Почему я выбираю жизнь.
методическая разработка (9, 10, 11 класс)

Корберг Татьяна Сергеевна

Методическая разработка классного часа для учащихся 9-11 классов. Воспитание ответственного отношения к своей жизни, формирование навыков разрешения трудных жизненных ситуаций,  позитивного отношение к себе и окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_pochemu_ya_vybirayu_zhizn_11_klass.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Почему я выбираю жизнь»

(для 9 – 11-х классов)

Цель: способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни, научить находить пути разрешения трудных жизненных ситуаций и преодолевать их, формирование у учащихся позитивного отношение к себе и окружающим.

Оборудование: презентация, микрофон, листы бумаги А4 по количеству учащихся, бланки анкеты.

Ход  классного часа:

Эпиграф:

                                                    Для веселия планета наша мало оборудована,
                                                               Надо вырвать радость у грядущих дней,
                                                               В этой жизни помереть не трудно.
                                                               Сделать жизнь значительно трудней.

                                                         В. Маяковский
                                                          («Сергею Есенину»)

1. Ритуал погружения в тему классного часа:

Внимание учащихся обращается на тему занятия, эпиграф, записанный на доске. Затем каждому предлагается по кругу ответить на вопрос: «Как ты думаешь, о чем сегодня пойдет речь на классном часе?». После того, как все участники высказались, результат обобщается, делается вывод, говориться о значимости жизни, ее ценности.

Дар напрасный, дар случайный

Жизнь, зачем ты мне дана?

Самое бесценное сокровище, имеющееся у человека – это жизнь. В одном из своих лирических стихотворений А. С. Пушкин спрашивал:    Так поэт пытался понять смысл своей жизни, который казался ему неясным, темным. Сегодня мы уверенно говорим, что смысл жизни великого Пушкина заключался в создании непревзойденных образцов поэзии, прозы, драматургии, эпистолярного жанра. Ответ на вопрос, заданный поэтом, очень важен для каждого человека, ведь от него будет зависеть очень многое. Каждый из нас должен ответить на вопросы «Кто Я?», «Какой Я?», «К чему я стремлюсь?».

И, вероятно, каждый человек, будь то взрослый или ребенок хоть раз в жизни пытался для себя ответить на такие вопросы:

                 Зачем любить и ненавидеть?

                 Растить цветы и звезды видеть?

                 Зачем терять, зачем искать,

                 Зачем былое вспоминать?

                               <…>

                 В чем смысл жизни заключен?

                 В чем заключен ее закон?

                 И не дает покоя мне,

                 Моей недетской голове,

                 Один –единственный вопрос:

                 Зачем родился я и рос?

Давайте и мы с вами сегодня попытаемся ответить на эти вопросы. Поможет нам в этом следующее упражнение.

2. Упражнение «Кто Я?»

Учащиеся в течение нескольких минут записывают на листе 10 ответов на вопрос «Кто Я?» (например: девушка, дочь, подруга, ученица, выдумщица, артистка, отличница и т.д.). Затем педагог просит проранжировать ответы по степени важности. По желанию несколько человек комментируют вслух свою работу.

3. А теперь попытаемся ответить еще на один важный вопрос: К чему я стремлюсь, В чем смысл моей жизни?

Учащиеся письменно продолжают предложение «Смысл моей жизни – это…»

Желающие зачитывают получившиеся ответы вслух.

4. Обратимся к тому, как понимали жизнь классики.  Организуется работа в группах. Каждая группа получает цитату и  3 минуты на обсуждение, затем представитель от каждой группы зачитывает свою цитату и объясняет ее значение. Комментарии остальных учащихся приветствуются.

Цитаты для обсуждения:

  • «Жизнь– не страдание и не наслаждение, а дело, которое мы обязаны делать и честно довести его до конца» Алексис Токвиль
  • «Жизнь – это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновик, а потом переписать в беловик» А.П. Чехов
  • «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пускай каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием» Джон Рескин
  • «Нет, видимо, смерть ничего не разъясняет. Только жизнь дает людям определенные возможности, которые осуществляются ими или пропадают напрасно; только жизнь может противостоять злу и несправедливости» Василь Быков
  • «Никто не жил в прошлом, никому не придется жить в будущем; настоящее и есть форма жизни» Артур Шопенгауэр

5. Чтение педагогом реальных писем  из интернета: 

Всем привет! Не знаю что мне делать... вроде и жизнь люблю и в то же время жить стыдно! Стыд заключается в том, что меня отчислили с университета на 4м курсе... и я до сих пор не сказала об этом маме!!!сейчас должна учиться на 5!!!Мама очень строгая, да и не хочу позорить её! У нас никого ближе нет, только я и мама! Папа умер 10 лет назад! И когда мне плохо я плачу и хочу к нему! Кто мне подскажет выход???


Я хочу покончить с жизнью мне все надоело, но мне жалко папу, маму, бабу, я не хотела их огорчать ,но так получилось . Простите  меня, родные, я скоро, наверно, сброшусь или задушусь. Я не могу так жить. Я люблю одного парня,  но ему наговорили про меня всякую ерунду, и он меня любит, но он не может поверить в это.  Я не знаю, что мне делать, я не могу без него, он понял, что я люблю его. Если он меня не простит, то я пойду под машину.

У меня был момент в жизни, после которого я разочаровался в людях. И чем дольше я живу, тем это разочарование становится больше. Мне одиноко, мне хочется общение, но в тоже время я не доверяю людям, боюсь их в какой-то степени. Да я уже разучился общаться для удовольствия, а не для передачи информации. После нескольких лет одиночества я пришел к выводу: любви нет, дружбы нет это лишь красивая выдумка. Есть человек и есть его потребности. Еда, сон, развлечение, секс, общение и т.д. Все остальное лишь способы удовлетворения этих потребностей.
Я потерял интерес к жизни. Наверно через несколько лет стану часть сухой статистики.

Обсуждение. Упражнение «Живой микрофон»

Учитель берет у учащихся интервью по предложенным вопросам. Желательно, чтобы каждый учащийся высказал свою точку зрения.

  • Что бы ты ответил этому молодому человеку?
  • Скажи, пожалуйста, Алина, знаешь ли ты что такое суицид?
    Как ты думаешь, почему вообще человек может покончить жизнь самоубийством?
  • Что ты вообще об этом думаешь? Актуальна ли эта проблема на сегодняшний день или нет?
    Если можно поподробнее, какие причины толкают человека, например, на то, чтобы спрыгнуть с крыши девятиэтажного дома?
  • Как ты думаешь, ты могла бы попасть в такую ситуацию, чтобы покончить жизнь самоубийством?
    Тебя не пугает, что суицид чаще встречается в подростковой среде, а не у взрослых, и с чем это связано по- твоему?
  • А сам бы ты смог совершить самоубийство?
  • Почему?

Вывод: Каждая жизнь прочно связана с другими жизнями. Жизнями всех тех, кто нас любит. Как бы мы не были убеждены в том, что безнадежно одиноки на всем белом свете, что всем плевать, что с тобой будет – это не так. И их жизни мы ломать не в праве.

6. Анкета для старшеклассников

Удовлетворены ли вы тем, как складывается ваша жизнь?

    - да

    -нет

    -не совсем

Если не секрет, с каким чувством вы смотрите в будущее?
              - С чувством надежды и оптимизма
              - Спокойно, хотя особых перемен для себя не жду
              - С тревогой и неуверенностью
              - Скорее со страхом и отчаянием

            Уверены ли вы в осуществлении своих жизненных планов? 

              -Скорее, ДА
              -Скорее, НЕТ
              -Затрудняюсь ответить

           Что в окружающей жизни вас больше беспокоит ?
              - Материальные проблемы
             - Безработица
             - Равнодушие/жестокость
             - СПИД
             - Личностные проблемы
             -Взаимоотношения с родителями

            Знакомы ли вы с такой проблемой как суицид ? 
               -Да

      -Нет

Встречались ли вы с такой проблемой как суицид ? 
      -Да

       -Нет
Что способно толкнуть человека на самоубийство ? 
      -Личностные проблемы-

       -Равнодушие со стороны окружающих
      -Другое

7. Заключение.

В заключение нашей беседы хочу привести 18 уроков Матери Терезы - настоящей программы совершенствования для каждого из нас. Настоящее имя Матери Терезы, настоятельницы и основательницы Ордена милосердия, лауреата Нобелевской премии мира, гражданки Индии – Агнем Гонджа Бояджиу.

Главное – иметь чистое сердце.

Жизнь – возможность, используйте ее;

Жизнь – красота, восхищайтесь ею;

Жизнь – блаженство, вкусите его;

Жизнь – мечта, осуществите ее;

Жизнь – вызов, примите его;

Жизнь – долг, исполните его;

Жизнь – игра, сыграйте в нее;

Жизнь – богатство, дорожите им;

Жизнь – любовь – наслаждайтесь ею;

Жизнь – тайна, изучайте ее;

Жизнь - шанс, воспользуйтесь им;

Жизнь – горе, превозмогите его;

Жизнь – борьба, выдержите ее;

Жизнь – приключение, решитесь на него;

Жизнь – трагедия, преодолейте ее;

Жизнь – счастье, сотворите его;

Жизнь слишком прекрасна, не губите ее;

Жизнь – это жизнь, боритесь за нее.

Мать Тереза

 


Литература
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - С.-П., 1994.
2. Амбрумова А.Г. О самоубийцах//Аргументы и факты. - 1994 (март, №12).
3. Арнольд О. Дар редчайший, дар бесценный//Vita. - 1999, №3 - с. 22-24.
4. Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998, №2 - с. 36-43.
5. Вроно Е. Что толкает в петлю//Деловой мир. - 1994 (30.05 - 06.06) - с. 30.
6. Дарк О. Право на смерть//Независимая газета. - 1999 (3 сентября) - с. 16.
7. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М., 1987.
8. Мелихова А. Мышь черная, белая… или профилактика суицида//Учительская газета. - 1999, №28/29 - с. 18.
9. Научные и организационные проблемы в суицидологии. - М., 1983.
10. Павлов И.П. Самоубийство - великая печаль русской жизни//Медицинская газета, 1999 (28 мая) - с. 15.
11. Снайдер Р. Практическая психология для подростков. - М., 1995.
12. Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. - М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я выбираю жизнь!" классный час о здоровом образе жизни

"Я выбираю жизнь" классный час о здоровом образе жизни...

"Мы выбираем, жизнь!" - внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни

Общешкольное мероприятие для старшеклассников по профилактике вредных привычек...

Дискуссия «Я Выбираю жизнь!!! Какую жизнь я выбираю?»

Обсуждение проблем, связанных с ведением здорового образа жизни....

Разработка урока "Почему подростки выбирают субкультуру? Как я выражаю свою индивидуальность.

Урок по УМК Кузовлева.10 класс. Профильный уровеньОбразовательная цель:развитие иноязычной коммуникативной компетенции.Метапредметные цели:1. развитие умения определять цели, ставить задачи2. развитие...

Круглый стол «Я выбираю жизнь», презентация "Я выбираю жизнь!"

Круглый стол «Я выбираю жизнь», презентация "Я выбираю жизнь!"...