш разговор будет сопровождаться  презентацией, которую подготовили для вас наши ученики. ( Начинаются  слайды презентации)

Разрешите предоставить слово нашим ведущим.

  1. 1-й ведущий: Сергей Александрович Есенин Родился в селе Константиново, Рязанской губернии в крестьянской семье. Отец его - Александр Никитич Есенин, а мать – Татьяна Фёдоровна. В 1904 году, когда будущему поэту исполнилось 9 лет он пошёл учиться в Константиновское земское училище, потом продолжил учёбу в закрытой церковно- учительской школе.

               Осенью 1912 года прибыл в Москву и начал работать в книжном магазине, а затем в      

               типографии  И.Д. Сытина.

  1. В 1913 году поступил на историко  - философский факультет Московского городского народного университета имени Шанявского. Работал в типографии, часто общался с поэтами московского кружка имени Сурикова.

              2- ведущий.  Через год у Есенина родился сын Юрий ( Георгий) от Анны Романовны

                                       Изрядновой. ( брак не был зарегистрирован) . Есть документы, что сына

                                        Есенина расстреляли в 1937 году.

                                        В 1914 году были опубликованы первые стихи Есенина, принесшие ему

                                        известность. В это время он дружит с другим поэтом – Николаем Клюевым.

                                        Это была дружба - соперничество. Они часто выступали вместе, в том числе

                                        перед   императрицей   и её  дочерьми  в  Царском Селе.

                3- ведущий.  В 1917- 1921 годы Есенин состоял в браке с актрисой Зинаидой

                                         Николаевной Райх. От этого брака родилась дочь Татьяна и сын Константин – впоследствии футбольный журналист. А от переводчицы Надежды Вольпин у Есенина был сын Александр, родившийся в 1924 году, ставший известным математиком.

Осенью 1921 года в мастерской художника Г.Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он через полгода женился. После свадьбы Есенин с Дункан ездили в Европу и США, где он  находился до 1923года. После возвращения из-за границы их брак вскоре распался.

1-Ведущий. Поэтический дар Есенина не затмевали никакие личные невзгоды и потери. За свою короткую жизнь ему удалось сочинить и опубликовать очень много поэтических шедевров.

Его часто называли певцом русской природы. Любовь к природе рождалась из доброго чувства поэта к родной земле, к человеку. Действительно, Есенин воспринимает природу  не  как нечто  отдельное от людей, а как настоящее, живущее одной жизнью с нами.

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно  серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой…

1-Ведущий. А сколько любви и человеческого тепла отдаёт он теме о животных, это целый цикл в его творчестве. Вспомним хотя бы стихотворение, посвящённое собаке « Песнь о собаке», где автор рассказывает о редкостных материнских чувствах:

       Покатились глаза собачьи

      Золотыми звёздами в снег…

А мы сейчас послушаем стихи разные по тематике, написанные в разные периоды творчества.

Каждый из нас воспринимает и чувствует стихи Есенина по-разному. И первым вы услышите стихотворение « Выткался на озере алый свет зари…», написанное в 1910 году.

Следующее стихотворение принадлежит совершенно к иному этапу творчества поэта. Это цикл стихов из сборника « Персидские мотивы». Стихотворение называется « Шаганэ, ты моя Шаганэ…» 1924 год.

И ещё одно произведение, ставшее ступенькой к следующему этапу нашего урока – это стихотворение носит трагический характер, оно называется « Хороша была Танюша...»

Кстати, это стихотворение, как многие другие, стало красивой лирической минорной песней. Мы послушаем её в исполнении ансамбля « Ариэль».

2-Ведущий.  А вот следующую песню мы исполним сами, это песня на стихи Есенина « Отговорила роща золотая».

Учитель . Ребята, вы заметили насколько близки темы стихов и песен на стихи Есенина вам, младшему поколению, эти же песни слушали ваши родители. И это здорово, ведь именно так достигается взаимопонимание и разрушается проблема отцов и детей.

3-Ведущий. В последний год жизни Есенин закончил и опубликовал поэму « Анна Снегина». Она стала лебединой песней его творчества.

Я думаю: 

Как прекрасна

Земля

И на ней человек…

Эти ключевые строки не только в поэме, но и во всём творчестве Есенина.

В детские годы поэт мечтал: «… буду я известным и богатым, и будет памятник стоять в Рязани мне.»

Памятник ему поставлен – и не только в Рязани. Русский поэт Сергей Есенин известен всему миру.

И он богат – беспредельно. Он богат народной любовью – искренней, глубокой.

Слово учителя: Закончился наш урок, но никогда не закончится тяга к изучению творчества этого любимого народом человека – поэта. Я думаю, что и вы не ограничитесь рамками урока, а будете и дальше продвигаться в изучении стихов Есенина.

Домашнее задание.

Вам,ребята, необходимо вспомнить самое лучшее стихотворение Сергея Есенина и сделать его анализ с точки зрения художественных средств, которые он использует в данном стихотворении.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. Дмитриевка»

УРОК-КАФЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ

С.А.ЕСЕНИНА.

В 11 КЛАССЕ.

   

       

                         

                                                                  АВТОР: КОРЧАГИНА ОЛЬГА ПЕТРОВНА,

                                                                       УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И

                                                                        ЛИТЕРАТУРЫ.

                                  2011-2012 уч.год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку по творчеству А. С. Есенина. "Букет лирики Есенина"

Данный материал представляет собой конспект урока, презентацию, материалы для анализа учащихся. Целесообразно сипользовать на уроках по изучению творчества Есенина в 11 классе....

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".

Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....

Видеоурок по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина "

Урок посвящен теме Родины и природы в лирике замечательного русского поэта Сергея Есенина.         Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как поэт-лирик, самобытный и ...

Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"

Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...

Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе к юбилею С.А.Есенина »Тема Родины в творчестве С.А.Есенина» (Литературное кафе) Учитель МОУ» Филимоновская СОШ» Мешкова В.Н.

Цели урока: - раскрыть своеобразие личности С.А.Есенина, основной мотив его творчества,- донести до учащихся мысль о том, что биография и творчество поэта – биография и творчество исключит...

Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству С.А.Есенина- «В гостях у Сергея Есенина».

Литератуно - музыкальная гостиная, посвящённая творчеству С.А. Есенина - " В гостях у Сергея Есенина"...

Классный час для учащихся 7 класса «Всё о Есенине», посвященный жизни и творчеству С. А. Есенина.

Знакомство учащихся с основными этапами духовной и творческой эволюции поэта, а также особенностями поэтического творчества С.А. Есенина....